timelapse

Дело движется к кольцу

Темы в материале

Сергей Собянин пообещал Владимиру Путину запустить МКЖД в сентябре

Москва даже в условиях кризиса продолжает делать ставку на дорогостоящие инфраструктурные проекты. «Если нет транспортной инфраструктуры, иные проекты тоже нельзя будет реализовать», – пояснил мэр Сергей Собянин на встрече с Владимиром Путиным. По словам столичного градоначальника, благодаря активному транспортному строительству Москве удается удерживать на высоком уровне объем капитальных инвестиций в экономику: в прошлом году они составили 1,6 трлн руб., что в полтора раза больше, чем пять лет назад.

Российский президент регулярно обсуждает с мэром Москвы проекты перспективного развития столицы. Последняя встреча была посвящена строительству транспортной инфраструктуры, которая, по словам главы государства, является важной темой и для горожан, и для городской экономики. Накануне на «Прямой линии» с Владимиром Путиным этому тоже посвятили немало времени – правда, большинству регионов в отличие от столицы похвастаться было, прямо скажем, нечем.

Градоначальник подчеркнул, что сохранение инфраструктурных проектов в условиях кризиса создает возможности для инвестиций: отсутствие транспортной инфраструктуры сделает невозможной реализацию других значимых для города строек. «Когда спрашивают об антикризисных мерах – сохранение инфраструктурных проектов такого рода создает возможности и для инвестиций в экономику, и для строительства коммерческой недвижимости, жилья, промышленных предприятий. Потому что если нет транспортной инфраструктуры, все остальное практически невозможно реализовать», – заявил Сергей Собянина.

Он рассказал о нескольких крупных проектах, которые реализуются в соответствии с решениями главы государства. Два года назад Владимир Путин дал поручение и утвердил основные мероприятия по развитию Московского транспортного узла, который включает в себя все виды транспортной инфраструктуры – железнодорожную, метро, федеральные и региональные дороги. «За эти годы мы неплохо продвинулись. Если брать пятилетний срок, то мы построили около 400 километров дорог, – проинформировал господин Собянин. – Причем это не просто дороги, это, по сути дела, инженерные сооружения – эстакады, тоннели, развязки». Кроме того, за пять лет было построено около 30 километров метро, но самое главное, по словам градоначальника, – это заделы на ближайшие годы.

Уже в 2016 году столичная подземка прирастет 12 новыми станциями. На западе это «Ломоносовский проспект», «Минская» и «Раменки» Калининско-Солнцевской линии. Выходить станции станут на Мичуринский проспект – от его пересечения с Ломоносовским до Винницкой улицы. Дизайн будет зависеть от ближайших рэперных точек: «Ломоносовский проспект» украсят огромные пересекающиеся цифры (напоминание о расположенном вблизи МГУ), «Раменки» будут зелеными в честь бывших дубовых рощ. По краям платформ установят стеклянные перегородки с раздвижными дверями, открывающимися синхронно с дверями поезда. Три новые станции появятся на Люблинско-Дмитровской линии: «Бутырская», «Фонвизинская» и «Петровско-Разумовская». Станция «Бутырская» расположена вблизи платформы Останкино Октябрьской железной дороги, на пересечении улицы Руставели с Огородным проездом. На сегодняшний день уже завершено строительство перегонных тоннелей, скоро появятся лифты для маломобильных граждан, а на всех лестничных сходах – пандусы с нескользящим покрытием. От станции «Фонвизинская», расположенной на пересечении улиц Милашенкова и Фонвизина, через переход можно будет попасть к станции «Улица Милашенкова» монорельсовой дороги. Станция «Петровско-Разумовская» соединит салатовую и серую линии метро. В декабре пассажиры смогут воспользоваться и новой станцией «Ховрино» Замоскворецкой линии: она станет конечной на северном участке ветки.

