Москомархитектура под руководством председателя Юлианы Княжевской занимается разработкой градостроительной документации различного масштаба: начиная от крупных генеральных планов, проектов планировки территорий, и заканчивая выдачей граддокументации на земельные участки. В 2021 году Комитету исполнилось 30 лет.
Среди крупных проектов стоит отметить развитие территорий бывших промзон и продвижение идей полицентризма, которая получила практическое воплощение в создание нескольких крупных центров притяжения.
В числе крупных проектов стоит отметить «Большой Сити», «Южный порт», «Северный порт» и район Камушки. Также ведется масштабная реорганизация территорий возле Москвы-реки. Большая часть из них находится на месте бывших промзон, и реализация проектов помогает решить сразу несколько задач: благоустройство территории, создание рабочих мест, стимулирование развития промышленности города, качественная застройка и др.
Один из примеров – территория бывшей промзоны «ЗИЛ», над преображением которой работали российские и мировые звезды архитектуры из США, Нидерландов, Германии. Уже сегодня это современный городской квартал с первоклассной архитектурой, крупным ландшафтным парком, школами и садами, благоустроенной набережной.
По соседству реализуют проект «ЗИЛ-Юг», чей мастер-план был разработан голландским бюро KCAP Architects & Planners в партнерстве с московским бюро Buromoscow. Здесь сформируется совершенно новый городской район.
Также Москомархитектура реализует целый ряд программ по комплексному благоустройству столицы, направленных на создание комфортной визуальной среды и эстетического облика города.
Кроме того, в 2012 году подготовлено и утверждено постановление правительства Москвы «О колористических решениях фасадов зданий, строений, сооружений».
Определены требования к формированию колористического решения фасадов, регламент предоставления госуслуги «Оформление паспорта колористического решения» и форма паспорта. С момента принятия документа оформлено почти 3000 паспортов.
В соответствии с поручением мэра Москвы Сергея Собянина в столице с 2016 года прекращается строительство старых панельных серий. Современные проекты домостроительного комбината (ДСК) утвердили по итогам совместной работы с Москомархитектурой.
Новые стандарты жилой застройки широко применяются в программе реновации, которую утвердил мэр Москвы Сергей Собянин в августе 2017 года. Она призвана обновить жилищный фонд и предотвратить рост массового появления аварийного жилья в столице, а также позволит качественно улучшить городскую среду. Благодаря ей более 1 млн москвичей из ветхих пятиэтажек переедут в современные дома до 2032 года.
В рамках программы в Москве создается качественное жилье, полезные сервисы и соцобъекты, культурно-досуговые и спортивные центры, продуманная транспортная инфраструктура. Все это делает нашу столицу более удобной для жизни и работы.
Программу реновации жилья утвердил мэр Москвы Сергей Собянин 1 августа 2017 года. Она предусматривает расселение более 350 тыс. квартир.
Это не просто снос ветхого жилищного фонда, но и переселение москвичей в новые дома, в квартиры с качественной отделкой.
Жители переезжают в новостройки в том же районе, за исключением ТиНАО и ЗелАО, где переселение ведется в пределах округов. За дополнительную плату можно получить квартиру большей площади.
В программу включено 5176 домов. Список стартовых площадок состоит из 837 адресов.

Переселение проходит в три этапа (в зависимости от хода работ сроки могут меняться):
Назад
Город делает все возможное, чтобы участники программы смогли как можно быстрее переехать в новые квартиры, поэтому список стартовых площадок регулярно пополняется. Некоторые участки под застройку предлагают сами жители.
Жилье по реновации возводят как на специально подобранных территориях и на месте сноса ранее расселенных домов, так и на участках, реорганизуемых по программе комплексного развития территорий (КРТ).

Размеры жилых комнат – не меньше, чем в старых домах, при этом площади кухни, санузла, прихожей и балкона, как правило, больше.
В каждой квартире предусмотрены изолированные комнаты, просторный коридор, большая кухня и раздельные санузлы.
Улучшенная отделка «под ключ», выполненная по единому стандарту, включает:

Дворы превращаются в удобные для жизни пространства с палисадниками и скверами, велодорожками, подземными парковками.
В прогулочных зонах устанавливают фонари, лавочки и урны, разбивают клумбы, высаживают деревья и кустарники. В новых кварталах найдется место и для тихого отдыха, и для активных занятий спортом.
На детских площадках для безопасности укладывают резиновое покрытие, устанавливают игровые комплексы, качели, песочницы, горки, лабиринты.
В спортивных зонах размещают гимнастические комплексы и тренажеры. Для выгула собак предусмотрены отдельные площадки.

