timelapse

«Рынок жилья в Москве оживает»

Темы в материале

Марат Хуснуллин об основных направлениях деятельности стройкомплекса, зарубежных инвесторах и о превращении Москвы в комфортный и удобный город для всех.

Строительная отрасль в столице за последние годы вышла на рекордные объемы. Еще никогда в городе не строилось одновременно столько новых объектов. Несмотря на кризисные явления в экономике, набранные высокие темпы сохраняются и в этом году. Накануне Дня строителя-2016 заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин рассказал корреспонденту «Московской перспективы» о наиболее важных направлениях деятельности столичного стройкомплекса, состоянии рынка недвижимости и наиболее перспективных городских программах.

Москва – самый зеленый мегаполис планеты

 Марат Шакирзянович, какие направления деятельности стройкомплекса в этом году и на ближайшие годы наиболее приоритетны?

– В первую очередь хочу сказать о том, что самая главная цель, к которой стремится правительство Москвы, – сделать наш мегаполис городом, удобным и комфортным для жизни, работы и отдыха. Поэтому и задачи у нас соответствующие. Не секрет, что самая главная проблема мегаполиса – транспортная. За последние пять лет при приросте населения в среднем от 300 до 500 тысяч человек число автомобилей выросло на один миллион. Поэтому еще более пяти лет назад развитие транспортной инфраструктуры для города стало приоритетным, можно сказать, стратегическим направлением нашей работы. За это время мы построили и реконструировали 10% всей улично-дорожной сети, существовавшей в Москве к 2010 году. Это более 400 км дорог. Какой еще город мира может этим похвастать? Разве что китайские мегаполисы. Ввели порядка 20% искусственных сооружений (эстакад, тоннелей и т.д.), построили и открыли для пассажиров 34 км линий и 18 новых станций метро, а в этом году грандиозный проект – открываем пассажирское движение по Московскому центральному кольцу, интегрируя таким образом подземку с железными дорогами в единую систему. Только в этом году суммарно введем около 80 км линий рельсового транспорта (54 км МЦК плюс более 20 км метро), 31 платформу МЦК и 10 станций метро. Это станет настоящим рекордом за всю историю Москвы, в мире никто, кроме Пекина, столько в год линий рельсового транспорта не вводил. Мы поставили задачу в течение ближайших 10 лет увеличить протяженность метрополитена на 50%. То есть фактически всего за 10 лет построим половину из того, что было возведено за предыдущий 81 год существования столичной подземки. В итоге 93% москвичей получат подземку в шаговой доступности. Всего у нас сегодня в работе 180 км новых линий и 35 станций. 
Не сбавляем темпов и объемов дорожного строительства. В прошлом году поставили рекорд – ввели более 100 км новых дорог и более 90 км дорог введем и в этом году.

Цифры впечатляющие, но что они дали москвичам с точки зрения комфортности передвижения по городу?

– За пять лет мы уже добились того, что Москва перестала быть мировым лидером по пробкам, сместившись с первого места на четвертое, а в целом количество времени, которое люди в среднем затрачивают на дорогу от дома до работы и обратно, сократилось с 65 до 56 минут. Это огромное достижение. Вообще добиться того, чтобы люди тратили как можно меньше времени на дорогу, – одно из высших достижений любого мегаполиса, своеобразное мерило того, насколько город комфортен и удобен для жителей.

Среди приоритетных задач также – реализация масштабной программы строительства ТПУ на станциях метро и МЦК. Они не только обеспечат пассажирам удобную и быструю пересадку с одного вида транспорта на другой, разгрузят общественный транспорт, вокзалы и дороги, но и станут катализаторами развития прилегающих территорий, куда инвесторы начнут вкладывать деньги. В первую очередь в строительство недвижимости для создания рабочих мест, а также жилья и социнфраструктуры. ТПУ – это гарантированный пассажиропоток, а значит, капитализация земель вокруг них вырастет в разы, поэтому для инвесторов они становятся очень привлекательными. В свою очередь, люди получат возможность в одном месте найти и жилье, и работу и там же отдыхать, к тому же все это будет в шаговой доступности от железной дороги и метро – самого быстрого и удобного общественного транспорта. Сейчас москвичи всего этого еще не видят, потому что большинство ТПУ только проектируются, но уже через 5–10 лет смогут оценить все плюсы этого проекта.

