timelapse

«Важно, чтобы город находил компромисс между стройкой и интересами горожан»

Темы в материале

Значение крупнейших городов мира, их влияние на глобальную экономику и другие сферы жизни общества непрестанно растет. При этом сами мегаполисы по мере роста сталкиваются со все большим количеством проблем, среди которых - неконтролируемое увеличение численности населения, уплотнение застройки, перенасыщенность транспортом, социальное расслоение и экологическое неблагополучие.

Все это требует новых подходов к планированию, городскому управлению, градостроительству. Пути решения основных проблем глобальных городов ведущие мировые эксперты-урбанисты, представители власти и бизнеса обсудили в ходе работы IV Московского урбанистического форума «Драйверы развития мегаполиса».

В этом году форум собрал рекордное количество участников - более 3500 делегатов из 45 стран мира. Помимо специалистов в области городского планирования, архитектуры, транспорта, коммунального хозяйства и других сфер, в Москву приехали главы городов из разных стран, в их числе были мэры Сингапура, Тель-Авива, Анкары, Бангкока, Будапешта, Мумбаи, Страсбурга, Риги и других. Кроме того, участие в форуме приняли руководители городских администраций и делегации из многих российских городов. В нынешнем году впервые был объявлен зарубежный город-партнер московского форума - Сингапур. Представители одной из самых передовых мировых агломераций рассказали о своем опыте преобразования мегаполиса.

«Московский урбанистический форум в четвертый раз собирает на одной площадке ведущих специалистов по градостроительной политике, предпринимателей, чиновников, ученых-урбанистов и активных представителей городских сообществ из разных стран, чтобы обсудить самые интересные практики и кейсы, обменяться опытом и выработать новые стратегии развития городов. Опыт Москвы, наши идеи, которые уже реализованы или будут претворяться в жизнь в ближайшие годы, стали частью мирового урбанистического опыта. Нам есть что рассказать. У нас есть чему поучиться. В свою очередь, Москва всегда открыта для передовых решений, инноваций, направленных на улучшение жизни горожан и развитие экономического потенциала столицы. Московский урбанистический форум - это важное соединительное звено между людьми, которые генерируют и принимают решения, определяют векторы на перспективу», - отметил мэр Москвы, председатель наблюдательного совета урбанистического форума С. Собянин.

Первый заместитель премьер-министра РФ Игорь Шувалов рассказал, что федеральные власти внимательно следят за работой форума: «Это хорошая площадка для того, чтобы понимать, как развиваются крупнейшие города мира, каковы тенденции развития Москвы и как нам нужно взаимодействовать с правительством Москвы на федеральном уровне для того, чтобы помогать этому развитию».

Господин Шувалов также напомнил, что российская столица за двадцатый век пережила огромные трансформации: произошла масштабная перестройка города, из «большой деревни» Москва превратилась в столицу. «Но этот город строился совсем под другие социально-экономические задачи. Никто не думал, что будет свобода собственности, что люди станут ездить на автомобилях», - добавил первый зампремьера и отметил при этом, что накопленные в городе проблемы не позволяют жителям чувствовать себя в полной мере комфортно. Исправить эту ситуацию - задача мэра Москвы и его команды.

«Мало времени прошло с тех пор, как С. Собянин стал мэром Москвы. Для того чтобы масштабные изменения произошли, надо, как Блумберг в Нью-Йорке, хотя бы лет 10 побыть мэром, тогда можно показать, что твоя команда действительно справилась с масштабными задачами», - подчеркнул господин Шувалов.

Круг вопросов, обсуждавшихся на форуме, был необычайно широк - от частных задач, стоящих перед конкретными городами и районами, до глобальных проблем и направлений современной урбанистики. Как увеличить позитивный вклад мегаполисов в развитие своих областей, стран и регионов, как наладить взаимодействие государственных и городских структур, откуда привлекать ресурсы? Ответить на эти и другие вопросы представители власти и эксперты попытались в ходе пленарного заседания «Мегаполис и страна: взаимодействие для развития».

По мнению С. Собянина, эта тема чрезвычайно актуальна для любого крупного города. «Трудно себе представить Россию без Москвы и Санкт-Петербурга, Соединенные Штаты - без Нью-Йорка, Британию - без Лондона, Францию - без Парижа. Это были бы совершенно другие государства, лишенные значительной части своего интеллектуального потенциала, материального богатства и культурного наследия. В крупных городах активнее всего развиваются наука, образование, культура, рождаются новые стандарты жизни, которые затем распространяются на менее урбанизированные территории. Конечно, для всех правительств очень важно, чтобы гармонично развивалась вся территория страны, однако при этом развитие мегаполисов может не противоречить, а, наоборот, содействовать развитию всего общества, всего государства», - отметил мэр российской столицы.