Общественный штаб по контролю за реализацией программы реновации:
Прием граждан ведется по адресу: Лихов пер., д. 3, стр. 1 еженедельно по вторникам и четвергам с 9.00 до 20.00 по предварительной записи.
Телефон для записи на прием: +7 (495) 548-20-80 (вход в здание осуществляется по паспортам).
Телефон горячей линии: +7 (495) 548-20-80, 09:00 - 20:00, пн-пт, без перерыва.
E-mail: renovation@shtab.opmoscow.ru
НазадМоскомархитектура принимает непосредственное участие в реализации программы:
По итогам реализации программы появятся комфортные и благоустроенные кварталы с современным архитектурным обликом, а за счет рационального и эффективного планирования территорий повысится доступность объектов инфраструктуры.
Москомархитектура ведет обширную работу по развитию транспортного каркаса города – речь идет как о крупных магистралях, так и о разветвленной сети дорог внутри кварталов. Кроме того, ведется разработка проектов планировки Транспортно-пересадочных узлов (ТПУ), позволяющих сконцентрировать различные виды транспорта и обеспечить быструю и комфортную пересадку, с последующим согласованием их архитектурного облика.
К примеру, Москомархитектура разработала ППТ крупнейшего ТПУ «Нижегородская». Проект объединит в себе:
Пропускная способность ТПУ «Нижегородская» в час пик составит более 100 тыс. человек. Он станет вторым по мощности после «площади трех вокзалов».
Стоит отметить, что большие ресурсы столичного правительства направлены на развитие общественного транспорта, особенно рельсового. Комитет вместе с подведомственными структурами готовит проекты планировки прилегающих к МЦД территорий, предусматривающие их развитие и благоустройство.
Схожая работа ведется с территориями, прилегающими к веткам Московского центрального кольца.
Городская электричка – новый вид общественного транспорта, который появился в столице 10 сентября 2016 года с открытием Московского центрального кольца (МЦК). Оно интегрировано в систему Московского метрополитена. По сути, это 14-я наземная линия.
Длина кольца – 54 км, на нем расположена 31 станция. Станции МЦК – это полноценные транспортно-пересадочные узлы. С них можно сделать пересадку на станции метро, МЦД. Они организованы по принципу «сухие ноги» – пассажирам не нужно выходить на улицу, чтобы попасть с одной станции на другую. Пересадки между станциями метро и МЦК занимают не больше 10–12 минут.
Жители и гости столицы совершили 1 млрд поездок по Московскому центральному кольцу за семь лет.
На метро и МЦК в 2023 году совершено более 2,2 млрд поездок.
Московское центральное кольцо работает по графику метрополитена: станции открываются для пассажиров в 05:30 и функционируют до 01:00.
Интервал движения поездов на МЦК в утренние и вечерние часы пик составляет четыре минуты. В остальное время – восемь минут.

Железнодорожное кольцо проходит по 26 районам Москвы, где проживают около 2 млн человек. Запуск пассажирского движения по МЦК улучшил транспортную ситуацию для жителей, у которых не было до этого метро в пешей доступности. Это районы Метрогородок, Бескудниковский, Коптево, Хорошёво-Мнёвники и Нижегородский. Стало удобнее пересаживаться с одного вида транспорта на другой, в том числе за счет единой системы оплаты проезда.

По кольцу ходят скоростные электропоезда «Ласточка», которые двигаются практически бесшумно и могут разгоняться до 120 км в час. Составы оборудованы кондиционерами, биотуалетами, информационными панелями, бесплатным Wi-Fi, розетками и велокреплениями.

Двери вагонов открываются в ручном режиме: для входа или выхода нужно нажать на специальную кнопку, установленную на дверях. Она работает только во время полной остановки состава на платформе. При готовности дверей к открытию загорается зеленый сигнал. В остальное время из-за требований безопасности двери заблокированы.
В отличие от пригородных электричек в «Ласточках» нет тамбуров. Это позволяет пассажирам быстро зайти в салон или покинуть его на нужной остановке.

От холода пассажиров Московского центрального кольца защищает тепловая завеса. Умная система климат-контроля выпускает потоки теплого воздуха перед дверями в вагонах автоматически, защищая от перепада температур. Кроме того, система климат-контроля обеззараживает воздух, уничтожая возможные инфекции и вирусы.
В перспективе планируется запустить по МЦК беспилотные «Ласточки».
НазадПроезд на МЦК можно оплатить с помощью обычных городских билетов («Единый», «Тройка») и банковских карт с бесконтактной оплатой.
В течение 90 минут можно бесплатно пересесть с одного вида транспорта на другой при поездках по следующим маршрутам:

МЦК приспособлено для маломобильных граждан. На станциях и в вагонах размещены информационные указатели, пиктограммы, бегущая строка и навигационные элементы с шрифтом Брайля. На 25 транспортно-пересадочных узлах установлены лифты и эскалаторы, еще на пяти ТПУ – специальные подъемники.
Работают сотрудники Центра обеспечения мобильности пассажиров метро.

