timelapse

Марат Хуснуллин: «Любите свой город, Москва стоит этой любви»

Темы в материале

Сегодня в Москве невооруженным глазом видны перемены. Пространство города выстраивается в соответствии с международными стандартами, становится современным и комфортным. Реализуются масштабные проекты. И все это — несмотря на кризисные времена.

В преддверии профессионального праздника мы побеседовали с главным строителем столицы — заместителем мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Маратом Хуснуллиным.

— Марат Шакирзянович, спасибо за эту встречу. И поздравляем вас с наступающим профессиональным праздником. Скажите, пожалуйста, какие задачи сегодня в приоритете у московского строительного комплекса?

— Главная цель, к которой мы все стремимся, — сделать Москву комфортной для жизни, работы и отдыха. Поэтому и задачи соответствующие. Не секрет, что основная проблема мегаполиса — транспортная. За последние пять лет при приросте населения от 300 до 500 тыс. человек число автомобилей увеличилось на 1 млн. Поэтому развитие транспортной инфраструктуры стало приоритетом. В итоге за пять лет мы построили более 400 км дорог, а это 10% всей улично-дорожной сети, которая была в Москве на 2010 г., порядка 20% всех существовавших искусственных сооружений (эстакад, тоннелей и т. д.). Построили и ввели 34 км и 18 новых станций метро.

Скоро запускаем пассажирское движение по Московскому центральному кольцу (МЦК, быв. МКЖД), интегрируя его с подземкой в единую транспортную систему. Суммарно в этом году введем около 80 км линий рельсового транспорта (54 км МЦК плюс более 20 км метро). Это станет рекордным показателем за всю историю Москвы. В ближайшие десять лет намечено увеличить протяженность подземки на 50%. То есть фактически мы за это время построим половину из того, что было возведено за все 80 лет существования московского метро. И тогда более 90% горожан смогут пешком дойти до станции от дома или работы. Не сбавляем и объемов дорожного строительства. В прошлом году поставили настоящий рекорд — ввели более 100 км новых дорог, более 90 км сдадим и в этом году. И, между прочим, Москва уже в 2015 г. перестала быть мировым лидером по пробкам, сместившись с 1 го места на 4 е, а время, которое люди в среднем затрачивают на дорогу из дома до работы и обратно, сократилось с 65 до 56 мин. Это огромное достижение для любого мегаполиса, своеобразное мерило его комфортности.

В приоритете также — масштабная программа строительства транспортно-пересадочных узлов (ТПУ), которые не только обеспечат удобную пересадку с одного вида транспорта на другой, но и станут катализаторами развития прилегающих территорий. Инвесторы создадут здесь рабочие места, жилье и социнфраструктуру. Пока ТПУ только проектируются, и людям еще ничего этого не видно, но уже лет через 5–10 москвичи оценят все плюсы.

Для столицы важны и объекты социальной инфраструктуры, причем в рамках комплексного освоения территорий, — детские сады, школы, поликлиники появляются в шаговой доступности. Очень важно для города дальнейшее развитие промзон. И, конечно, сегодня мы активно строим инфраструктуру к чемпионату мира 2018 г. по футболу. В «Лужниках» реконструкция идет опережающими темпами, что недавно отметило руководство FIFA, приезжавшее с очередным визитом.

— Сегодня вектор политики строительного комплекса в части освоения промзон сместился в другую плоскость. На этих территориях реализуется не только жилая недвижимость, но и объекты, дающие горожанам рабочие места. Как будут развивать промзоны дальше?

— Принимая решение о реновации промзон, мы не планировали плодить очередные спальные районы. Одна из наших стратегических задач — приблизить рабочие места к жилью, чтобы коэффициент пешей доступности на территориях развития составлял около 50%. Уже сегодня примерно половина недвижимости, строящейся в Москве, приходится на промзоны и новые территории, а в 60% этого объема как раз будут создаваться рабочие места. Напомню, что в стадии реализации сейчас находятся проекты более 20 территорий. Это, в частности, «ЗИЛ», «Ленино», «Верхние Котлы», Тушинский аэродром, «Серп и Молот», «Соколиная гора», «Руднево», «Грайвороново» и др.

