Андрей Бочкарёв - о ключевых достижениях стройкомплекса столицы
Темы в материале:
Москва держит марку одного из самых комфортных и удобных для жизни городов мира. Здесь небывалыми темпами строятся метро и дороги, новые кварталы с необходимой инфраструктурой, обустраиваются парки и пешеходные зоны.
О ключевых достижениях и проектах, ряд которых будет представлен на МУФ-2023, мы поговорили с заместителем мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андреем Бочкарёвым.
– Андрей Юрьевич, в столице открывается 12-й Московский урбанистический форум. Чему он будет посвящен на этот раз?
В этом году форум станет, пожалуй, самым масштабным за всю его 12-летнюю историю. Впервые мероприятия состоятся одновременно на четырех площадках, посвященных настоящему и будущему Москвы. Так, в ЦВЗ «Манеж» можно будет ознакомиться с новой транспортной реальностью столицы: там откроется выставка «Станция «Манеж» в рамках экспозиции «Год нового транспортного каркаса». В Гостином Дворе посетители узнают о масштабных программах модернизации инфраструктуры московского здравоохранения и образования. В парке «Зарядье» заработает площадка «Город для каждого», где можно будет совместить активный отдых с насыщенной культурной и развлекательной программой. А на площадках под открытым небом в «Лужниках» гостей ждут выступления цирковых артистов и уличных музыкантов, гастрономический фестиваль, модные показы, декорации киногорода, разнообразные мастер-классы и соревнования. Как видите, формат МУФа максимально открыт для всех.
– Вы упомянули о выставке, посвященной году нового транспортного каркаса. Безусловно, крупнейшим реализованным проектом 2023 года стала открывшаяся весной Большая кольцевая линия метро – самое протяженное в мире метрокольцо. Пассажиры уже оценили его преимущества?
Ввод в эксплуатацию БКЛ – значимое событие в истории Москвы. С открытием второго подземного кольца 70% горожан, ранее выстраивавших привычные для себя маршруты с поездками в центр города и пересадками внутри действующей Кольцевой линии, теперь экономят от получаса до 40 минут. В метро стало свободнее и комфортнее за счет перераспределения пассажиропотока. Например, станции «Калужская», «Автозаводская» и «Нагатинская» разгрузились на 30%, Кольцевая линия –
почти на 25%, радиальные ветки – на 20%. Частично освободились и дороги, подводящие и прилегающие к новым станциям. А жители 34 районов, через которые проходит БКЛ, получили в шаговой доступности от дома новые станции метро.
– Расскажите о дальнейших перспективах развития метрополитена.
Программа, которую мы задумали в 2010 году, сегодня фактически выполнена. Сейчас основные силы и ресурсы, задействованные на строительстве Большого кольца, перебрасываем на сооружение новых участков и линий – Троицкой, которая активно строится, и Рублево-Архангельской, скоро приступим к строительству Бирюлевской ветки, так нужной жителям юга Москвы. Начались работы по возведению станции «Суворовская» на Кольцевой линии. Продлевается Сокольническая линия до станции «Потапово». Среди первоочередных задач текущего года – ввод двух важных участков, которые уже находятся в высокой степени готовности: на желтой ветке от «Рассказовки» до «Аэропорта Внуково» и на салатовой – от «Селигерской» до «Физтеха». Что касается долгосрочной стратегии развития метрополитена, все будет зависеть от характера развития города как в его старых границах, так и в новых. Нужно понимать, где будут жилые районы, а где производственные территории. Словом, куда именно вести метро, нам будет подсказывать потенциальное количество пассажиров.
– Когда пассажиры смогут воспользоваться МЦД-3 и МЦД-4?
Проект МЦД имеет важнейшее значение для всей агломерации. Формируя сквозные маршруты через город, мы получаем, по сути, новое наземное метро, объединяющее электрички с подземкой. Людям не приходится делать лишних пересадок на московских вокзалах, разгружаются и расположенные там станции метро. До нужной точки добираться по МЦД и удобнее, и комфортнее, и дешевле благодаря единой билетной системе. С момента запуска в 2019 году двух первых маршрутов ими уже воспользовались свыше 600 млн пассажиров, количество поездок по МЦД-1 и МЦД-2 только в границах города возросло почти вдвое. Два новых маршрута – МЦД-3, связывающий Зеленоград с Раменским, и МЦД-4 между Апрелевкой и Железнодорожным – планируем запустить уже в этом году.
