Итоги этого года и прогнозы на следующий: как прошла конференция «Строительная отрасль Москвы»
Темы в материале:
21 декабря прошлого года в здании ГБУ «Мосстройинформ» представители строительной отрасли обсудили результаты своей работы в 2023 году и поделились планами на 2024-й. Конференция собрала представителей Стройкомплекса, девелоперов, профильных ассоциаций и объединений, экспертов и медиа.
Мероприятие «Строительная отрасль Москвы: итоги 2023 и планы 2024» организовала газета «Московская перспектива». Встреча состояла из трех сессий: первую посвятили ситуации на федеральном и столичном рынках недвижимости, вторую – транспортной инфраструктуре в целом, а третью – информационной политике отрасли и ее коммуникационным каналам.
В первой части конференции прозвучали оптимистичные оценки: рынок недвижимости продолжает расти, ставить новые рекорды, и есть основания ожидать от него продолжения роста и в 2024 году.
Исполнительный директор Клуба инвесторов Москвы Владислав Преображенский в своем выступлении отметил, что одной из главных движущих сил развития этого сектора является ипотека.
«Именно ипотека сегодня – основной и оптимальный способ приобретения недвижимости. Уверен, что льготные программы будут поддержаны государством. Это позволит нам и дальше развивать жилищное строительство активными темпами. В прошлом году 70% сделок в первичном сегменте приходилось на продажу с помощью субсидированной ипотеки», – уточнил Владислав Преображенский.
Он добавил, что специалисты Клуба инвесторов Москвы прогнозируют снижение ключевой ставки Центробанка до 12-14% в первой половине 2024 года и до 10-12% – во втором полугодии. Причем реальные изменения могут оказаться даже существеннее.
Действительно, результаты 2023 года оказались положительными, несмотря на все вызовы, брошенные развитию столицы в том числе зарубежными санкциями. Так, по данным управления Росреестра по Москве, в 2023 году поставили на кадастровый учет 6,2 млн кв. м жилья. Это 270 новостроек, 50 из которых – по реновации.
Также зарегистрировали 48 школ и детских садов (примерно 371 тыс. кв. м), 330 объектов метро, 19 медицинских учреждений, 20 спортивных объектов, 13 объектов культуры, а также 95 км дорог и 74 станции МЦД.
«Рынок столичных новостроек в неполном 2023 году (147 тыс. сделок) вырос на 185% по сравнению с пятилеткой 2008-2012 годов (51 тыс. договоров)», – рассказала в своем выступлении помощник руководителя управления Росреестра по Москве Дарья Кудинова.
При этом с января по ноябрь 2023 года общее число договоров участия в долевом строительстве (ДДУ) составило 147,5 тыс., что превысило рекордный результат за весь 2021 год (144 тыс. ДДУ). Показатель увеличился на 34% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года и на 15% – 2021-го.
Число зарегистрированных квартир впервые переступило порог в 100 тыс., чего раньше еще не случалось. Дарья Кудинова пояснила, что с июля 2021 года примерно 250 тыс. покупателей воспользовались услугой Росреестра «Электронная ипотека за 24 часа».
«При обработке документов самая длительная процедура – перенос в государственную информационную систему сведений из поданных на регистрацию документов, таких как данные о продавце, покупателе, условиях договора. Теперь робот на стороне Росреестра автоматически заполнит основные условия сделки в системе и позволит регистратору оформить право собственности всего за час. Ранее эта задача реализовывалась вручную и могла занимать около двух рабочих дней», – утонила Кудинова.
При этом, по ее словам, 68% сделок по бытовой недвижимости покупатели совершают в электронном виде. Однако цифровизация заметно ускорилась именно в последние годы.
Так, например, если 12 лет назад сроки регистрации прав и постановки на кадастр занимали 30 и 20 дней соответственно, к 2015 году они сократились до 10 и 5 дней, а сейчас – до двух дней и половины суток. При этом совместное оформление прав и постановки на кадастр занимает примерно три дня.
Кудинова также отметила, что 24% всех сделок по заключению ДДУ в этом году были совершены в Новой Москве. Троицкий и Новомосковский округа, действительно, являются одними из самых стремительно развивающихся территорий столицы, о чем на конференции рассказал руководитель Департамента по развитию новых территорий Москвы Владимир Жидкин.
«У нас высокая динамика роста строительства жилья, все больше людей регистрируются в квартирах, которые раньше служили для них вторым жильем. Они переезжают в Новую Москву, потому что видят, как активно развивается инфраструктура, появляются парки, общественный транспорт, соцобъекты. Поэтому растет спрос на места в школах, детских садах», – уточнил Владимир Жидкин.
