timelapse

Жители «новой Москвы» хотят не абстрактного, а четкого представления о будущем своего региона - Владимир Жидкин

Темы в материале

Глава департамента развития новых территорий отметил, что территориальные схемы Троицкого и Новомосковского административных округов прошли публичные слушания в 21 муниципалитете

 

В конце мая 2015 года исполнилось 3 года с момента создания Департамента развития новых территорий города Москвы. О некоторых результатах деятельности новой структуры, преобразованиях, произошедших за это время на присоединенных территориях, и перспективах их дальнейшего развития ИА «Интерфакс» рассказал руководитель департамента развития новых территорий Москвы Владимир Жидкин.

- Прежде всего, примите наши поздравления с трехлетием вашего Департамента. И, конечно же, интересно узнать, каких рубежей удалось достичь «новой Москве».

- Спасибо за поздравление. Конечно, по историческим меркам три года - весьма небольшой период для масштабных преобразований на огромной территории. Но без преувеличения скажу: это долгосрочный проект не просто городского, а национального масштаба. Для его реализации и создавался наш Департамент. И задачи были поставлены поистине небывалые. Уже к 2035 году на новых территориях должно быть построено около 100 миллионов квадратных метров недвижимости, создан примерно 1 миллион новых рабочих мест, реконструировано свыше 380 километров дорог, построено около 476,8 километра улично-дорожной сети.

Но даже не достижением этих показателей мы должны изменить огромную по площади территорию. Основная цель расширения Москвы - формирование комфортной городской среды, перенос центров деловой активности за пределы прежних границ Москвы. А это качество жилья, обеспеченность местами в детских садах, школах, поликлиниками, объектами отдыха и культурного, спортивно-развлекательного назначения, это современные дороги, инженерная инфраструктура, необходимое количество рабочих мест вблизи от дома.

- И какой мы увидим «новую Москву» в будущем?

Открытие бизнес-парка «К2» в «новой Москве»

- При разработке градостроительной документации «новой Москвы» ее территория условно разделена на три пояса урбанизации. К первому поясу отнесены территории вблизи МКАД, ко второму и третьему, соответственно, срединные и периферийные территории «новой Москвы».

Интенсивность застройки и ее плотность в этих поясах будет различаться. Чем ближе к Москве, тем плотнее будет застройка. Большая часть территорий второго и особенно третьего пояса урбанизации останутся зелеными зонами. Запланировано создание 92 парков и мегапарков - больших лесных массивов, три из которых («Красная Пахра», «Сосны», «Ручеек») уже функционируют. Таким образом, планы о размещении 100 миллионов квадратных метров недвижимости при одновременном формировании обширной зеленой зоны не противоречат друг другу и взаимоувязаны в общую концепцию развития новых территорий.

Также предусмотрено создание 12 точек экономического роста, каждая из которых станет одним из центров полицентричного развития и тесно увязана с транспортным и инженерным каркасами Троицкого и Новомосковского округов (ТиНАО).

- Сами москвичи как-то участвуют в осуществлении этих планов?

 

Реконструкция Калужского шоссе

- Безусловно. Многие, в том числе мечтающие перебраться жить в «новую Москву», хотят не абстрактного, а четкого представления о будущем своего региона. Разработанные территориальные схемы Троицкого и Новомосковского административных округов в марте 2015 года обсуждались в ходе публичных слушаний в 21 муниципальном образовании. В ближайшее время территориальные схемы с учетом высказанных замечаний и предложений должны быть утверждены правительством города. Этот документ - основополагающий ориентир, предметное представление развития новых территорий на период до 2035 года.

- Но это весьма отдаленная перспектива. А что же происходит сейчас, в кризис?

- Строим и развиваем территории в соответствии с планами, а темпы, несмотря на экономические трудности, даже наращиваем. На новых территориях Москвы активно ведется жилищное строительство. В 2012 году было сдано 425,1 тысяча квадратных метров жилья, в 2013-м - 1 миллион 211 тысяча, в 2014-м - 1,5 миллиона квадратных метров.

Важно, что с ростом объемов жилищного строительства выполняется непременное условие - параллельное или опережающее возведение объектов социального назначения. К 2015 году введено 7 детских садов (более 1 тысячи мест); 2 общеобразовательные школы (на 1675 учащихся); 2 поликлиники (суммарно - 700 посещений в смену); 4 модульных поликлиники (суммарно - 500 посещений в смену); медицинский корпус (540 посещений в смену); физкультурно-оздоровительный комплекс.

В 2015 году планируется построить 1,8 миллиона квадратных метров жилья и 1 миллион квадратных метров нежилых (в том числе социальных) объектов. При этом объем вводимых на новых территориях объектов социального назначения превзойдет ранее достигнутые показатели.

В 2015 году будет построено 18 детских садов на 3875 мест (из них 12 на 2880 мест – внебюджетные); 6 школ на 5850 учащихся (из них 5 школ на 5550 учащихся - внебюджетные); поликлиника на 550 посещений в смену (внебюджетные средства) и подстанция «Скорой помощи» на 10 машиномест (за счет бюджета).

- «Новая Москва» не только динамично строится, но и активно заселяется. Людям требуется работа уже сейчас...

