Это наша с тобой биография
Темы в материале:
О том, как создавалась БКЛ, об уникальных технологиях, о рекордной проходке тоннелей, современной отделке станций и о многом другом рассказал генеральный директор АО «Мосинжпроект» Юрий Кравцов.
– Юрий Николаевич, как для Мосинжпроекта началась работа над Большим кольцом метро?
– Создание Большой кольцевой линии началось по решению мэра Москвы Сергея Собянина, который поставил масштабную задачу по улучшению транспортного обслуживания горожан, в том числе за счет реализации такого уникального проекта. Причем не только для отечественного, но и мирового метростроения.
В 2011 году Мосинжпроект +стал участником Программы развития столичного метро и включился в создание Большой кольцевой линии, которая стала для нас флагманским проектом. Статус генерального проектировщика и генерального подрядчика строительства самого большого метрокольца в мире ко многому обязывал и стал серьезным профессиональным вызовом как для компании, так и для всей строительной отрасли Москвы.
Мосинжпроект выполняет весь цикл работ по созданию объектов – от проектирования до ввода их в эксплуатацию и передачи заказчику. Первыми включились в работу проектировщики, которые при формировании Большого кольца подготовили колоссальные объемы проектной и рабочей документации.
В первую очередь специалистам нужно было рассчитать трассировку тоннелей, месторасположение станций, их глубину заложения, предусмотреть оптимальные возможности интеграции нового метрокольца с действующей транспортной сетью столицы, обеспечить комфортные пересадки на другие виды транспорта.
Затем в работу вступили строители. Предстояло построить огромный подземный объект практически в центральной части многомиллионного города с плотной жилой и производственной застройкой, обилием инженерных коммуникаций, обширной действующей транспортной инфраструктурой и увязать его с существующими и перспективными станциями метро, железнодорожными платформами, улично-дорожной сетью.
– Какие трудозатраты и ресурсы потребовались для создания БКЛ?
– Лучше всего об этом скажут цифры. При создании метрокольца было разработано 6 млн кубометров грунта, устроено свыше миллиона «кубов» монолитных конструкций. Пройдено и обустроено 78 тоннелей, в них уложено более 140 км путей. Установлены современные инженерные системы, обеспечивающие функционирование станций и безопасность работников метро и пассажиров, в том числе противопожарное оборудование. Общая длина уложенных силовых и слаботочных кабелей на всех участках БКЛ – более 20 тыс. км.
28 станций построено с нуля и три реконструировано. Отделано 2,3 млн кв. метров помещений, только отделка пассажирских зон – это 600 тысяч «квадратов». Использовано более 10 видов натурального камня, а также разнообразные искусственные материалы, в том числе впервые в столичном метро – стеклофибробетон и кварцевый агломерат. Все это стало возможным благодаря труду десятков тысяч человек.
– Какой этап строительства БКЛ был самым запоминающимся?
– Особо отмечу проходку тоннелей, эти работы были завершены на БКЛ в конце 2021 года. Под столицей в рамках строительства Большого кольца с помощью механизированной проходки было пройдено 95 км тоннелей и еще 13 км – горным способом. Экипажи ТПМК успешно прошли под жилыми домами и офисами, объектами культурного наследия и парками, водоемами, автомагистралями, в том числе Третьим транспортным кольцом, под участками железной дороги и действующими линиями метро.
Несколько участков тоннелей БКЛ общей длиной 1,7 км в однопутном исчислении построено под крупными столичными водоемами. Самые протяженные подводные тоннели являются двухпутными и находятся на востоке БКЛ – под Нагатинским затоном и Москвой-рекой. Их длина – 550 и 500 метров соответственно.
Именно во время строительства БКЛ специалистами компании «Мосинжпроект» был специально организован центр управления проходкой, куда в режиме реального времени поступала вся информация о ходе строительства тоннелей. Это позволило оперативно реагировать на любые отклонения и корректировать действия экипажей тоннелепроходческих комплексов. Сейчас центр продолжает действовать на строительстве других линий.
– Новое метрокольцо является рекордным по длине, однако рекорды были побиты и при его строительстве?
– Думаю, что за время создания Большой кольцевой линии было поставлено много значимых рекордов – как международных, строительных, так и личных, ведь не зря мы называем ее мегапроектом Москвы.
В марте 2020 года, во время пика пандемии коронавируса, Москва установила мировой рекорд, зафиксированный судьей Guinness World Records. В одно время на одном проекте – а именно в Программе развития московского метро – работали одновременно 23 тоннелепроходческих комплекса, причем большая часть из них – на создании БКЛ.
Отмечу, что в то же время специалисты «Мосинжпроекта» готовили к запуску для пассажиров шесть новых станций метро на Некрасовской и Большой кольцевой линиях. И один из этапов технологической части крупнейшего транспортно-пересадочного узла Европы – «Нижегородская», объединяющая теперь две линии метро, станцию Московского центрального кольца, платформу Нижегородская будущего четвертого Московского центрального диаметра.
