timelapse

Разрушить крепость

Темы в материале

Градостроительные ошибки последних двадцати лет привели к известным перекосам в развитии Москвы - новые жилые районы строились на периферии без необходимой инфраструктуры, а рабочие места концентрировались в центре. На коллегии стройкомплекса на прошлой неделе была представлена идеологическая модель преобразований в столице. Ее главная задача - превратить Москву из «крепостного», непроезжего, устаревшего города в современный мегаполис, где жизнь кипит не только возле стен Кремля.

Генплан умер. Да здравствует Генплан

- В мае 2010 года был утвержден Генеральный план развития Москвы, по которому к имеющимся 400 млн кв. метрам недвижимости планировалось построить еще 200 млн кв. метров. Вот только транспортная инфраструктура никак не поспевала за этими планами, - напомнил на коллегии глава стройкомплекса Марат Хуснуллин. - Кроме того, изменились границы города, который сегодня вырос в два с лишним раза.

Урбанисты, принимавшие участие в международном конкурсе по развитию Московской агломерации, почти единогласно советовали идти по пути создания в столице нескольких центров притяжения. Городские власти к экспертам прислушались. До конца 2014 года они намерены пересмотреть Генплан развития старого города, разработать Генплан для новых территорий и принять так называемый обобщенный мастер-план, который давно применяется в других мировых столицах наряду с Генпланом. Это позволяет получить перспективное видение развития города на ближайшие годы, увязать строительство объектов с экономикой.

Также глава стройкомплекса назвал четыре основных принципа, которые будут применяться при развитии города. Это стабилизация застройки в центре города и его комплексное обустройство, формирование полицентричной структуры развития, преодоление отставания в развитии дорожно-транспортной инфраструктуры, снижение административных барьеров.

Флагманские стройки

По словам руководителя департамента строительства Москвы Андрея Бочкарёва, около 70% Адресно-инвестиционной программы города сегодня приходится на транспортные задачи.

- Флагманская и наиболее тяжелая программа - это, конечно, строительство метрополитена, - напомнил он. - В прошлом году мы ввели 4,5 км новых линий и три новые станции. В этом году планируем ввести 8,5 км метро и еще три новые станции. Треть этой работы выполнена, ко Дню города открыта станция «Новокосино», а вместе с ней 3,5 км путей. 130 млрд рублей выделено на этот год, 69 млрд мы уже освоили. Большая и тяжелая программа, но я уверен, что планы по строительству метро мы выполним.

Всего до 2020 года планируется ввести 150 км линий и почти 70 станций метрополитена. Сейчас правительством Москвы развернута работа более чем на 16 линиях метрополитена, на 49 станциях и на пяти депо.

Не менее грандиозные планы и по строительству дорог и всей сопутствующей инфраструктуры. За два последних года в столице построено 73 км дорог, 49 пешеходных переходов и больше 40 эстакад, мостов и тоннелей.

В городе полным ходом идет реализация программы по реконструкции вылетных магистралей. В работе Варшавское, Каширское, Ярославское, Щелковское, Ленинградское шоссе, шоссе Энтузиастов, участок Балаклавский проспект - Рублевское шоссе. Всего планируется реконструировать более 350 км дорог, организовать движение общественного транспорта по выделенным полосам протяженностью более 400 км, а также обустроить 745 заездных карманов.

Как рассказал Марат Хуснуллин, серьезные планы у правительства и по возведению транспортно-пересадочных узлов - их планируется построить 279. «При этом ТПУ предполагают строительство больше 3,5 млн кв. метров недвижимости. Площади будем возводить совместно с инвесторами», - отметил глава стройкомплекса.

Вместо офисов - отели

Утверждена программа строительства в центральной части города 6 млн кв. метров гостиниц - Москва претендует на роль одного из туристических центров Европы.

Продолжат наводить порядок с ветхим фондом, которого в центре тоже хватает. Малоценные постройки сносят, остальные реставрируют и реконструируют. Облагораживают внешний облик зданий. За два года только в центре было отремонтировано 350 фасадов.

- Я считаю, мы достигли планируемого результата - строительство в центре города удалось стабилизировать, - сообщил господин Хуснуллин. - Сегодня из 87 объектов, строящихся в ЦАО, 35 - это объекты транспортно-инженерной инфраструктуры, 13 социальных учреждений, 10 гостиниц, 14 жилых домов и только 12 объектов (около 14% от общего объема стройки) - это завершение строительства ранее начатых офисных, административных зданий.

Привилегии для промзон

Отдельная программа - развитие столичных промзон, занимающих на данный момент площадь свыше 7 тыс. гектаров. При правильном планировании эти территории могут стать настоящим спасением для Москвы.

