Продолжая пользоваться сайтом Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы вы соглашаетесь на обработку файлов cookie для работы метрических программ
Подробнее...
Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей
лого компании

Читайте в Телеграм
Градостроительный комплекс Москвы
Поиск по порталу
✕
Ефимов В.В. Заместитель Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства
  • Карта строек
  • Метро
  • МСД
  • Дороги
  • МЦД
  • Реновация
  • Достройка проблемных объектов
  • СПЕЦПРОЕКТЫ
  • НОВОСТИ
  • О Комплексе
  • Жителям
  • Градостроителям
  • Застройщикам
  • СМИ
  • Обратная связь
  • Деятельность
  • Структура
  • Контакты
  • Законы, постановления, распоряжения, указы
  • Государственные программы
  • Молодежный совет
  • Реновация жилья
  • Все стройки Москвы
  • Строительство жилья
  • Строительство объектов здравоохранения
  • Строительство детских садов
  • Строительство школ
  • Спортивные объекты
  • Уникальная архитектура
  • Фотоленты
  • Парк «Зарядье»
  • Парк «Остров Мечты»
  • Реорганизация Бадаевского пивзавода
  • Национальный космический центр
  • Южный речной вокзал
  • Реконструкция спорткомплекса «Олимпийский»
  • Новый кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана
  • Павильон «Макет Москвы» на ВДНХ
  • ИСОГД
  • МТСК
  • Генеральный план развития Москвы
  • СРО
  • Городские конкурсы
  • Правила размещения информационных вывесок на улицах Москвы
  • Калькулятор процедур
  • Кабинет застройщика
  • Инвестиционный портал Москвы
  • Цифровой контроль ОСС
  • Как КРТ преобразует промзоны Москвы
  • Лучший реализованный проект года
  • Порядок внедрения биометрических СКУД на КПП стройплощадок
  • Порядок применения технических средств объективной фиксации на стройплощадках Москвы
  • Новости
  • Фотогалерея
  • Видеогалерея
  • Инфографика
  • Пресс-служба
  • Статьи
  • Интервью
Архитектура
Станцию метро «Гольяново» оформят в космической тематике
Объекты медицины
Каким будет новый комплекс Склифа
Событие
Новые здания ОВД открылись в районах Южнопортовый и Северный
Инфраструктура
Реконструкция Центрального московского ипподрома
Метро
Как строится Троицкая линия
Производство
Завод модульного домостроения в районе Внуково
Главная Интервью
Все темы
Градостроительная политика
Социальные объекты
ТиНАО
Жилье
Метро
Дороги
Транспорт
Парковки
Спортивные сооружения
Парки и скверы
Объекты образования
Объекты культуры
Памятники архитектуры и истории
Дорожное строительство
Дорожно-транспортное строительство
Железные дороги
BIM-технологии в строительстве
Контроль за строительством
Реновация
Архитектурные конкурсы
Спортивные объекты
Новые технологии в строительстве
Долевое строительство
МЦД
Объекты медицины
МЦК
Недвижимость
Новые технологии
Законы и нормативные акты
Архитектура
ИЖС
Долгострои
Благоустройство
Спорт
Выставки
ТИМ – технология
КРТ
Регионы
Ипотека
Уникальная архитектура
Градостроительный комплекс Москвы
Карта строек Метро МСД Дороги МЦД Реновация Достройка проблемных объектов СПЕЦПРОЕКТЫ НОВОСТИ
Все темы
Градостроительная политика
Социальные объекты
ТиНАО
Жилье
Метро
Дороги
Транспорт
Парковки
Спортивные сооружения
Парки и скверы
Объекты образования
Объекты культуры
Памятники архитектуры и истории
Дорожное строительство
Дорожно-транспортное строительство
Железные дороги
BIM-технологии в строительстве
Контроль за строительством
Реновация
Архитектурные конкурсы
Спортивные объекты
Новые технологии в строительстве
Долевое строительство
МЦД
Объекты медицины
МЦК
Недвижимость
Новые технологии
Законы и нормативные акты
Архитектура
ИЖС
Долгострои
Благоустройство
Спорт
Выставки
ТИМ – технология
КРТ
Регионы
Ипотека
Уникальная архитектура

Присоединяйтесь

"Московский комсомолец": Геометрия транспортного узла

30 мая 2013 г. 15:16

Стратегическую программу развития дорожной системы столичного региона представят российскому правительству уже через месяц.

