timelapse

Марат Хуснуллин: Метро столицы строим всей страной

Темы в материале

В четверг, 27 сентября, заместитель мэра столицы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин встретился с узким кругом журналистов, чтобы подвести итоги работы команды мэра за два года.

Вчера заместитель мэра столицы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин встретился с узким кругом журналистов, чтобы подвести итоги работы команды мэра за два года. Представляем вам выдержки из двухчасовой беседы.

Главная задача – транспортное строительство

Ситуация такова, что количество автомобилей в Москве увеличивается, при этом автомобильная сеть в Москве меньше сети в любом сопоставимом мегаполисе мира.

Мы ежегодно увеличиваем существующую улично-дорожную сеть на 1–2 процента, а количество автомобилей при этом увеличивается на 4–5 процентов. Поэтому главная задача, которую поставил мэр, — это пересмотреть наш градостроительный план, начав с транспорта.

Поэтому были проанализированы все строительные проекты, и в бюджете 2010 года на строительство транспортных объектов было предусмотрено менее 50 миллиардов рублей, и все эти деньги были разложены на несколько крупных объектов, таких как Четвертое транспортное кольцо, Алабяно-Балтийский тоннель и еще целый ряд крупных объектов. Поэтому нашей задачей было изменить подходы и в первую очередь заняться транспортной системой.

Строительство метро

Да, за 9 лет планируется построить 150 километров новых линий, 70 станций к существующим 182-м, — говорит Хуснуллин. — По масштабам это один из самых крупных транспортных проектов в мире, сегодня мы уступаем только Китаю. Важно, что мы не только определили приоритеты, но и вышли на стройплощадки. Мы в прошлом году построили 4,5 километра метро, в этом году 8,5, следующий год – 14. На следующий год мы планируем наш исторический рекорд 14 километров, это будет самый большой объем работ за всю историю метрополитена. Сейчас у нас работают восемь проходческих щитов, до конца года к ним присоединятся еше три. А когда начнем работать в полном объеме — щитов будет 24. У нас нет сомнений, что программа будет реализована. В советское время метро строили всей страной. Собирали строителей из Минска, Киева, Ташкента, отовсюду, где строилось метро. Сегодня мы идем тем же путем, мы, фактически, мобилизовали строителей со всей территории СНГ. Мы ведем переговоры с рядом иностранных компаний, и если нам не будет хватать сил, то будем приглашать и иностранцев тоже.

Строительство и реконструкция автодорог

Второе серьезное направление, за которое мы взялись сразу, – это увеличение пропускной способности вылетных автомагистралей, развязки со МКАД, это расширение МКАД и поперечные связки между дорогами. Нам удалось практически полностью увязать нашу программу с федеральной программой реконструкции автодорог.

За счет реконструкции автодорог мы планируем увеличить их пропускную способность как минимум на 25 процентов. В первую очередь для общественного транспорта. Потому что каждая выделенная полоса увеличивает количество пассажиров, которые пользуются общественным транспортом.

Также мы рассматриваем возможность организации выделенных полос на центральной части дорог.

Оптимизация железнодорожного сообщения

С МЖД мы работаем, регулярно собирается координационный совет.

Обсуждается реконструкция вокзалов, строительство новых железнодорожных путей. И сегодня практически утверждена программа по строительству 236 километров новых путей для развития пригородных перевозок. Из них приблизительно 30 процентов будут проложены в границах Москвы. С этим вопросом связана программа железнодорожных переездов. Около 80 переездов нужно реконструировать, либо закрывать, потому что когда электрички пойдут каждые 5 минут, через пути невозможно будет проехать. Поэтому нужны новые тоннели и эстакады.

Сегодня железные дороги разрезают периферийную часть города на несколько слабо связанных между собой сегментов. Поэтому есть так называемая программа малых связок, в год на нее предусматривается около 10 миллиардов рублей. Мы смотрим, где можно построить локальные дороги, которые станут связками. Последний яркий пример — связка в районе платформы Лианозово. Она небольшая, по метражу там 2–3 километра, но она важна стратегически. Это и связка с районом Северным, фактически дублер Дмитровки. Такие мероприятия проводятся регулярно, два-три десятка подобных небольших объектов мы строим ежегодно.

Кроме того, все новые линии метро будут связаны с МКЖД. Если мы строим новую станцию метро, то она обязательно входит в связку с железнодорожным кольцом.

Развитие новых территорий

Кроме того, транспортную проблему можно решит с помощью полицентрического развитя города. Было принято беспрецедентное решение по расширению Москвы. На новых территориях мы будем создавать условия для организации новых рабочих мест.

