Проект развития «Большого Сити» будет реализован в ближайшие шесть-семь лет, сообщил мэр столицы Сергей Собянин в ходе посещения Московского международного делового центра (ММДЦ) «Москва-Сити».
«Проект «Москва-Сити», одного из крупнейших в Европе, можно сказать, состоялся. Сегодня на небольшом участке в 60 га построено около 3 млн кв. метров и еще около 1 млн «квадратов» возводят. В целом этот проект даст огромный толчок для развития экономики города. Должен сказать, что «Сити» является главным налогоплательщиком города и значительным – страны. Он уже работает не только на девелоперов или на бизнес, который здесь находится, а на всю Москву. Поэтому такие проекты очень важны и нужны для современного города», – сказал Сергей Собянин, передает АГН «Москва».
Строительство делового центра «Москва-Сити»
Московский международный деловой центр (ММДЦ) «Москва-Сити» находится на Пресненской набережной в одноименном районе на территории площадью 60 га.
Это один из самых масштабных градостроительных проектов, которые реализуются в России за последние десятилетия.
Задолго до строительства «Сити» на этом месте были каменоломни, карьеры, склады и промзоны.
Сегодня «Москва-Сити» – крупная зона деловой активности, которая объединяет бизнес, апартаменты проживания и досуг.
Назад
Завершено строительство зданий «Око», «Эволюция», «Башня 2000», «Башня на набережной», «Евразия», «Запад» и «Восток» делового комплекса «Федерация», «Город Столиц», «Меркурий», Neva Towers, бизнес-центр City Point.

Также ввели деловой комплекс «Империя» и бизнес-центр «Северная Башня», мост «Багратион», гостиницу «Новотель» и торгово-развлекательный комплекс «Афимолл-Сити». Возведен комплекс «IQ- квартал».

Назад
Небоскреб One Tower станет самым высоким жилым зданием в Европе. Его высота составит 444 м.

Небоскреб возводится около башен «Меркурий» и «Гранд Тауэр». В здании будет 107 этажей и 1623 квартиры. Здесь создадут 5700 рабочих мест.

Это будет первая жилая башня в Сити с квартирами, а не апартаментами. В здании откроют фитнес-центр с бассейном, детский досуговый клуб, кафе, рестораны и магазины.
Назад
Самая высокая смотровая площадка Европы с углом обзора 360 градусов работает в комплексе «Башня Федерация». Там есть и фабрика мороженого: гости могут увидеть все этапы производства и получить мороженое в подарок.

«Федерация» состоит из двух башен – «Запад» и «Восток», расположенных на стилобате (общая нижняя часть здания).
Высота 101-этажной башни «Восток» составляет 373,4 м. Смотровую сделали на 89-м этаже, там открываются лучшие виды на Москву.

Назад
«Эволюция» - многофункциональный небоскреб. Башня напоминает молекулу ДНК: две ленты противоположных фасадов закручиваются и плавно объединяются в металлической конструкции над кровлей, символизируя эволюционную спираль.
Небоскреб поворачивается вокруг своей оси на 156 градусов (каждый из ее 50 этажей – на 3 градуса относительно предыдущего).

Комплекс занимает территорию в 2,55 га, два из которых — благоустроенная общегородская площадь с террасами. Трехуровневый стилобат отдан под торговую галерею «Эволюция». Из нее ведут выходы в башню, на станцию «Выставочная» Филёвской линии метро и к пешеходному мосту Багратион.
Кровля стилобата приспособлена для фонтанов, террас кафе и озеленения. Десятиметровый перепад высот между верхним уровнем общегородской площади Сити и отметкой набережной компенсируют траволаторы, защищенные от осадков криволинейной кровлей.
Назад
Торгово-пешеходный мост «Багратион» соединяет Краснопресненскую набережную с набережной Тараса Шевченко. Открыт в сентябре 1997 года к празднованию 850-летия Москвы. На мосту расположены торговые павильоны.
Назад
В 2019 году ко Дню города в «Москва-Сити» открылась городская площадь. Она стала настоящим подарком для более 100 тыс. человек, которые работают в бизнес-центрах «Москвы-Сити».
Площадь могут использовать для проведения спортивных занятий и церемоний на открытом воздухе, гастрономических фестивалей, городских праздников и др. Для этого обустроены пешеходная галерея, пергола (навес) и амфитеатр в виде холма-трибуны.
Главными украшениями нового общественного пространства стали светодинамические фонтаны с каскадом и управляемыми форсунками, а также огромные часы, стилизованные под куранты.
Площадка расположена недалеко от выхода со станции метро «Выставочная», пешеходного моста «Багратион», башни «Эволюция» и ТРК «Афимолл Сити».

