timelapse

Пришли к нам со своим щитом

Темы в материале

К строительству московского метро подключается китайская компания China Railway Construction Corporation (CRCC) – на днях все тоннелепроходческие щиты, которые будут использовать в своей работе китайские специалисты, прибыли в столицу.

До 2020 года они должны построить три станции и четыре перегона юго-западного участка Третьего пересадочного контура – от «Проспекта Вернадского» до «Аминьевского шоссе».

Переговоры о привлечении китайских строителей к прокладке метро в Москве велись в течение нескольких лет. Изначально планировалось, что китайцы сами профинансируют работы, а инвестиции смогут вернуть за счет участия в проектах по созданию ТПУ. Однако о такой схеме договориться пока не удалось. На первом этапе CRCC будет работать в Москве по горзаказу: на конкурсе компания предложила наиболее выгодные для города условия строительства трех станций ТПК, взяв на себя обязательство выполнить все работы к 2020 году за 22,98 млрд руб. «Это более чем на 2 млрд руб. ниже начальной максимальной цены контракта», – отмечают в Департаменте строительства.

China Railway Construction Corporation – вторая крупнейшая государственная строительная компания КНР, которая занимается созданием железнодорожной инфраструктуры, тоннелей, мостов, скоростных шоссе, аэропортов, портов и т.д.

В Китае она построила 65% всех линий подземки, протяженность которых в 30 городах сейчас составляет 4,2 тыс. км. При этом китайских строителей отличают небывалые темпы и производительность труда. В Шанхае они за 24 года построили 588 км линий метро и 365 станций, т.е. примерно по 24,5 км и 15 станций в год.

В столичном стройкомплексе давно уже жалуются на нехватку рабочих рук. По словам заместителя мэра Марата Хуснуллина, городу не хватает порядка 3 тыс. проектировщиков и 10 тыс. строителей. Всех, кто имел опыт метростроения в бывшем СССР, давно уже мобилизовали. Помимо специалистов китайцы привезут технологии, которые расширят компетенции отечественных метростроевцев. В горадминистрации подчеркивают, что это первый опыт привлечения иностранцев к строительству подземки не только в Москве, но и в стране. В свою очередь, для Поднебесной это первый заказ на строительство метрополитена в Европе. «Данный контракт является для нас замечательной возможностью обменяться опытом с нашим русским партнером, научиться чему-то новому друг у друга и внести вклад в развитие инфраструктуры Москвы», – подчеркивает гендиректор корпорации CRCC Ду Чжанхуэй.

Китайцы будут работать в Москве на своем оборудовании. CRCC сама занимается производством тоннелепроходческих комплексов по немецким технологиям, но без права дальнейшей продажи. Для строительства юго-западного участка ТПК в российскую столицу из Шанхая привезли пять щитов, способных работать в условиях низких температур, последнюю партию груза на днях доставили в Южный речной порт. В целом средний срок перевозки оборудования составлял три месяца в соответствии с контрактом и готовностью площадок для выгрузки. Проходка начнется, как только завершатся подготовительные работы. «Сейчас идет активная работа по подготовке стартовых площадок, монтаж тоннелепроходческих щитов. Завершается вынос и переустройство инженерных сетей», – поясняет Марат Хуснуллин. По его оценкам, непосредственно к проходке китайские специалисты смогут приступить в начале 2018 года. «Мы специально взяли для начала небольшой участок, чтобы опробовать вхождение в стройку наших партнеров», – отмечает он.

CRCC в качестве подрядчика выполнит только основные строительные работы: контракт, который компания подписала с «Мосинжпроектом», включает создание станционных комплексов «Аминьевское шоссе», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского», 4,6 км перегонных тоннелей с притоннельными сооружениями и тупиков за станцией «Аминьевское шоссе». «Инженерное наполнение – установку и тестирование систем контроля движения и других точных транспортных систем – будут вести уже российские подрядчики», – уточняет глава Департамента строительства Андрей Бочкарёв.

Генеральный директор «Мосинжпроекта» Марс Газизуллин, в свою очередь, отмечает, что кроме быстрых темпов и высокой производительности труда Китай имеет успешный опыт создания транспортно-пересадочных узлов, который городские власти надеются использовать при строительстве ТПУ на станции «Мичуринский проспект» для ее связки со строящейся рядом станцией Калининско-Солнцевской линии. По его словам, представители CRCC рассматривают возможность участия в этом и ряде других проектов ТПУ из портфеля «Мосинжпроекта».

Елена Егоршина