К 1 июля Москва должна представить Правительству РФ обновленную программу развития Московского транспортного узла (МТУ) с учетом присоединенных территорий. О том, что такое МТУ, почему государство так озабочено его проблемами и как столичные власти собираются победить пробки, «МК» рассказал глава столичного стройкомплекса Марат ХУСНУЛЛИН.

— Марат Шакирзянович, на всех уровнях сейчас как мантру повторяют: «надо развивать МТУ», «проблемы МТУ», «задачи МТУ»… А что географически входит в это понятие?

— Московский транспортный узел — это Москва со своей транспортной инфраструктурой, Московская область со своей и участки федеральных автомобильных и железных дорог, доходящие до крупных городов ЦФО (Рязань, Тверь, Калуга и т.д.), а также трасса М7 до Нижнего Новгорода. Исторически сложилось так, что Московский транспортный узел — это 62% всех пассажирских перевозок железных дорог России, 35% грузовых перевозок, 87% авиаперевозок и почти треть всего автомобильного парка страны. Развитие МТУ определяет развитие не только Москвы и области, но и 10 субъектов РФ с общей численностью населения 38,5 млн человек, это почти треть населения страны.

— Транспортные приоритеты у Москвы и области одинаковые?

— Задача у нас одна: обеспечить комфортные условия перевозки пассажиров и грузов по транспортным коридорам, проходящим через Московский транспортный узел. Мэр Москвы обозначил нам 4 главных приоритета: строительство и реконструкция дорог, развитие линий метрополитена, создание дополнительных железнодорожных путей и организация цивилизованного парковочного пространства и транспортно-пересадочных узлов.

Для Москвы, безусловно, главный приоритет — это метро, поскольку оно перевозит наибольшее количество пассажиров. Мы принципиально пересмотрели саму схему движения и перешли к формированию хордовых связей, в частности, Третьего пересадочного контура, который позволит осуществлять пересадки, минуя перегруженные центральные участки подземки. Кроме того, мы продлеваем те линии, где еще сохранился потенциал пропускной способности, причем где-то, например в Котельниках, Новокосине, Саларьеве, уже выходим на границы с областью.

— А дальше пойдете?

— Построив свыше 150 км новых линий, мы выйдем на один из самых высоких показателей в мире по плотности и протяженности метрополитена. Подземным внеуличным транспортом будет охвачено 93% населения города; больше строить в таких масштабах в ближайшей перспективе смысла нет. Но, конечно, мы оставим коридоры, которые позволят продлить метро на присоединенные территории, если какие-то районы начнут активно развиваться.

— Недавно состоялись публичные слушания по Генплану Химок, на которых жителям, в частности, рассказывалось про проекты строительства метро до Зеленограда и монорельса до «Планерной»...

— Планов вести метро в Зеленоград нет. Это окончательное решение. У нас планируется реконструкция Октябрьской железной дороги, перевод ее на тактовый режим работы, это позволит перевозить жителей и Зеленограда, и Химок. Строительство монорельса к «Планерной» — вопрос тоже очень непростой, так как Таганско-Краснопресненская линия сильно перегружена. Пропускная способность линии ограничена. Ну, доедут пассажиры до «Планерной» — и что?

Вообще, любое транспортное решение опирается на три составляющих. Первое — пропускная способность, то есть сколько людей мы провезем по этой линии или трассе. Второе — стоимость, иными словами — во сколько нам обойдется перевозка пассажира или тонны грузов. И третье — техническая возможность. Например, нам чисто теоретически выгодно накрыть железнодорожные пути автомобильными дорогами. Это правда. Мы даже сделали проработку по участку от Киевского вокзала до МКАД. Но сколько это будет стоить? И куда мы будем выводить эту дорогу? На какие магистрали? На МКАД? Она и так перегружена. На Киевское шоссе? Оно работает на пределе своих возможностей и дополнительные автомобили пропустить не может. Получается, что два фактора из трех отрицательные, а значит, мы от такого решения должны отказаться.

— Значит, не дадите области строить монорельс?

— Пока никаких официальных обращений со стороны МО по поводу примыканий к нам не поступало. Поступят — посчитаем, сделаем математическую модель. Если пропускная способность позволит, дадим примыкание — пусть строят монорельс и везут жителей. Могу сказать, что вот, например, Балашиху соединить с Москвой с помощью трамвая вполне реально. Мы сделаем свою часть до МКАД, где будет разворотная площадка. И область сможет привести туда же свой трамвай. Пропускная способность нашей линии позволит без проблем принять дополнительных пассажиров. Это вполне реальный проект.

