timelapse

Стенограмма пресс-конференции исполняющего обязанности руководителя Департамента развития новых территорий города Москвы Владимира Жидкина

Вступительное слово ведущего

Добрый день, мы приветствуем посетителей сайта РБК, журналистов, собравшихся в пресс-центре медиахолдинга.

В преддверии «дня рождения» «Большой Москвы» будем говорить о том, что приобрели и что потеряли «новые москвичи» с расширением границ столицы. Некоторые итоги первого года мы подведем вместе с руководителем Департамента развития новых территорий Москвы Владимиром Федоровичем Жидкиным.

В ходе нашей пресс-конференции прозвучат ответы на вопросы пользователей сайта www.rbc.ru. Журналисты также смогут задать свои вопросы как в режиме удаленного доступа, так и непосредственно в пресс-центре сразу после нашей вступительной части.

Вопрос: Год назад был создан Департамент развития новых территорий. Какие основные моменты в деятельности Департамента были за этот период?

В. Жидкин: Мы проанализировали на новой территории всю существующую ситуацию по граддокументации. Для нас это было самое важное, учитывая, что наш Департамент курирует вопросы градостроительства. Мы проанализировали состояние разработки документов территориального планирования генеральных планов поселений, наличие всех разработанных и разрабатываемых проектов планировок территорий, наличие всей разрешительной документации - разрешения на строительство, их было выдано до 1 июля прошлого года на общий объем 16 млн кв. м, в том числе из них 12 млн кв. м жилья и 4 млн кв. м других объектов недвижимости.

Если говорить о жилищном строительстве, то из 12 млн кв. м 6 млн - это многоэтажное жилищное строительство и еще 6 млн - это малоэтажное жилье. Проанализировали состояние инженерной и транспортной инфраструктуры - основные магистрали, поперечные связи, дороги к населенным пунктам, дороги к СНТ, к дачным поселениям. То есть провели полный мониторинг всей граддокументации и ситуации на новой территории.

Вопрос: На Ваш взгляд, новые территории и их жители уже почувствовали себя Москвой в полном смысле слова?

В. Жидкин: Я думаю, что по-разному. В какой-то степени почувствовали все себя москвичами - и жители, и застройщики, но все зависит от того, кого это коснулось впрямую или косвенно. Застройщики, имеющие на руках разрешение на строительство и уже строя сегодня свои объекты, они, наверное, почувствовали в части увеличения стоимости квадратного метра, только плюсы получили от этого. То есть цена до 1 июня была одна. Соответственно, после присоединения стоимость квадратного метра жилья и других объектов увеличилась, то есть капитализация их возросла. От 20 до 50% стоимость квадратного метра возрастала до начала принятия решения, после присоединения и до сегодняшнего дня. Но основной всплеск был в момент присоединения этой территории, они почувствовали.

Почувствовали и те, кто сейчас начинает строить свои новые объекты и застраивать свои территории, учитывая, что нормативы градостроительства в Московской области  отличаются от нормативов в Москве. Объекты, строящиеся в прошлой Московской области, в большей части строились не в населенных пунктах, а за их границами. А сейчас это город - город Москва, поэтому и нормативы, и требования отличаются. И, безусловно, при разработке проектов планировок, градодокументации застройщики на себе это ощущают. Если конкретней говорить, то мы требуем при разработке проектов планировок, чтобы была полная обеспеченность социальными объектами, не только для многоэтажных кварталов и для объектов средней этажности, но и для малоэтажного жилья, чтобы были школы, детские сады.

Вопрос: С точки зрения градостроительной политики на новых территориях сейчас больше планов или реальных дел?

В. Жидкин: Сейчас есть и планы, и перспективы развития, и реальные дела, мы комплексно эту работу проводим. Если говорить о реальных делах, то в этом году мы планируем на новой территории ввести в эксплуатацию около 1 млн 700 тыс. кв. м объектов недвижимости. Здесь и жилье, и объекты нежилого назначения - места приложения труда. Кроме этого мы приступили к программе реализации оснащения сельских населенных пунктов, СНТ дорогами и инженерной инфраструктурой. Наш Департамент является госзаказчиком по строительству дорог второй категории. Это дорога Мамыри - Саларьево, которая соединяет Коммунарку с Южным Бутово, и участок дороги от Киевского шоссе до Боровского шоссе, в этом году мы уже провели торги на проектирование, сейчас готовимся к торгам по выполнению строительно-монтажных работ. В этом году мы должны построить большую часть этих трех участков дорог.

