Продолжая пользоваться сайтом Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы вы соглашаетесь на обработку файлов cookie для работы метрических программ
Подробнее...
Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей
лого компании

Читайте в Телеграм
Градостроительный комплекс Москвы
Поиск по порталу
✕
Ефимов В.В. Заместитель Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства
  • Карта строек
  • Метро
  • МСД
  • Дороги
  • МЦД
  • Реновация
  • Достройка проблемных объектов
  • СПЕЦПРОЕКТЫ
  • НОВОСТИ
  • О Комплексе
  • Жителям
  • Градостроителям
  • Застройщикам
  • СМИ
  • Обратная связь
  • Деятельность
  • Структура
  • Контакты
  • Законы, постановления, распоряжения, указы
  • Государственные программы
  • Молодежный совет
  • Реновация жилья
  • Все стройки Москвы
  • Строительство жилья
  • Строительство объектов здравоохранения
  • Строительство детских садов
  • Строительство школ
  • Спортивные объекты
  • Уникальная архитектура
  • Фотоленты
  • Парк «Зарядье»
  • Парк «Остров Мечты»
  • Реорганизация Бадаевского пивзавода
  • Национальный космический центр
  • Южный речной вокзал
  • Реконструкция спорткомплекса «Олимпийский»
  • Новый кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана
  • Павильон «Макет Москвы» на ВДНХ
  • ИСОГД
  • МТСК
  • Генеральный план развития Москвы
  • СРО
  • Городские конкурсы
  • Правила размещения информационных вывесок на улицах Москвы
  • Калькулятор процедур
  • Кабинет застройщика
  • Инвестиционный портал Москвы
  • Цифровой контроль ОСС
  • Как КРТ преобразует промзоны Москвы
  • Лучший реализованный проект года
  • Порядок внедрения биометрических СКУД на КПП стройплощадок
  • Порядок применения технических средств объективной фиксации на стройплощадках Москвы
  • Новости
  • Фотогалерея
  • Видеогалерея
  • Инфографика
  • Пресс-служба
  • Статьи
  • Интервью
Архитектура
Станцию метро «Гольяново» оформят в космической тематике
Объекты медицины
Каким будет новый комплекс Склифа
Событие
Новые здания ОВД открылись в районах Южнопортовый и Северный
Инфраструктура
Реконструкция Центрального московского ипподрома
Метро
Как строится Троицкая линия
Производство
Завод модульного домостроения в районе Внуково
Главная Статьи
Все темы
Градостроительная политика
Парковки
Дорожное строительство
Дорожно-транспортное строительство
Жилье
Законы и нормативные акты
Контроль за строительством
Метро
ТиНАО
Объекты образования
Парки и скверы
Объекты культуры
Памятники архитектуры и истории
Железные дороги
События
Социальные объекты
Спортивные сооружения
Транспорт
Объекты медицины
Новые технологии в строительстве
Новые технологии
BIM-технологии в строительстве
Спортивные объекты
Реновация
Долгострои
Архитектурные конкурсы
Долевое строительство
Спорт
МЦК
МЦД
Недвижимость
Уникальная архитектура
ИЖС
Адресная инвестиционная программа
Благоустройство
Архитектура
Ипотека
Дороги
Выставки
Конкурсы
ТИМ – технология
КРТ
Регионы
Московские городские вокзалы
Градостроительный комплекс Москвы
Карта строек Метро МСД Дороги МЦД Реновация Достройка проблемных объектов СПЕЦПРОЕКТЫ НОВОСТИ
Все темы
Градостроительная политика
Парковки
Дорожное строительство
Дорожно-транспортное строительство
Жилье
Законы и нормативные акты
Контроль за строительством
Метро
ТиНАО
Объекты образования
Парки и скверы
Объекты культуры
Памятники архитектуры и истории
Железные дороги
События
Социальные объекты
Спортивные сооружения
Транспорт
Объекты медицины
Новые технологии в строительстве
Новые технологии
BIM-технологии в строительстве
Спортивные объекты
Реновация
Долгострои
Архитектурные конкурсы
Долевое строительство
Спорт
МЦК
МЦД
Недвижимость
Уникальная архитектура
ИЖС
Адресная инвестиционная программа
Благоустройство
Архитектура
Ипотека
Дороги
Выставки
Конкурсы
ТИМ – технология
КРТ
Регионы
Московские городские вокзалы