Назад
В текущем году планируется завершение строительства двух офисных корпусов на территории делового центра «Москва-Сити». Биpнес-центр iCITY возводят по адресу: Шмитовский проезд, вл. 37.
Корпуса общей площадью 230 тыс. кв. м объединит восьмиэтажный стилобат, в котором расположится паркинг на 949 машин, летний сад с зонами для отдыха и просторными площадками. Для резидентов и посетителей создадут торговую инфраструктуру: фуд-холл, кафе, рестораны, мини-маркет и др.
Готовность одного корпуса составляет 60% – сооружены все монолитные конструкции этажей. Второй корпус готов на 80% – здесь установлены фасадные панели, выполнены наружные инженерные работы, заканчивается устройство теплового контура.

Назад
Он добавил, что сейчас в «Сити» работают более 80 тыс. человек, каждый день приезжают около 140 тыс. человек.
«Я думаю, что это еще не предел. Конечно, для того, чтобы запустить этот огромный комплекс, надо было решить огромное количество проблем. И дело не только в высотном строительстве, сложной технологии этого строительства. Самая главная проблема – обеспечение транспортными коммуникациями. Без этого комплекс просто бы не состоялся», – пояснил Собянин.
Мэр отметил, что за последние годы на этой территории создан крупнейший в стране транспортно-пересадочный узел.
«Сегодня здесь пять тяжелых линий железнодорожного транспорта: это три линии метрополитена, Московское центральное кольцо и первый маршрут Московских центральных диаметров «Белорусско-Савеловский». Сооружается ветка МЦД-4. Это тоже одна из крупнейших транспортных строек, которая соединяет Киевское и Белорусское направления, дает возможность транзитного движения поездов и создает здесь еще дополнительную станцию», – подчеркнул Собянин.
Кроме того:
- построены развязки, соединяющие Третье транспортное кольцо и «Сити»;
- построена автомагистраль, соединяющая Звенигородское шоссе с ММДМ;
- созданы пешеходные переходы – подземные и надземные.
«Здесь огромный комплекс дорожного строительства и развития общественного транспорта. Сейчас прокладывается платная дорога – Северный дублер Кутузовского проспекта. Проектирование закончено, инвесторы приступили к строительству», – рассказал мэр.
Проспект Багратиона – новая магистраль, которая протянулась от делового центра «Москва-Сити» и ТТК до МКАД и через Молодогвардейскую развязку. Ее интегрировали с платной трассой Северный обход города Одинцово и далее с Можайским и Минским шоссе.
Длина шестиполосной дороги со съездами и 17 искусственными сооружениями составляет около 22 км, включая основной ход – около 10 км.
Реализация проекта стартовала в 2019 году и завершилась в сентябре 2023-го. Проспект Багратиона строился на основании концессионного соглашения, заключенного в 2014 году между правительством Москвы и АО «Новая концессионная компания».
Название магистрали выбрали жители столицы в ходе голосования в системе «Активный гражданин».
9 сентября 2023 года по проспекту Багратиона было запущено движение транспорта. Только за первые полтора месяца работы дороги по ней проехал 1 млн автомобилей.

Назад
Чтобы минимизировать влияние на окружающую застройку, трассу проложили вдоль путей первого Московского центрального диаметра (МЦД-1). Большая ее часть проходит по путепроводам и эстакадам – здесь построили 17 искусственных сооружений, среди них:
- эстакада основного пути от МКАД до станции Рабочий Посёлок (1,96 км) – одна из крупнейших в Москве;
- эстакада основной дороги через Рублёвское шоссе и ж/д пути (700 м);
- мост через Москву-реку (330 м);
- эстакада на примыкании к основной проезжей части обхода г. Одинцово (310 м);
- путепровод через ул. Минская (90 м);
- эстакады-съезды на сообщении с МКАД и Молодогвардейской транспортной развязкой, Кутузовским проспектом, Северо-Западной хордой, Шелепихинской набережной (более 2,5 км).
Для удобства жителей сооружены два подземных пешеходных перехода – в районе станций Рабочий Посёлок и Фили МЦД-1.