Вопрос: Что касается дорожного строительства, это все?

В. Жидкин: Нет, это только текущий год. Но при этом у нас программой АИП на три года только нашим Департаментом предусмотрено более 20 млрд руб. на поперечные дорожные связи между радиальными магистралями. Кроме этого Департамент строительства является госзаказчиком по строительству метро, и они уже работы ведут двух станций и линий метро «Румянцево» - «Саларьево», и на будущий год станции должны быть построены.

Также ведется проектирование реконструкции Калужского шоссе. Подготовительные работы начнутся в текущем году, а строительные работы начнутся на будущий год. Но госзаказчиком по Калужскому шоссе является Департамент строительства Москвы.

У нас есть одна инвестиционная дорога, инвестором является Газпром - от поселка Коммунарка, от административного комплекса «Межрегионгаза», до аэропорта Остафьево. Если говорить о двух аэропортах, то Остафьево будет развиваться, там предполагается развитие бизнес-авиации. Кроме этого развитие аэропорта Внуково - они предполагают удлинение своей полосы. На днях на Градостроительно-земельной комиссии рассматривался и вопрос получения ГПЗУ под развитие взлетной полосы аэропорта Внуково.

Вопрос: Какие социальные объекты будут введены на новых территориях в ближайшие месяцы?

В. Жидкин: В ближайшее время будут введены детские сады в Ватутинках, проект «Солнцево парк» (это Пыхтино). К 1 сентября мы введем школы в Пыхтино - «Солнцево парк». Это все инвестиционные объекты. Планируется ввод в эксплуатацию объекта, который финансируется за счет бюджета Москвы, это школа в Щапово. Кроме того, ввод двух поликлиник в Московском - на 300 и на 400 посещений в смену. Всего в этом году мы планируем ввести в эксплуатацию не менее 10 объектов.  И, кроме того, наш Департамент приступает к проектированию школ, детских садов, которые будут строиться в 2014 - 2015 годы.

Вопрос: Расскажите о планах по строительству быстровозводимых модулей для объектов здравоохранения на новых территориях.

В. Жидкин: Эта программа реализуется совместно с «Транснефтью», наш Департамент готовит строительные площадки, вынос сетей, эта работа планируется на июнь-август текущего года. По этому году планируется четыре объекта, их мощность - от 100 до 150 посещений в смену. Модульные конструкции будут приходить уже в августе-сентябре текущего года, и до конца этого года мы их должны смонтировать совместно с поставщиком оборудования этих модульных конструкций. На монтаж конструкций потребуется от двух до трех месяцев. Планы на следующий год пока рассматриваются.

Кроме этого мы уже проектируем стационарные поликлиники, крупную поликлинику в Щербинке, больницу в Троицке. В этом году главное - обеспечить территории, где существует проблема именно по поликлиникам. Сергей Семенович Собянин дал нам поручение оперативно эту работу организовать, все четыре модуля в текущем году ввести в эксплуатацию.

Вопрос: Ну, а кроме быстровозводимости, какие еще есть преимущества? По цене сложно сказать?

В. Жидкин: По цене сложно сказать, учитывая то, что аналогов у нас не было таких объектов. Но самое главное - это скорость, и потом, сами уже модули полностью оснащены оборудованием, они приходят оснащенные оборудованием, мы монтируем блоки, где есть уже все медицинское оборудование.

Вопрос: Сколько в текущем году уже построено на новых территориях жилья, и каковы планы до конца года?

В. Жидкин: Построено уже около 500 тыс. кв. м жилья, здесь и объекты средней этажности, и малоэтажное жилье. До конца текущего года у нас по плану должно быть введено 1 млн 100 тыс. кв. м жилья. Мы идем в графике, и пока нет никаких сомнений, что запланированные объемы будут введены.

Вопрос: Какова цена квадратного метра?

В. Жидкин: Разная цена - и 60, и 70, и 80 тыс. руб. за квадратный метр. Все зависит от удаленности от исторической Москвы, от МКАД, много факторов, которые влияют на стоимость квадратного метра жилья.

