2023 год стал одним из самых результативных для столичного метростроя, сообщил мэр Москвы Сергей Собянин.
Он отметил, что в городе завершили строительство Большой кольцевой линии, продлили Люблинско-Дмитровскую и Солнцевскую линии метро.
«Мы замкнули Большую кольцевую линию – 31 станция, 70 километров пути и 47 пересадок на действующие и перспективные линии метро и диаметры», – написал Сергей Собянин в своем личном блоге.
Он добавил, что запуск движения по БКЛ – историческое событие для столичного транспорта, сравнимое с запуском метро в 1935 году, замыканием Кольцевой линии в 1954-м и открытием Московского центрального кольца (МЦК) в 2016-м.
Более 1,3 млн пассажиров пользуются БКЛ каждый рабочий день, в 2025 году это число должно вырасти вдвое. При этом создан запас провозной способности на десятилетия вперед.
Новые станции разгрузили участки других линий метро до 23% и обеспечили хордовые связи между соседними районами.
Еще одну линию метро продлили за МКАД. Новый участок Люблинско-Дмитровской линии от «Селигерской» до «Физтеха» улучшил транспортное обслуживание более 500 тыс. жителей пяти районов Москвы и подмосковного Долгопрудного. Метро также пришло в динамично развивающийся район Северный.
Возле новых станций «Яхромская», «Лианозово» и «Физтех» расположены крупные предприятия и научно-исследовательские институты, в частности – один из ведущих вузов страны, Московский физико-технический институт. Его с «Физтехом» связал новый автобусный маршрут.
Москвичи, живущие около новых станций, теперь могут добраться до центра города без пересадок менее чем за полчаса. А экономия времени в пути на ряде маршрутов составляет до 40 минут в день.
Также продлили Солнцевскую линию метро. В составе нового участка открыли станции «Пыхтино» и «Аэропорт Внуково». Благодаря этому дорога до центра города стала почти в два раза быстрее не только для авиапассажиров, но и для жителей района Внуково, поселений Внуковское, Марушкинское и Филимонковское.
«Впервые от аэропорта всего за 25 минут можно добраться до пересадки на БКЛ, а это ключ к быстрым и комфортным поездкам по всему городу», – подчеркнул Собянин.
В 2024 году развитие Московского метрополитена продолжится. В течение года планируется завершить строительство первой очереди Троицкой линии, вблизи которой проживают более 1,5 млн человек.
Строительство Троицкой линии ведется в два этапа. Сейчас завершен первый этап создания нового радиуса метро.
Четыре станции начали работу в сентябре 2024 года – «Новаторская», «Университет Дружбы Народов», «Генерала Тюленева», «Тютчевская», а 28 декабря открыли второй участок – станции «Корниловская», «Коммунарка» и «Новомосковская».
В рамках празднования Дня города 13 сентября 2025 года в столице открылись еще четыре станции «изумрудной» ветки – «Вавиловская», «Академическая», «Крымская» и «ЗИЛ».
Сейчас готовится проектная документация второго этапа строительства ветки – участка длиной 16,8 км с шестью станциями от «Новомосковской» до Троицка.
Для обслуживания поездов «изумрудной» линии в этом году ввели электродепо «Столбово». В 2029-м планируется завершить строительство депо «Троицкое».
Назад
Линия улучшит транспортное обслуживание около 2 млн горожан, которые получат десятки вариантов новых маршрутов и смогут значительно экономить время в пути.
Открытие метро также будет стимулировать строительство жилой и коммерческой недвижимости, создание десятков тысяч рабочих мест.
Троицкая линия уменьшит нагрузку на южные участки Сокольнической и Калужско-Рижской веток, а также на Бутовскую. Ее запуск позволит снизить интенсивность движения автотранспорта по прилегающей улично-дорожной сети, что улучшит экологическую ситуацию.
Назад
В состав первого участка длиной 26 км войдет 11 станций: «ЗИЛ», «Крымская», «Академическая», «Вавиловская», «Новаторская», «Университет Дружбы Народов», «Генерала Тюленева», «Тютчевская», «Корниловская», «Бачуринская», «Коммунарка».
Со станций «ЗИЛ» и «Крымская» пассажиры смогут пересесть на одноименные станции Московского центрального кольца, с «Новаторской» – на БКЛ, а с «Академической» – на Калужско-Рижскую линию. На станции «Коммунарка» организуют пересадку на Сокольническую линию, а со станции «ЗИЛ» – на будущую Бирюлёвскую линию.
В 2024 году также планируют открыть станцию «Потапово», которая станет конечной для Сокольнической линии. Ее расположат в створе дорожной магистрали Солнцево – Бутово – Варшавское шоссе и сделают первой отапливаемой наземной станцией в Московском метрополитене.
Дорога Солнцево – Бутово – Варшавское шоссе
Новая дорога сооружается участками, всего их пять:
- от Боровского до Киевского шоссе – ВВЕДЕН;
- от Киевского шоссе до Калужского шоссе – ВВЕДЕН;
- от Калужского шоссе до станции метро «Новомосковская» – ВВЕДЕН;
- от станции метро «Новомосковская» до ул. Поляны – СТРОИТСЯ;
- от ул. Поляны до Варшавского шоссе – СТРОИТСЯ.

Назад
Участок дороги от Киевского до Калужского шоссе интегрирован с Сокольнической линией метро от станции «Саларьево» до «Прокшино».
Это первый опыт строительства совмещенной автотрассы и линии метро в Москве:
- пути метро проходят посередине дороги;
- выходы из станций расположены на обеих сторонах автомагистрали.