Также в столице реализуют крупнейший в мире проект в области метростроения – Большую кольцевую линию метро. Стало возможным к новому кольцу присоединить Бирюлёвскую, Рублёво-Архангельскую и Троицкую ветки. Москвичи, проживающие возле новых линий, будут в полной мере обеспечены надежной транспортной инфраструктурой.
Всего в рамках проекта построят 31 станцию и три электродепо. БКЛ длиной 70 км может стать самой протяженной кольцевой линией метро в мире, обогнав нынешнего «чемпиона» среди подземных колец – Вторую кольцевую линию Пекинского метро (57 км).
Особое внимание уделяется и развитию столичного метрополитена, в частности, дизайну новых станций. Москомархитектурой регулярно проводятся конкурсы с международным участием, результатом которых становятся поистине уникальные проекты. Так, уже реализованы станции «Мнёвники», «Солнцево» и «Новопеределкино».
Благодаря ведению комплексной работы по развитию ж/д транспорта, город и пассажиры получат новые маршруты передвижения, снизится стоимость проезда на железной дороге, уменьшится маятниковая миграция, увеличится капитализация жилья вдоль новых линий, появятся новые общественные пространства.
Архитектурный совет Москвы (Архсовет) – коллегиальный и совещательный орган при Комитете, который возобновил свою регулярную работу по инициативе главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова. Деятельность Архсовета направлена на практическую реализацию единой градостроительной и архитектурной политики и открытое публичное освещение решений по ключевым градостроительным объектам.
С принятием постановления № 284-ПП от 30.04.2013 «Об оптимизации порядка утверждения архитектурно-градостроительных решений объектов капитального строительства в городе Москве», обязавшего всех застройщиков получать свидетельство об АГР, Архсовет получил возможность непосредственно влиять на формирование архитектурного облика Москвы, в частности, отслеживать, насколько реализация проекта отличается от представленной концепции.
С 2013 года Москомархитектура участвует в экспозиции правительства Москвы в рамках выставки инвестиций и недвижимости MIPIM. Комитет также ежегодно представляет экспозиции на Международном фестивале «Зодчество», Международной выставке архитектуры и дизайна «АРХ Москва».
Под кураторством Москомархитектуры ежегодно в рамках Санкт-Петербургского международного культурного форума проходит специальная секция по вопросам архитектуры — «Креативная среда и урбанистика».
Под патронажем Комитета ежегодно проводятся собственные образовательные выставки-конференции: «Комфортный город» и «Открытый город». В рамках проводимой образовательной программы организовываются лекции, семинары и воркшопы со студентами профильных вузов и молодыми архитекторами, а также экскурсии и стажировки.
По инициативе Москомархитектуры организовано более 50 архитектурных конкурсов. Они проводятся для объектов разного масштаба – от градостроительных проектов и зданий в ключевых точках города до конкурсов на фасады и даже отдельные элементы зданий.
Активная работа Комитета по повышению качества проектов, особенно контроль на стадии реализации, а также популяризация отечественных проектов за рубежом принесла свои плоды – московские архитекторы стали завоевывать известнейшие международные награды.
В феврале 2018 года парк «Зарядье» стал победителем премии международного архитектурного портала ArchDaily как лучший проект в области общественных пространств.
Дворец художественной гимнастики Ирины Винер-Усмановой, построенный в Лужниках, стал победителем в номинации «Лучший спортивный и культурный объект» (Best Cultural & Sports Infrastructure) международного конкурса MIPIM Awards – самой престижной премии в области недвижимости и городского развития.
В финал конкурса впервые попало сразу пять российских проектов: дворец художественной гимнастики, реконструкция спорткомплекса «Лужники» с набережной, развитие территории Бадаевского пивзавода, больница в Коммунарке и реновация жилья.
Проект развития территории Бадаевского завода получил сразу три награды международного конкурса на World Architecture Festival – WAF 2019. В категории Residential проект стал абсолютным победителем среди 17 финалистов из 10 стран мира. За 11 лет существования WAF московский проект впервые стал лауреатом премии.
Проект планировки территории микрорайонов 15б–16б района Богородское по программе реновации, разработанный Москомахитектурой, ГАУ «НИ и ПИ Градплан города Москвы» и бюро «Остоженка», стал победителем престижной ежегодной международной премии UDAD (Urban Design & Architecture DesignAwards 2021) в номинации «Концепция городского планирования».
Получайте ежедневную подборку актуальных публикаций о строительстве в Москве