– В чем сложность проекта МЦД-5?
Для соединения Ярославского и Павелецкого направлений нужно пройти 12 километров по центру города. Оптимально сделать это под землей, построив два тоннеля. Но технология их сооружения не как у метро, ведь у железнодорожных составов другие габариты и другая система подачи тока. Это очень сложный проект. Необходимо учесть множество тонкостей, нюансов. Так что о конкретных сроках говорить пока рано. Но затягивать не будем – проект очень важный. Уверен, что воплотим его.
– Крупнейший дорожно-транспортный проект на сегодняшний день – МСД. Насколько магистраль облегчит поездки по Москве?
Значение МСД для города огромно. По скоростной бессветофорной трассе Москву можно будет пересечь всего за 40 минут, не съезжая на «кольца». Плюсы хордовых магистралей для столицы очевидны: формируются поперечные связи, автомобилисты могут комфортно заехать в город, проехать его насквозь и выехать за МКАД. Когда откроется движение по всему МСД, вдвое сократится перепробег транспорта с юга на северо-запад столицы и примерно в 1,5 раза – по маршруту с северо-запада на восток. Ожидаем также, что на 20% разгрузятся Садовое кольцо, МКАД и ТТК.
– Как себя чувствует столичный рынок недвижимости? Темпы и объемы строительства жилья не снижаются?
Вопреки прогнозам и опасениям, связанным с санкциями, рынок недвижимости по-прежнему динамично развивается. Объекты, включая жилье, даже вводятся с опережением графика. Так, с января уже выполнен годовой план ввода недвижимости более чем на 86%. За это время введено 7,32 млн кв. метров, в том числе 3,3 млн «квадратов» жилья. Причем доля инвесторов в общем объеме ввода остается доминирующей: более 85% сданного в эксплуатацию жилья и 80,5% всей недвижимости приходится на внебюджетные стройки. Так что очевидно, что московский рынок привлекателен для инвесторов. Подтверждение тому – увеличивающееся количество застройщиков: если в начале прошлого года на рынке было 260 строительных компаний, то сейчас работают свыше 300.
– В августе исполняется шесть лет программе реновации. Сколько москвичей удалось расселить из хрущевок?
С каждым годом программа набирает обороты. За шесть лет в новые квартиры переехали уже 103,2 тысячи москвичей. И еще 24,3 тысячи человек в процессе переезда. Введено 258 домов, 239 из них переданы под заселение. Снесены 252 старые хрущевки, 407 домов находится в стадии проектирования и строительства. В перспективе планируем нарастить объемы строительства жилья по программе до 3 млн кв. метров в пиковые годы. Такие темпы наряду с подбором новых стартовых площадок позволят выполнить программу в установленный срок – до 2032 года.
– Москва – город с многовековой историей. На ваш взгляд, как можно одновременно развивать столицу и сохранять ее историческое наследие?
Любой город является живым организмом и не может не развиваться. Поэтому наша градостроительная концепция предусматривает грамотное сочетание двух направлений – это сохранение исторической застройки с одновременным созданием в городе удобных, открытых и комфортных общественных пространств, инфраструктуры в шаговой доступности от объектов культуры. В этом плане проведена огромная работа. С 2011 года отреставрировано около 2 тысяч памятников архитектуры, в том числе более 60 исторических усадеб. Ведутся работы еще более чем на 70 объектах. Во многих зданиях, представляющих архитектурную ценность, размещаются отели – таким образом, повышается туристический потенциал города. А организация пешеходных зон, велодорожек, благоустройство парков повышают их притягательность для посетителей. И результат такой работы налицо: если раньше люди стремились не в центр, а из центра, то теперь предпочитают интересно проводить время и отдыхать именно там, ведь для этого созданы максимально комфортные условия.