На втором Московском центральном диаметре (МЦД-2 «Курско-Рижский») появилась новая станция – Щукинская. Она расположилась между станциями Стрешнево и Тушинская. Ее построили взамен старого остановочного пункта Покровское-Стрешнево, но при этом в пешей доступности от метро «Щукинская» Таганско-Краснопресненской линии. Открытие новой станции улучшит транспортное обслуживание порядка 170 тыс. москвичей – жителей районов Щукино и Покровское-Стрешнево.

Станция Щукинская включает в себя пассажирский терминал Z-образной формы с двумя вестибюлями и островную платформу. Ее оборудовали навесом на всю длину, защищающим от солнца и осадков.
В здании терминала установлено шесть эскалаторов и три лифта. Здесь будет комфортно пожилым людям, мамам с колясками, пассажирам с детьми и багажом, людям с ограниченными физическими возможностями.

Помимо прохода к поездам, пассажирский терминал используется в качестве удобного и безопасного нового пешеходного перехода через железную дорогу, связывающего жилые кварталы Щукино и Покровское-Стрешнево. Со станции пассажиры могут выйти в сторону улицы Авиационная, Врачебного и Полесского проездов, к жилым комплексам «Два Капитана» и «Алые Паруса».
«Мы продолжаем реконструкцию существующих и строительство новых ж/д путей, а также масштабную реконструкцию и строительство городских вокзалов. По плану в этом году их должно быть построено 11, из них пять уже готовы», –
Сергей Собянин
Мэр Москвы
В перспективе – при строительстве дополнительных главных путей на участке Москва-Нахабино – планируется возвести дополнительную пассажирскую платформу.

Новая станция Щукинская стала частью одноименного крупного транспортно-пересадочного узла. Он объединил МЦД-2, Таганско-Краснопресненскую линию метро и наземный городской пассажирский транспорт.
«ТПУ «Щукинская» войдет в десятку крупнейших в Москве – им будут пользоваться до 72 тыс. пассажиров в сутки», –
Андрей Бочкарев
Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства
Пересадка между МЦД и метро организована по принципу «сухие ноги» и занимает примерно три минуты. Это в четыре раза быстрее пересадки на метро «Щукинская» со старой станции МЦД-2 Покровское-Стрешнево.
Через ТПУ «Щукинская» проходят 20 автобусных и трамвайных маршрутов. Теперь пассажиры могут сделать пересадку не только на метро, но и на второй диаметр. Для прохода к остановкам наземного транспорта сделали пешеходные дорожки с навесами.
Длина посадочных площадок наземного транспорта увеличена в пять раз. Установлены современные остановочные павильоны, велопарковки, скамейки и урны.
Ожидается, что в ближайшие месяцы новой станцией Щукинская МЦД-2 будут пользоваться порядка 8 тыс. пассажиров в сутки, а к концу 2021 года пассажиропоток вырастет примерно на 20%.
Благодаря ее открытию местным жителям можно будет строить альтернативные маршруты поездок по городу. Например, за пару минут они могут доехать до соседней станции Стрешнево и пересесть на МЦК по крытой пешеходной галерее, не выходя на улицу. Кроме того, по второму диаметру можно без пересадок добраться до юга и юго-востока Москвы.

Пассажиры из области при поездке в Москву получили новый транспортный узел, где есть пересадка на Таганско-Краснопресненскую линию метро, городские автобусы и трамваи.
Открытие Щукинской снизит нагрузку на станцию метро «Тушинская» и прилегающую улично-дорожную сеть, включая Волоколамское шоссе, Северо-Западную хорду, улицу Щукинская и др.
Московские центральные диаметры: «наземное» метро
Крупнейший транспортный проект Москвы и Московской области – новое «наземное» метро, которое объединяет пригородные электрички и столичное метро.
Назад
- поезда из Подмосковья проезжают Москву насквозь
- график работы с 5:30 утра до 1:00 ночи
- интервал движения между поездами 5-6 минут в часы пик
- отсутствие дневного перерыва
- удобные платформы и комфортные поезда

Назад
21 ноября 2019 года запустили МЦД-1 «Белорусско-Савёловский» и МЦД-2 «Курско-Рижский».
17 августа 2023 года открыли движение по МЦД-3 «Ленинградско-Казанский». А 9 сентября запущен МЦД-4 «Калужско-Нижегородский».