Можно говорить о будущем строительстве жилья. Вы знаете, что на новой территории строятся такие микрорайоны, как «Солнцево парк» в Пыхтино, в Коммунарке многоэтажное жилье, в Ватутинках. Но мы при разработке новых проектов планировок считаем, что жилье должно быть не 17 - 25 этажей, а максимум 9 - 10 этажей. Но при этом могли бы быть акценты в отдельных микрорайонах в 14 - 15 этажей. Чтобы создать некие архитектурные ансамбли. А так в среднем этажность должна быть не выше 9 - 10 этажей, далее от Москвы должно быть 4 - 5 этажей, ну и ближе к Калужской области - малоэтажное жилье. В работе с застройщиками, с инвесторами, мы находим понимание, наша позиция ими поддержана, и они сейчас при разработке проектов планировок предусматривают жилье такой этажности. Это также решение С. Собянина, оно обсуждалось на штабе по градполитике, и такие же параметры мы закладываем при разработке территориальных схем новой территории.

Вопрос: После принятия закона об ускоренном порядке изъятия земель прошел месяц. Есть ли уже примеры или планы по его реальному применению?

В. Жидкин: По нашим программа он будет применен при строительстве дорог, о которых я уже говорил: Мамыри - Саларьево, от Коммунарки до Южного Бутово и участок дороги от Киевского до Боровского шоссе. Там небольшие земельные участки, которые нам необходимо изъять под реконструкцию данных участков дорог, не более десяти участков по 10, 15, 20 соток. Это пока первый пример, где данный закон будет применяться при ускоренном изъятии земельных участков. Но мы провели встречи со всеми собственниками этих земельных участков, они готовы предоставит их под реконструкцию данных участков дорог, учитывая, что транспортная инфраструктура, в том числе и для обслуживания, для посещения их объектов только улучшится.

Вопрос: Как продвигается работа по проектированию и созданию на новых территориях парков? В каких из них москвичи смогут отдохнуть в ближайшее время?

В. Жидкин: В ближайшее время или в этом году будет построена первая очередь парков в Красной Пахре, этим занимается Департамент жилищно-коммунального комплекса, а также парк в Крекшино. Мы ведем работу по проектированию и созданию тематического парка совместно с инвестором, это компания RDI, поселение Воскресенское, недалеко от Щербинки. Там планируется построить тематический парк по реконструкции исторических событий. Там будет рекреационная зона и зона досуга, отдыха, спортивные площадки. Они предполагают его построить в течение 4 - 5 лет. Но в этом году уже планируется провести в этом парке реконструкцию двух исторических событий ближе ко Дню города, а на будущий год ввести в эксплуатацию первую очередь развития этого парка.

По паркам в целом в территориальной схеме предполагается не менее 45 парков на новой территории. Это план на период реализации - до 20 - 25 лет. Количество парков может измениться, на момент согласования и утверждения территориальной схемы это же будет все обсуждаться, поэтому количество парков может измениться, но пока мы закладываем 45.

Вопрос: По поручению Марата Хуснуллина Вы возглавили рабочую группу по МКАД. Что эта группа планирует делать в первую очередь?

В. Жидкин: Основная задача рабочей группы по реконструкции МКАД - это координация всех органов власти, в том числе и Московской области. Учитывая, что на внешней стороне МКАД ведется и проектирование, и строительство объектов недвижимости, мы должны учитывать их все без исключения, с тем чтобы правильно рассчитать транспортные потоки при реконструкции развязок на МКАД, самих участков МКАД, строительстве дублеров, проанализировать всю ситуацию со всеми выездами и съездами, насколько правильно они были построены в соответствии с проектной документацией, ранее согласованной застройщиками. Ну, и плюс, что немаловажно, мы считаем, что застройщики, как с внешней, так и с внутренней стороны МКАД, должны участвовать в финансировании, потому что это проект дорогостоящий и потребуется большое количество средств на его реконструкцию в целом. Поэтому, на наш взгляд, как бюджет Москвы, так и застройщики должны принимать участие в его финансировании.

Хочу по МКАД добавить: вы знаете, что принято постановление правительства Москвы по участию в Дорожном фонде инвесторов, застройщиков, то есть есть механизм, через который инвесторы могли участвовать именно в развитии МКАД в данном случае.

