Счастливого Нового года и Рождества!
timelapse
Все темы

Инвестор-миллиардер Александр Шарапов: «Экономика впечатлений – движущая сила, которая будет определять успешность всего»

Темы в материале

Мир проходит через самые серьезные потрясения со времен Второй мировой войны. Скорее всего, после окончания пандемии большая часть того, к чему мы привыкли, уже не будет прежней. Несмотря на свою консервативность, изменится и недвижимость. О том, какие форматы станут актуальными в новой реальности, мы поговорили с миллиардером Александром Шараповым, заработавшим капитал на инвестициях в квадратные метры.

– Вы стали первым в России девелопером, начавшим строить классические коливинги по западным стандартам. Почему вы поверили в этот формат?

– То, что сейчас происходит с коливингами, чуть более 10 лет назад происходило с коворкингами. Этот формат начал развиваться где-то в 2005 году в Калифорнии в виде небольших жилищ для 10–15 человек, работающих в разных компаниях Кремниевой долины. Но настоящий взлет коливингов произошел примерно в 2008–2010 годах, когда они начали расти как грибы после дождя. Мы видим, что такой формат ждет не менее масштабное развитие уже после этого экономического кризиса – рынок начнет развиваться семимильными шагами. Только за прошлый год коливингов стало на 800 штук, или на 41%, больше – 2725 объектов по всему миру. В ближайшие годы, как и в случае с коворкингами, прирост будет на 30% ежегодно.

– Что вообще собой представляет типовой коливинг?

– Сейчас большая часть коливингов занимает здания старых гостиниц, переделанные для них, или офисов класса C и ниже. Если брать типовой сетевой объект площадью 750 кв. метров, то там живут около 20 постояльцев. При этом для них обычно выбирают те локации, где вряд ли выгодно строить отель – на удалении от центра города, но в нескольких минутах пешком от станции метро. Обычно комнаты там арендуют минимум на один месяц по средней ставке аренды $971. Но это средняя стоимость по миру. Площадь самого жилья, включая санузел, а иногда и кухню, – 19 кв. метров. Примерно столько же – 18 кв. метров – отведено под общественные пространства, предназначенные для общения между постояльцами. Это может быть что угодно – бар, игровая комната, библиотека и так далее. Уверен, что со временем площадь этих общественных пространств в расчете на одного постояльца не изменится, тогда как жилая сократится до 12–13 кв. метров.

– Минимальный срок аренды один месяц, а максимальный?

– В принципе, он не ограничен. Но, например, в прошлом году почти две трети коливингов принимали постояльцев на срок от одного до пяти месяцев. При этом почти каждый пятый готов был и на срок от одного дня. А каждый десятый не готов вступать в отношения меньше чем на полгода.

– Зачем арендовать коливинг, если можно снять квартиру?

– Сейчас движущая сила экономики во всем мире – миллениалы, которые привыкли жить в арендном жилье. Нередко приходится арендовать квартиру без мебели и бытовой техники. Даже после того как ты потратишь пару месяцев на закупку всего необходимого, ты должен по-старинке самостоятельно заниматься организацией своего досуга. А в коливинге ты лишен необходимости задумываться не только о бытовых мелочах, но и о том, как организовать свой досуг.

В Петербурге у нас есть апарт-отель, который мы сейчас решили переформатировать в коливинг. Аренда там стоит 35 тыс. руб. в месяц, «однушка» в том же районе – около 27 тыс. руб. Но при этом в коливинге вы получаете услуги в формате «все включено». Например, в цену проживания входят оплата коммунальных услуг и электричества, скоростного интернета, а также уборки, стирки белья, фитнеса, а еще скидка 50% на работу в коворкинге. При самостоятельном заказе тот же набор услуг вместе с арендой квартиры обошелся бы в 43–45 тыс. руб. в месяц.

Как сказал Реза Мерчант, основатель компании The Collective Old Oak, такой подход к жизни дает возможность перестать в век интернета продолжать пользоваться методами аренды, принятыми в XIX веке.

– Какие опции включают обычно общественные пространства коливингов?

– Чем больше сам коливинг, тем больше в нем опций. Самая распространенная – зеленая придомовая территория. Она есть практически у каждого третьего проекта. Почти у каждого пятого есть места для хранения велосипедов, 13% коливингов имеют парковку и коворкинг, в 12% случаев можно встретить тренажерный зал, в каждом десятом есть игровая зона. А кафе, бассейн, кинозал, библиотека, спа или магазин есть в 5% и менее коливингов в мире.

В общем, коливинг – это не только место веселого времяпрепровождения, но и возможность поделиться опытом, знанием, впечатлениями. Не зря говорят, что мы живем в «экономике впечатлений». Здесь ты как раз эти впечатления и получаешь, что очень ценит молодое поколение. От них все чаще можно услышать, что «самое основное для нас не деньги, а саморазвитие». Возможность саморазвития и знакомства с людьми, близкими тебе по духу, – это именно то, что дает коливинг.

«Экономика впечатлений» – это как раз та движущая сила, которая уже сейчас определяет и будет определять в будущем успешность всего. В том числе и недвижимости.

– Какие еще типы недвижимости будут соответствовать «экономике впечатлений»?

– Так называемые лайф-стайл-отели.

– Чем они отличаются от обычных?

– Они набирали популярность и до пандемии, поэтому я уверен, что именно такие гостиницы быстрее других восстановятся после ее завершения. Их отличие в небольших номерах площадью примерно 12 кв. метров (современные путешественники ездят с минимумом вещей), и, как и в случае с коливингами, существенные пространства в них отведены для общения и взаимодействия. Бар в таких отелях стал центром жизни.

– О каких сетях идет речь?

– Такие отели появились у всех крупнейших сетей. У Mercury – это Moxy, у Accor – Jo’n’Joe, у Hilton – Tribe. В общем, все крупнейшие компании подстроились под эту новую аудиторию и ее запросы. Тем, кто первым увидел этот тренд, был CitizenM, успешный нынче сетевой проект. Он открылся примерно в 2009 году, а сейчас в сети 19 гостиниц, еще 17 строятся.

Помимо небольшой площади номера и наличия общественных пространств с баром их отличительной особенностью является дизайн. Тот же CitizenM с номерами 12 кв. метров позиционирует себя как «новое лакшери». Фактически они заявляют, что принципы, когда номер в пятизвездочном отеле не мог быть меньше 25 кв. метров, отходят в прошлое. Отели сети всегда располагаются в центре города, в правильной доступности.

Например, в Нью-Йорке – рядом с Центральным парком. И еще одно отличие – это диджитализация всех процессов. Целевая аудитория лайфстайл-отелей лучше общается с техникой, чем с людьми. Им проще самим пройти регистрацию, а в номере управлять всем при помощи планшета. Несмотря на стоимость номеров как в четырехзвездочном отеле, они очень хорошо заполнены – примерно на 80%. А все потому, что люди готовы доплачивать за такой формат. Уверен, что все эти тренды в будущем только усилятся.

Алексей Синяков