timelapse
Все темы

Город – пространство для человека

Темы в материале

С 4 по 7 июля в столичном парке «Зарядье» состоится ежегодный Московский урбанистический форум. В этом году его главная тема: «Качество жизни. Проекты, меняющие города». Какие проекты, улучшающие городскую среду, реализуются в российской столице и как влияют на жизнь человека, какие вызовы стоят перед Москвой на ближайшие годы? Об этом нашему корреспонденту рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.

– В этом году участники и гости МУФ будут обсуждать проекты, повышающие качество жизни в мегаполисах. Как вы считаете, что является ключом к построению удобного и комфортного города?

– Ключом, открывающим дверь в комфортный город, является развитие транспортной инфраструктуры. Именно это дает зеленый свет развитию любого мегаполиса, являясь драйвером формирования качественно новой городской среды.

Транспорт выполняет роль стартера: куда приходит метро, скоростная железная дорога, появляются современные развязки, туда приходят и инвесторы, возводя жилье, социнфраструктуру и недвижимость для создания рабочих мест. Привлекательность таких территорий повышается в разы.

На каждый бюджетный рубль, вложенный в транспорт в шаговой доступности, поступает три рубля инвестиций в недвижимость. И то, что, начиная с 2011 года более 85% всех столичных строек – это вложения инвесторов, лучшее доказательство того, что мэром Москвы Сергеем Собяниным выбран абсолютно правильный вектор градостроительного развития.

– То есть транспортное строительство повлияло и на реализацию тех мегапроектов, которые в столице уже реализованы и воплощаются сейчас?

– Безусловно. Именно развитие метро, скоростных железных дорог, дорожные стройки – все это в комплексе позволило нам замахнуться на мегапроекты, имеющие значение для всего мегаполиса. Потому что к территориям – будь то кварталы реновации, промзоны, набережные Москвы-реки, Новая Москва, кластеры «Лужники», «Спартак», «Сколково», парки «Зарядье», «Остров мечты» и так далее – обеспечена и обеспечивается удобная транспортная доступность. А это проекты, которые делают городскую среду более привлекательной, открытой, проницаемой, дружелюбной человеку, удобной и комфортной для всех.

Каждый проект – это пример комплексного, сбалансированного освоения территории. Так, если речь идет о жилой застройке, то рядом сразу же, а часто опережающими темпами, возводятся детские сады, школы, поликлиники, досуговые и спортивные объекты. Важно, что там же формируем и рабочие места, чтобы снизить маятниковую миграцию. Это снижает нагрузку на дороги, на метро, улучшается экология, не говоря уже об экономии времени москвичей.

Если добьемся того, что в масштабах всего мегаполиса хотя бы 10% горожан будут иметь возможность работать и отдыхать рядом с домом, не используя транспорт, это станет настоящим прорывом. Высшим же градостроительным достижением считается, если в пешеходной доступности работает 30% населения. Будем стремиться к этому идеалу.

Я согласен с известным датским урбанистом Яном Гейлом, считающим, что город приближается к идеальному, когда большая часть перемещений осуществляется жителями пешком или на общественном транспорте. Мы в целом максимально делаем все для того, чтобы строящуюся недвижимость максимально приблизить к транспортным узлам – для повышения коэффициента шаговой доступности. Именно в этом залог успеха развития любого мегаполиса, каждый стремится его достичь, и мы в том числе.

– Основная цель, поставленная мэром Москвы, – добиться того, чтобы через пять лет шаговый доступ к метро и скоростной железной дороге имели 95% горожан. Каков этот показатель сейчас?

– Сегодня этот показатель составляет 85% при том, что в других мегаполисах мира среднее значение только 72%. Но надо понимать, что в Москве, в отличие от других городов, метро пользуется и гораздо большей популярностью: более 75% москвичей предпочитают подземку и МЦК остальным видам транспорта. Причем благодаря активному «росту» линий и увеличению количества станций эти цифры только увеличиваются: с 2010 по 2018 год число пассажиров выросло на 460 млн человек (на 9%). В одном только прошлом году, который, кстати, был объявлен мэром Москвы годом метро и стал рекордным по темпам и объемам метростроения, пассажиры совершили 5,6 млрд поездок. Кроме того, выросла доля москвичей, которые стали пользоваться скоростным транспортом каждый день: с 62% в 2010 году до 69% в 2018-м. Поэтому метро для столицы – это неотъемлемая часть жизни большинства горожан и вопрос безопасности всего мегаполиса. Так что наша задача – как можно быстрее привести метро в те районы, где его еще нет.

