Продолжая пользоваться сайтом Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы вы соглашаетесь на обработку файлов cookie для работы метрических программ
Подробнее...
Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей
лого компании

Читайте в Телеграм
Градостроительный комплекс Москвы
Поиск по порталу
✕
Ефимов В.В. Заместитель Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства
  • Карта строек
  • Метро
  • МСД
  • Дороги
  • МЦД
  • Реновация
  • Достройка проблемных объектов
  • СПЕЦПРОЕКТЫ
  • НОВОСТИ
  • О Комплексе
  • Жителям
  • Градостроителям
  • Застройщикам
  • СМИ
  • Обратная связь
  • Деятельность
  • Структура
  • Контакты
  • Законы, постановления, распоряжения, указы
  • Государственные программы
  • Молодежный совет
  • Реновация жилья
  • Все стройки Москвы
  • Строительство жилья
  • Строительство объектов здравоохранения
  • Строительство детских садов
  • Строительство школ
  • Спортивные объекты
  • Уникальная архитектура
  • Фотоленты
  • Парк «Зарядье»
  • Парк «Остров Мечты»
  • Реорганизация Бадаевского пивзавода
  • Национальный космический центр
  • Южный речной вокзал
  • Реконструкция спорткомплекса «Олимпийский»
  • Новый кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана
  • Павильон «Макет Москвы» на ВДНХ
  • ИСОГД
  • МТСК
  • Генеральный план развития Москвы
  • СРО
  • Городские конкурсы
  • Правила размещения информационных вывесок на улицах Москвы
  • Калькулятор процедур
  • Кабинет застройщика
  • Инвестиционный портал Москвы
  • Цифровой контроль ОСС
  • Как КРТ преобразует промзоны Москвы
  • Лучший реализованный проект года
  • Порядок внедрения биометрических СКУД на КПП стройплощадок
  • Порядок применения технических средств объективной фиксации на стройплощадках Москвы
  • Новости
  • Фотогалерея
  • Видеогалерея
  • Инфографика
  • Пресс-служба
  • Статьи
  • Интервью
Архитектура
Станцию метро «Гольяново» оформят в космической тематике
Объекты медицины
Каким будет новый комплекс Склифа
Событие
Новые здания ОВД открылись в районах Южнопортовый и Северный
Инфраструктура
Реконструкция Центрального московского ипподрома
Метро
Как строится Троицкая линия
Производство
Завод модульного домостроения в районе Внуково
Главная Статьи
Все темы
Градостроительная политика
Парковки
Дорожное строительство
Дорожно-транспортное строительство
Жилье
Законы и нормативные акты
Контроль за строительством
Метро
ТиНАО
Объекты образования
Парки и скверы
Объекты культуры
Памятники архитектуры и истории
Железные дороги
События
Социальные объекты
Спортивные сооружения
Транспорт
Объекты медицины
Новые технологии в строительстве
Новые технологии
BIM-технологии в строительстве
Спортивные объекты
Реновация
Долгострои
Архитектурные конкурсы
Долевое строительство
Спорт
МЦК
МЦД
Недвижимость
Уникальная архитектура
ИЖС
Адресная инвестиционная программа
Благоустройство
Архитектура
Ипотека
Дороги
Выставки
Конкурсы
ТИМ – технология
КРТ
Регионы
Московские городские вокзалы
Градостроительный комплекс Москвы
Карта строек Метро МСД Дороги МЦД Реновация Достройка проблемных объектов СПЕЦПРОЕКТЫ НОВОСТИ
Все темы
Градостроительная политика
Парковки
Дорожное строительство
Дорожно-транспортное строительство
Жилье
Законы и нормативные акты
Контроль за строительством
Метро
ТиНАО
Объекты образования
Парки и скверы
Объекты культуры
Памятники архитектуры и истории
Железные дороги
События
Социальные объекты
Спортивные сооружения
Транспорт
Объекты медицины
Новые технологии в строительстве
Новые технологии
BIM-технологии в строительстве
Спортивные объекты
Реновация
Долгострои
Архитектурные конкурсы
Долевое строительство
Спорт
МЦК
МЦД
Недвижимость
Уникальная архитектура
ИЖС
Адресная инвестиционная программа
Благоустройство
Архитектура
Ипотека
Дороги
Выставки
Конкурсы
ТИМ – технология
КРТ
Регионы
Московские городские вокзалы

Присоединяйтесь

К 2020 г. в Москве должно появиться как минимум 255 новых транспортно-пересадочных узлов - Марат Хуснуллин

27 июн. 2014 г. 13:18

А ЧТО ЗА МКАД?