В том же 2020 году при проходке двухпутного тоннеля на западном участке БКЛ, на перегоне «Терехово» – «Кунцевская», экипаж десятиметрового щита «Лилия» поставил свой рекорд. По скорости ведения работ – 500 погонных метров в месяц – он оказался непревзойденным в отечественном метростроении. «Лилия» соединила двухпутным тоннелем протяженностью свыше 2,2 км станции «Терехово» и «Кунцевскую».
В 2021 году открыли сразу 12 станций Большой кольцевой и снова поставили один из рекордов отечественного метростроения – единовременный ввод участка длиной более 20 км с 10 станциями.
– Какие необычные технические решения были применены на БКЛ?
– Уникальным объектом для всего кольца стала расположенная вблизи станции «Рижская» бывшая монтажно-демонтажная щитовая камера глубиной порядка 40 метров и диаметром 31,5 метра. Ранее в круглом подземном сооружении стартовали и финишировали тоннелепроходческие комплексы. Затем камера была преобразована в девятиэтажное подземное здание, где разместили тягово-понизительную подстанцию (ТПП) мощностью 20 кВ, которая сегодня обслуживает «Рижскую». Дело в том, что строительство северо-восточного участка БКЛ велось в стесненных условиях и необходимо было принять нестандартное инженерное решение для уменьшения объемов подземного строительства на большой глубине, ведь обычно подстанция размещается в помещениях самой станции.
А на станции «Марьина Роща» три четверти технических помещений расположены в наземном вестибюле. Здесь же, а не на уровне платформенного участка, находится и ТПП. Кстати, эта станция является самой глубокой на Большом кольце метро, она сооружалась горным способом на глубине порядка 70 метров, а эскалаторы «Марьиной Рощи» являются самыми длинными не только на БКЛ, но и во всей столичной подземке – 130 метров.
При проходке перегонного тоннеля от станции «Терехово» до «Кунцевской» на западном участке БКЛ базовая площадка для обеспечения ведения проходческих работ располагалась не в котловане станции «Терехово», а в тупиках за станцией «Мнёвники». Максимальная длина конвейерной линии для транспортировки выработанной породы при выходе ТПМК на станции «Кунцевская» составляла 3,5 км. На восточном участке на строительство повлияли сложные гидрогеологические условия. Станция «Нагатинский Затон» построена на омываемом Москвой-рекой полуострове. Для защиты перегонных тоннелей от подземных вод их конструкция дополнительно усилена металлической изоляцией, образующей своеобразную трубу внутри тоннеля.
Кроме того, ряд станций проектировался с элементами информационного моделирования. С их использованием специалисты разработали прокладку трасс инженерных систем станций «Терехово» и «Кунцевская», выполнили расстановку оборудования, полностью увязав его между собой. Станции восточного участка БКЛ «Текстильщики», «Печатники», «Нагатинский Затон» и «Кленовый бульвар» строили с использованием 3D-моделей. Такой подход позволил избежать ошибок при проектировании, оперативно устранять коллизии, оптимизировать многие рабочие процессы. Например, более точно планировать графики производства работ, поставки материалов и оборудования, что в итоге позволило сократить сроки строительства станций на несколько месяцев.
– Поскольку разговор зашел о станциях, расскажите, чем они удивят пассажиров с точки зрения архитектуры?
– Мы следовали лучшим традициям Московского метрополитена – каждая станция обрела уникальный облик. Причем дизайн шести станций Большой кольцевой линии был выбран в ходе трех открытых международных архитектурных конкурсов. Организовало конкурсы АО «Мосинжпроект» при поддержке правительства Москвы и главного архитектора города Сергея Кузнецова.
В ходе первого из конкурсов по БКЛ был определен облик станций западного участка – «Мнёвники» и «Терехово», открытых в декабре 2021 года. На следующем конкурсе был выбран дизайн уже упомянутых станций «Марьина Роща» и «Рижская». На первой станции основной художественный элемент – отделанные под фарфор пилоны, напоминающие об убранстве дворянских усадеб. На «Рижской» основной составляющей архитектурной концепции стали металлические арки-порталы со светодиодной подсветкой по краям, через которые пассажиры попадают из центрального зала на платформы. В дизайне «Рижской», как и на «Савёловской» и «Марьиной Роще», использованы элементы стиля лофт – впервые в московском метро платформенные стены были отделаны чугунными тюбингами, которые используются для обделки тоннелей и обычно скрыты от глаз пассажиров.
По итогам третьего конкурса оригинальный облик обрели две станции восточного участка БКЛ – «Нагатинский Затон» и «Кленовый бульвар». Элементы дизайна «Кленового бульвара» отсылают к русскому зодчеству: входные павильоны, к примеру, напоминают силу дворца Алексея Михайловича в «Коломенском». Станция «Нагатинский Затон» стала своеобразным музеем, посвященным обитателям столичных водоемов. На ее стенах установлены 12 гигантских мозаичных панно в виде рыб, а при входе пассажиры окажутся под потолком в виде золотой рыбной чешуи.