Назад
Поездами МЦД являются все электропоезда, которые курсируют по маршруту диаметров (кроме экспрессов).
По маршрутам МЦД-1 и МЦД-2 курсируют современные поезда «Иволга» российского производства. По техническим параметрам, уровню комфорта и экономической эффективности они соответствуют лучшим зарубежным аналогам, а по некоторым характеристикам превосходят их.
Их ключевые преимущества:
- широкие двери ускоряют посадку/высадку пассажиров;
- плавный ход поезда и низкий уровень шума и вибрации при движении;
- «теплые» поручни;
- системы обеззараживания воздуха;
- предусмотрены крепления для велосипедов, USB-розетки для зарядки гаджетов, бесплатный Wi-Fi, информационное табло;
- адаптированы для маломобильных пассажиров - надежные крепления для колясок, просторные туалетные комнаты. Для слабовидящих пассажиров информационные таблички дублируются шрифтом Брайля.

Назад
Благодаря новой тарифной системе, при поездках по Москве пассажиры смогут ежедневно экономить на проезде до 50%, а пассажиры, приезжающие из Московской области в границах МЦД, до 75%.
МЦД разделены на три тарифные зоны – «Центральная», «Пригород», «Дальняя».
Оплатить проезд можно картой «Тройка». Бесплатная пересадка действует в течение 90 минут.
Назад
Напомним, благодаря МЦЦ-2 улучшилось транспортное обслуживание жителей Нахабина, Красногорска, Подольска и других ближайших населенных пунктов. Столица стала ближе и для жителей около 30 московских районов.
С 2019-го по 2021 год на МЦД-2 были построены и открыты новые станции: Волоколамская, Пенягино, Остафьево, Курьяново и Щукинская. Реконструированы остановочные пункты Опалиха, Нахабино и Подольск.

До конца 2021 года планируется открыть новую станцию Печатники, которая станет частью крупного транспортного узла на юго-востоке Москвы, объединяющего МЦД-2, Люблинско-Дмитровскую и строящуюся Большую кольцевую линии метро (БКЛ), а также наземный городской транспорт.
В 2022 году на МЦД-2 появится станция Марьина Роща. Она также станет частью ТПУ и будет интегрирована с существующей станцией метро Люблинско-Дмитровской линии, а в перспективе – с одноименными станциями БКЛ и МЦД-4.
Большая кольцевая линия метро
Большая кольцевая линия Московского метрополитена – крупнейший в мире проект метростроения. Длина БКЛ – 70 км, на нем расположены с 31 станция и три электродепо.
БКЛ стала самой длинной кольцевой линией метро в мире, обогнав бывшего «чемпиона» среди подземных колец – Вторую кольцевую линию Пекинского метро (57 км).
Впервые план создания второй кольцевой линии возник в 1947 году, когда еще строилась первая Кольцевая. Различные планы предлагались в 1970-е, 1980-е и 2000-е годы, но проект реализован не был. Решение начать строительство БКЛ принял мэр Москвы Сергей Собянин в 2011 году. Работы стартовали в ноябре того же года.
Назад
Большое кольцо соединило все радиальные ветки на расстоянии до 10 км от существующего кольца.
Со станций БКЛ можно сделать порядка 50 пересадок. В ходе строительства Большого кольца заложены технические решения, которые позволят присоединить к ней новые радиусы метро:

Назад
Первые пять станций открыли в феврале 2018 года: «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошёвская», «ЦСКА» и «Петровский парк». Длина участка – 10,5 км. Его запуск улучшил транспортную ситуацию в четырех районах столицы: Хорошёвский, Аэропорт, Тимирязевский, Савёловский и в деловом центре «Москва-Сити».