Комфортность жизни в мегаполисе – это ведь не только транспортная составляющая?

– Не только, конечно, но все же для мегаполиса – одна из ключевых. Еще одна важнейшая наша задача – привести в порядок центр города. Москве долгие годы, если не десятилетия, не хватало благоустроенных общественных пространств. Потому мы и проводим эту колоссальную работу, которую все сейчас наблюдают. Ведь, по сути, благоустроенный исторический центр, пешеходные зоны, парки были фактически потеряны для москвичей и гостей столицы в угоду бизнесу. Теперь мы эти территории возвращаем людям, при этом максимально сохраняя исторический облик Москвы. 

Еще важно, чтобы в центре рабочих мест больше не прирастало (их сегодня формируем преимущественно в срединной и периферийных частях города), а упор нужно делать на размещение гостиниц и апартаментов для туристов.

По обеспеченности номерным фондом Москва долгие годы серьезно отставала от ведущих мегаполисов мира. Поэтому сейчас реализуется целая программа по строительству и размещению отелей разного уровня «звездности», в том числе и в центре города, где традиционно предпочитают останавливаться гости столицы. 

Программа актуальна еще и потому, что во время чемпионата мира по футболу в 2018 году ожидается огромное количество гостей, которых мы должны разместить. Так что наш город постепенно возвращается москвичам и туристам, поворачивается к ним лицом, становится более удобным, комфортным, открытым, дружелюбным. Для этого мы расширяем тротуары, формируем благоустроенные пешеходные зоны, проектируем и прокладываем велосипедные дорожки, аллеи, разбиваем цветники и клумбы, высаживаем деревья и кустарники и т.д. За пять лет создали более 50 «народных» парков, пешеходные зоны общей протяженностью более 120 км, в том числе в историческом центре города, сформировали сеть велосипедных дорожек, обустроили свыше 400 парков и скверов, ставших дополнительными местами отдыха москвичей и туристов. Только в прошлом году было благоустроено 47 улиц, в этом году к ним добавится еще 52. Доля пешеходов за последние несколько лет выросла в четыре раза, а число посещающих парки превысило 50 млн человек.

 Действительно, на прошедшем недавно VI Московском международном урбанистическом форуме эту работу правительства Москвы отметили международные эксперты…

– Наши гости из Китая, Кореи, Сингапура, Италии, Франции и других стран были поражены, каким зеленым городом стала российская столица. Москва сегодня занимает первое место в Европе и второе в мире по благоустройству, столица оставила позади Сингапур, Нью-Йорк и Токио, мы уступаем только Сеулу, и первое место в мире по озелененности территорий, обогнали Нью-Йорк и даже традиционно считавшийся самым зеленым городом мира Лондон. На сегодняшний день в Москве более половины территории города (51%) занимают зеленые насаждения, тогда как в Лондоне – только 38%. 

Мы также не намерены сбавлять темпов строительства объектов социальной инфраструктуры, причем в рамках комплексного освоения территорий – у нас детские сады, школы, поликлиники появляются в шаговой доступности от мест проживания москвичей. Это еще один шаг в построении удобного и комфортного для людей города. В приоритете также дальнейшее комплексное развитие промзон и реализация мегапроектов (в частности, парков «Зарядье» и «Остров мечты», медицинского кластера «Сколково»). И, безусловно, в числе первоочередных задач – подготовка спортивной инфраструктуры города к предстоящему мундиалю 2018 года. Уже сегодня мы идем в этом направлении опережающими темпами. Стадион «Открытие Арена» введен два года назад, к настоящему времени полностью готов стадион «ЦСКА», где можно будет проводить тренировочные матчи, а до конца года завершим главный объект ЧМ-2018 по футболу – БСА «Лужники». До конца 2017 года будут также готовы 11 новых футбольных тренировочных полей.