Оригинальные художественные решения имеют не только конкурсные станции. Так, в «Текстильщиках» – необычные световые решения, визуально напоминающие силуэт ткацкого станка, что образно отсылает к названию станции. Оформление «Сокольников» посвящено строительству первых станций столичной подземки: на светоотражающих панелях потолка размещены фрагменты плакатов 1930-х годов.
На «Электрозаводской» путевую стену украшает панно длиной 163 метра работы художника Александра Рукавишникова «Битва героев», на котором изображен собирательный образ защитника Древней Руси. На станции «Давыдково», посвященной работникам МЧС, историю создания службы отражают скульптурные барельефы под авторством известного российского скульптора Салавата Щербакова.
В отделке станций БКЛ использовано три вида Саянского мрамора, Полоцкий мрамор, разные виды гранита – темно-коричневый Балтийский гранит, светло-серые Шимановский и Камбулатовский, Сибирский, минералы Габбро и Лабрадорит. Для создания уникального дизайна применили алюминиевые панели, нержавеющую сталь.
Впервые в московском метро на станции «Новаторская» в качестве отделочного материала потолка применили стекло, а в отделке на станции «Терехово» – инновационный материал стеклофибробетон.
Главное, что все искусственные и натуральные материалы, с помощью которых создан дизайн каждой станции БКЛ, прошли испытания на прочность и прослужат долгие годы.
– С БКЛ предусмотрено множество пересадок не только на другие линии метро, а еще на МЦД и МЦК. Какие из пересадочных узлов самые крупные?
– В первую очередь выделяется транспортно-пересадочный узел «Нижегородская». Это самый крупный в Европе транспортный хаб – его пассажиропоток составит порядка 450 тыс. человек в сутки. Он объединяет две линии метро, МЦК и перспективный четвертый маршрут Московских центральных диаметров.
На «Деловом центре» пересекаются три линии метро, МЦК и МЦД-1 «Белорусско-Савёловский», на «Савёловской» – две линии метро и МЦД-1. Крупный пересадочный узел на базе «Кунцевской» связывает станции метро Арбатско-Покровской, Филёвской линий и БКЛ, а также одноименную платформу МЦД-1.
На базе станции «Марьина Роща» БКЛ создается транспортно-пересадочный узел, в состав которого вместе с действующей станцией Люблинско-Дмитровской линии войдет платформа МЦД-2, а в будущем и четвертого маршрута МЦД.
ТПУ не только позволят пассажирам выстраивать новые маршруты, но и будут служить центрами социальной активности – в рамках каждого проведено благоустройство, устроены удобные подходы к остановкам наземного транспорта.
Комплексное благоустройство прилегающих территорий проведено у всех станций Большой кольцевой линии, только озеленение охватило свыше 48 гектаров.
– Юрий Николаевич, чем для сотрудников Мосинжпроекта стала работа над столь масштабным и уникальным проектом?
– Для строителя созидание является смыслом жизни. Большое кольцо метро навсегда останется важнейшем пунктом в биографии каждого участника этого проекта.
Мэр Москвы Сергей Собянин, руководитель столичного Стройкомплекса Андрей Бочкарёв, руководитель Департамента строительства Москвы Рафик Загрутдинов лично координировали и контролировали ход создания БКЛ на всех его этапах и сделали многое, чтобы станции как можно скорее открыли двери для пассажиров.
Нельзя не отметить вклад органов исполнительной власти Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы – Департамента строительства, Мосгосстройнадзора, Москомархитектуры, Москомэкспертизы и многих других, объединивших усилия участников строительства БКЛ для успешного его завершения.
В создании БКЛ, не считая обслуживающих кольцо трех электродепо, приняли участие свыше 200 подрядных и субподрядных организаций – только на пике в сутки трудилось 11,5 тыс. человек. Опыт управления такими трудовыми ресурсами дорогого стоит.
Хочу поблагодарить столичное правительство, которое доверило создание БКЛ именно Мосинжпроекту в качестве генерального проектировщика и генерального подрядчика. Отмечу, что сотрудники компании приложили к созданию БКЛ не только все свои навыки и знания, но сердце и душу. Мы все обрели ни с чем несравнимый опыт создания столь сложного подземного транспортного объекта в условиях мегаполиса и огромное количество компетенций, которые позволили стать нам одним из крупнейших инжиниринговых холдингов России.
Главное – Большое кольцо построено. Это общий праздник прежде всего для жителей города, для руководства города, для строителей и всех причастных к этому грандиозному проекту, делающему нашу столицу еще удобнее и мобильнее. Ведь БКЛ – действительно проект мирового уровня, реализованный в нашей стране нашими гражданами, а значит, им можно и нужно гордиться.