Мэр столицы Сергей Собянин осмотрел ход строительства электродепо «Столбово» в Новой Москве.
«В районе Коммунарки развернута большая стройка. Здесь возводится новое мощное электродепо. Общая площадь всех строений превысит 100 тыс. кв. метров. Здесь будут работать более 1 тыс. человек. Депо начнет обслуживать сразу две линии: Сокольническую и новую строящуюся Троицкую ветку. Оно позволит в два раза увеличить количество поездок в южной части Сокольнической ветки и обеспечит нормальное функционирование Троицкой линии метро. Основные работы должны быть закончены в конце следующего года», – сказал Сергей Собянин.
Как доложил мэру исполнительный директор, руководитель дивизиона по строительству метро АО «Мосинжпроект» Валерий Кивлюк, первый этап работ выполнен на 100%.
«Помимо самого депо, будет построено четыре соединительные ветки с Троицкой линией и три – с Сокольнической», – пояснил Кивлюк.
Депо «Столбово» строится в поселении Сосенское между Ивановским прудом и жилым комплексом «Москвичка» – с южной стороны строящейся автомагистрали Солнцево – Бутово – Варшавское шоссе. Ввести его в эксплуатацию планируется в 2024 году.
Дорога Солнцево – Бутово – Варшавское шоссе
Новая дорога сооружается участками, всего их пять:
- от Боровского до Киевского шоссе – ВВЕДЕН;
- от Киевского шоссе до Калужского шоссе – ВВЕДЕН;
- от Калужского шоссе до станции метро «Новомосковская» – ВВЕДЕН;
- от станции метро «Новомосковская» до ул. Поляны – СТРОИТСЯ;
- от ул. Поляны до Варшавского шоссе – СТРОИТСЯ.

Назад
Участок дороги от Киевского до Калужского шоссе интегрирован с Сокольнической линией метро от станции «Саларьево» до «Прокшино».
Это первый опыт строительства совмещенной автотрассы и линии метро в Москве:
- пути метро проходят посередине дороги;
- выходы из станций расположены на обеих сторонах автомагистрали.