В Москве в этом году будет введено 3,5 млн кв. метров жилья

В Московской области, ставшей в первом полугодии 2016 года лидером среди регионов России по объему введенного жилья, наблюдается сокращение спроса на квартиры. По оценкам экспертов, около 15% квартир могут оказаться невостребованными. А как обстоят дела на жилищном рынке в Москве? 

– В Москве обстановка на жилищном рынке благоприятная. Не раз говорил и еще раз напомню: более года назад у нас были опасения, что первичный рынок жилья просядет, но был принят целый комплекс мер, в том числе на федеральном уровне, чтобы этого не случилось. Вообще рынкам свойственна цикличность, за спадом обязательно следует подъем – так происходит всегда. И сейчас рынок жилья в Москве оживает. Хотя кризис, к счастью, не сильно его и затронул, а в числовом выражении мы стали вводить даже большие объемы, чем до кризиса. Так, несмотря на звучавшие негативные прогнозы, в Москве по итогам 2015 года по вводу недвижимости была преодолена отметка в 9 млн кв. метров, включая более 3,8 млн кв. метров жилья. Это пиковое значение ввода недвижимости в городе и рекордный ввод объема жилья с докризисного 2007 года. При этом более 80% всей недвижимости было построено за счет инвесторов, а если говорить о жилье, то свыше 85% у нас строится за счет внебюджетных источников. Это говорит о том, что инвестиционная активность, несмотря на кризис, в Москве высокая. 

При этом важно, что строящееся жилье востребовано, растут не только объемы строительства, но и объемы продаж. Сейчас цены на квартиры в старой Москве сопоставимы с показателями 10-летней давности, а в новой Москве – 20-летней давности. Ниже уже вряд ли будут, цены начинают «ползти» вверх. 

О том, что жилье востребовано, свидетельствуют сами цифры: в первом полугодии темпы продаж заметно выросли – заключили почти 19 тысяч договоров долевого участия (ДДУ), тогда как за аналогичный период прошлого года – только 14,5 тысячи. При этом только за второй квартал текущего года число заключенных ДДУ на 17,1% больше, чем в первом квартале, и на 52,2% больше, чем во втором квартале прошлого года. Фактически этот показатель вплотную приблизился к итогам четвертого квартала 2014 года, в период ажиотажного спроса на первичном рынке на фоне обвала рубля.

Насколько это показательные цифры и как сами застройщики оценивают ситуацию?

– Конечно, они показательные. С участием дольщиков в городе строится более 85% всего жилья (в настоящее время это 454 жилых дома). О том, что продажи жилья растут, свидетельствуют и данные, которые публично предоставляют крупнейшие московские застройщики. Так, ГК ПИК, к примеру, в первом полугодии этого года выручила от продажи жилья почти на 40% больше, чем за аналогичный период прошлого года, а компания «ЛСР» – на 76%. Ожидается, что по итогам года общий объем продаж 10 крупнейших столичных застройщиков жилья вырастет на 11–14%. 
Застройщики, в свою очередь, тоже понимают, что после «дна» последует подъем, поэтому покупают новые площадки под строительство, строят новые жилые комплексы. Москва, несмотря на кризис, оборотов в области строительства жилья не снижает.

Сколько недвижимости в целом, в частности жилья, будет введено в Москве по итогам года?

– В этом году мы намерены возвести порядка 3,5 млн кв. метров жилья из 8,5 млн кв. метров всей недвижимости, планируемой к вводу по итогам 2016 года. Хочу отметить, что аналогичные планы у нас были и на 2015 год, но на практике показатели получились выше и стали рекордными для Москвы. А если ситуация будет развиваться благоприятно, а для этого есть все условия, вполне возможно, что и в этом году введем большие объемы, чем планировали.