- Я обращаюсь к инвесторам: мэр Москвы принял решение, согласно которому вопрос о промзонах, где создаются рабочие места, даже не надо выносить на рассмотрение Градостроительно-земельной комиссии. Инвестор делает заявку, мы ее рассматриваем и в ускоренном порядке выдаем ГПЗУ, - заявил Марат Хуснуллин.

Кроме промзон власти определили еще несколько центров развития в периферийных районах. Это примыкающий к «Шереметьево» район Молжаниново, финансовый центр в Рублево-Архангельском, инновационный центр «Сколково», территория вокруг «Внуково», которая станет в будущем логистическим и экспоцентром, административно-деловые центры в Коммунарке и Троицке и, наконец, окрестности Некрасовки, где построено огромное количество жилья, но почти нет рабочих мест.

Воровство общественного пространства

В новой Москве должны появиться и новые центры притяжения, рабочие места и жилье. Вот только перед тем, как приступить к планированию будущих объектов, необходимо сначала разобраться со старыми стройками. По словам Марата Хуснуллина, сегодня на территории Москвы выдано разрешений на строительство 32 млн кв. метров, а на новой территории на 15,6 млн кв. метров. При этом многое из того, что строится на присоединенных территориях, «делается и без разрешения на строительство, и без генеральных планов». Поэтому власти хотят как можно быстрее принять все решения относительно будущего новой Москвы, чтобы позволить инвесторам строить нужные городу объекты.

Что касается самовольного строительства, то власти объявили ему войну.

- Самовольное строительство равнозначно воровству. Это воровство общественного пространства, это воровство доходов города, мы с воровством будем бороться, - заявил господин Хуснуллин.

За последние два года власти снесли в общей сложности 78 объектов на 117 тыс. кв. метров. По словам главы стройкомплекса, к борьбе с незаконными стройками будут подключены префектуры и управы.

Барьеры барьерам

Вечная беда строительства в России - кипы согласований - не обошла стороной и Москву.

- Мы будем продолжать работу по сокращению административных процедур, тем более вышла дорожная карта, согласно которой мы должны серьезно сократить сроки принятия решений, - отметил Марат Хуснуллин.

Несколько дней назад мэр Москвы Сергей Собянин утвердил новое положение о работе Градостроительно-земельной комиссии, которая существенно упростилась, многие вопросы передали на уровень рабочих групп. В частности, ГПЗУ на объекты объемом менее 5 тыс. кв. метров (кроме ЦАО) могут выдаваться решением рабочей группы без обсуждения вопроса на комиссии.

Также в течение месяца могут получить ГПЗУ учебно-воспитательные, учебно-образовательные, культурно-просветительские, лечебно-оздоровительные, социально-реабилитационные, спортивно-рекреационные учреждения, объекты гаражного и промышленного назначения.

До конца года, по словам Марата Хуснуллина, власти намерены утвердить Правила землепользования и застройки для исторического центра города. После их утверждения работа по выдаче документов будет вестись в автоматическом режиме.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

«Боже упаси на новых территориях возводить только жилье»

Прежний руководитель столичного стройкомплекса, а ныне депутат Госдумы Владимир Ресин, выступая на объединенной коллегии стройкомплекса, обрисовал свое видение перспектив развития столицы: «О том, будут ли выполнены заявленные программы города, можно судить по итогам работы девяти месяцев. Нет сомнения, что все получится. Благодаря тому, что площадь Москвы увеличилась в 2,5 раза, у стройкомплекса появилась серьезная загрузка мощностей. Не так часто какому-либо поколению строителей достается работа на 50-100 лет вперед».

По словам депутата, то, что удалось Сергею Собянину, - «просто уму непостижимо». Это не мог сделать никто из прежних градоначальников - от первого секретаря Московского горкома партии Виктора Васильевича Гришина до мэра Юрия Михайловича Лужкова. «Не будь этот вопрос решен сегодня, я не знаю, о каких перспективах здесь можно было бы говорить», - отметил Владимир Ресин.

Парламентарий предостерег нынешних руководителей от игнорирования уже накопленного градостроительного опыта. «Умный учится на чужих ошибках, а дурак - на своих. В советское время комплексная застройка была поставлена во главу угла. Шаг влево, шаг вправо - исключение из партии, увольнение с работы. Рядом со спальными районами всегда возводились промышленные зоны, чтобы жителям было где работать, - напомнил Владимир Ресин. - Правда, в последние годы жизнь заставила заниматься массовым жилищным строительством, многие отрасли - инженерные коммуникации, дороги - отстали. Особенно перестали уделять должное внимание промышленности. Боже упаси на новых территориях возводить только жилье. Надо использовать всевозможные источники финансирования, чтобы строить промышленные предприятия, создавать рабочие места».