Он пояснил, что к концу 2023 года ввели 30 объектов образования. По словам Жидкина, до 2020 года в Новой Москве ежегодно вводили 8-9 школ и детских садов, теперь – в три раза больше. То же касается и медицинских учреждений.
Только за счет внебюджетных источников финансирования с 2012 года уже сданы в эксплуатацию 10 объектов здравоохранения на 2380 посещений в смену. Еще пять поликлиник инвесторы построят к 2027 году.
Однако рост населения Новой Москвы стремителен: если в 2012 году оно составляло порядка 230,7 тыс. человек, то сейчас это 720,5 тыс., а к 2030-му это число может превысить 1 млн.
При этом в округах ввели более 380 км автодорог, 10 станций метро, 142 объекта образования, 18 объектов здравоохранения, 32 парка и сквера, восемь платформ Московских центральных диаметров (МЦД) и 460 тыс. кв. м жилья по реновации.
О программе реновации жилищного фонда, в свою очередь, положительно высказался и первый заместитель директора ГБУ «ГлавАПУ» Игорь Егоров. Он обратил внимание участников конференции, что программа через несколько лет может существенно повлиять на рынок недвижимости.
Егоров подчеркнул, что одно из преимуществ реновации заключается в комплексном подходе к планировке территорий, что позволяет создать комфортные условия для жизни, оптимизировать использования пространства и обеспечить устойчивое развитие. Именно поэтому такие принципы, как квартальная планировочная структура и зонирование территорий, применялись при строительстве жилья по реновации.
Важную роль в развитии столицы, по мнению Егорова, сыграли проекты комплексного развития территорий (КРТ). Он пояснил, что в 2023 году утвердили проекты КРТ для территорий площадью более 100 га.
По словам Егорова, для такого масштабного развития и строительства необходима инфраструктура не только социальная, но также и транспортная.
Так, в 2023 году открыли движение по трем мостам, в том числе через затон Новинки в бывшей промзоне «ЗИЛ», который связал Симоновскую набережную с районом Южнопортовый и разгрузил участки Третьего транспортного кольца.
Развитие продолжается: до 2026 года запроектировано возведение семи пешеходных мостов. В ближайшие годы также ожидается строительство 64 км новых набережных и 40 общественных центров. За последние 11 лет в порядок было приведено более 80 км набережных.
О транспортной инфраструктуре на конференции подробно рассказал заместитель руководителя Департамента строительства Москвы Николай Колоцей.
«В городе с 2010 года по Адресной инвестиционной программе построено свыше 1,2 тыс. км дорог, 370 искусственных сооружений – мостов, эстакад, тоннелей, 300 пешеходных переходов. Завершается реконструкция развязок на МКАД, уделяется внимание строительству и реконструкции вылетных магистралей, возведено 22 путепровода. Почти построен Московский скоростной диаметр. Развивается метрополитен, работают Московское центральное кольцо и Большая кольцевая линия, четыре Московских центральных диаметра», – рассказал Николай Колоцей.
По словам заместителя исполнительного директора по девелопменту по инвестиционным проектам АО «Мосинжпроект» Григория Феофанова, 10 лет назад холдинг получил задание построить 259 городских вокзалов, примерно 80 из которых должны были стать крупными капитальными постройками, а остальные – плоскостными и локальными.
По его словам, эти планы уже частично воплощены в жизнь: локальные проекты почти все реализованы. Феофанов отметил, что многое удалось сделать благодаря средствам инвесторов.
Также участники конференции обсудили важность развития городских вокзалов.
«Это способствует улучшению пешеходных связей, предоставляет рабочие места, формирует новые точки притяжения и благоприятную среду для жителей и гостей нашего города. Вокзалы создают комфортные условия для проживания с идеальной транспортной доступностью: жилье строится там, где уже создана вся инфраструктура», – подчеркнул исполнительный директор по девелопменту АО «Мосинжпроект» Павел Дудулин.
Главный инженер ГАУ «Институт Генплана Москвы» Михаил Крестмейн также положительно оценил внедрение в строительную отрасль и, в частности, в транспортно-мостовое строительство методы информационного моделирования (ТИМ-технологии). Благодаря этому при проектировании удается предвидеть моменты развития, которые раньше невозможно было предугадать.
В планах на 2024 год у Стройкомплекса – наращивание темпов строительства и развития инфраструктуры. Москвичей ожидают сотни километров новых дорог, десятки пешеходных переходов и сооружений дорожно-мостового строительства, путепроводы, станции метро и МЦД, миллионы кв. метров жилой и нежилой площади, благоустройство набережных, парков, редевелопмент промзон – все, что сделает Москву еще более комфортной и удобной для жизни.







