timelapse

Метро, дороги и жилье: Марат Хуснуллин о мегапроектах столицы

Темы в материале

20 миллионов «квадратов» жилья, более 100 километров линий метро и новые стадионы: на Московском урбанистическом форуме глава Стройкомплекса рассказал о ключевых изменениях в столичной агломерации.

Объемы обновления транспортной системы Москвы в 2011–2016 годах являются беспрецедентными для большинства мегаполисов мира. Об этом на VII Московском урбанистическом форуме рассказал заместитель Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.

«В последнее время в Москве слово “реновация” связывают с реновацией жилья. Я бы хотел это понятие развернуть более широко», — отметил он.

Москва реализует программы, которые полностью обновляют городскую среду. За последние шесть лет в столице построили 50 миллионов квадратных метров недвижимости, из них 20 миллионов — жилье. Также обновляют социальную инфраструктуру, модернизируют депрессивные промышленные зоны, создают парки и общественные пространства, строят спортивные объекты.

«Основные объемы реновации — это транспортная инфраструктура, дороги, метро, развязки, железнодорожный транспорт, пешеходные зоны, велодорожки, поперечные связи. Все это сделано для того, чтобы человек был свободен, свободен в широком смысле этого слова: свободен в передвижении, в отдыхе, в культуре», — сказал глава Стройкомплекса.

Дороги столицы

Объемы реновации транспортной системы Москвы за последние годы являются беспрецедентными для большинства мегаполисов мира. Так, например, протяженность метро увеличили на 30 процентов. Это 101 километр и 55 станций. В сентябре 2016 года запустили Московское центральное кольцо протяженностью 54 километра. Кроме того, строится Третий пересадочный контур — его длина более 60 километров. На новом кольце метро откроют 31 станцию.

А к 2021 году планируют построить еще 142 километра новых линий подземки.

«С учетом продления метро во Внуково, Рублево-Архангельское, Челобитьево мы хотим протяженность рельсового транспорта увеличить практически в два раза. То есть за почти 10 лет мы увеличим ее в два раза», — сказал Марат Хуснуллин.

Многие проекты Москва реализует совместно с «РЖД»: уже спроектировано и построено 160 километров железных дорог. Еще 80 километров железнодорожных линий и пять станций появятся на трех основных радиальных направлениях. Это позволит жителям Московской агломерации добираться до нужного места быстро, с комфортом и недорого.

Также активно строится дорожно-транспортная инфраструктура. За последние годы появилось более 500 километров дорог и более 160 искусственных сооружений.

«На ближайшие годы у нас утверждена программа на строительство еще 500 километров дорог, и более 140 искусственных сооружений мы построим в течение ближайших пяти лет. На это у нас есть деньги, строители, желание, а главное — воля», — заявил глава Стройкомплекса.

Строятся Северо-Западная и Северо-Восточная хорды, а также Южная рокада, которые образуют кольцо неправильной формы протяженностью 232 километра. На нем будет около 50 искусственных сооружений — эстакад и развязок.

«Мы отремонтировали улично-дорожную сеть более чем на 12 процентов. А искусственные сооружения — мосты, дороги, тоннели — почти на 26 процентов», — сказал Марат Хуснуллин.

Стоит отдельно отметить проекты строительства транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). Это еще одна масштабная программа столицы. Вокруг ТПУ планируют построить более 14 миллионов квадратных метров недвижимости.

«Это делается для того, чтобы максимально повысить пешую доступность, чтобы максимально подтянуть недвижимость к транспорту. Это огромные объемы работ. У нас в работе 155 ТПУ, 55 из них мы проектируем и строим сами, на 13 ТПУ, общая площадь которых более миллиона квадратных метров, пришли инвесторы», — сказал Марат Хуснуллин.

Новая жизнь промышленных зон

Развитие транспортной инфраструктуры привело к новому осмыслению развития промышленных зон. Всего в городе их 208, общая площадь — 18,8 тысячи гектаров. Из них 4,7 тысячи подлежит полной реорганизации, 7,8 — частичной.

«В этом году мы утвердили правила землепользования и застройки и приняли решение, что на территориях тех промзон, где инвесторы хотят создавать рабочие места, плотность застройки должна быть не менее 15 тысяч квадратных метров на гектар. Тем самым увеличивая в два раза возможность застройки промышленных зон. Потому что эти зоны — это рабочие места, это наша налоговая база. Мы должны это развивать. И сегодня любой инвестор (никуда не надо ходить согласовывать), если он хочет создавать рабочие места, в электронном виде отправляет заявку и получает право застраивать территорию», — заявил Марат Хуснуллин.

По его словам, сейчас идет о реорганизации нескольких крупных промышленных зон мирового масштаба. Это, например, территория бывшего ЗИЛа, на которой будут жить 76 тысяч человек, а работать смогут 65 тысяч.

«Огромным потенциалом полицентричного развития столицы является развитие ТиНАО. Пять лет назад эти территории присоединились к Москве. Много было споров и разговоров, зачем это было нужно. Сегодня по истечении пяти лет можно четко сказать: 870 миллиардов инвестиций, если пересчитать по курсу, начиная с 2012 года — это почти 20 миллиардов долларов инвестиций за пять лет. Это уже построенные сотни километров дорог и еще 250 километров дорог проектируется и строится. Это уже введенные станции метрополитена, это уже начатая реконструкция Киевского направления железной дороги. Мы убеждены, что ТиНАО будет новым нашим полицентрическим центром развития», — сказал заместитель Мэра Москвы.

Параллельно с крупными инфраструктурными стройками в столице идет активное развитие объектов социальной инфраструктуры.

«Построено 203 детских садика, и сегодня в Москве очередей в садики нет совсем. Построено 67 школ, 58 объектов здравоохранения. И самое главное, на что я хотел бы обратить внимание, 25 процентов всех объектов социальной инфраструктуры построено инвесторами. Мы в ближайшие годы введем еще более 250 объектов социальной сферы, из которых 30 процентов построят инвесторы», — рассказал глава Стройкомплекса.

Спорт, парки и набережные

Развивается и спортивная инфраструктура. За последние три года появилось три стадиона, соответствующих всем мировым стандартам. В июне закончили реконструкцию Большой спортивной арены спорткомплекса «Лужники», которая примет финальные матчи чемпионата мира в 2018 году.

«Строится еще 11 тренировочных футбольных полей с детско-юношескими спортивными школами. Чемпионат мира пройдет, а инфраструктура останется, дети будут заниматься. Мы активно ведем реновацию парковых зон и набережных. За шесть лет в Москве создано 80 новых парков, за 2017–2019 годы будет сделано еще 80 парковых зон», — рассказал Марат Хуснуллин.

В этом году в самом сердце столицы, рядом с Кремлем, откроют парк «Зарядье». Его площадь составляет 11 гектаров, а посещать новую зеленую зону будет около 12 миллионов туристов в год. Кроме того, на территории Нагатинской поймы реализуется парк «Остров мечты». Он раскинется на площади 92 гектара. Объем вложенных средств — около миллиарда долларов и все это — внебюджетные инвестиции.