Правительство Московской области и Центральная пригородная пассажирская компания (ЦППК) планируют совместно развивать ТПУ на территории Подмосковья. Утвержденная программа развития включает 120 ТПУ, однако целесообразным в самой ЦППК считают создание около 80 узлов на основных станциях. В рамках крупнейших узлов могут быть построены торговые объекты площадью 30 000 - 50 000 кв. м, на небольших обойдутся торговыми павильонами. Общая стоимость реализации этой программы оценивается минимум в 30 - 60 млрд руб.

В июне заместитель мэра Москвы по градостроительной политике и строительству Марат Хуснуллин заявил о большом интересе девелоперов к строительству транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) в столице. «Из 30 крупнейших инвесторов 20 точно хотят строить ТПУ, - отметил он. - Это интересные и выгодные проекты». В числе желающих названы «Интеко», «Мортон», «Моспромстрой», «Пионер», «Ташир», «ТПС-недвижимость». Сами эти компании планируемые инвестиции в ТПУ комментируют неохотно, предпочитая рассуждать об их привлекательности в теории. Другие крупные игроки рынка недвижимости Москвы, опрошенные «Ведомостями», интереса к развитию ТПУ не выразили. «Перечень площадок видели, но серьезно не рассматривали» - таков ответ большинства из них.

Арифметика ТПУ

Всего в перечень ТПУ столицы (согласно 649-му постановлению правительства Москвы) попало 255 площадок, на 65% из них предполагается капитальное строительство. Больше всего площадок с будущими капитальными строениями - в ведении ГУП «Московский метрополитен», 91 участок, это существующие или строящиеся станции метро; 39 участков числится за ОАО «Российские железные дороги» и 31 - за ОАО «Московская кольцевая железная дорога», учрежденным Москвой и РЖД. Реализовать эти планы московские власти рассчитывают до 2020 г. В ближайшее время перечень ТПУ может быть изменен. По словам первого заместителя гендиректора ОАО «МКЖД» Алексея Зотова, уже подготовлена и проходит согласование новая редакция 649-ППМ. Она предусматривает формирование еще одного, 32-го ТПУ - «Шелепиха». «Транспортное строительство в таком крупном мегаполисе, как Москва, процесс живой», - объясняет Зотов.

Плоскостные узлы в столице начали строить с 2011 г., а с 2013 г. у города в приоритете капитальные объекты в зоне пересадок, говорит гендиректор московского направления ГК «Пионер» Олег Сорока. По его словам, объем инвестиций в создание системы городских ТПУ администрация оценивает в 300 млрд руб. «И если с плоскостными Москва вполне может справиться сама - благоустройство территории и вывод несанкционированной торговли бюджет осилит, то к реализации крупных капитальных проектов придется привлекать частный капитал», - отмечает он.

Капитал потребуется немалый: например, строительство ТПУ «Выхино» (относится к ведению ОАО «РЖД») может обойтись в 20 млрд руб., рассказал Хуснуллин. Хотя, возможно, именно в этот узел частных инвесторов приглашать не будут - некоторые площадки (зачастую самые лакомые) Москва предпочтет осваивать без участия внешних инвесторов, что позволит не делить с ними и доходы, рассуждает один из девелоперов.

Заработать на дорогах

Торгово-пересадочные узлы - так между собой нередко называют ТПУ участники рынка недвижимости. «Строительство и содержание метро очень затратная тема, а коммерческая составляющая в инфраструктурных проектах позволяет Москве получить дополнительные «небилетные» доходы», - говорит замдиректора отдела стратегического консалтинга компании JLL Михаил Якубов.