Е. Лыкова («РИА Новости»): На встрече с представителями «Большого Парижа» один из Ваших коллег говорил о том, что налоги, которые собираются на территории «новой Москвы», недостаточны для развития территорий на данном этапе. А какой объем налогов собирается сейчас? Какие меры вы собираетесь принимать для привлечения частных инвестиций?

В. Жидкин: В бюджете 2013 г. общая сумма от новой территории предусмотрена 11,9 млрд руб. в текущем году. Да, Вы правы  в том, что затраты сегодня в целом по обеспечению всех функций на новой территории превышают объем сбора налогов. Мы считаем, что создание новых рабочих мест на новой территории является одним из основных критериев, основной составляющей сбора налогов или увеличения сбора налогов. Учитывая, что сейчас на новой территории всего 84 тыс. рабочих мест, а в территориальной схеме мы предусматриваем до 1 млн рабочих мест, то именно этот фактор позволит постепенно увеличивать с каждым годом объем сбора налогов и на определенном этапе выйти уже на положительный баланс, когда мы налогов будем собирать больше, чем средств, которые потребуются на функционирование всей территории, на социальные выплаты, на коммунальный комплекс, в целом на обеспечение всей эксплуатации.

Е. Мамонова (газета «Московская перспектива»): Изначально заявлялось, что присоединение новых территорий задумано для того, чтобы уйти от моноцентричной структуры Москвы, чтобы разгрузить перегруженный центр. Это планировалось сделать в основном за счет строительства правительственного центра на новых территориях. Сейчас все понимают, что этого вроде как не произойдет. Как в его отсутствие планируется сместить акценты и привлечь бизнес на новые территории?

В. Жидкин: Что касается полицентрического развития новой территории и Москвы в целом, данная идеология как была, так и остается. Административно-деловой центр, как мы его называем, планируется, земельный участок компании «Масштаб» уже передали  Москве, 306 га. На половине этой территории предполагается строительство медицинского кластера, образовательного кластера, вторая часть так и планируется под размещение административно-делового центра.

Что касается ряда министерств и ведомств правительства России, пока решение окончательно не принято, но 150 га на этой территории мы так и планируем пока под административно-деловые функции. Но сам принцип полицентрического развития так и сохраняется, и мы этот участок, как я уже сказал, планируем развивать. Также планируется и строительство административного здания для выполнения муниципальных функций, и мы являемся по этому объекту госзаказчиками, в этом году уже начинаем проектирование тоже на этом участке. И в целом вся территория будет развиваться по принципу полицентризма, то есть будут «точки роста», о которых я говорил ранее. При этом при разработке территориальных схем мы предполагаем, что часть жителей «старой» Москвы будут по утрам выезжать на новую территорию, чтобы на вновь созданных рабочих местах найти для себя применение, с тем чтобы уменьшить маятниковую миграцию. Сегодня все едут в «старую» Москву, мы все-таки считаем, что появится баланс встречного движения.

С. Башарова («Известия»): Когда новые территории только были присоединены к Москве, то московские власти говорили, что там будут найдены земли для того, чтобы выделить участки под жилищное строительство многодетным семьям. От этой идеи окончательно отказались, или она рассматривается до сих пор?

В. Жидкин: Пока решение не принято. В правительстве Москвы по данному вопросу сейчас работа ведется. Я думаю, что позже мы сможем прокомментировать уже принятое решение.

А. Серов: Как Вы оцениваете интерес покупателей недвижимости на присоединенных территориях - выше он стал?

В. Жидкин: Если бы стоимость квадратного метра сохранилась на том же уровне, что она была до 1 июля, то, естественно, объем реализации или продажи квартир резко бы увеличился. Но вы понимаете, что все инвесторы следят за рынком, и цена у них возрастает. Но при этом объем реализации не снизился, а в большей части проектов он увеличился, незначительно, но увеличился. Опять же, на это влияет стоимость продажи.
Е. Лыкова («РИА Новости»): Что сейчас делается для создания Международного финансового центра? Герман Греф говорил, что есть договоренность с Москвой, что она возьмет на себя базовую инфраструктуру. Сейчас что-то строится, планируется, какие бюджеты выделены?