В декабре 2018 года открылась «Савёловская», одна из самых глубоких и сложных в строительстве станций БКЛ: глубина заложения превышает 65 метров. Метро в шаговой доступности получили почти 240 тыс. жителей районов Беговой, Савёловский, Бутырский, Марьина Роща.
29 марта 2020 года открыли еще три станции БКЛ - «Авиамоторную», «Лефортово» и «Нижегородскую». В канун нового, 2021 года, была запущена станция «Электрозаводская».
Станции «Мнёвники» и «Народное Ополчение» открыты 1 апреля 2021 года.
7 декабря 2021 года президент России Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли 10 станций метро на новом участке Большой кольцевой линии. Среди них – девять новых станций: Терехово», «Кунцевская», «Давыдково», «Аминьевская», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского», «Новаторская», «Воронцовская», «Зюзино», а также одна реконструированная – «Каховская».

1 марта 2023 года президент Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли последний участок нового кольца, на котором находится девять станций: «Марьина Роща», «Рижская», «Сокольники», «Текстильщики», «Печатники», «Нагатинский Затон», «Кленовый бульвар», «Каширская» и «Варшавская».
Назад
Линия была построена в максимально короткие сроки – в течение 10 лет, при этом со дня открытия первой станции БКЛ в 2018 году и до завершения строительства прошло всего пять лет.
Справиться с трудностями удалось благодаря применению передовых технологий строительства.
Так, при проходке в водоносном слое применялся метод замораживания грунтов. Эту технологию использовали на перегонах «Народное Ополчение» – «Мнёвники», «Воронцовская» – «Зюзино», а также при строительстве пересадки «Петровский парк» – «Динамо».
При строительстве станции «Нижегородская» применили технология top-down, когда подземная часть возводится «сверху-вниз» от уровня земной поверхности. Сначала бетонируют перекрытия и сваи-колонны, а потом работы идут вглубь с возможностью параллельного строительства сооружений на поверхности. Это позволяет работать в условиях плотной застройки и экономит время.
Станция «Деловой центр» была интегрирована в один из нижних этажей центрального ядра делового центра «Москва-Сити». Чтобы исключить влияние метро на прочность сооружения, в основании путей были смонтированы виброгасящие плиты, поглощающие колебания от движения поездов.
На станции «Текстильщики» впервые в истории Московского метро головную часть 10-метрового тоннелепроходческого щита весом 870 тонн опустили в монтажно-щитовую камеру в собранном виде. Уникальная операция выполнялась с помощью портальной системы, которая имеет возможность вести работу с весом порядка 1,2 тыс. тонн.
Ранее щит опускали по частям с помощью кранов-многотонников и монтировали уже в котловане. Применение портальной системы позволило на месяц сократить срок монтажа ТПМК.
В ходе строительства был установлен ряд строительных рекордов:
- на станции БКЛ «Марьина Роща» установлены самые длинные эскалаторы в столичном метро протяженностью 130 метров;
- 33 тоннелепроходческих щита было задействовано при строительстве БКЛ;
- 20 тыс. человек участвовали в строительстве Большого кольца;
- 500 погонных метров за месяц прошел щит «Лилия» при прокладке двухпутного тоннеля на западном участке БКЛ.
БКЛ полностью соответствует высоким стандартам Московского транспорта, которые включают:
- бесстыковой путь – технологию, обеспечивающую комфорт пассажиров, плавность и тишину поездок в метро, увеличение срока службы инфраструктуры;
- датчики на основе RFID-меток – путевые датчики, помогающие машинистам управлять поездами точнее и безопаснее;
- подогрев ступеней в вестибюлях – зимой не образуется наледь и повышается безопасность пассажиров;
- освещение – подобрана оптимальная освещенность на станциях, что позитивно влияет на настроение пассажиров;
- пожаробезопасные зоны для маломобильных пассажиров, куда подается свежий воздух – в случае чрезвычайной ситуации здесь можно укрыться от пожара;
- лифты и тактильную плитку.

Назад
Рассматривается возможность строительства еще одной станции – Котляково. Ее планируется ввести в 2024 году. Таким образом, в перспективе число остановок на МЦД-2 должно увеличиться до 38, а количество пересадочных станций – до 15.
Собянин открыл новую станцию Щукинская МЦД-2