timelapse

«Лихоборы» станут одним из самых больших электродепо Москвы по обслуживанию метро

Темы в материале

Поезда в столичной подземке всегда должны быть чистыми и технически исправными, а машинисты готовы к работе. Для этого метрополитену необходимы электродепо. Это не просто ангар для поездов, а целый комплекс инженерных сооружений, где локомотивные бригады могут не только оперативно отремонтировать поезд, но и полноценно отдохнуть.

В этом году количество метродепо в Москве увеличится: завершается строительство депо «Лихоборы», которое обеспечит комфортную работу Люблинско-Дмитровской линии метро и станет одним из самых больших в столице.

Об особенностях этой стройки и новых технологиях строительства подобных объектов в интервью порталу Стройкомплекса рассказал руководитель контрактов филиала «Фирма Мосстрой-4» ПАО «Моспромстрой» Михаил Точкин.

- Михаил Ильич, площадь электродепо «Лихоборы» занимает целых 17 гектаров. Какие объекты входят в этот масштабный комплекс?

- «Лихоборы» станут базовым депо по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава «салатовой» ветки метро. Поезда будут приезжать сюда от строящейся станции «Верхние Лихоборы» - в соединительном тоннеле уже завершены основные работы и идет укладка пути.

Площадь всех зданий депо составит 86 тыс. кв. метров, это целый город с необходимой метрополитену инфраструктурой. Основное здание комплекса - отстойно-ремонтный корпус, где оборудованы 42 канавы для стоянки поездов в ночное время, их ремонта и мойки.

В «Лихоборах» также построен административно-бытовой комплекс со встроенными мастерскими, где будет проводиться мелкий ремонт. Люди, которые работают на таком сложном транспортном объекте как метрополитен, должны иметь возможность отдохнуть и восстановить силы. Поэтому здесь также оборудуют комнату отдыха для персонала, тренажерный зал и конференц-зал для общих собраний. Кроме того, предусмотрена открытая спортивная площадка.

КАНАВЫ ДЛЯ СТОЯНКИ ПОЕЗДОВ МЕТРО В ЭЛЕКТРОДЕПО «ЛИХОБОРЫ»

Есть в «Лихоборах» объединенный склад, где все службы метрополитена будут хранить свои материалы и оборудование. Также мы построили мотодепо, участок техобслуживания транспорта, базу аварийно-восстановительных средств и около 20 вспомогательных сооружений - трансформаторные подстанции, тепловые пункты, стрелочный пост, водомерные узлы и многое другое. После завершения строительства здесь будет трудиться более 500 человек. (В депо будет всего 1200 сотрудников, в одной смене - 500, - прим. Ред.)

- Какие работы проводятся в отстойно-ремонтном корпусе депо?

- 38 из 42 канав необходимы для технического обслуживания и стоянки поездов. Еще три - для ремонта. Здесь проводятся ежедневные ремонтные работы, которые не требуют глобального разбора подвижного состава, обычно они занимают один-два дня. Также в этих канавах проводят внеплановый ремонт.

Еще одна канава в «Лихоборах» предназначена для портальной мойки составов. Специальная подвижная рама будет очищать поезд от пыли и грязи. Это устройство похоже на автомойку, только в разы больше.

Интересно, что при строительстве канав в депо «Лихоборы» впервые в московском метрополитене применялась система подрельсовых эстакад. Раньше рельсы укладывали прямо на бетон, мы же кладем на специальные стойки - эстакады. В первую очередь это удобно во время обслуживания и ремонта поезда, так как благодаря эстакаде к колесной паре можно подойти не только с внешней, но и с внутренней стороны.

РЕЛЬСЫ В КАНАВАХ РАСПОЛОЖЕНЫ НА ЖЕЛТЫХ ЭСТАКАДАХ 

Кроме того, эта технология упрощает строительство всех инженерных сетей в депо. У нас появилась возможность не «убирать» коммуникации в бетон, а оставлять на поверхности. Это также очень удобно при эксплуатации.

- А как диагностируют поломку в поездах?

- Дистанционно. При въезде в депо установлен диагностический пост. Заезжая на его территорию, поезд будет проезжать по специальным датчикам диагностического поста. Оттуда сразу же поступает сигнал на колесотокарный станок о необходимости обточки колес или степени их износа.

Многие интересуются, зачем нужно обтачивать колеса поезда? Дело в том, что тоннели в метро извилисты, в них есть подъемы и спуски, поэтому колеса поезда стачиваются. Эти показатели постоянно проверяются. При малейшем подозрении колесную пару отправляют на проточку либо заменяют. Профиль колесной пары очень сложный, он имеет до 15 различных граней для того, чтобы подвижной состав не сошел с рельсов.

В «Лихоборах» будет установлен современный станок для обточки колес. Раньше в большинстве депо эту работу можно было выполнить лишь разобрав колесную пару. Теперь в метро устанавливают станки проходного типа, и обточка проводится во время проезда состава через станок.

ВИД НА КРЫШУ ОТСТОЙНО-РЕМОНТНОГО КОРПУСА ЭЛЕКТРОДЕПО «ЛИХОБОРЫ»

- Предусмотрена ли в депо «Лихоборы» автоматическая система управления складом?

- Конечно, эта система отлично зарекомендовала себя во всем мире. Склад в электродепо занимает огромную площадь. Он оснащен специальными грузоподъемными механизмами и электрокарами для складирования на стеллажи. На каждую запчасть будет прикреплен штрихкод с номером стеллажа или полки и занесен в электронную базу. Механик, придя на склад, найдет в компьютере нужную деталь, просто узнав номер полки в базе.

- На каком этапе строительства находится депо «Лихоборы»?

- Электродепо уже построено на 75%. Все основные объекты возведены, сейчас ведется монтаж инженерных систем и подготовка под чистовую отделку. К отделочным работам в административно-бытовом корпусе мы уже приступили. В отстойно-ремонтном осталось смонтировать часть оборудования.

Сейчас на строительстве депо «Лихоборы» трудятся более 800 человек. Сдача объекта в эксплуатацию запланирована на 2017 год. И я уверен, мы выполним нашу работу к намеченному сроку без всяких проблем.

Фото: Сергей Мукимов

Алёна Терновая