Назад
Новая магистраль сокращает перепробег автотранспорта на 3 км, а время в дороге – в среднем до 30 мин. Теперь путь от МКАД до делового центра «Москва-Сити» стал быстрее в три раза – доехать можно за 15 мин. вместо 45.

Назад
Проспект Багратиона – результат реализации крупнейшего проекта государственно-частного партнерства. Проезд по нему платный, для этого здесь установили современную безбарьерную систему взимания платы.
Стоимость проезда автоматически спишется с предоплаченных транспондеров. Если его нет, то оплатить проезд можно через мобильные приложения «Парковки России», «Главная дорога», на сайтах mos.ru и m-road.ru.
Такая система обеспечивает более высокую скорость движения и исключает скопление машин на пунктах оплаты.
Назад
По его словам, была проведена огромная работа по сооружению инженерных коммуникаций.
«Все это позволило взглянуть на развитие гораздо большей территории вокруг «Сити», создать комплексный проект современного развития значительной части Москвы на территории 2 тыс. га. Это комплексная реновация не только жилья, но и промышленных территорий – десятков заброшенных участков, которые сегодня находятся в активной фазе развития. А также возможность строительства второй очереди «Москва-Сити», благоустройства набережных, прокладки новых коммуникаций, освоения больших заброшенных территорий», – добавил Собянин.
Напомним, в рамках реализация концепции развития территории ММДМ «Москва-Сити» введены в эксплуатацию объекты общей площадью 3 млн 144 тыс. кв. метров, причем больше половины из них в 2011-2019 годах. Среди них – пешеходный мост «Багратион» и 15 башен.
В 2020 году поступления НДФЛ с территории района оцениваются в 77 млрд рублей.
В ближайшие годы в ММДЦ «Москва-Сити» планируется ввод еще пяти башен и других крупных объектов: One Tower, «Империя 2», концертный зал Sensorium Hall, два МФК. Строительство ведется за счет частных средств.
Скоро начнется благоустройство Шелепихинской набережной от Третьего транспортного кольца до 3-го Силикатного проезда.
К 2024 году здесь откроются станции «Поклонная гора», «Кутузовская» и «Камушки» МЦД-4, а до 2025 года – станции Большой кольцевой линии (БКЛ) метро – «Карамышевская», «Улица Народного Ополчения», «Мнёвники».
Большая кольцевая линия метро
Большая кольцевая линия Московского метрополитена – крупнейший в мире проект метростроения. Длина БКЛ – 70 км, на нем расположены с 31 станция и три электродепо.
БКЛ стала самой длинной кольцевой линией метро в мире, обогнав бывшего «чемпиона» среди подземных колец – Вторую кольцевую линию Пекинского метро (57 км).
Впервые план создания второй кольцевой линии возник в 1947 году, когда еще строилась первая Кольцевая. Различные планы предлагались в 1970-е, 1980-е и 2000-е годы, но проект реализован не был. Решение начать строительство БКЛ принял мэр Москвы Сергей Собянин в 2011 году. Работы стартовали в ноябре того же года.
Назад
Большое кольцо соединило все радиальные ветки на расстоянии до 10 км от существующего кольца.
Со станций БКЛ можно сделать порядка 50 пересадок. В ходе строительства Большого кольца заложены технические решения, которые позволят присоединить к ней новые радиусы метро:

Назад
Первые пять станций открыли в феврале 2018 года: «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошёвская», «ЦСКА» и «Петровский парк». Длина участка – 10,5 км. Его запуск улучшил транспортную ситуацию в четырех районах столицы: Хорошёвский, Аэропорт, Тимирязевский, Савёловский и в деловом центре «Москва-Сити».

В декабре 2018 года открылась «Савёловская», одна из самых глубоких и сложных в строительстве станций БКЛ: глубина заложения превышает 65 метров. Метро в шаговой доступности получили почти 240 тыс. жителей районов Беговой, Савёловский, Бутырский, Марьина Роща.
29 марта 2020 года открыли еще три станции БКЛ - «Авиамоторную», «Лефортово» и «Нижегородскую». В канун нового, 2021 года, была запущена станция «Электрозаводская».
Станции «Мнёвники» и «Народное Ополчение» открыты 1 апреля 2021 года.
7 декабря 2021 года президент России Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли 10 станций метро на новом участке Большой кольцевой линии. Среди них – девять новых станций: Терехово», «Кунцевская», «Давыдково», «Аминьевская», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского», «Новаторская», «Воронцовская», «Зюзино», а также одна реконструированная – «Каховская».