Назад
«Потапово» значительно улучшит транспортное обслуживание более 90 тыс. жителей поселения Сосенское. Пользоваться новой станцией смогут и жители района Южное Бутово, поселения Воскресенское и города Щербинки. Станция готова почти на 80%, сейчас идет монтаж инженерного оборудования.
Кроме этого, в 2024 году продолжатся работы по строительству и проектированию новых радиальных линий: Рублёво-Архангельской и Бирюлёвской.
Рублёво-Архангельская протянется на северо-запад столицы от делового центра «Москва-Сити» до площадки Рублёво-Архангельское. На первом этапе планируется построить участок длиной 12,6 км, в его состав войдет шесть станций: «Звенигородская», «Народное Ополчение», «Бульвар Генерала Карбышева», «Серебряный Бор», «Строгино» и «Липовая Роща», на втором – участок от «Липовой Рощи» до «Ильинской».
Рублёво-Архангельская линия метро
Рублёво-Архангельская линия метро длиной 27,6 км с 12 станциями протянется от Московского международного делового центра «Москва-Сити» до Рублёво-Архангельского за МКАД и далее в Красногорск.
Линия свяжет деловые кварталы: ММДЦ «Москва-Сити» и «СберСити» в новом микрорайоне Рублёво-Архангельское. На конечной станции «Деловой центр» пассажиры графитовой ветки смогут пользоваться инфраструктурой Москвы-Сити – одного из крупнейших транспортных хабов города.
На новой ветке будут организуют на Московское центральное кольцо, Солнцевскую, Филёвскую, Арбатско-Покровскую и Большую кольцевую линии метро.
Назад
Первые две станции графитовой ветки – «Деловой центр» и «Шелепиха» – открылись в 2018 году в составе БКЛ. Сейчас их временно закрыли для интеграции с Рублёво-Архангельской линией.
В 2021-м стартовали первый и второй этапы строительства новой ветки от «Шелепихи» до «Липовой Рощи». Длина участка составит 12,7 км, на нем появится шесть станций:
- «Звенигородская» – возле пересечения ул. Шеногина, Шелепихинского шоссе и 1-го Силикатного проезда;
- «Народное Ополчение» (пересадочная на одноименную станцию БКЛ) – вдоль ул. Демьяна Бедного на пересечении с просп. Маршала Жукова;
- «Бульвар Генерала Карбышева» – вдоль ул. Маршала Тухачевского на пересечении с б-р. Генерала Карбышева;
- «Серебряный Бор» – вдоль ул. Паршина рядом с пересечением с ул. Живописная;
- «Строгино» (пересадочная на одноименную станцию Арбатско-Покровской линии) – вдоль Строгинского бульвара;
- «Липовая Роща» – на территории Московской области вдоль МКАД, между Новорижским шоссе и участком жилой и общественной застройки «Спутник».
В 2024-2025 годах стартовало строительство третьего пускового комплекса от станции «Липовая Роща» до «Ильинской» длиной 6 км. Здесь появятся две станции:
- «Рублёво-Архангельское» – на территории одноименного микрорайона в районе Кунцево между Проектируемыми проездами № 7120 и № 7101;
- «Ильинская» – в районе Кунцево между Ильинским шоссе и 23-м км Новорижского шоссе.
Также планируется продление линии в Красногорск с двумя станциями с рабочими названиями «Красногорск» и «Изумрудные холмы».
На начальном этапе линию будет обслуживать электродепо «Солнцево», в планах – создание депо «Ильинское».
Назад
По прогнозам, в первые годы работы веткой смогут пользоваться порядка 170 тыс. человек в сутки, а в перспективе – до 250 тыс.
Открытие новой ветки метро улучшит транспортное обслуживание около 1 млн (нынешних и будущих) жителей семи районов Москвы: Пресненский, Дорогомилово, Филёвский Парк, Щукино, Строгино, Хорошёво-Мнёвники и Кунцево, в том числе возводимых кварталов по реновации и территорий комплексной застройки.
Улучшится транспортная ситуация и более чем для 200 тыс. жителей Московской области. На предприятиях, расположенных на прилегающих к новой линии территориях, к 2031 году будет насчитываться около 850 тыс. мест приложения труда, в том числе – 300 тыс. новых.
Москвичи и гости столицы получат новые варианты поездок по городу с удобными пересадками на БКЛ, Солнцевскую, Филёвскую, Арбатско-Покровскую линии метро и МЦК.
Подробнее: https://stroi.mos.ru/photo_lines/stantsiia-narodnoie-opolchieniie-ghotova-bolieie-chiem-na-60-kak-stroiat-piervyi-uchastok-rubliovo-arkhanghiel-skoi-linii-mietro?from=cl
Назад
Сейчас на участке от «Звенигородской» до «Бульвара Генерала Карбышева» ведется вынос инженерных коммуникаций, устройство ограждающих конструкций котлована и основных конструкций станций. Уже пройдены перегонные однопутные тоннели от «Народного Ополчения» до «Звенигородской».
Бирюлёвская линия длиной более 22 км включит 10 станций. Она будет обслуживать южные районы столицы, среди которых Даниловский, Нагатинский Затон, Нагатино-Садовники, Москворечье-Сабурово, Печатники, Царицыно, Бирюлёво Восточное и Бирюлёво Западное.
Для будущей ветки метро уже утверждена градостроительная документация, сейчас выполняется проектирование и освоение стройплощадок.
«Строительство новых линий и станций метро – один из приоритетов развития Москвы. Будем и дальше прилагать максимум усилий для того, чтобы наш метрополитен оставался самым близким, удобным и лучшим в мире», – подчеркнул Собянин.
Троицкую линию метро построят до конца 2028 года