Он также напомнил, что современная Москва - это успешный город, который за последние годы вышел на второе место по динамике развития среди всех городов мира, уступая по этому показателю только Пекину.

«Как и всякий глобальный город, Москва конкурирует за иностранные инвестиции с такими же глобальными мегаполисами в других странах. Но в то же время Москва - это столица огромной страны, которая живет одними целями, надеждами, стремлениями со всей Россией. Ключевые городские проекты - такие, как развитие метро, дорожное строительство, обновление подвижного состава, модернизация здравоохранения, - по сути, являются проектами российского масштаба. В их реализации участвуют сотни предприятий и тысячи людей со всей страны. Каждый рубль, инвестированный в Москву, приносит прибыль не только московскому, но и российскому бизнесу во всех регионах», - подчеркнул С. Собянин и напомнил, что столица является центром деловой жизни всей страны, здесь сосредоточено 80 процентов всех финансовых потоков.

Столичный градоначальник также высказал убеждение, что во главе любой стратегии развития мегаполиса должна лежать забота об интересах его жителей. Именно такой точки зрения придерживались и власти Сингапура, за сравнительно короткий срок превратившегося из бедного и отсталого в один из самых процветающих и комфортных городов мира.

Мэр Северо-Восточного района Сингапура, министр торговли и промышленности Сер Лак Тео рассказал, как удалось этого добиться: «После обретения независимости в 1965 году много людей в Сингапуре было занято ручным трудом. Мы создали систему образования, которая позволила нам выйти на новый уровень, стали создавать рабочие места и стимулировать людей на поиск работы». Сегодня в Сингапуре один из самых низких в мире уровень безработицы - менее двух процентов. Правительство также уделяет большое внимание поддержке малого и среднего бизнеса, поощряет стартапы и внедрение инноваций.

Еще одна задача, которую поставили и успешно реализовали власти города-государства, - обеспечение граждан собственным жильем. Вместо малоэтажных зданий стали строиться высокие многоквартирные дома, работающим гражданам начали предоставлять субсидии на покупку жилья. Сейчас 80 процентов населения Сингапура живет в собственных квартирах.

Мэр Тель-Авива Рон Хульдаи рассказал, что даже небольшой город может добиться значительных успехов, если сделает ставку на творческое развитие и инновации. По его словам, сделать Тель-Авив «городом стартапов» (здесь самая большая плотность стартапов в мире - 850 на 1 кв. км) удалось благодаря двум направлениям работы. Во-первых, город сделали привлекательным для творческих людей, чтобы они смогли реализовать свой потенциал. Господин Хульдаи заметил, что Тель-Авив стал «городом удовольствия, городом солнца», культурной столицей, где продвигаются плюрализм, разнообразие и толерантность. Во-вторых, были созданы благоприятные условия для начала бизнеса: налоги для стартапов снизили в два раза, город был покрыт бесплатными Wi-Fi-сетями, открылись многочисленные коворкинги - по сути, бесплатные рабочие места для маленьких компаний и частных предпринимателей.

Глава администрации Мумбаи Снехал Амбекар высказала мнение, что необходимо вовлекать всех граждан в развитие города. Мэр Бангкока Сукхумбханд Парибатра рассказал, что власти столицы Таиланда всегда следят за ожиданиями граждан с помощью опросов, общения в социальных сетях, интерактивных исследований. Президент исследовательского и консультационного центра по вопросам городского развития Corpovisionarios, бывший мэр Боготы Антанас Мокус призвал не забывать о том, что рост города и его развитие - понятия отнюдь не тождественные: «Важно трансформировать экономический рост в социальный прогресс».

Мэр Москвы согласился с такой точкой зрения: «Город состоит из людей, и развитие города - это развитие человеческого капитала. Комфорт жизни в большом городе - это хорошие транспортные связи, высокое качество медицины, образования, социальной поддержки. Важно, чтобы город всегда находил компромисс между бурной стройкой, расширением и учетом интересов горожан. Именно это главная идея и главная задача нынешнего правительства Москвы».

Подводя итоги, С. Собянин отметил: «Мы не конкурируем с Владивостоком, Читой, Краснодаром или Красноярском. Мы конкурируем с Лондоном, Нью-Йорком, Парижем, Берлином, Пекином. Мы боремся за мозги, за интеллект. Если люди не останутся в Москве, они не останутся в стране. И задача крупнейших мировых мегаполисов - привлечь и удержать не только инвестиции, но и мировой интеллект. И за счет этого сделать более конкурентными и город, и страну».

Марат Хуснуллин, заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства: «В 2012 году было принято беспрецедентное решение о присоединении к Москве новой территории. Многие были настроены скептически, спрашивали, зачем это нужно, но время показывает, что было принято правильное решение. Мы планируем создать на присоединенных территориях миллион рабочих мест, ведь рабочие места из центра города просто так, в никуда, не оттянешь. Нам необходимо, чтобы город не потерял налоги, не потерял инвестиции. У нас сейчас очень социально ориентированный город, мы поддерживаем и будем поддерживать социальную сферу. Поэтому для нас развитие инвестиционных проектов - это одна из самых важных стратегических задач».