— Почему Москва не хочет развивать на своей территории скоростной трамвай?

— Скоростной трамвай будет. У нас в проработке находятся несколько проектов ЛРТ, в частности, по шоссе Энтузиастов, в районах Гольяново, Бирюлево и в поселке Северный. Как правило, в городах в условиях сложившейся застройки применяются комбинированные решения. Где-то делается реконструкция существующих путей, где-то организуются скоростные участки, а где-то в чистом виде идет выделенная полоса.

— А почему отказались от ЛРТ на Ленинском? Там же все условия для этого есть.

— Экономика показывает, что это нецелесообразно. Соотношение перевезенных пассажиров и затрат — неэффективно. Вдоль Ленинского проспекта идут колоссальные коммунальные сети. На глубине 15 метров находится 8-метровый канализационный коллектор. Чтобы его переложить, целый микрорайон нужно отрезать от канализации. И не на один день. Мы к этому не готовы ни физически, ни по деньгам — это факт. Думаю, что и жители к этому не готовы.

— При реконструкции Ленинского, да и других вылетных магистралей одна из основных задач — увеличение пропускной способности. Вы ее считаете в довольно абстрактных цифрах — 25—30%, а конкретно какие изменения увидят москвичи?

— Во-первых, хочу подчеркнуть, что основной приоритет для города — общественный транспорт. Нам нужно, чтобы именно он поехал быстрее, укладывался в график и т.д. Тем не менее результаты увидят все участники движения. Объясню почему: раньше на вылетных магистралях были три полосы, общие для всех. Сейчас мы везде, где возможно, добавили спецполосу для общественного транспорта. А всем остальным участникам движения оставили те же самые три полосы, но уже без автобусов и троллейбусов.

Дальше: прежде жители микрорайонов, расположенных вдоль вылетных магистралей, при поездке в магазин или в гости были вынуждены пользоваться общей дорогой и забивали крайнюю правую полосу. Она всегда шла медленнее. Теперь мы строим боковые проезды, чтобы по ним можно было ездить из района в район. Это также снимет с основного хода значительную часть машин. Третье — убрали стихийные парковки с дороги. По завершении работ расставим знаки, запустим парконы. Где возможно, сняли светофоры. Это тоже увеличит и пропускную способность, и скорость движения.

— А не получится так, что все эти добытые потом и кровью достижения упрутся в узкие горлышки на выезде в Московскую область?

— Это одна из основных задач: чтобы количество входящих и выходящих полос совпадало. Именно поэтому мы перестраиваем все развязки на МКАД. Поэтому программа реконструкции вылетных магистралей в целом увязана с работами на федеральных трассах. Например, сейчас в Московской области ведется реконструкция Ярославского шоссе на участке МКАД—Пушкино. А мы, в свою очередь, в этом году заканчиваем работы на участке от Садового кольца до МКАД. В идеале такая синхронизация должна быть достигнута по всем магистралям. По тем направлениям, где ясности пока нет, мы приостанавливаем работы внутри города, поскольку понимаем, что желаемого эффекта не получим.

— Кстати, про эффект. В программе по развитию МТУ написано, что в результате всех-всех мероприятий время в пути от работы до дома должно сократиться на 10—15 минут. Вы считаете, что этот результат стоит тех гигантских усилий и денег, которые вкладываются в МТУ?

— Если пересчитать эти минуты через стоимость рабочего времени и пассажиропоток, то получится колоссальный экономический эффект. Я уже не говорю о моральной стороне. Когда мы открывали станцию в Новокосине, то посчитали, что за счет этой линии семья, где муж и жена работают, будет экономить 260 часов и несколько тысяч рублей в год. И вы говорите, что это плохой эффект? Представьте себе: 260 часов, которые можно потратить на книжки, кино, на общение, наконец…

— Вы говорили, что из-за публичных слушаний, по результатам которых пришлось перепроектировать некоторые решения, сроки реконструкции вылетных магистралей сдвинулись. Насколько?

— В среднем на полгода, где-то на год. Характерный пример — Большая Академическая. Эстакады по просьбе жителей меняли на тоннели, и из-за перепроектирования сроки реализации проекта увеличились. На Ленинском проспекте в первоначальном варианте также были эстакады, переделать их в тоннели — полгода.

— А зачем принимать решения, которые гарантированно вызовут недовольство жителей?