Кроме того, в текущем году будет запущен в эксплуатацию первый участок Третьего пересадочного контура (ТПК) с пятью станциями – «Петровский парк», «Хорошевская», «Ходынское поле», «Шелепиха» и «Деловой центр». Даже на начальном этапе ТПК будет обеспечивать переход на четыре радиальные линии – Замоскворецкую, Таганско-Краснопресненскую, Калининско-Солнцевскую и Филевскую – и разгрузит нынешнюю Кольцевую: с «Динамо» зеленой ветки на «Полежаевскую» фиолетовой можно будет попасть меньше чем за 10 минут – их свяжет именно ТПК. Всего в стройке на данном этапе находятся более 60 километров линий, 35 станций и пять депо. «В ближайшие три года мы должны ввести около 30 станций метро, – сообщил президенту Сергей Собянин. – Это очень высокие темпы строительства. Надеюсь, это серьезным образом улучшит всю систему работы метрополитена».

Еще один важный инфраструктурный проект, реализующийся по поручению президента, – Московская кольцевая железная дорога. Мэр города доложил, что работы по реконструкции кольца вступили в завершающую стадию. «Мы в этом году, где то в сентябре, должны все основные строительные работы закончить и запустить это кольцо. Дальше будет процесс дополнительной интеграции, строительство транспортно-пересадочных узлов. Это очень важное направление, и я благодарен вам, что вы неоднократно давали соответствующие поручения. Запуск МКЖД позволит разгрузить центральную часть метро, Кольцевую линию, по разным подсчетам, на 7–15 процентов», – рассказал Сергей Собянин. Он добавил, что ни в одном мегаполисе мира сейчас не реализуются аналогичные проекты. «Был проект «Большой Париж», но они практически к нему не приступили в силу технических, организационных, политических сложностей», – сообщил мэр.

Недавно проект реконструкции МКЖД перешел в прямое подчинение столичного Стройкомплекса: согласно постановлению правительства Москвы его непосредственным «куратором» стал Департамент строительства. В связи с изменением контролирующего департамента последовали и кадровые перестановки в руководстве АО «МКЖД». Новым генеральным директором компании назначен Владимир Машкин, ранее занимавший должность замглавы АО «Мосинжпроект». (В этом качестве он, в частности, осуществлял технический надзор за строительством 20 дорожно-мостовых объектов, включая развязки с МКАД.) Алексей Зотов, работавший на посту генерального директора АО «МКЖД» с момента его основания в 2011 году, вошел в новый состав совета директоров. Теперь он сконцентрирует свои усилия на решении глобальных вопросов, связанных с запуском пассажирского движения по кольцу и интеграцией МКЖД с Московским метрополитеном, а также с развитием прилегающих к транспортно-пересадочным узлам территорий и привлечением частных инвестиций. В новый состав совета директоров вошли также руководитель департамента строительства Москвы Андрей Бочкарёв, его первые заместители Рафик Загрутдинов и Петр Аксёнов, а также замглавы столичного департамента городского имущества Максим Гаман. Председателем совета директоров стал Петр Аксёнов.

Напомним, что длина МКЖД составит 54 километра. На кольце будет организовано 17 пересадок на 11 линий метро и 10 пересадок на 9 радиальных направлений железной дороги. Планируется, что к 2025 году дорога будет перевозить до 300 млн человек в год. Сергей Собянин рассказал Владимиру Путину, что перевозить пассажиров по МКЖД станут поезда «Ласточка». Они уже начали курсировать на наиболее важных с точки зрения логистики радиальных направлениях. «Ласточка» – самый лучший состав российских железных дорог. В прошлом году мы запустили новый пригородный путь до Зеленограда. Теперь в самый отдаленный район Москвы можно доехать за 25 минут на скоростной электричке вместо прежних 50», – сообщил градоначальник.

Значительные вложения в транспортную инфраструктуру – а они составляют до 70 процентов бюджета развития – уже приносят свои плоды. Благодаря этому прошлый год Москва, по словам господина Собянина, закончила не с минусом, а с плюсом. Объем капитальных инвестиций достиг 1,6 трлн рублей. «В этом году возможно какое то небольшое уменьшение, но этот уровень высокий. Он в полтора раза выше, чем, скажем, пять лет тому назад, во многом благодаря мерам инфраструктурной поддержки», – резюмировал градоначальник.