timelapse

«Нигде в мире не видел таких быстрых трансформаций»

Темы в материале

Архитектор и урбанист Ян Гейл об изменениях Москвы

На прошлой неделе в рамках расширенной коллегии департамента природопользования и охраны окружающей среды Москву посетил знаменитый международный архитектор, глава датского бюро Gehl Architects Ян Гейл. В предыдущие годы в сотрудничестве со столичными властями он провел исследование под названием «Москва: на пути к лучшему городу для людей». О том, как далеко, по его мнению, Москва продвинулась по этому пути и какие изменения ей необходимы, Ян Гейл рассказал корреспонденту «Московской перспективы».

– Как вы оцениваете изменения, произошедшие в городе за последние годы?
– Когда я начал работать в Москве в 2011 году, я был шокирован засильем автомобилей в городе. Они были везде – на тротуарах, на улицах, на газонах. Я пообщался с мэром города Сергеем Собяниным и главой департамента природопользования Антоном Кульбачевским и понял, что у них есть твердое намерение сделать город благоприятным для жителей. Мои книги быстро перевели на русский язык и издали, а меня попросили помочь, как я помогал властям Нью-Йорка, Лондона и т.д. В 2013 году мы опубликовали доклад о Москве. Уже тогда я был поражен, как за два года изменился город. Это был потрясающий результат. На Тверской вместо машин появились скамейки, провода и прочие странные конструкции убрали, можно было наконец-то увидеть Кремль. Это меня очень впечатлило, я нигде в мире не видел таких быстрых трансформаций. Спустя несколько лет я снова вернулся в Москву и вновь оказался под впечатлением: удобные площади, пешеходные улицы, упорядоченная парковка, велодорожки. Произошли уникальные изменения. Многие из наших рекомендаций, как сделать город удобным для жителей, выполнены.

– Сейчас в Москве реализуется программа «Моя улица». Можете ли вы оценить ее результаты?
– Меня познакомили с планами по дальнейшему благоустройству города. Конечно, не было времени подробно их изучить, но я вижу, что это многообещающая работа. Многие города имеют такие программы, где каждый год улучшают несколько улиц. Это необходимо, чтобы жители больше ходили или ездили на велосипедах, проводили время в общественных местах. За счет этого повышается качество городов, улучшается здоровье жителей. Полвека назад градостроительство побуждало людей больше времени проводить за рулем автомобиля. Но врачи предупреждают о вреде сидячего образа жизни, который приводит к проблемам с кровообращением, диабету и другим серьезным заболеваниям. Вот почему Всемирная организация здравоохранения говорит, что людям нужно больше двигаться.

– Какие еще преобразования, на ваш взгляд, необходимы городу?
– На мой взгляд, основной тренд сейчас – восстановление наземного общественного транспорта в центре города, который позволит разгрузить метро, людям не придется спускаться под землю, чтобы проехать пару остановок. Сейчас появляются новые виды автобусов, троллейбусов, которые могут двигаться без контактной сети. Также городу необходимы широкие тротуары со скамейками. Нужно, чтобы человек мог спокойно пройтись, сесть отдохнуть, попить кофе. Конечно, также необходимо больше деревьев и зелени на улицах. Во время своей поездки по Москве я увидел чудо – в городе появились велодорожки. Конечно, здесь холодно зимой, но это лишь значит, что можно ехать быстрее. Например, в Копенгагене, где тоже холодные зимы, 45% горожан добираются до работы именно на велосипедах.

Еще у меня есть отдельное пожелание, чтобы все подземные переходы были закрыты, а люди ходили по земле, чтобы вместо крупных магистралей в центре города были бульвары. В Москве огромное количество подземных переходов, больше, чем в других городах. Например, в Санкт-Петербурге – намного меньше, так как там их сложно строить из-за подземных вод. В Москве же – через каждые 300 метров. Это не гуманно, так как переходить улицу – право каждого. Мы заводим семьи, детей, стареем, а маленьким детям и пожилым не так просто спускаться под землю. Но в любом случае я поражен, как быстро и качественно меняется Москва.

ИВАН ЧЕРНЫШЕВ, «Московская перспектива»