— Надо понимать, что каждое решение — это деньги. У нас есть бюджетные ограничения, сколько мы можем потратить на конкретную дорогу. Если мы видим, что пожелания жителей обоснованны, нам приходится идти на дополнительные затраты. Мы планировали одни цифры, а сегодня получаются совершенно другие.

— Насколько вырастут расходы?

— По Ленинскому — на 20—25%.

— А по Большой Академической?

— Там расходы удалось сбалансировать, поскольку одновременно с заменой эстакад на тоннели пришлось отказаться от строительства боковых проездов, против которых тоже возражали жители. Но это значит, что на этих участках пропускная способность будет меньше.

— Вам вообще что важнее: пропускная способность или мнение жителей?

— Все проекты строительства дорожно-транспортной инфраструктуры рассчитаны с учетом всей территории города, а жители часто оценивают эффективность только на локальных участках. Безусловно, мы решаем все эти вопросы комплексно. И мы готовы с жителями обсуждать все планы, поскольку все, что мы делаем, мы делаем для жителей. Но значительные изменения проекта чаще всего ведут к удорожанию, а чудес не бывает. На дорожное строительство в бюджете заложен определенный объем денег — и, значит, где-то нужно будет или снизить расходы, или отказаться от строительства. Соответственно, и эффект от всей программы снизится.

— В прошлом году было объявлено, что у Москвы появился новый, на этот раз общий с областью приоритет: развитие железнодорожных перевозок. Но людям, судя по обращениям в редакцию, не совсем понятно, почему в качестве «пилота», по которому уже в следующем году запустят аэроэкспрессы, выбрана Усовская ветка. Кто по ней будет ездить? Жители Рублевки?

— Что касается Рублево-Успенского шоссе, то сейчас оно действительно перегружено. Поэтому если мы сделаем нормальную железнодорожную ветку, мы разгрузим и его, и соседние магистрали, в частности Можайское и Ильинское шоссе. Хочу отметить, что город работы на Усовском направлении не финансирует, это проект РЖД.

Наши 47 млрд руб. в ближайшие три года будут направлены на 5 приоритетных направлений (Савеловское, Смоленское, Павелецкое, Казанское и Октябрьскую железную дорогу) с наибольшим пассажиропотоком и реконструкцию МКЖД. Кроме того, в бюджет заложено по 10 млрд в течение трех лет на подводящую инфраструктуру. Это дороги, сети, а также 6 аварийных автодорожных путепроводов на МКЖД, которые находятся на балансе города. После присоединения территорий в число приоритетов вошло Киевское направление железной дороги. Там дорогое строительство, но с учетом развития Новой Москвы его все равно надо делать.

— Расскажите о транспортном каркасе Новой Москвы. Например, про реконструкцию Калужского шоссе. Что-то в последнее время про этот проект ничего не слышно.

— Мы долго анализировали выданные разрешения на строительство в зоне, примыкающей к МКАД, ждали техническое задание на проектирование административно-делового центра в Коммунарке, долго мучились с развязкой… Чтобы на Калужском шоссе получить по четыре полосы в каждом направлении — это действительно в прошлом году надо было начинать. Но мы в результате всех расчетов выбрали другой, более экономически выгодный вариант: фактически это будет новая дорога в обход населенных пунктов. То есть через населенные пункты пойдет старая Калужка, а мы построим параллельную ей трассу с новыми техническими решениями и развязками. До конца года все необходимые решения по строительству этой дороги будут приняты. Сроки те же — 2014—2015 годы.

— В Рублево-Архангельское планируется строить и метро, и железную дорогу, и новый мост. Кто все это будет финансировать?

— Там смешанное финансирование. Что-то профинансирует федеральный бюджет, что-то город, все выезды будет строить инвестор. Кроме того, мы ищем концессионера, чтобы связать платный обход Одинцова с Новорижским шоссе. Тогда с учетом строительства Северного дублера Кутузовского проспекта по скоростным магистралям можно будет доехать от ММДЦ «Москва-Сити» до МФЦ. На первом этапе — 2013—2017 годы — планируется реконструкция Рублевского шоссе с продлением до территории МФЦ и строительство автомобильного моста через Москву-реку. Метро — это второй этап. А в целом создание транспортного каркаса совпадает со сроками реализации всего проекта — это 15 лет.

— Кто будет строить участок ЦКАД, который после расширения границ города стал «московским»?

— Это федеральный проект. Как известно, там предусмотрено внебюджетное финансирование. Если они захотят взять наш участок в качестве первоочередного, мы создадим самые лучшие условия по подготовке территории. Организационно будем первыми помощниками: мы заинтересованы в этой работе.

