timelapse

Магазины уходят на глубину

Темы в материале

Подземное пространство в Москве расширяется.

Небольшие магазины, кафе, ремонтные мастерские, химчистки и прачечные могут появиться в подземном пространстве столицы. Строить их будет не город, а частные инвесторы. Об этом «РГ» рассказал и.о. руководителя Департамента градостроительной политики Сергей Лёвкин.

Правда, он сразу оговорился, что речь не о том, что через год-два под землей в центре столицы вырастут новые торговые центры наподобие «Манежа». «Это принесло бы больше вреда, чем пользы, – считает Лёвкин. – Ведь они начнут притягивать транспорт, создавая новые пробки». В центре должно грамотно развиваться существующее подземное пространство. Столичные власти уже делают определенные шаги в этом направлении: всерьез взялись, например, за подземные переходы. «Всем советую перейти Тверскую по подземному переходу, ведущему от книжного магазина «Москва» к зданию Мэрии, – говорит Лёвкин. – Я был удивлен: стандартный переход за несколько недель превратился почти что в арт-объект – с плазменной рекламой, подсветкой». А вместо прежних ларьков появятся отдельные мини-магазинчики, которые будут торговать печатью, цветами, товарами первой необходимости.

По мнению Лёвкина, поистине неисчерпаемые подземные возможности в Москве будут появляться каждый год. Ведь до 2020 года линии подземки планируется увеличить на 160 км, добавится 78 новых станций. Только в этом году ожидается открытие 6 новых станций, в том числе «Делового центра», «Жулебино» и «Лермонтовского проспекта». «Когда станции закладываются открытым способом, остаются пустоты глубиной в 10 – 12 метров, которые необязательно засыпать, а можно использовать для развития инфраструктуры», – поясняет первый замдиректора НИиПИ Генплана Олег Григорьев. Он считает, что на подземных площадках нужно строить не только магазины, но и парковки, а также кафе, игровые зоны, небольшие сервисные центры, которых в Москве явно не хватает. Перспективными власти считают и строящиеся транспортно-пересадочные узлы. По мнению Лёвкина, подземная торговля и услуги хорошо впишутся в будущие транспортно-пересадочные узлы у строящихся станций «Саларьево» и «Котельники».