Как работают современные лифты
Лифтовая отрасль в России активно развивается и модернизируется. В планах Минстроя РФ на ближайшие годы – создание государственного исследовательского центра лифтов, который будет обеспечивать текущие темпы и потребности строительной отрасли.
Безопасны ли современные лифты, жива ли еще профессия лифтера и в какой стране мира работает больше всего таких подъемников – специально для нашей рубрики «Элементарно» на вопросы отвечал директор по продажам «Серпуховского лифтостроительного завода» Владимир Самойлов.
В рубрике «Элементарно» специалисты отвечают на простые и даже наивные вопросы, которыми многие из нас задавались хотя бы раз. Вместе со спикерами попытаемся понятным языком объяснить сложные и запутанные нюансы в сферах строительства и дизайна.
От Везувия до Москвы: история отрасли
– Как был изобретен лифт?
– На этот вопрос нельзя ответить, рассказав только одну историю. Первый прообраз лифта археологи нашли у подножья Везувия, где раньше находился древнеримский город Геркуланум, который после извержения вулкана осенью 79 года н. э. был погребен под слоем пирокластических потоков.
Во время раскопок одного из домов археологи нашли хорошо сохранившиеся детали подъемника примерно 79 года н. э., предположительно использовавшегося для перемещения готовых блюд из кухни в столовую.
Также в некоторых письменных источниках найдены более ранние упоминания о прообразах машины. Первый пассажирский лифт был создан в 1743 году в Версальском дворце Людовика XV. Конструкция предназначалась для перемещения монарха.
Дальше усовершенствование подъемника происходило параллельно научно-техническому прогрессу. В 1800 году был изобретен паровой лифт для шахт и добычи каменного угля. В 1845-м Уильям Томсон разработал первый гидравлический лифт: единственным его минусом стало то, что для движения нужно было создать давление в жидкости.
Первый электрический пассажирский лифт сконструировала немецкая компания Siemens & Halske в 1880 году.
– Когда в Москве появился первый лифт?
– В 1901 году, в доме №17 на Рождественском бульваре. Однако все оборудование было зарубежным, первые отечественные кабины стали устанавливать только поcле Второй мировой войны.
– Профессия лифтера еще жива?
– Раньше ни один лифт не мог функционировать без лифтера, представители этой профессии были обучены управлять механизмами, также они занимались ремонтом, а иногда следили и за чистотой в кабинах.
Сегодня благодаря автоматизации многих процессов профессия лифтера модернизировалась. Он может заниматься проверкой исправности по установленному графику, в лифтах старого образца лифтер может находиться непосредственно внутри кабины и сопровождать пассажиров или перевозку грузов.
В нашей стране сегодня часто лифтерами называют электромехаников по лифтам, которые занимаются ремонтом и обслуживанием оборудования.
– Зачем в некоторых лифтах играет музыка?
– Наверное, каждый пользователь лифтов задумывался над этим вопросом. В первую очередь, это сделано для комфорта пользователей: успокаивающая и правильно подобранная музыка снижает тревожность, повышает производительность труда, восстанавливает душевное равновесие.
Если мы говорим о лифтах в торговых центрах, то там музыка увеличивает лояльность покупателей, а если репертуар подобран правильно, он может побуждать к покупке.
– Безопасны ли механизмы современных лифтов?
– В стандартной модели лифта устройство конструкции предполагает наличие кабины или платформы, которая подвешена на стальные тросы, в движение лифт приводит лебедка, управляемая электромотором. На одном конце тросов находятся грузы-противовесы, которые уравновешивают кабину и уменьшают нагрузку на двигатель.
Когда кабина лифта поднимается, противовесы опускаются, либо наоборот, опускается кабина, а грузы поднимаются. При этом мощность двигателя, требуемая на эти действия, снижается благодаря тому, что основная нагрузка приходится на противовес.
Также есть гидравлические лифты, оснащенные управляющей станцией, которая может находиться на расстоянии до 10 метров от шахты, и без машинного помещения.
Такие машины приводят в движение цилиндры, которые передают усилия от агрегата на канаты в процессе нагнетания жидкости. Равномерный подъем, ускорение и точную остановку кабины обеспечивает специальное клапанное устройство.
Для безопасности любая модель пассажирских лифтов оснащена механическими улавливателями, которые срабатывают при превышении заданного скоростного режима в момент опускания кабины. В опорной части каркаса или на дне шахты установлены амортизаторы (буфера), срабатывающие в случае неостановки кабины на уровне первого этажа.
Дверями в современных лифтах управляет специальный контроллер, который при помощи автоматического привода открывает и закрывает двери. Интересно, что внешние двери сами открываться не могут, они надежно удерживаются специальным замком, раскрыть их может только кабина, на которой расположен привод (устройство для приведения в действие).
– Какую максимальную скорость может развить лифт?
– Самый быстрый пассажирский лифт в мире еще в 2014 году анонсировала японская компания Hitachi. По их словам, он мог двигаться со скоростью 72 км/ч, это 20 м/с.
Следующими по скорости, если верить данным из открытых источников, являют лифты компании Mitsubishi Electric, установленные в Шанхайской башне, они способны двигаться с темпом до 20 м/с.
Такие модели лифтов называют сверхскоростными. Просто скоростные могут двигаться со скоростью до 18 м/с.
– Можно ли считать лифт – самым безопасным видом подъемного оборудования?
– При производстве и установке современных лифтов используют новейшее оборудование и комплектующие. Двигатели и системы управления компактные и надежные, к этому нас привел долгий путь: от небольших объектов, которые запускались благодаря человеческой силе, до полностью автоматизированных.
В последних вероятность получить травмы ничтожно мала. Даже если по какой-то причине порвутся все страховочные тросы и пропадет электроэнергия, выведя из строя ограничитель скорости, лифт остановят механические улавливатели.
Конечно, тут есть два важных момента. Первый – качественное обслуживание и своевременный ремонт оборудования. Второй – многие опасные ситуации могут произойти по халатности самих пользователей, поэтому важно соблюдать технику безопасности при поездках.
– Где в России производят лифты?
– На российском рынке существует три самых крупных производителя: «Щербинский лифтостроительный завод», «Карачаровский механический завод» и «ОТИС», который с недавнего времени переименован в «Метеор Лифт». Конечно, здесь я не могу не отметить наше предприятие. «Серпуховский лифтостроительный завод» возобновил работу лишь в декабре 2022 года, и объемы нашего производства пока несопоставимы с объемами конкурентов, но наши мощности не уступают остальным, у нас грандиозные цели и планы по их достижению.
– Чем отличаются лифты в жилых домах и офисах?
– Все, скорее, зависит от модели, так как лифты в домах и офисах могут не отличаться. Есть деление на грузовые и пассажирские, на обычные и скоростные, также есть специальные лифты для высотных зданий. Это основные различия, по которым можно сравнивать подъемники, не считая модели, материалы, дизайн и др.
– В какой стране установлено больше всего лифтов?
– В 2015 году в мире насчитывалось более 20,3 млн лифтов, сегодня эта цифра, естественно, выше. Больше всего установлено в Китае – 8 лет назад там работало порядка 4,67 млн вертикальных подъемников.