– Какой эффект уже ощутили москвичи благодаря гигантской программе метростроения, реализующейся сегодня в столице?

– Вы правильно заметили: гигантской! Темпы и объемы метростроения за последние восемь лет в пять раз превышают те, что были даже в советские времена, когда столичное метро строила вся страна. А в мировых рейтингах мы сегодня уверенно обгоняем и Пекин, и Стамбул, и Мехико, и Берлин, и Нью-Йорк, и Париж, и другие мегаполисы. В Европе мы вообще абсолютные лидеры.

Стало свободнее и в самом метро: согласно исследованиям, загруженность станций за счет построенных новых снизилась на 7,2% в год, а среднее время поездки на личном автотранспорте в утренние часы пик – на 2,8% в год. Люди стали вместо автомобиля использовать подземку.

В течение ближайших пяти лет метро будет развиваться не менее высокими темпами, и его протяженность уже в 2023 году станет в два раза больше, чем была до 2011 года. По протяженности московское метро (вместе с линиями железных дорог, которые интегрируются с подземкой) к концу 2023 года сравняется с нью-йоркским: длина подземных и наземных путей достигнет одной тысячи километров. Подробно о наших планах мы расскажем (и покажем, как это будет выглядеть) на Московском урбанистическом форуме.

– О каких еще столичных проектах, помимо метро, пойдет речь на форуме?

– Мы познакомим наших гостей с проектами, которые меняют качество жизни в Москве к лучшему, которые преображают городскую среду, делая ее более комфортной и удобной для каждого человека, а саму Москву – привлекательной, открытой, дарящей хорошее настроение и улыбки. Главный вызов, стоящий перед любым мегаполисом мира в XXI веке, – это конкуренция за человека. И мэром Москвы еще в конце 2010 года была поставлена задача превратить столицу из «города для машин» в «город для людей», в город, который его жители не захотят променять ни на какое другое место на Земле. К этой цели мы и идем.

В основе каждого проекта концепция, где во главе угла – человек, его интересы, будущее его и его детей. На урбанфоруме мы представим и программу развития ВДНХ, и спортивного кластера «Лужники», которые уже сегодня стали новыми визитными карточками Москвы, излюбленными местами досуга и отдыха горожан и туристов. Расскажем об опыте создания уникального медицинского кластера «Сколково», где все передовые медицинские технологии мира собраны в одном месте. Поговорим и о программе модернизации социальной инфраструктуры Москвы в целом. 
Конечно же, презентуем нашу программу реновации жилья, не имеющую сегодня аналогов в мире ни по масштабности, ни по своему социальному посылу. В результате ее реализации жилищные условия и образ жизни в целом улучшат более миллиона москвичей, а сама столица заметно преобразится, помолодеет и похорошеет. Представим проект создания Московских центральных диаметров, два из которых уже начнут перевозить пассажиров к концу этого – началу следующего года.

Нисколько не сомневаюсь, что и эти, и другие наши проекты вызовут огромный интерес участников и гостей урбанфорума. Мы готовы делиться опытом. И конечно же, готовы изучать опыт наших коллег из других городов.

– Какой, например?

– Каждый мегаполис, в том числе и Москва, хочет ответить на вопрос, как сделать городские улицы здоровыми. Для этого мне думается полезным обратиться к идеям одноименной лондонской программы Healthy Streets. Кстати, в этом году в рамках деловой программы урбанфорума состоится еще и специализированный международный конгресс Urban Helth, где будут обсуждаться все аспекты, связанные с практикой «городского здоровья». А это целый комплекс решений, направленных на борьбу с болезнями и повышение продолжительности жизни. Для мегаполисов это крайне актуальная тема. Кроме того, мы думаем и о том, как сделать общественный транспорт экологичнее и популярнее. В этом смысле очень интересен опыт Вены, а также масштабные проекты Токио в этой сфере. Словом, приглашаю всех с 4 по 7 июля в парк «Зарядье» на Московский урбанистический форум, будет интересно!

Другие материалы по теме