По словам Ильи Кузнецова, старшего директора отдела стратегического консалтинга Cushman & Wakefield (C&W), необходимость создания коммерческой инфраструктуры на транспортных объектах оценивается исходя из потребности в финансировании последних. «Чиновники рассуждают примерно следующим образом: если необходимо построить столько-то квадратных метров транспортных объектов, а госфинансирования хватит только на 10%, нужно привлечь инвесторов, предоставить им свободу строить коммерческую недвижимость, а транспортную дать в качестве обременения», - говорит эксперт.

Коммерческая составляющая в проектах ТПУ по всему миру представлена в первую очередь торговыми площадями, рассказывает руководитель проектов департамента стратегического консалтинга Knight Frank Елена Додулад. Уже заявлено, что в Выхине появится торговый комплекс на 100 000 кв. м, в Саларьеве (застройщик Essence Development) - 135 000 кв. м. «Генерируя огромное количество пассажиров, ТПУ позволяет ритейлерам рассчитывать на высокий поток потенциальных покупателей, что позволяет устанавливать ставки аренды на торговые площади на высоком уровне», - объясняет она.

Заместитель управляющего директора ЗАО «Интеко» Николай Румянцев подтверждает, что ТПУ могут быть интересны инвесторам, прежде всего за счет генерируемого трафика. «В составе ТПУ может быть востребована функция, для которой необходим либо серьезный пассажирский и транспортный поток, либо высокий уровень мобильности. В первом случае это, конечно, ритейл, а во втором - офисы, гостиницы, апартаменты», - комментирует он.

Мировой опыт

Примерами успешного развития проектов ТПУ в мировой практике эксперты называют King’s Cross Central в Лондоне и Центральный вокзал Берлина. В Лондоне на 67 га заброшенных железнодорожных земель возвели 50 новых зданий, включая более чем 450 000 кв. м офисов, 500 000 кв. м торговли и 11 отелей. В рамках развития Центрального вокзала Берлина - 175 000 кв. м, включая 50 000 кв. м офисов и 15 000 кв. м ритейла. Реализация проектов, по официальным данным, стоила 2 млрд фунтов стерлингов и 1 млрд евро соответственно и заняла более 12 лет.

Мировая практика свидетельствует о необходимости диверсификации различных типов недвижимости в проектах ТПУ - с точки зрения как стабильности дохода, так и равномерного распределения нагрузки на транспортную инфраструктуру, объясняет Михаил Якубов из JLL. Однако в московских проектах, по его словам, наблюдается сильный перекос в сторону ритейла. Если город в каком-то ТПУ захочет видеть менее доходные составляющие, скорее всего ему придется «стимулировать» инвесторов или строить их самому, предупреждает эксперт.

Где лучше строить

Наибольшим потенциалом, по мнению Кузнецова, обладают проекты станций метро и ТПУ в новых жилых районах: «Здесь больше места для девелопмента и больший потенциал в долгосрочной перспективе - рост численности населения и меньшая стоимость земли на старте». Примером такого девелопмента он считает ТПУ «Саларьево». Расположение на вылетных магистралях и вблизи активной жилой застройки - те характеристики, которые будут привлекать инвесторов в ТПУ, соглашается Якубов.