Одним из главных стимулов развития жилищного строительства в регионах остаются федеральные программы «Жилье для российской семьи», ипотека с госучастием, переселение граждан из аварийного и ветхого жилья. Как эти программы работают в Москве? 

– Ипотека с госучастием – важнейшая мера, принятая федеральным правительством, которая позволила реально поддержать первичный рынок жилья. Если бы банки не стали продолжать финансирование инвестиционных программ, то у нас просел бы рынок новостроек, так как в Москве 70% первичной жилой недвижимости покупается жителями именно за счет ипотеки. Очень важно, что эту программу продлили еще на год. Благодаря этому у нас выросли продажи жилья, а девелоперы, соответственно, стали собирать средства и продолжать строить. То есть программа, с одной стороны, реально позволяет гражданам улучшить свои жилищные условия, а с другой – таким образом поддерживается целая отрасль.

А что было бы, если бы государство не продлило льготную ипотеку?

– Если перестать поддерживать спрос на первичку, то стройки могут остановиться, работающие в этой отрасли москвичи, а это примерно миллион человек, останутся без работы, перестанут платить налоги. Это скажется на наполняемости бюджета, а значит, могут возникнуть трудности и с поддержанием того высокого уровня социальных гарантий, которые предоставляет горожанам правительство Москвы. Поэтому эффективность этой программы очевидна всем участникам рынка. И мы очень благодарны правительству России и Министерству строительства РФ за организацию этой меры. Кроме того, как я уже говорил, мы приняли и ряд локальных действий для поддержки девелоперов. Например, снизили арендную ставку на земельные участки, первоначальный взнос за начало строительства и другие.

Хочу добавить, что полным ходом реализуется в Москве и программа «Жилище» по переселению горожан из ветхого фонда в новые дома. Сейчас мы уже подошли фактически к завершающей стадии первого этапа программы. Из 1,7 тысячи домов на сегодняшний день она выполнена на 93,5%, осталось снести 106 пятиэтажек. Полностью этот этап мы завершим до конца 2017 года, возможно, несколько домов «перейдут» на 2018 год. По состоянию на 1 января 2016 года по программе сноса уже переселили около 160 тысяч семей. В 2016–2017 годах новые квартиры получат еще порядка 9 тысяч семей. 

Второй этап программы «Жилище», к которому мы приступим по окончании сноса ветхих домов, предусматривает реновацию старого жилого фонда.

Иностранные инвесторы не хотят уходить из Москвы

Сохраняется ли интерес иностранных инвесторов к строительству в Москве? В течение года несколько раз вы и ваши коллеги говорили об интересе арабских, французских, китайских и других компаний к проектам в городе. 

– Интерес к московским проектам со стороны иностранных инвесторов не ослабевает. Москва наряду с Лондоном, Токио, Нью-Йорком, Пекином и Парижем входит сегодня в десятку самых инвестиционно привлекательных городов мира. Несмотря ни на какие кризисы, ни один проект, уже реализуемый с участием зарубежных инвестиций, в городе не заморожен, многие объекты находятся в высокой степени готовности или в стадии активного строительства. 

Крупные иностранные компании, работающие в Москве не один год и пережившие не один кризис, никуда не уходят, чтобы в будущем не потерять привлекательный столичный рынок. Более того – в нынешних экономических условиях у нас наблюдается всплеск интереса инвесторов из-за рубежа к ряду проектов. Нынешний курс валют предоставляет им возможность выгоднее вложить свои средства в строительство московской недвижимости. 

Во всем мире офисы класса «А» имеют один диапазон цен. В Москве раньше офис, который строился за 5 тысяч долларов за квадратный метр, сегодня можно построить за 2,5 тысячи. То есть то, что было дорогим, сейчас стало для них дешевым. У нас очень много обращений от зарубежных инвесторов для участия в таких проектах. Если посмотреть аналитику с 1990 года, было четыре разных кризиса, стоимость в какой-то момент либо падала, либо не менялась, но потом отыгрывала стоимость в рублях, а затем и в валюте. Поэтому сейчас инвесторы очень активно интересуются возможностью реализовать в Москве различные проекты.

