timelapse

Магистраль от трех вокзалов до Калужской области

Темы в материале

22 августа начался заключительный, шестой по счету Международный семинар по формированию концепции развития Московской агломерации. У команд, участвовавших в конкурсе, было полгода на то, чтобы окончательно сформировать свои идеи. Впрочем, уже сейчас ясно, что какого-то единственного победителя не будет. По словам зама мэра Москвы Марата Хуснуллина, все предложенные идеи будут включены в будущий мастер-план по развитию Новой Москвы. Оно и понятно, так как предложения некоторых архитекторов кажутся практически фантастическими. Пример тому — доклады от тех команд, которые мы успели прослушать до публикации материала.

Как и на предыдущих семинарах, архитекторы из О.М.А. (Нидерланды) начали свою презентацию с упоминания новых центров притяжения Москвы — аэрополисов, городов, построенных около аэропортов.

Что касается переезда федеральных структур, то голландские архитекторы предложили расположить министерства в тех местах, где развиты их профильные области. К примеру, в Астафьево специалисты предложили перенести Министерство транспорта. Троицк уже давно обладает статусом наукограда. Там успешно функционирует один из атомных реакторов. Архитекторы считают целесообразным разместить в этом месте Министерство энергетики. Особо большие надежды голландцы связывают с городом Домодедово. Во-первых, они считают, что в этом месте необходимо ввести мораторий на строительство жилья. Там должна развиваться именно деловая активность. В частности, туда можно переместить аппарат Министерства связи. Во-вторых, специалисты считают, что вокруг аэропорта «Домодедово» нужно сделать особую безвизовую территорию. Люди смогли бы прилетать туда на самолетах из разных стран мира, вести свои дела и покидать территорию государства.

Рублево-Архангельское должно стать финансовым центром. Там планируется разместить штаб-квартиру Сбербанка и Министерства финансов. Район Солнцево иностранцы по старой памяти посчитали криминальным, опасным для жизни местом. Но там бесцельно пропадает большое количество пространства. Голландцы посчитали, что в Солнцево можно было бы переместить Министерство ресурсов и Министерство природы. А Чертаново голландцы назвали «черной дырой бедности и пристанищем для мигрантов». Соответственно, сюда с успехом можно перевести Министерство труда.

Московские архитекторы из ЦНИИП градостроительства рассказали о том, что идею переноса министерств обсуждали при формировании нынешнего генплана. Уже тогда чиновники сами не знали, смогут ли они уехать, и если да, то как. К примеру, МИД так и не дал проектировщикам четкого ответа. Специалисты считают, что 20–30% территории Москвы реально можно реорганизовать без серьезных перетасовок. Имеется в виду использование промзон.

Что касается Новой Москвы, то основной зоной урбанизации должна будет стать территория от МКАД до ЦКАД. Федеральный центр предполагается разместить примерно в середине этой области, в районе Коммунарки. Его предлагается поделить на кварталы: жилые и чисто административные. Должно быть сделано так, чтобы людям не нужно было идти больше 5–10 минут до общественного транспорта.

Развитие новой Москвы от МКАД должно вестись путем создания «поясов». Ближний к кольцевой дороге — пояс экологии с лесом, федеральный центр, потом — поселки, потом — логистические центры около ЦКАД, а самые удаленные участки должны остаться нетронутыми. Все «пояса» должны соединяться общественным транспортом.

И еще одно выступление, которое мы успели послушать: ANTOINE GRUMBACH ET ASSOCIES (Франция). Как и московские архитекторы, французы предложили связать аэропорты с железной дорогой в виде большой буквы С. Но главная транспортная артерия должна пройти от Комсомольской площади через Коммунарку и к границам Калужской области. Не совсем понятно, что это будет: метро, железная дорога, трамвай или еще какой-то вид транспорта. Зато есть некоторая конкретика относительно участка транспортной артерии на территории Новой Москвы. Предполагается вырыть большую траншею и по дну ее пустить метро. Следующим этапом должна стать организация автобусных маршрутов вдоль этой ветки. В финале же траншею предлагается накрыть помостом, а по образовавшейся крыше пустить трамваи. Федеральный центр предполагается построить в районе Коммунарки вдоль трассы А101.