Отмечу, что принятый в июне этого года Госдумой закон «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений, возникающих в связи с комплексным развитием промышленных зон и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» — наша общая с Минстроем РФ победа. Теперь застройщики смогут отнести затраты по возведению социнфраструктуры на себестоимость, что очень важно при комплексном освоении территории. Мы отработаем данный механизм на трех пилотных проектах, которые сейчас находятся в разработке. И я считаю, что это один из самых прогрессивных законов для Москвы — в столице промзоны занимают порядка 12 тыс. га, которые мы не могли развивать именно из за законодательных ограничений.

— Расскажите, пожалуйста, о планах освоения территорий, прилегающих к Московскому центральному кольцу.

— На запуск движения по МЦК мы возлагаем большие надежды. Это по настоящему прорывной для Москвы проект, поскольку в городе по сути выстраивается новая система транспортной логистики: произойдет перераспределение транзитных потоков из центра в срединную часть города, станут доступнее примыкающие территории, снизится пассажиропоток в метро и частично освободятся дороги. Подсчитано, что нагрузка на основные ветки подземки, прежде всего на Кольцевую линию и пересадочные станции в пределах Кольца, снизится более чем на 15%, уменьшится пассажиропоток на ж/д вокзалах, жителям московских окраин и Подмосковья проще будет доезжать до центра города, чтобы спуститься в метро. Кроме того, к запуску движения по МЦК разработано более 30 новых автобусных маршрутов.

Вторая важная задача, которую мы решаем, запуская движение по МЦК, — развитие примыкающих к нему территорий площадью 10,8 га, большинство из которых — депрессивные промзоны. «Кольцо» послужит своеобразным катализатором их развития, потому что за счет гарантированного пассажиропотока инвестиционная привлекательность этих земель повысится, а значит, здесь появятся комфортные районы с жильем, социальной инфраструктурой и новыми рабочими местами. По предварительным подсчетам, там можно построить 750 тыс. кв. м коммерческой недвижимости, из них 300 тыс. квадратов — гостиничных, более 250 тыс. — торговых и около 200 тыс. —офисных площадей; будет создано 40 тыс. новых рабочих мест.

 — Какова готовность МЦК к запуску?

— Мэр поставил задачу запустить пассажирское движение по МЦК в сентябре этого года. Полная готовность «кольца» ожидается к 1 сентября. Сейчас ж/д инфраструктура (тот участок работ, который выполняет город) полностью готова. Нам осталось завершить работы по возведению некоторых ТПУ. Стройработы развернуты сейчас на 30 ТПУ (большинство из них уже также готовы). Завершена электрификация, включая строительство двух и реконструкцию трех тяговых подстанций. В настоящий момент происходит технологическая обкатка поездов и инфраструктуры. Поезда проходят приемку. По «кольцу» уже с начала июля курсируют 14 поездов «Ласточка» (после запуска МЦК их станет намного больше). При обкатке отрабатывается технология 12 минутного интервала на полном круге «малого кольца», проверяется работа контактной сети, рельсы, тестируется служба включения светофоров, исследуется безопасность движения. На самих станциях идет монтаж турникетов, рабочие доделывают платформы и переходы, развешивают таблички с навигацией. Все идет строго по графику.

— Москва реализует большую программу благоустройства общественных пространств. На ваш взгляд, чего не хватает сегодняшнему городу и его жителям?