Присоединяйтесь

Летящей проходкой: зачем Москве нужны двухпутные тоннели метро

Темы в материале:

Метро

29 янв. 2019 г. 10:37

Двухпутные тоннели метро – это когда поезда движутся одновременно в одном тоннеле, платформы находятся по бокам, а пути – посередине. Такое строительство идет быстрее, поскольку тоннель прокладывается одним щитом-гигантом диаметром 10 метров, а не двумя - диаметрами в шесть метров. Какие плюсы у такой технологии метростроения? Рассказываем.

Тоннелепроходческие щиты: «шестерки» и «десятки»

Тоннелепроходческий комплекс – это целый завод по переработке грунта. В Москве всегда строили метро щитами диаметром 6 метров, теперь проходка ведется и 10-метровыми машинами-гигантами.

Самые коварные враги проходчиков подземных шахт – плывуны: массы почти пылеобразного песка с примесью 10-15% глины, пропитанного водой. Метростроители борются с ними с помощью технологии заморозки грунта.

 

Замораживание грунта при строительстве метро

Чем глубже станция, тем дороже строительство, так как расходуется больше ресурсов. В 2011 году было принято решение строить новые станции в основном открытым способом.

Для этого достаточно выкопать котлован, установить бетонные конструкции, выполнить обратную засыпку и укладывать пути в образовавшемся коридоре. Это не только дешевле, но и гораздо быстрее, чем строить станции глубокого заложения.

 

Из чего состоит щит

Щиты – «десятки» используют при строительстве двухпутныхтоннелей. К слову, в столице Испании, Мадриде, с помощью такой технологии удалось построить почти 200 км тоннелей и 156 станций метро всего за 12 лет.

Но дело не только в скорости строительства. Для обслуживания и эксплуатации одного большого щита требуется меньше оборудования для вывоза грунта, сокращается и количество сопутствующей инфраструктуры – это освещение, вентиляция, подвоз тюбингов.

Иногда метростроевцам приходится импровизировать, как в случае со станцией «Деловой центр» Калининско-Солнцевской линии. Из-за плотной застройки в «Москва-Сити» тоннелепроходческий щит монтировали на пятачке размером не больше школьного спортзала. Кольцо опускали одно за другим и буквально «наращивали» щит под землей.

Что такое двухпутные тоннели? Инфографика

Что нужно знать о двухпутных тоннелях

О стоимости. Строительство двухпутных тоннелей обходится дешевле на 20-30%. Объем затрат на выработку грунта составляет лишь около 6% от стоимости всех работ. 

О скорости. Метро по испанской технологии строится быстрее. Средняя скорость строительства двухпутного тоннеля – 450 метров в месяц.

О безопасности. Время полной эвакуации пассажиров из поезда в двухпутном тоннеле составляет около 16 минут, в однопутном – почти 40 минут. Поезда в двухпутных тоннелях можно оснастить лестницами, которые в случае ЧП будут выпадать из каждой двери состава. В экстренных ситуациях на второй путь тоннеля можно подогнать состав со службами спасения.

О шуме. Шум при встречном движении поездов в тоннеле помогут «погасить» вибропути. Эта технология пути пониженной вибрации – LVT (LowVibrationTrack) – использовалась при строительстве тоннеля под Ла-Маншем. В России ее применили на участке Туапсе – Адлер при реконструкции ж/д пути во время подготовки к Олимпиаде в Сочи.

 

Как строят метро Москвы: технологии виброзащиты

Система LVT состоит из бетонного блока и залитых в бетон эластичной прокладки и резинового чехла. Такие пути использовали при строительстве станции метро «Деловой центр» под небоскребами «Москва-Сити».