Окончательного решения по переносу правительства на новые территории не принято. пока не принято, но административно-деловой центр в Коммунарке как центр полицентрического развития все равно планируем. В любом случае будем создавать там инфраструктуру, подведем сети. Шесть из девяти команд — участниц конкурса на развитие Московской агломерации высказались за то, чтобы сделать там административно-деловой центр, и он будет являться реальным центром притяжения. Кроме того, будет развиваться и Сколково, и Рублево-Архангельское, что также связано с решением целого комплекса задач. Например, Рижское шоссе, которое не выдержит возросшей нагрузки, когда в Архангельском будет построен новый финансовый центр. Поэтому только Москва с ее возможностями в состоянии реализовать такие крупные проекты.

Деятельность Градостроительно-земельной комиссии

Мы проанализировали работу ГЗК. В различной стадии проработки было объектов 58 миллионов квадратных метров. То есть либо постановление по ним вышло, либо документы какие-то были оформлены. Только в ЦАО было 12 миллионов квадратных метров. По Генплану до 2025 года планировалось построить недвижимости общей площадью 200 миллионов, при этом почти на 60 миллионов были проработанные решения. При том что затраты на транспорт составляли 15-20%. То есть мы понимали, что вся эта ситуация будет только усугубляться.

Мы рассмотрели все эти инвестконтракты. На рабочей группе было рассотрено 5 тысяч вопросов, на ГЗК в общей сложности - 3400 вопросов. На сегодняшний день мы перепрофилируем или подтверждаем строительство 36 миллионов квадратных метров недвижимости, 9 миллионов квадратных метров мы прекратили совсем строительство. Причем мы столкнулись с рядом вопиющих фактов, к примеру, на Рязанском проспекте, владение 101 планировалось построить торговый комплекс, мы отменили решение, сейчас там строят транспортно-пересадочный узел. Профсоюзная, 156, это возле метро, все знают, насколько там перегружено, планировалось построить многофункциональный жилой комплекс, мы решили построить транспортно-пересадочный узел. И таких примеров десятки и даже сотни.

Мы проанализировали «висяки» и приняли решение по 404 проектам, решение по которым не принималось 5 и более лет. Также мы серьезно занялись проблемой долгостроя и рассмотрели 330 объектов на 4,8 миллиона квадратных метров, которые были достроены, но по тем или иным причинам не были введены в эксплуатацию. Теперь они введены.

Также хочу сказать, что мы сохранили 200 памятников истории и культуры, в отношении которых раньше было принято решение о сносе. Мы отменили это решение. Нужно понимать, что за этими проектами стояли инвесторы.

Также была принята отраслевая схема размещения гостиниц. Взяли на себя сложную задачу построить порядка 6 миллионов квадратных метров. Но даже если мы выполним эту задачу, обеспеченность Москвы будет на уровне Берлина, а это не самый туристический город.

Еще очень важное решение принято – если на территории промзоны кто-то хочет строить производственный цех – разрешение выдается без рассмотрения на ГЗК. Кроме того, принято решение по заправкам – если их владельцы хотят построить на своей территории мойку, автосервис, то в этом нет ничего страшного. Поэтому принято решение, что разрешение на постройки до 1000 метров выдаем автоматом.

О самострое

Также хочу сказать, что большую работу провели по выявлению и прекращению самовольного строительства: 173 объекта на 117 тысяч квадратных метров снесли за эти 2 года. Будем так же продолжать с самовольным строительством бороться, потому что самовольное строительство – это воровство общественного пространства. Если человек строит без разрешения, не спросив жителей, не спросив власть, не платит налогов никаких – это воровство. Беспрецедентный был случай в прошлом году, когда мы снесли 45 тысяч квадратных метров, торговый комплекс «Амирал» на МКАД. Сейчас там другие инвесторы, они строят гостиницы, современный торговый комплекс, паркинг.

Место Москвы среди мегаполисов

Москва — один из крупнейших городов мира, мы уступаем по бюджету только Нью-Йорку и Шанхаю. И такими проектами, которые в городе реализуются, ни один мегаполис не может похвастать. Метро, например: ни один мегаполис не имеет такой программы. Или, например, Сити. Большой Париж, к примеру, задумывался в 60-х годах, в 70-х начали его реализовывать, и сейчас он у них только закончен. Мы к 2015 году закончим Сити, и у нас там будет 300 тысяч рабочих мест. Концентрация недвижимости в одном месте там — одна из самых высоких в Европе. Рублево-Архангельское, Сколково, освоение территории ЗИЛа, Молжаниново — везде миллионы квадратных метров недвижимости. Кроме того, мэром поставлена задача активно развивать все территории, тяготеющие к аэропортам.