Елена Егорова

"Московский комсомолец"

Все о московских стройках — в Телеграм

Присоединяйтесь

Теги

  • Марат Хуснуллин

Другие материалы по теме

12 июн. 2013 г.
Марат Хуснуллин поздравил коллег с Днем России
Марат Хуснуллин поздравил коллег с Днем России
7 июн. 2013 г.
Вопросы градостроительной политики и развития транспортной системы - приоритеты взаимодействия Москвы и Московской области
Вопросы градостроительной политики и развития транспортной системы - приоритеты взаимодействия Москвы и Московской области
4 июн. 2013 г.
Рязанские узлы
Рязанские узлы
29 мая 2013 г.
Новые дороги и развязки в Москве могут построить инвесторы
Новые дороги и развязки в Москве могут построить инвесторы
28 мая 2013 г.
Масштабные планы дорожного строительства
Масштабные планы дорожного строительства
21 мая 2013 г.
Лучшие проекты московских строителей станут известны в конце месяца
Лучшие проекты московских строителей станут известны в конце месяца
Система ТПУ Московского региона (перспективная)
Система ТПУ Московского региона (перспективная)
Развитие Московского транспортного узла
Развитие Московского транспортного узла

Новости дня

Все новости
3 дек. 2025 г. 14:30
Владимир Ефимов: новое общественное пространство с читальней и спортивными площадками появится в Западном Дегунине
3 дек. 2025 г. 11:30
Владимир Ефимов: облик наземных павильонов станции метро «ЗИЛ» напомнит о прошлом завода
3 дек. 2025 г. 11:25
Стартовал прием заявок на премию города Москвы в области архитектуры и градостроительства – мэр
3 дек. 2025 г. 11:00
На западе Москвы появится новый арт-объект
3 дек. 2025 г. 10:00
Внесены изменения в граддокументацию для реконструкции подстанции в Отрадном
3 дек. 2025 г. 09:20
Около двух тысяч маломобильных граждан и членов их семей получили адаптированные квартиры по программе реновации
3 дек. 2025 г. 09:00
Владимир Ефимов: в Можайском районе реорганизуют четыре участка по проекту КРТ
3 дек. 2025 г. 09:00
В Нижегородском районе началось строительство бизнес-центра со спортивным парком

Просмотренные материалы

Инвестор отреставрирует усадьбу в Сеченовском переулке
Дороги на перспективу
Альберт Суниев рассказал, как благоустраивают набережную в ЖК «Береговой»
Уникальный детский сад построили в ЖК «Испанские кварталы»
Дом на 378 квартир по реновации введут в Таганском районе в 2021 году
Число жителей Новой Москвы выросло почти в полтора раза
Завод по производству часов построят в Царицыно
Участок под парк «Зарядье» стоит больше 1,3 млрд долларов

Рассылка новостей

Получайте ежедневную подборку актуальных публикаций о строительстве в Москве

Метро

  • Перспективная карта метро с линиями МЦД
  • Большая кольцевая линия
  • Рублёво-Архангельская линия
  • Бирюлёвская линия
  • Троицкая линия

Дороги

  • Дороги районного значения
  • Реконструкция МКАД
  • Южная рокада
  • Московский скоростной диаметр

МЦД

  • МЦД-1 «Белорусско-Савеловский»
  • МЦД-2 «Курско-Рижский»
  • МЦД-3 «Ленинградско-Казанский»
  • МЦД-4 «Калужско-Нижегородский»

Реновация

  • Снос пятиэтажек
  • Стандарт отделки квартир
  • Часто задаваемые вопросы

Спецпроекты

  • Больница в Вороновском
  • Парк «Зарядье»
  • Спорткомплекс «Лужники»
  • БКЛ метро

Онлайн-сервисы

  • Все стройки Москвы
  • Контакт-центр

Жителям

  • Жильё
  • Здравоохранение
  • Детские сады
  • Школы
  • Спортивные объекты
  • Парк «Остров Мечты»
  • Реорганизация Бадаевского завода

Программы

  • Жилище
  • Градостроительная политика
  • Адресная инвестиционная программа

СМИ

    • Новости
    • Фотоленты
    • Статьи
    • Интервью
    • Инфографика
    • Фотогалерея
    • Видеогалерея
    • Пресс-служба

О Комплексе

    • Структура
    • Условия использования информации
    • Документы
    • Политика в отношении обработки персональных данных на сайте
Градостроителный комплекс Москвы
Яндекс.Метрика