- Создание рабочих мест - один из приоритетов градостроительной политики на новых территориях. Обратимся к статистике: за неполный 2012 год на присоединенных территориях создано 8 тысяч рабочих мест, в 2013-м - 27 тысяч, в 2014-м - 33 тысячи, а с начала 2015 года уже создано 12,5 тысячи рабочих мест. До конца нынешнего года этот показатель увеличится еще на 17,5 тысячи. Таким образом, создание к 2035 году на территории ТиНАО 1 миллиона рабочих мест - реальная, выполнимая задача.

Рабочие места на новых территориях создаются с учетом формирования отраслевых и межотраслевых территориальных кластеров, технопарков, индустриальных парков, тематических парков, логистических, медицинских, образовательных, рекреационных и многофункциональных центров. Основной принцип их расположения - это территории вокруг населенных пунктов и близость к транспортным магистралям. Так, общественно-деловые кластеры появятся в Коммунарке, Троицке, Румянцево и Внуково. В Рогово, Вороновском и Кленово планируется сформировать агропромышленные кластеры, а в Остафьево - рекреационный. В Бекасово будет создан логистический.

Тройка лидеров по количеству рабочих мест к 2035 году будет выглядеть примерно так: Коммунарка - около 200 тысяч рабочих мест, Внуково - около 180 тысяч рабочих мест, Румянцево - около 150 тысяч рабочих мест. За последние три года количество жителей здесь увеличилось на треть, но при этом количество рабочих мест удвоилось. За три года их появилось около 80 тысяч. По нашим прогнозам, 70% трудоспособного населения «новой Москвы» будет работать рядом с домом.

- А не проявятся ли в «новой Москве» с ее развитием старые столичные проблемы, в первую очередь, транспортная?

- Делается все для того, чтобы этого избежать. До 2018 года на новых территориях Москвы планируется реконструировать и построить 14 автомобильных дорог общей протяженностью 137,2 километра. А в плановых показателях до 2035 года цифры еще более впечатляющие: реконструкция 381,7 км дорог и строительство 476,8 км улично-дорожной сети.

К 2018 году в «новой Москве» планируется построить и реконструировать порядка 9 объектов дорожно-транспортной инфраструктуры, включая строительство эстакад и внеуличных пешеходных переходов.

В настоящее время ведутся работы по реконструкции и строительству центральной автодороги в поселке Коммунарка с выходом на район Южное Бутово. Движение по данной дороге планируется открыть к 1 июля 2015 года. Начато строительство автомобильной дороги Боровское шоссе - Киевское шоссе - д. Ботаково через д. Рогозинино, Верховье.

Готовятся к сдаче две первые станции метро на новых территориях - «Румянцево» и «Саларьево» (Сокольническая линия). Протяженность этого участка - 6,5 км. Суммарная загрузка станции «Саларьево» составит около 24 тысяч человек в утренний час пик. Началась активная фаза реконструкции Калужского шоссе.

- Много говорится о внедрении на новых территориях московских стандартов. В чем это проявляется, ощущают ли это выравнивание сами жители «новой Москвы»?

- Уже больше двух лет программа правительства Москвы «Социальная поддержка жителей города Москвы на 2012-2016 годы» распространяется на жителей ТиНАО. В первую очередь программа направлена на помощь пожилым людям - пенсионерам, ветеранам Великой Отечественной войны и боевых действий. Пенсионеры получают надбавку к пенсиям до московского уровня, в среднем по округам это 4789,2 рубля. Но есть и неофициальные, но вполне объективные оценки самих жителей присоединенных территорий. К этому они относят и пресловутую московскую прописку, и новые для них социальные стандарты обеспечения местами в детских садах, школах, медицинскими услугами, комфортной придомовой, уличной инфраструктурой. Да и само качество социальных объектов, культура и профессионализм обслуживания вырос, по мнению жителей «новой Москвы», многократно.

Не забыты интересы сельских населенных пунктов и садовых товариществ на новых территориях. Для проведения проектных и строительных работ по обеспечению сельских населенных пунктов и садовых объединений москвичей на территории ТиНАО, а также Московской и сопредельных областей власти Москвы в течение 2014-2017 годов выделят из городского бюджета 700 миллионов рублей. Благодаря этому электричество будет подведено к 128 СНТ, в которых дачные участки имеют более 36 тысяч жителей Москвы. В ближайшие годы планируется построить почти 190 км линий электропередачи.

- Хватит ли средств у города на осуществление всех этих планов?

- Безусловно, комплексное развитие новых территорий требует значительных инвестиций, и не только от города. В числе инвесторов, активно участвующих в создании структуры объектов социального назначения - компания «Масштаб», группа «Абсолют», RDI Group, «ИнвестТраст», ГК «Мортон», ГК «ПИК», ГК «МИЦ» и другие компании. Всего в течение ближайших 20 лет в строительство жилья, социальных объектов, создание дорожной, инженерной инфраструктуры ТиНАО будет привлечено не менее 7 трлн рублей, в том числе 5 трлн рублей - в строительство недвижимости и 2 трлн рублей - в создание транспортной и инженерной инфраструктуры.

ИА «Интерфакс-Недвижимость»