timelapse

Градостроительное развитие ЦАО: встреча мэра Москвы С. Собянина и его заместителя по градостроительной политике и строительству М. Хуснуллина с муниципальными депутатами округа

С. Собянин: Добрый день, уважаемые коллеги! Мы продолжаем встречи с депутатами местного самоуправления Москвы, обсуждаем самые различные темы. Должен сказать, что Центральный округ является одним из самых сложных округов, потому что здесь была сосредоточена основная инвестиционная деятельность, он наиболее инвестиционно привлекательный, поэтому каждый стремился на любом клочке земли что-нибудь построить. Решение этих вопросов, как всегда, является очень конфликтным и спорным. Помимо этого в Центральном округе проживает более 700 тыс. человек, а количество рабочих мест зашкаливает 2,5 млн. Это означает, что огромное количество людей ежедневно устремляется в Центральный округ на работу. Отсюда колоссальные транспортные проблемы, которые в Центральном округе выражены ярче всего.

В округе сосредоточены основные памятники истории и культуры, которые находятся далеко не всегда в лучшем состоянии и требуют реставрационных работ. Сам жилищный фонд наиболее старый из всех округов Москвы. Плотность застройки такова, что уровень благоустройства дворов также вызывает много сложностей и вопросов в силу того, что во дворах очень много машин и практически нет свободного места для нормального обустройства дворов. Тем не менее любые вопросы необходимо решать, именно для этого мы с вами здесь и собрались.

Несколько слов о тех программах, над которыми мы работаем. Начну с того, что и для Центрального округа является одной из главных проблем - создание нового качества общественного пространства, которое является неким мировым трендом. Все мировые столицы стараются сделать свои города более комфортными для проживания.

(…) Еще одна часть программы по общественному пространству - благоустройство парков, скверов, бульваров и других озелененных территорий, а также создание пешеходных зон. За два года мы привели в порядок 50 городских парков по всему городу. В центре города были завершены работы в скверах на Бульварном кольце. Теперь в 2013 году будут выполнены работы по благоустройству на Садовом кольце. В скверах на Садовом кольце, а также в Пушкинском и Новопушкинском скверах запланированы работы по дополнительному озеленению и созданию благоприятной городской среды.

Утверждены проекты, предусматривающие использование качественных и красивых деревьев и кустарников - туи, сирени, можжевельника. Предусматривается качественное мощение дорожек и тротуаров, установка скамеек и других элементов для отдыха и прогулок. В порядке эксперимента возобновлено озеленение и на Тверской улице. Посмотрим, как оно приживется, по итогам решим, как развивать эту программу дальше.

Что касается эксперимента по созданию пешеходных зон, то сегодня уже не осталось сомнений в пользе этого начинания. Новая пешеходная зона в Столешниковом переулке и на Кузнецком Мосту пользуется огромной популярностью у москвичей, поэтому в 2013 году запланировано создание сразу нескольких пешеходных зон и маршрутов с полным или частичным перекрытием движения автомобилей. Это Никольская улица, Большая Дмитровка, Крымская набережная и другие центральные улицы. Каждый из этих проектов предусматривает создание широких и удобных тротуаров, устройство освещения на новом качественном уровне, создание условий для отдыха и встреч, проведения городских праздников, ликвидацию посторонних объектов.

Отдельно запланировано благоустройство Арбатской площади перед кинотеатром «Художественный», ремонт исторической лестницы у Библиотеки имени Ленина, расширение тротуаров на Покровке и Маросейке для нормального движения пешеходов. Продолжаются многолетние работы по благоустройству Парка Горького и других центральных парков культуры, а также работы по созданию инфраструктуры велосипедного движения. Уже летом открываем самую большую велодорожку Москвы - 16 км от «Музеона» до Парка Победы.

И, наконец, самый масштабный проект по созданию нового общественного пространства - это парк в Зарядье на месте снесенной гостиницы «Россия». Этот проект уже вступает в стадию практической реализации. Мы начинаем проектирование, а затем строительство парка.

Правительство Москвы, префектуры стали получать обращения от жителей не ограничиваться уже существующими парками, а выполнять благоустройство других сложившихся мест отдыха. Либо отдавать под новые небольшие парки какие-то заброшенные территории. Мы начали реализацию программы «Народный парк», собрали около 250 предложений, 48 из них отобраны для реализации уже в этом году. В центре они появятся на Покровке, на Бауманской улице и еще в ряде районов.

(…) По специальной городской программе - вы знаете, мы приняли решение о сдаче в аренду за рубль в целях восстановления, реставрации памятников архитектуры - уже переданы инвесторам и идет проектирование реставрационных работ по семи зданиям. Сегодня готовятся аукционы еще по 50 зданиям, которые, конечно, надо реставрировать, они находятся в руинированном состоянии.

(…) Несколько слов о градостроительной политике в отношении центра. Она вызывает наибольшее количество вопросов, даже в настоящее время, когда мы большую часть из них решили. В чем состоят наши подходы к развитию центра? Вместо массового сноса старых зданий мы выступаем за сохранение и реновацию исторической застройки. Вместо передачи под застройку каждого свободного клочка земли мы занимаемся благоустройством общественного пространства. Вместо одностороннего усиления офисной и деловой составляющей приоритетом стало развитие жилых, социальных, культурных и досуговых функций в центре города. Вместо бесконечных автомобильных заторов мы стараемся создать сбалансированную систему организации движения пешеходов, велосипедов, общественного транспорта, такси и личных машин.