В. Жидкин: По Международному финансовому центру утверждена транспортная схема развития всей транспортной инфраструктуры. Сейчас готовится документация для объявления международного конкурса по разработке концепции развития Международного финансового центра. Департамент строительства как госзаказчик по основным объектам - строительство дорог, метро, Международный финансовый центр - планирует или уже по ряду объектов приступил к проектированию, по некоторым из них будет приступать в текущем и будущем году к проектированию и строительству объектов транспортной инфраструктуры. Москва, как и ранее, берет на себя строительство транспортной инфраструктуры, но при этом объекты будут строиться не только за счет бюджета города, но и за счет внебюджетных источников. Отдельные участки дорог будут платными к Международному финансовому центру.

Е. Лыкова: Через какие населенные пункты пройдет монорельсовая железная дорога, если она все-таки будет? И будет ли в «новой Москве» скоростной трамвай, о котором мечтают москвичи «старой» Москвы?

В. Жидкин: Мы пока рассматриваем легкий рельсовый транспорт, который может соединить между собой аэропорты Внуково и Остафьево. Но при этом он пройдет рядом с населенными пунктами. Монорельс пока не предусматриваем, но это вопрос будущего, и я думаю, что на определенном этапе вернемся к возможности его строительства.

Что касается скоростного трамвая, то тут два варианта: или это рельсовый транспорт скоростной, или нерельсовый. Вот если говорить о реконструкции Калужского шоссе, то там планируется две выделенных полосы, где можно будет разместить безрельсовый скоростной транспорт с интервалами в 2 - 3 минуты. И он должен будет прийти на конечную станцию нового метро - это «Саларьево». Так что планируется.

«РБК Недвижимость»: Власти Москвы несколько раз говорили о том, что многие проекты на территории «новой Москвы» не соответствуют своим параметрам по этажности, плотности застройки и т.д. Будут ли пересматриваться инвестконтракты в новых границах столицы и ведется ли какая-то работа в этом направлении?

В. Жидкин: В большей части они не соответствуют по обеспеченности социальными объектами. Нормативы отличаются, и сейчас при смене стороны в контракте - ранее это были районы Московской области - Подольский район, Наро-Фоминский район, Ленинский район, теперь входит Москва, при этом пересматриваются условия контрактов, и там, где недостаточно объектов социального назначения или не той мощности, не тех объемов спроектированы социальные объекты, они пересматриваются, и будут вноситься коррективы и в проекты планировок, и в инвестиционные контракты.

Также большое внимание мы сегодня уделяем транспортной инфраструктуре, не всегда в проектах при реализации подобных инвестиционных контрактов была предусмотрена транспортная инфраструктура, которая отвечает всем необходимым требованиям. И самое главное - транспортная сеть, которая планируется в нашей территориальной схеме, отличается от транспортной инфраструктуры, предусмотренной генпланами районов и поселений, когда они были на территории Московской области.

И еще один очень важный проект, который больше касается не инвестиционных проектов, а контрактов. Ранее общепринятым понятием комплексной застройки было жилье, объекты социального назначения - школы, детские сады, спортивные площадки, объекты культуры, поликлиники. О рабочих местах как-то не говорили. Рабочие места предусматривались либо в промышленных кластерах, или это были отдельно стоящие предприятия. Сейчас мы при разработке проектов планировок рекомендуем застройщикам предусматривать рабочие места уже внутри самих микрорайонов.

Изменить подход к проектированию первых этажей. Это должны быть не просто первые этажи многоквартирных жилых домов, а первые этажи с более высокими потолками, балюстрадами и т.д., то есть это должны быть объекты недвижимости другого формата для мест приложения труда, для инфраструктурных объектов.

Вопрос: Как вы избавляетесь от проблемных строительных площадок на присоединенных территориях? Речь об обманутых дольщиках.

В. Жидкин: У нас семь таких объектов. Мы по всем ведем работу. Самый сложный из них - Овражный в Щербинке и в Троицке. По всем объектам принципиальное решение принято. В Щербинке поселок Овражный - сейчас три дома строятся, остается два дома, где пока работы не начаты, механизм, который сейчас прорабатывается, позволит в текущем году работы возобновить, и полностью весь микрорайон будет достраиваться, находится новый инвестор.