1 марта 2023 года президент Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли последний участок нового кольца, на котором находится девять станций: «Марьина Роща», «Рижская», «Сокольники», «Текстильщики», «Печатники», «Нагатинский Затон», «Кленовый бульвар», «Каширская» и «Варшавская».
Назад
Линия была построена в максимально короткие сроки – в течение 10 лет, при этом со дня открытия первой станции БКЛ в 2018 году и до завершения строительства прошло всего пять лет.
Справиться с трудностями удалось благодаря применению передовых технологий строительства.
Так, при проходке в водоносном слое применялся метод замораживания грунтов. Эту технологию использовали на перегонах «Народное Ополчение» – «Мнёвники», «Воронцовская» – «Зюзино», а также при строительстве пересадки «Петровский парк» – «Динамо».
При строительстве станции «Нижегородская» применили технология top-down, когда подземная часть возводится «сверху-вниз» от уровня земной поверхности. Сначала бетонируют перекрытия и сваи-колонны, а потом работы идут вглубь с возможностью параллельного строительства сооружений на поверхности. Это позволяет работать в условиях плотной застройки и экономит время.
Станция «Деловой центр» была интегрирована в один из нижних этажей центрального ядра делового центра «Москва-Сити». Чтобы исключить влияние метро на прочность сооружения, в основании путей были смонтированы виброгасящие плиты, поглощающие колебания от движения поездов.
На станции «Текстильщики» впервые в истории Московского метро головную часть 10-метрового тоннелепроходческого щита весом 870 тонн опустили в монтажно-щитовую камеру в собранном виде. Уникальная операция выполнялась с помощью портальной системы, которая имеет возможность вести работу с весом порядка 1,2 тыс. тонн.
Ранее щит опускали по частям с помощью кранов-многотонников и монтировали уже в котловане. Применение портальной системы позволило на месяц сократить срок монтажа ТПМК.
В ходе строительства был установлен ряд строительных рекордов:
- на станции БКЛ «Марьина Роща» установлены самые длинные эскалаторы в столичном метро протяженностью 130 метров;
- 33 тоннелепроходческих щита было задействовано при строительстве БКЛ;
- 20 тыс. человек участвовали в строительстве Большого кольца;
- 500 погонных метров за месяц прошел щит «Лилия» при прокладке двухпутного тоннеля на западном участке БКЛ.
БКЛ полностью соответствует высоким стандартам Московского транспорта, которые включают:
- бесстыковой путь – технологию, обеспечивающую комфорт пассажиров, плавность и тишину поездок в метро, увеличение срока службы инфраструктуры;
- датчики на основе RFID-меток – путевые датчики, помогающие машинистам управлять поездами точнее и безопаснее;
- подогрев ступеней в вестибюлях – зимой не образуется наледь и повышается безопасность пассажиров;
- освещение – подобрана оптимальная освещенность на станциях, что позитивно влияет на настроение пассажиров;
- пожаробезопасные зоны для маломобильных пассажиров, куда подается свежий воздух – в случае чрезвычайной ситуации здесь можно укрыться от пожара;
- лифты и тактильную плитку.

Назад
В 2020 году откроют четыре новых маршрута сити-шаттлов, а также линии в сторону территорий новой застройки «Сити». В ближайшие годы запланирована организация причала.
Число парковочных мест в капитальных паркингах и на внутренней территории «Москва-Сити» будет увеличено с 17,5 тыс. до 20,5 тыс.
В Пресненском районе также реализуется программа реновации. В нее включено 52 дома. Переселение жителей 21 здания было начато в 2019 году в многоэтажный жилой дом по адресу: Мукомольный проезд, д. 2. Квартиры в нем получат жители 18 пятиэтажек квартала «Камушки». Сегодня уже переселено 987 семей.
Рядом с «Москва-Сити» построят общественно-деловой центр
Что построят в районе Пресненский
Утвержден проект нового комплекса в «Москва-Сити»