— Москве долгие годы не хватало, и сейчас его недостаточно, быстрого общественного транспорта в шаговой доступности. Поэтому мы максимально приближаем строящуюся недвижимость, и жилую, и коммерческую (для создания рабочих мест), к ТПУ, которые будем строить рядом с метро и ж/д платформами. Москве также не хватает благоустроенных общественных пространств. Потому мы и проводим колоссальную текущую работу. Ведь комфортно организованный исторический центр, пешеходные зоны, парки были фактически утеряны в угоду бизнесу. Теперь это все мы хотим вернуть москвичам и туристам, чтобы центр стал открытым для всех. Мы расширяем тротуары, формируем пешеходные зоны, проектируем велосипедные дорожки, аллеи, разбиваем цветники, высаживаем деревья… За пять лет число открытых общественных пространств возросло в разы. Создано более 50 «народных» парков, обустроено 400 парков и скверов. Доля пешеходов выросла в четыре раза, а число посещающих парки превысило 50 млн человек. Недавно мы провели очередной Международный урбанистический форум, и наши гости из Китая, Кореи, Сингапура, Италии, Франции и других стран были поражены, насколько зеленой стала Москва. В этом году мы реконструируем и благоустроим еще 52 улицы.

— А не слишком ли быстро меняется наш город? Не стоит ли немного притормозить, осмотреться, получить удовольствие от того, что сделано?

— Москва — гигантский город со всеми его плюсами и минусами, характерными для всех мировых мегаполисов. Здесь, например, высокий уровень автомобилизации. И если мы замедлим строительство транспортной инфраструктуры, наш город неминуемо встанет в одну большую пробку. Поэтому мы, напротив, максимально форсируем работы.

Если замедлить работы по благоустройству, если мы будем обустраивать город «кусками», по одной-две улицы в год, то комфортное пространство жители получат очень нескоро, а вот негативный эффект от самой стройки растянется на годы.

Так что лучше потерпеть, условно говоря, шесть месяцев вместо двух лет и получить, например, новую современную трассу. Так же и в центре: если пережить летние сезонные работы по реконструкции, то осенью уже можно будет гулять по обновленной Москве. Хороший эффект от наших работ обязательно будет, и люди оценят его очень скоро, хотя сейчас, конечно, нужно набраться терпения. И большинство москвичей поддерживают эти позитивные перемены, понимая, что еще немного — и они получат красивый, благоустроенный, удобный, дружелюбный город, которым можно гордиться, из которого не захочется уезжать ни им, ни их детям.

— Диалог правительства Москвы и представителей бизнеса активен и продуктивен. А как бы вы оценили диалог правительства с горожанами?

— Москва — один из немногих мегаполисов мира, где налажена эффективная система общения власти с горожанами. У нас наработан большой опыт, который теперь перенимают и российские регионы, и мировые столицы. Современным инструментом, помогающим москвичам принимать участие в жизни своего города, стал портал «Активный гражданин». Там мы обсуждаем все важные градостроительные решения и проекты. Например, так был выбран цвет трибун в «Лужниках», лучшие проекты новых станций метро, зданий детских садов, школ и пр.

Есть у нас и еще один важный институт: публичные слушания. Фактически впервые в истории Москвы с горожанами обсуждают вопросы развития города, прислушиваются к их мнению, учитывают замечания и предложения. Сегодня ни один крупный проект в области строительства не утверждается на градостроительно-земельной комиссии (ГЗК) без предварительного вынесения на общественное обсуждение. Эту процедуру, в частности, прошли территориальные схемы развития Новой Москвы, и большинство предложений горожан учтены. В будущем году примут новый генплан, в разработке которого впервые участвовали сами москвичи, до конца года по нему пройдут публичные слушания.

Так что диалог власти и населения в онлайн-режиме уже доказал свою эффективность, а самое главное — это положительно оценивают сами москвичи.

— Не теряет ли Москва объемы инвестиций? Чем московское правительство и, в частности, градостроительный комплекс помогает строительному бизнесу, какую поддержку оказывает инвесторам? Как ведется работа по сокращению административных барьеров?