Вопрос: На новых территориях должны появится агрокластеры. Что это такое, где они будут находиться и какие задачи выполнять?

В. Жидкин: Агрокластеры могут появиться не только на новых территориях, один из них может появиться рядом с Ленинградским шоссе в Молжаниново, на новой территории - рядом со Щербинкой. Рассматривается земельный участок, собственником которого является компания RDI, они готовы этот участок предоставить. Сейчас Департамент торговли и услуг подбирает инвестора, который бы мог инвестировать в строительство этого агрокластера. Речь идет о логистическом центре по оптовой торговле скоропортящимися продуктами, чтобы систематизировать всю логистику по доставке, по оптовой реализации этих продуктов для населения Москвы, и самое главное, что предусматривает в этом проекте Департамент торговли и услуг, - это оптимизация всей логистики, которая могла бы повлиять на стоимость товара в части ее снижения.

Мы готовы к тому, чтобы этот проект реализовывать. Нашему Департаменту Сергеем Семеновичем поручено проработать вопрос обеспечения транспортной и инженерной инфраструктурой этой площадки. Если в ближайшее время инвестор будет найден и работа по проектированию будет начата, то мы параллельно, изучив ситуацию по инженерии, по транспортному обеспечению этой территории, проведем расчеты на финансирование инженерных объектов и дорог за счет средств АИП, деньги будут предусмотрены за счет бюджета Москвы на обеспечение этого участка.

Вопрос: Каковы могут быть сроки реализации этого проекта?

В. Жидкин: Они могут быть в целом на весь объем - до пяти лет. Как правило, такие проекты реализовываются поэтапно. Запуск первого этапа мог бы быть в течение трех лет.

Вопрос: Удовлетворены ли Вы тем, что было сделано возглавляемым Вами Департаментом за первый год его деятельности?

В. Жидкин: Да, удовлетворен. Работа проведена комплексная. Мы уже говорили сегодня о том, что и сейчас ведется реальная работа по строительству объектов недвижимости и объектов социального назначения. Мы эту работу координируем, строится и жилье, строятся и объекты для создания рабочих мест, мы проектируем новые социальные объекты, уже ведется проектирование на будущий год, начнется их строительство. Мы приступаем к строительству дорог второй категории, то, о чем я уже говорил. Ведется работа по оснащению сельских населенных пунктов, СНТ, по проектированию также дорог и инженерных объектов, ведется подготовка территориальных схем, высокая степень их готовности. В ближайшее время мы приступим к согласованию уже разработанных территориальных схем и в текущем году планируем их утверждение. Одним словом, все вопросы градостроительства на этой территории полностью сегодня охвачены, наш Департамент ведет эту координацию.

Кроме того, и я об этом сегодня не говорил, это координация всех энергопоставщиков по развитию новой территории. Для того, чтобы ее  развивать, мы должны говорить о развитии сетей газоснабжения, сетей энергоснабжения. Сегодня мы ведем работу и с Газпромом, и с электросетевыми компаниями (МОЭСК, МОЭК, ФСК, УЭК), а также с «Мосводоканалом», который обеспечивает эти территории сетями водоснабжения, очистных сооружений. Также мы сегодня говорили о транспортной инфраструктуре. Одним словом, весь комплекс работ, необходимый для того, чтобы эти новые территории  развивать, он сегодня охвачен, и по каждому ведется необходимая и соответствующая работа.

Заключительное слово В. Жидкина

Хотелось бы сказать о самом главном, о чем мы не говорили сегодня, - это сохранение экологического каркаса и всех рекреационных зон, которые есть на этой территории. Почти половина территорий сегодня - это леса. Также, по поручению мэра, кроме 45 парков, о которых я уже говорил, мы планируем по территориальной схеме создание мегапарков, крупных парков на залесенных территориях, там, где сейчас находятся леса. И при разработке территориальной схемы работаем над тем, чтобы сохранить и создать именно экологический каркас новой территории и улучшить его, и это очень важно.

Заключительное слово ведущего

Мы завершаем нашу пресс-конференцию, в ближайшие часы на интернет-ресурсах РБК появятся самые яркие видеоцитаты и стенограмма. А у нас на сегодня все. Спасибо интернет-аудитории и вам, коллеги, за интерес, проявленный к теме нашего разговора. До новых встреч.