В качестве первого и самого неотложного шага по спасению исторического центра правительство Москвы обеспечило расторжение или пересмотр инвестиционных контрактов на строительство различных офисных, торговых и других объектов уплотнительной застройки. Всего по городу мы отказались от строительства более 11 млн кв. м различной недвижимости, значительная часть которой приходилась на Центральный округ. Разумеется, все ранее заключенные контракты прекратить было невозможно. Во-первых, в отдельных случаях это требует большой компенсации от города, а во-вторых, есть целый ряд судебных решений, которые обязывают город продолжить те или иные проекты, по ряду идут бесконечные судебные споры, как, например, по застройке площади Павелецкого вокзала: суды не только в российской юрисдикции, но и в Лондонском международном суде.

Одновременно с пересмотром инвестконтрактов правительство Москвы отменило ранее выданные разрешения на снос исторических зданий. Всего таких решений принято более 200. То есть 200 уже приговоренных к сносу зданий были сохранены для города.

Утверждена схема высотных ограничений. Высотный регламент защищает сложившиеся городские панорамы, ограничивая строительство новых зданий высотой 75 м.

Утверждены границы и зоны охраны объектов культурного наследия. Правительство Москвы взяло на себя разработку охранных обязательств на памятники архитектуры, которых в Москве порядка 4 тыс., и две трети из них не имели охранных обязательств, потому что разработка таких обязательств была возложена на инвесторов, на владельцев, которые были не заинтересованы это делать. Правительство взяло на себя эти обязанности, и за несколько лет эта работа будет завершена. Владельцы этих зданий будут обязаны выполнять те охранные обязательства, которые мы им предъявим.

Кроме того, после многолетнего перерыва возобновилась работа по признанию исторических зданий памятниками истории и архитектуры. За последний год правительство Москвы присвоило этот статус 54 зданиям.

Наконец, идет активная работа по подготовке режимов использования земель и градостроительных регламентов для центра Москвы. Такая работа уже находится в завершающей стадии. Принятие этих документов серьезно ограничит вторжение в сложившуюся городскую среду.

Теперь о других вопросах развития Центрального округа.

Что касается модернизации транспортной системы: разумеется, основное транспортное строительство планируется за пределами центра Москвы. Но, по сути, все крупнейшие транспортные проекты - это проекты, снижающие избыточную нагрузку на центр города.

Третий пересадочный контур московского метрополитена - это альтернатива поездкам по Кольцевой линии и транзиту через центральные пересадочные узлы.

Аналогичную роль должно сыграть Малое кольцо Московской железной дороги, которое превращается, по сути дела, в наземное метро.

Строительство хордовых магистралей - это способ разгрузить от автомобильного транзита Третье транспортное и Садовое кольцо, а также набережные Яузы и Москвы-реки.

Таким образом, мы рассчитываем, что через пять - семь лет пассажиры общественного транспорта и водители личных машин смогут пользоваться маршрутами, которые будут комфортнее и, самое главное, быстрее, чем традиционные поездки через центр.

Но, конечно, есть и транспортные проекты, которые предстоит реализовать в самом центре. По программе строительства метрополитена Центральный округ должен получить две дополнительные станции метро на новой Калининско-Солнцевской линии - это «Волхонка» и «Плющиха».

Будут построены подземный паркинг и развязка на площади Тверской Заставы у Белорусского вокзала, которая после долгих разбирательств с инвестором отошла полностью городу. Город включил ее в Адресную программу, и сейчас мы приступили к строительству. Идет строительство нескольких подземных переходов - в «Сити», на Новослободской улице и других. Минимальной и щадящей будет реконструкция транспортно-пересадочных узлов, большую часть которых планируется выполнить в плоскостном варианте.

(…)

И. Снежницкий: Здравствуйте. Снежницкий Игорь Юрьевич, депутат муниципального округа Басманный. Сергей Семенович, я, во-первых, хотел поблагодарить за возможность такого диалога. Не так давно я был в Строгино в универсальном спортивном комплексе «Янтарь». Это великолепное спортивное сооружение для всего района; он получил, кстати, заслуженную высокую оценку - и Вашу, Сергей Семенович, и премьера Медведева. Депутатов нашего района волнует такой вопрос. В 2006 году трагически обрушился Бауманский рынок. Все это время эта большая территория пустует. Вопрос, Сергей Семенович: какие планы у Москвы на эту территорию? И, если позволите, пожелание нашего депутатского корпуса рассмотреть возможность строительства на этой территории подобного - а может быть, и лучше - спортивного универсального комплекса для оздоровления жителей нашего района и развития детско-юношеского спорта. Спасибо.

С. Собянин: Виктор Семенович (В.С. Фуер - префект ЦАО Москвы), есть там конкретные планы? Марат Шакирзянович (М.Ш. Хуснуллин - заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства)?

М. Хуснуллин: Сергей Семенович, мы неоднократно этот вопрос рассматривали. На эту территорию все покушаются: то музей хотят строить, то библиотеку. Все-таки мы с точки зрения градостроительства считаем: с учетом того, что центр и так переуплотнен, не надо там ничего строить, а территорию благоустроить. Мы сейчас готовим проект планировки на утверждение и будем предлагать его.

С. Собянин: Хорошо, давайте мы с депутатами обсудим этот вопрос и оставим последнее слово за ними. Как скажут, так и сделаем: если под благоустройство, значит, под благоустройство, если спортивный комплекс, значит, привлечем инвесторов для спортивного комплекса, хорошо? Спасибо!

(…)

Другие материалы по теме