Какими проектами они интересуются?

– Больше всего сегодня их интересует новая Москва и строительство транспортно-пересадочных узлов.

 Почему именно ТПУ? 

– Потому что, повторюсь, там всегда будет гарантированный пассажиропоток, а значит, капитализация той недвижимости, которую в рамках ТПУ будет возводить инвестор, автоматически вырастет в разы. К тому же по транспортно-пересадочным узлам практически уже готова вся градостроительная документация. Уже выставлены на торги проекты ТПУ «Селигерская», «Лефортово» и «Рассказовка», а до конца этого года выставим еще порядка 20 проектов. Инвесторам это интересно. Японцы уже приняли участие в проектировании ТПУ «Ботанический сад» и планируют стать соинвесторами в самом строительстве и возведении недвижимости. Есть интерес к ТПУ со стороны китайских, арабских и французских инвесторов.

Еще один проект, вызывающий интерес у инвесторов, – создание международного медицинского кластера в Сколкове: фактически любая страна мира может «зайти» туда и оказывать медицинские услуги высокого класса по своим передовым технологиям, и все это на единой территории. Если сейчас многие люди за получением качественных медицинских услуг едут за рубеж, то после появления такого кластера в Москву приедут ведущие специалисты-медики из Германии, Израиля и других стран. Они построят здесь свои клиники, и никому никуда ехать не надо – все можно будет получить в одном месте, причем самые высококачественные медицинские услуги. Это по-настоящему прорывной проект. И, кстати, мы не только о нем говорим – кластер уже строится: в 2017 году первый корпус мы уже введем в эксплуатацию. 

То есть я хочу сказать о том, что те зарубежные инвесторы, что работают в России, у нас в Москве давно, никуда не уходят и не боятся инвестировать в наши проекты. Поступает много новых предложений от инвесторов из Финляндии, Швеции, Китая, Германии, Италии, Сингапура и других стран. 
Кстати, еще один привлекательный и перспективный для инвесторов проект мирового уровня – развитие прибрежных территорий Москвы-реки. Здесь взаимная работа инвесторов с городом имеет прекрасную базу. Проект направлен на формирование в городе открытых общественных пространств, комфортных для горожан и туристов. Этот проект мы представляли нашим зарубежным партнерам в рамках состоявшегося в конце июня – начале июля VI Московского международного урбанистического форума в Манеже, который вызвал большой интерес.

Недавнее посещение БСА «Лужники» не оставляет сомнений, что в ближайшее время объект будет готов. Какие работы там осталось выполнить? 

– Действительно, никаких сомнений в том, что до конца года мы этот объект достроим, у нас нет. Темпов работ на арене не снижаем, идем с опережением графика, что особо отметили представители FIFA, побывавшие в очередной раз на объекте. Работы ведутся круглосуточно, в несколько смен. На сегодняшний день полностью завершены все монолитные работы, вся конструктивная часть стадиона, включая настил трибун. Строители приступили к устройству внутренних инженерных сетей, монтажу инженерного оборудования и отделке помещений. Ведется сооружение павильонов входного контроля, работы по замене поликарбоната на крыше стадиона, а также монтаж декоративного фриза – панелей в верхней части фасада арены. К концу лета эта работа будет завершена. Практически закончилось формирование инженерного «пирога» футбольного поля, в ближайшее время начнем уже посев травы. 
До конца 2016 года весь основной объем строительных работ в «Лужниках» мы завершим, стадион будет полностью готов. Уже в следующем году пройдет наладка технического оборудования на арене, и мы сможем опробовать стадион – провести здесь первый матч в рамках Кубка конфедераций. К 2018-му обустроим и всю территорию «Лужников» – это будет один из лучших спортивных кластеров в мире. 
МЦК запустят в сентябре

Вы уже упоминали Московское центральное кольцо. Неоднократно озвучивались планы, что оно будет открыто в сентябре. Потом в СМИ появилась информация, что сроки начала движения могут быть перенесены на декабрь и даже на 2017 год. Когда же все-таки ждать запуска электричек? Какие работы остались? 