 

В советские годы двухпутные тоннели строили на первых очередях московского метрополитена. В основном использовался ручной труд и средства малой механизации. Например, двухпутные тоннели есть на участках «Александровский сад» — «Смоленская» Филевской линии, «Красные Ворота» — «Сокольники» и «Парк Культуры» — «Библиотека имени Ленина» Сокольнической, а также «Сокол» — «Аэропорт» Замоскворецкой линии. На некоторых участках пути противоположных направлений отделяли бетонной колоннадой. В дальнейшем из-за условий работы вентиляции стали ставить глухую стенку. При индустриальном строительстве, когда метро прокладывали открытым способом, на небольшой глубине, было удобно соорудить в едином котловане конструкции двухпутного тоннеля, даже если пути были изолированы друг от друга. С изобретением технологии проходки тоннелей мелкого заложения щитами, сначала простыми, а потом механизированными, их стали строить однопутными. С внедрением «десяток» было принято решение снова возводить двухпутные, но уже по новым технологиям.

 

Где строят двухпутные тоннели в Москве?

На Некрасовской (Кожуховской)  линии на участке от «Косино» до «Нижегородской» проходка тоннелей идет двумя 10-метровыми щитами по имени «Лилия» и «Виктория».

13 декабря завершено строительство двухпутного тоннеля от «Окской» до «Стахановской». За год «Виктория» прошла 1993 метра под Рязанским проспектом под плотной городской застройкой и преодолевая сложные водонасыщенные грунты. В ближайшее время проходка от «Стахановской» до «Нижегородской» продолжится.

Построен двухпутный тоннель от станции метро «Окская» до «Стахановской» Некрасовской линии

12.12.18
1/39

«Лилия»  закончила строить участок от «Косино» до «Юго-Восточной», продолжается проходка до «Окской». В планах – строительство двухпутных тоннелей на Большой кольцевой линии (БКЛ) метро: восточного участка от «Текстильщиков» до «Кленового бульвара» и западного – от «Терехово» до «Давыдково». 

 

Большая кольцевая линия метро

Москва строит метро ударными темпами: только в прошлом году в столице было введено 17 станций. Планы не менее грандиозные. Поэтому испанский метод строительства очень актуален для Москвы, так как позволяет прокладывать метро в плотной городской застройке.

 

Какие 17 станций метро открыли в 2018 году

Сейчас завершается строительство участка Сокольнической линии метро  в Новой Москве. На нем расположатся четыре станции: «Филатов луг», «Прокшино», «Ольховая» и «Коммунарка». Этот отрезок строится шестиметровыми щитами, а часть его и вовсе будет наземной. Ввод планируется в мае.

Технический запуск четырех станций Сокольнической линии метро. С. Собянин, М. Хуснуллин

15.01.19
1/39

Участок Некрасовской (Кожуховской) линии метро откроют к апрелю. На нем разместятся четыре станции: «Косино», «Лухмановская», «Улица Дмитриевского» и «Некрасовка». Строительство ведется традиционным для Москвы методом с однопутными тоннелями. 

Вторую часть этой ветки со станциями «Нижегородская», «Стахановская», «Окская улица» и «Юго-Восточная» планируется запустить в конце года. Здесь тоннели будут двухпутными.  

Станции БКЛ метро «Лефортово» и «Авиамоторная» введут в 2019 году. Пока кольцо не замкнется, станции будут работать как продолжение Некрасовской линии.

 

Метро пришло в 14 московских районов за 8 лет

 

Калининско-Солнцевская линия метро

 

Строительство Большого кольца метро

 

Карта строительства метро в Москве

Ольга Зеневич

Все о московских стройках — в Телеграм

Присоединяйтесь

Теги

  • Кожуховская линия метро
  • Сокольническая линия
  • тоннели
  • БКЛ (Большая кольцевая линия метро)
  • Некрасовская линия