— Москва не только не теряет объемы инвестиций, но и увеличивает их, невзирая на кризис. По итогам 2015 г. в столице сдано более 9,1 млн кв. м недвижимости, включая свыше 3,8 млн кв. м жилья и примерно 300 тыс. кв. м апартаментов, — это пиковое значение ввода недвижимости в городе. При этом более 80% площадей построено именно за счет инвесторов, что свидетельствует о том, что инвестиционная активность в городе высокая.

По итогам совместного рейтинга PricewaterhouseCoopers (PwC) и Urban Land Institute «Тенденции в области развития недвижимости», в 2015 г. Москва поднялась на пять позиций, заняв 20 е место по объему ожидаемых капиталовложений в недвижимость. Среди европейских городов российская столица занимает одно из лидирующих мест по фактическим объемам транзакций в сфере коммерческой недвижимости.

Мы создаем все условия, чтобы бизнес чувствовал себя уверенно. Так, если инвестор желает принять участие в проекте комплексного развития, мы проводим заседание ГЗК по нему в ускоренном порядке. Приоритетно будем реализовывать крупные инвестпроекты транспортной инфраструктуры и ТПУ, индустриальных парков, технопарков, технополисов и промзон.

Многое сделано для снижения административных барьеров, что тоже облегчает жизнь инвесторам. В целом идет работа по трем основным направлениям: полностью отменены согласования префектур и управ на всех стадиях строительного проекта (функции переданы стройкомплексу); сокращены сроки прохождения необходимых процедур; электронные услуги делают процесс максимально открытым и прозрачным. Сегодня Москва из 14 видов госуслуг 12 предоставляет в онлайн-формате, в том числе выдачу разрешений на строительство, ввод, выдачу заключений о соответствии, экспертизу проектной документации.

Фактически заявитель без личного посещения органов власти может оформить необходимые бумаги на всех этапах реализации стройпроекта, начиная с заключения договора аренды земли и заканчивая получением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Это серьезно ускорило движение капитала в строительную отрасль.

В целях снижения административного давления на бизнес и издержек застройщиков город принял революционное решение о включении в состав градостроительного плана земельного участка информации о подземных коммуникациях и сооружениях и о предварительных технических условиях подключения к сетям водоснабжения и водоотведения. Пока что ни в одном другом российском регионе нет практики бесплатного предоставления информации о подземных сетях.

Недавно, в рамках VI Международного урбанистического форума, мы презентовали еще один электронный сервис для застройщиков — «Калькулятор процедур». С его помощью можно получить информацию о последовательности строительных процедур, их стоимости и сроках, указав параметры планируемого объекта и характеристики будущей стройплощадки. Это важный шаг в реализации поставленной мэром Москвы С. Собяниным задачи по снижению административной нагрузки на бизнес.

— Что вы можете пожелать своим коллегам-строителям в преддверии их профессионального праздника?

— Хочу сердечно поздравить работников строительного комплекса, тех, кто трудится в смежных отраслях, а также москвичей с Днем строителя. Ведь, по сути, каждый в том или ином смысле — строитель, созидатель: каждый или ремонтировал квартиру, или строил свой дом, создавал с нуля что то другое…

Строителям-профессионалам пожелаю, прежде всего, стабильной работы и достойной зарплаты, новых интересных проектов, в которых каждый смог бы реализовать свой потенциал, применить знания и опыт, и пусть всегда будет удовлетворение от результатов своей работы.

Ну, а всем без исключения хочу пожелать одного — любить наш город, не считать его лишь местом зарабатывания денег, а вносить посильный труд в то, чтобы он день ото дня становился краше, уютнее. Право же, Москва стоит этой любви. Я побывал в 25 из 30 мегаполисов мира и с уверенностью скажу: нет другого города, где люди были бы так же образованны, как в Москве, нет другого такого живого, дружелюбного города. А ведь для выражения любви к нему порой требуется так мало! Не мусорить на улице, содержать в порядке свой дом… Впрочем, настоящая любовь всегда найдет способы проявить себя.

Фото предоставлены пресс-службой Комплекса градостроительной политики и строительства Москвы