– Мэр Москвы Сергей Семенович Собянин поставил четкую задачу: Московское центральное кольцо должно быть готово к запуску пассажирского движения к 1 сентября, и эта задача будет выполнена. У нас все работы идут в соответствии с графиком. Уже сейчас железнодорожная инфраструктура (то есть тот участок работ, который выполняет город) практически полностью готова. Нам осталось завершить только работы по возведению некоторых ТПУ. Строительные работы развернуты на 30 транспортно-пересадочных узлах, большинство из них тоже уже полностью готово. Завершена электрификация, включая строительство двух и реконструкцию трех тяговых подстанций. В настоящий момент происходит технологическая обкатка поездов и инфраструктуры. Поезда проходят приемку. По железнодорожному кольцу с начала июля уже курсируют 14 поездов «Ласточка» (после запуска МЦК в сентябре их станет намного больше). При обкатке отрабатывается технология 12-минутного интервала на полном круге Малого кольца, проверяется работа контактной сети, рельсов, службы включения светофоров, исследуется безопасность движения. На самих станциях идет работа по установке турникетов, рабочие доделывают платформы и переходы, развешивают таблички с навигацией. 
До конца года мы благоустроим территорию вокруг МЦК, включая санитарную очистку, вывоз мусора, озеленение, строительство новых и ремонт существующих подъездных дорог, ведущих к станциям и ТПУ, создание пешеходных дорожек, качественного уличного освещения и т.д. Это необходимо для создания пассажирам комфортных и безопасных условий. К тому же поскольку мы формируем улично-дорожную сеть для подъезда к узлам МЦК, то и расположенные вдоль МЦК промзоны, получат удобную транспортную доступность, а значит, станут еще более привлекательными для инвесторов в плане застройки. 

Вообще на запуск железнодорожного кольца, которое уже сейчас называют не иначе как «дорогой будущего», что, по сути, так и есть, мы возлагаем большие надежды, так как это решает две важные задачи. Первая: в городе выстраивается абсолютно новая система транспортной логистики, которая позволит частично перераспределить транзитные транспортные потоки из центра в среднюю часть города и обеспечить транспортную доступность примыкающих к МЦК территорий, снизить пассажиропоток в метро, разгрузить вокзалы, а также частично освободить дороги. 

Вторая: МЦК послужит, как я уже говорил, мощным катализатором к развитию примыкающих к ней территорий площадью 10,8 га, большинство из которых – депрессивные промзоны. Инвестиционная привлекательность этих земель повысится, потому что будет гарантированный пассажиропоток, а значит, повторюсь, инвесторам очень выгодно вкладывать туда деньги. Территории в итоге начнут «оживать», превратятся в комфортные районы с жильем, социальной инфраструктурой и новыми рабочими местами. По нашим предварительным подсчетам, там может быть возведено 750 тысяч кв. метров коммерческой недвижимости, в том числе порядка 300 тысяч гостиничных, более 250 тысяч торговых и около 200 тысяч офисных площадей, будет создано 40 тысяч новых рабочих мест.

Есть какие-то расчеты, насколько разгрузятся существующие транспортные хабы?

– Разумеется. Уже подсчитано, что нагрузка на основные ветки метро, прежде всего на Кольцевую линию, а также пересадочные станции в пределах Кольцевой, снизится более чем на 15%. А, к примеру, на северном участке Сокольнической ветки – на 20%, на Таганско-Краснопресненской – не менее чем на 18%. Значительно снизится пассажиропоток на железнодорожных вокзалах. У жителей московских окраин и Подмосковья отпадет необходимость доезжать до центра города, чтобы спуститься в метро. Согласно расчетным данным, разгрузка Курского вокзала составит 40%, Ярославского и Ленинградского – 20%, а Казанского в часы пик – 30%.

Александр Шибанов