Другие материалы по теме

12 февр. 2019 г.
Мосты, эстакады и тоннели: как развивается дорожная сеть Москвы
Мосты, эстакады и тоннели: как развивается дорожная сеть Москвы
8 февр. 2019 г.
В Москве построили 55 эстакад и тоннелей в 2018 году – Собянин
В Москве построили 55 эстакад и тоннелей в 2018 году – Собянин
5 февр. 2019 г.
Участок БКЛ метро «Каширская – Каховская» реконструируют
Участок БКЛ метро «Каширская – Каховская» реконструируют
6 февр. 2019 г.
Сделано в Китае: щиты из КНР на строительстве московского метро
Сделано в Китае: щиты из КНР на строительстве московского метро
29 янв. 2019 г.
Двухпутные тоннели в Москве: плюсы испанской технологии строительства
Двухпутные тоннели в Москве: плюсы испанской технологии строительства
29 янв. 2019 г.
Началось строительство тоннеля на участке БКЛ метро «Аминьевское шоссе» – «Давыдково»
Началось строительство тоннеля на участке БКЛ метро «Аминьевское шоссе» – «Давыдково»
28 янв. 2019 г.
«Мария» из Китая начала строить тоннель на Большом кольце метро
«Мария» из Китая начала строить тоннель на Большом кольце метро
26 янв. 2019 г.
Три тоннеля метро проложат под Аминьевским шоссе – Хуснуллин
Три тоннеля метро проложат под Аминьевским шоссе – Хуснуллин

Новости дня

Все новости
3 дек. 2025 г. 14:30
Владимир Ефимов: новое общественное пространство с читальней и спортивными площадками появится в Западном Дегунине
3 дек. 2025 г. 11:30
Владимир Ефимов: облик наземных павильонов станции метро «ЗИЛ» напомнит о прошлом завода
3 дек. 2025 г. 11:25
Стартовал прием заявок на премию города Москвы в области архитектуры и градостроительства – мэр
3 дек. 2025 г. 11:00
На западе Москвы появится новый арт-объект
3 дек. 2025 г. 10:00
Внесены изменения в граддокументацию для реконструкции подстанции в Отрадном
3 дек. 2025 г. 09:20
Около двух тысяч маломобильных граждан и членов их семей получили адаптированные квартиры по программе реновации
3 дек. 2025 г. 09:00
Владимир Ефимов: в Можайском районе реорганизуют четыре участка по проекту КРТ
3 дек. 2025 г. 09:00
В Нижегородском районе началось строительство бизнес-центра со спортивным парком

Просмотренные материалы

Бочкарёв: на пяти знаковых объектах в ЦАО завершены работы в 2020 году
Дом по программе реновации в Черёмушках введут в 2021 году
В ТиНАО продолжается проектирование и строительство объектов по программе «Безопасный город»
В Зеленограде могут построить медицинский центр и гостиницу
Концертный зал «Зарядье» облицуют 15 тысячами акустических панелей
Завершается обустройство ледяной пещеры в парке «Зарядье» – Хуснуллин
В центре Москвы реконструируют 100-летнее здание
Интервью

Рассылка новостей

Получайте ежедневную подборку актуальных публикаций о строительстве в Москве

Метро

  • Перспективная карта метро с линиями МЦД
  • Большая кольцевая линия
  • Рублёво-Архангельская линия
  • Бирюлёвская линия
  • Троицкая линия

Дороги

  • Дороги районного значения
  • Реконструкция МКАД
  • Южная рокада
  • Московский скоростной диаметр

МЦД

  • МЦД-1 «Белорусско-Савеловский»
  • МЦД-2 «Курско-Рижский»
  • МЦД-3 «Ленинградско-Казанский»
  • МЦД-4 «Калужско-Нижегородский»

Реновация

  • Снос пятиэтажек
  • Стандарт отделки квартир
  • Часто задаваемые вопросы

Спецпроекты

  • Больница в Вороновском
  • Парк «Зарядье»
  • Спорткомплекс «Лужники»
  • БКЛ метро

Онлайн-сервисы

  • Все стройки Москвы
  • Контакт-центр

Жителям

  • Жильё
  • Здравоохранение
  • Детские сады
  • Школы
  • Спортивные объекты
  • Парк «Остров Мечты»
  • Реорганизация Бадаевского завода

Программы

  • Жилище
  • Градостроительная политика
  • Адресная инвестиционная программа

СМИ

    • Новости
    • Фотоленты
    • Статьи
    • Интервью
    • Инфографика
    • Фотогалерея
    • Видеогалерея
    • Пресс-служба

О Комплексе

    • Структура
    • Условия использования информации
    • Документы
    • Политика в отношении обработки персональных данных на сайте
Градостроителный комплекс Москвы
Яндекс.Метрика