Все о московских стройках — в Телеграм

Присоединяйтесь

Теги

  • Марат Хуснуллин
  • ТПУ

Другие материалы по теме

11 июл. 2014 г.
Москва уже определилась с границами 225 транспортно-пересадочных узлов
Москва уже определилась с границами 225 транспортно-пересадочных узлов
11 июл. 2014 г.
При каждом ТПУ будет оборудована специальная зона для такси
При каждом ТПУ будет оборудована специальная зона для такси
11 июл. 2014 г.
До конца года инвесторам представят условия участия в строительстве ТПУ
До конца года инвесторам представят условия участия в строительстве ТПУ
11 июл. 2014 г.
Объем частных инвестиций в строительство ТПУ в Москве составит 200 - 240 млрд рублей
Объем частных инвестиций в строительство ТПУ в Москве составит 200 - 240 млрд рублей
8 июл. 2014 г.
ТПУ «Саларьево» будет введен в полном объеме в 2016 году
ТПУ «Саларьево» будет введен в полном объеме в 2016 году
1 июл. 2014 г.
Около станции метро «Саларьево» построят крупный ТПУ с парковкой
Около станции метро «Саларьево» построят крупный ТПУ с парковкой
21 июн. 2014 г.
Станция метро «Котельники» будет открыта после решения вопроса о размещении ТПУ
Станция метро «Котельники» будет открыта после решения вопроса о размещении ТПУ
21 июн. 2014 г.
Транспортную развязку на пересечении Волгоградки и МКАД планируется открыть ко Дню города
Транспортную развязку на пересечении Волгоградки и МКАД планируется открыть ко Дню города

Новости дня

Все новости
4 дек. 2025 г. 14:30
Владимир Ефимов: на трассе Солнцево – Бутово – Варшавское шоссе на 70 процентов завершили строительство 150-метрового путепровода над путями МЦД-2
4 дек. 2025 г. 12:48
Сергей Собянин: выставка «Россия» обретет постоянное место в национальном центре
4 дек. 2025 г. 11:55
В Москве построят 160 спортивных объектов за три года – мэр
4 дек. 2025 г. 11:30
Сергей Собянин: темпы реализации программы реновации будут расти
4 дек. 2025 г. 11:00
Владимир Ефимов: бизнес-центр с террасами начали строить в Хорошевском районе
4 дек. 2025 г. 10:59
Мэр Москвы рассказал о строительстве дорог в столице
4 дек. 2025 г. 10:30
Сергей Собянин: в Москве будет вводиться по пять-шесть новых станций метро в год
4 дек. 2025 г. 10:00
Новое жилье построят в рамках проекта КРТ в Ховрине

Просмотренные материалы

С 30 апреля по 9 мая закроется участок салатовой ветки метро
Французский инвестор создаст в Мамырях
Спрос на квартиры в новостройках ТиНАО по-прежнему высокий
Выход открыт: от «Лужников» стало проще дойти до метро
Статьи
По словам Собянина, Северо-Западная хорда снизит загруженность МКАД
Общественные пространства - главное конкурентное преимущество города - мэр
На северо-западе столицы сносят ветхие пятиэтажки и решают проблемы обманутых дольщиков

Рассылка новостей

Получайте ежедневную подборку актуальных публикаций о строительстве в Москве

Метро

  • Перспективная карта метро с линиями МЦД
  • Большая кольцевая линия
  • Рублёво-Архангельская линия
  • Бирюлёвская линия
  • Троицкая линия

Дороги

  • Дороги районного значения
  • Реконструкция МКАД
  • Южная рокада
  • Московский скоростной диаметр

МЦД

  • МЦД-1 «Белорусско-Савеловский»
  • МЦД-2 «Курско-Рижский»
  • МЦД-3 «Ленинградско-Казанский»
  • МЦД-4 «Калужско-Нижегородский»

Реновация

  • Снос пятиэтажек
  • Стандарт отделки квартир
  • Часто задаваемые вопросы

Спецпроекты

  • Больница в Вороновском
  • Парк «Зарядье»
  • Спорткомплекс «Лужники»
  • БКЛ метро

Онлайн-сервисы

  • Все стройки Москвы
  • Контакт-центр

Жителям

  • Жильё
  • Здравоохранение
  • Детские сады
  • Школы
  • Спортивные объекты
  • Парк «Остров Мечты»
  • Реорганизация Бадаевского завода

Программы

  • Жилище
  • Градостроительная политика
  • Адресная инвестиционная программа

СМИ

    • Новости
    • Фотоленты
    • Статьи
    • Интервью
    • Инфографика
    • Фотогалерея
    • Видеогалерея
    • Пресс-служба

О Комплексе

    • Структура
    • Условия использования информации
    • Документы
    • Политика в отношении обработки персональных данных на сайте
Градостроителный комплекс Москвы
Яндекс.Метрика