Назад
Электродепо «Столбово» станет первым на южном участке Сокольнической линии и одним из крупнейших депо Московского метрополитена. На участке в 15,8 га планируется возвести порядка 40 зданий и сооружений общей площадью около 100 тыс. кв. метров, включая отстойно-ремонтный корпус на 33 канавы с камерой мойки составов, мотодепо с ремонтно-строительным участком, инженерный корпус, диагностический пост (комплекс с системой автоматического обмера колесных пар на ходу), административно-бытовой корпус и др.
Строительство Троицкой линии ведется в два этапа. Сейчас завершен первый этап создания нового радиуса метро.
Четыре станции начали работу в сентябре 2024 года – «Новаторская», «Университет Дружбы Народов», «Генерала Тюленева», «Тютчевская», а 28 декабря открыли второй участок – станции «Корниловская», «Коммунарка» и «Новомосковская».
В рамках празднования Дня города 13 сентября 2025 года в столице открылись еще четыре станции «изумрудной» ветки – «Вавиловская», «Академическая», «Крымская» и «ЗИЛ».
Сейчас готовится проектная документация второго этапа строительства ветки – участка длиной 16,8 км с шестью станциями от «Новомосковской» до Троицка.
Для обслуживания поездов «изумрудной» линии в этом году ввели электродепо «Столбово». В 2029-м планируется завершить строительство депо «Троицкое».
Назад
Линия улучшит транспортное обслуживание около 2 млн горожан, которые получат десятки вариантов новых маршрутов и смогут значительно экономить время в пути.
Открытие метро также будет стимулировать строительство жилой и коммерческой недвижимости, создание десятков тысяч рабочих мест.
Троицкая линия уменьшит нагрузку на южные участки Сокольнической и Калужско-Рижской веток, а также на Бутовскую. Ее запуск позволит снизить интенсивность движения автотранспорта по прилегающей улично-дорожной сети, что улучшит экологическую ситуацию.
Назад
Развернутая длина путей превысит 12 км. Депо оснастят современным оборудованием, которое позволит качественно и эффективно обслуживать составы.
После выхода на проектную мощность здесь будет создано порядка 1 тыс. рабочих мест со стабильным доходом и социальными гарантиями от правительства Москвы.
В первые годы эксплуатации электродепо «Столбово» будет обслуживать подвижной состав Троицкой линии метро, первую очередь которой от станции «ЗИЛ» до «Коммунарки» планируется ввести в 2024 году.
Сейчас поезда столичного метро обслуживают 23 электродепо и один вагоноремонтный завод.
Фактически электродепо – технологическое сердце метрополитена, здесь осуществляется:
- отстой;
- плановое обслуживание поездов;
- мойка подвижных составов.
Электродепо – базовые предприятия метрополитена по ремонту электропоездов и вспомогательному производству, они служат для размещения персонала и оборудования разных служб. Электродепо важны так же, как станции и тоннели.
С 2011 года по программе развития московского метро построили и реконструировали 14 электродепо. Появилось девять новых:
- «Аминьевское»;
- «Братеево»;
- «Лихоборы»;
- «Митино»;
- «Нижегородское»;
- «Руднево»;
- «Солнцево»;
- «Южное» («Братеево-2»);
- «Столбово».
Они обслуживают поезда на шести линиях, депо оснащены всем необходимым оборудованием и готовы к техническому обслуживанию, периодическому и внеплановому ремонту вагонов.
Пять электродепо реконструировали:
- «Владыкино»;
- «Выхино»;
- «Печатники»;
- «Планерное»;
- «Сокол».
До 2030 года планируется открыть еще три:
- электродепо «Ильинское» для Рублёво-Архангельской линии;
- «Бирюлёвское» для Бирюлёвской линии;
- «Троицкое» для Троицкой линии.
Назад
Электродепо состоит из двух частей – отстойная и ремонтная.
Первая часть – это отстойная, где подвижной состав стоит, проходит плановый осмотр и техническое обслуживание перед выходом на линию.
Во второй части проводится ремонт, который не требует глобального разбора подвижного состава и внеплановый ремонт.

В электродепо есть также вагономоечная камера и место для обточки колес поездов. Тоннели в метро довольно извилисты, в них есть подъемы и спуски, поэтому в процессе эксплуатации колеса поезда стачиваются. Эти показатели постоянно проверяются, и при малейшем подозрении колесную пару отправляют на проточку либо заменяют.
Раньше в большинстве депо обточку можно было провести, только демонтировав колесную пару. Теперь обточка проводится подрельсовым колесотокарным станком без демонтажа колесной пары.

Назад
В электродепо организуют дистанционные методы диагностики неисправностей.
На выезде из тоннеля, который ведет в депо, устанавливается целый комплекс специальных датчиков. При прохождении подвижного состава они автоматически фиксируют все его основные параметры. Эффективность такой системы зависит только от того, насколько развит диагностический комплекс датчиков.
Вся информация заносится в электронную карточку, которая для каждого вагона – своя. Если будет зафиксировано какое-то отклонение от нормы, в электродепо уже будут знать о поломке и готовиться к ремонту.

Назад
В электродепо создаются не только условия для ремонта поездов, но и возможности для отдыха локомотивных бригад. Помимо комнат отдыха, оборудуются душевые, раздевалки, столовые, медкабинеты, где каждый день машинисты перед выходом на линию проходят осмотр.
Есть комнаты психологической разгрузки, где созданы оптимальные условия для быстрого восстановления работоспособности.
В депо оборудуют тренажерные залы, где работники могут поддерживать себя в хорошей физической форме.
Назад
С 2011 года по программе развития Московского метрополитена было построено и реконструировано 11 электродепо. До конца 2023 года планируется завершить строительство депо «Аминьевское». Таким образом, к концу этого года подвижной состав Московского метрополитена будут обслуживать 22 электродепо. Три из них – «Замоскворецкое», «Нижегородское», «Аминьевское» – будут работать в составе Большой кольцевой линии.
Электродепо для поездов метро