Антон Кульбачевский, глава Департамента природопользования и охраны окружающей среды: «Мы уже обладаем такими градостроительными технологиями, чтобы любая застройка могла развиваться с учетом экологических параметров. Для «новой Москвы» мы с общественностью и экспертами сформулировали эти параметры. Теперь перед архитекторами стоит задача придерживаться экологических требований. Если к нашим требованиям прислушаются, то и территория будет развиваться, и окружающая среда сохранится.

В «новой Москве» планируется создание природных парков. Конечно, парки - это не совсем экологические объекты, скорее, приспособление объектов живой природы для досуга населения. В любом случае в «новой Москве» может быть организовано порядка 100 парков. За 2013-2014 годы их уже появилось около 10. Я считаю, что на этой территории можно и нужно создавать и объекты социального назначения, например, площадки для технических видов спорта. Сейчас все они находятся на особо охраняемых природных территориях, но я думаю, что «новая Москва» сможет вместить всех желающих - парашютистов, пейнтболистов и т.д.».

Сергей Капков, глава Департамента культуры города Москвы: «На мой взгляд, в «новой Москве» нужно строить открытые, технически оснащенные площадки с максимальным количеством функций, чтобы туда мог приехать и театр, и концертный коллектив, и многие-многие другие. Такие площадки будут востребованы и позволят обеспечить жителям культурное разнообразие».

Роланд Рис, мэр Страсбурга (Швейцария): «Бесконтрольный рост городов мне представляется достаточно опасным. Я сторонник центристских позиций, которые заключаются в том, чтобы было четкое разделение между городской зоной и пригородом. Мне кажется затруднительным развитие города в случае его бесконтрольного роста. То есть, по моему личному мнению, нельзя поставить знак равенства между ростом города и его развитием. Можно сказать, что я не сторонник городского роста в той форме, в которой он происходит, например, в Лос-Анджелесе. Я придерживаюсь политики развития и роста городов по европейской модели, когда город растет и развивается не хаотично, а дополняется развитием пригородов. Для любой столицы важно, чтобы она развивалась одновременно с городами-спутниками».

Даниэл Анненберг, руководитель Департамента дорожного движения Сан-Паулу (Бразилия), основатель движения Poupatempo («Экономь время»): «Создание новых рабочих мест, точек роста в «новой Москве» - это важный шаг и для решения транспортных проблем. В Сан-Паулу также предпринимаются меры для децентрализации города. Проблемы с трафиком у нас такие же, как и в Москве, - люди едут из спальных районов в центр на работу и обратно вечером. На мой взгляд, очень важно создавать город в городе, чтобы, может быть, не в шаговой доступности, но в районе, округе у людей была возможность работать и хорошо зарабатывать, ходить в кино, театр, в ресторан, получать государственные услуги, помощь и все остальное.

При развитии новых территорий важно сделать так, чтобы у жителей не было необходимости выезжать каждый день в центр города и ехать вечером из центра. Сейчас Сан-Паулу работает над созданием таких городов в городе. Развитие периферии, децентрализация, помогает решить многие проблемы, в том числе и транспортные. Но это нелегко и требует больших инвестиций».

Морис Леруа, министр по вопросам городского развития «Большого Парижа» (2010-2012 годы) (Франция): «Расширение Москвы началось гораздо позже, чем Парижа, можно честно, объективно и со всей откровенностью сказать, что итоги этой работы очень впечатляют, хотя сроки были сжатыми. Мы можем говорить о «Большом Париже», «Большой Москве» или «Большом Лондоне» как о проектах благоустройства городов, которые вовлекают большое количество известных архитекторов, урбанистов, финансистов.

Развитие «Большого Парижа», как и «Большой Москвы», делает упор на синергию всех функций города, учитывает текущую реальность, не отказываясь от художественного подхода. «Большой Париж» и «Большая Москва» являются проектами развития столичных регионов, которые в центр ставят человека. В рамках таких проектов нам нужно связать передовые территории и сделать их привлекательными, комфортными для людей. Мы должны думать о трудоустройстве, территориальном сплочении и социальном развитии.

«Большой Париж» и «Большая Москва» - это знаковые проекты, которые помогают преодолеть все вызовы современности. Но нужно учитывать, что мегаполис, такой как Париж или Москва, не должен превышать критического размера, чтобы выстоять в условиях глобализации. Нужно говорить не только о развитии Москвы, но и о развитии городов-спутников. Гигантский размер агломерации может быть губителен, конструкция может провалиться под собственным весом и потерять шансы на успех.