Москва строится
Темы в материале:
Москва развивается и будет динамично развиваться... Каждое время ставит перед городом свои приоритеты и определяет новые векторы развития. О том, какие задачи и приоритеты стоят перед градостроительным комплексом Москвы, корреспонденту журнала "Российский строительный комплекс" рассказал заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.
Марат Шакирзянович, в июле этого года территория Москвы увеличилась в два с половиной раза, и совсем недавно были подведены итоги конкурса на создание концепции развития новой Москвы. Что вы можете сказать о главных направлениях и сроках предстоящего освоения новых территорий?
Новая Москва будет развиваться как современный постиндустриальный мегаполис. Это значит, что в концепции развития новых территорий столицы должны быть использованы самые прогрессивные и наиболее успешные разработки лучших проектировщиков мира. В первую очередь это касается географического размещения и функционального назначения новых районов города и создания там оптимальной социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры. На новых территориях Москвы планируется строительство административных и деловых кварталов, научных, исследовательских, образовательных и медицинских комплексов, в которых будет работать около 2 млн человек. Очевидно, на новых территориях будет строиться жилье, детские сады, школы, поликлиники – все, что нужно людям для комфортной жизни.
Если говорить о сроках, то на полное освоение новых территорий потребуется как минимум два десятилетия.
Как при этом будут развиваться существующие территории города?
Часть города, в первую очередь это касается ЦАО, в ближайшей перспективе станет территорией стабилизации. Там будет вестись реставрация, реконструкция или капитальный ремонт зданий.
При этом на территории Москвы есть микрорайоны, которые будут активно развиваться. Нам предстоит снести 366 пятиэтажек и ряд других ветхих зданий, которые не представляют исторической или архитектурной ценности. Огромный резерв освоения новых территорий – перепрофилирование промышленных зон.
Так или иначе, все градостроительные проекты в Москве мы рассматриваем сквозь призму того, насколько они повлияют на транспортную ситуацию в столице.
Правительством Москвы были приняты ряд важных решений, определяющих градостроительную политику столицы. Расскажите об этом...
Один из таких инструментов – это утверждение трехлетней Адресной инвестиционной программы (АИП) на 2012–2014 гг. Она была принята в прошлом году. В этом году она прошла корректировку с учетом необходимости решения задач развития транспортной инфраструктуры. Что существенно: в программе заложена возможность вовлечения внебюджетных инвестиций. Это касается, в первую очередь, жилищного строительства, объектов спорта и здравоохранения, образования.
Еще одно важное решение – организация строительства объектов образования через Казенное предприятие. Реализация этого механизма стала также одним из значимых достижений для Стройкомплекса. В чем его преимущество? В возможности поддерживать на должном уровне стандарты строительства, что для таких заведений, как школы, детские сады, крайне важно.
Эта программа как-то прописывает соблюдение сроков? Известно же, что в строительстве проблема сроков всегда была довольно острой?
Да. Гарантированные сроки, продолжительность строительства – еще один принцип, положенный в основу формирования АИП. Все объекты, обозначенные в АИП, будут завершены в течение трех лет. Для конкретизации задач и целей масштабное сооружение объектов разбито на фазы, или, как мы говорим, пусковые комплексы, каждый из которых имеет законченное функциональное воплощение. Наша задача – не допустить появления незавершенных объектов.
Кроме того, АИП максимально проработана и детализирована. Это позволяет экономить средства, более эффективно расходовать бюджет. Расчеты, проведение экспертизы проектной документации показали, что за 7 месяцев этого года нам удалось снизить стоимость строительства почти на 18,8 млрд руб. из первоначально представленных на экспертизу 113 млрд руб. То есть экономия средств составила 20% бюджета, направляемого на строительство.
Есть и экономия по итогам проведения торгов на определение подрядчиков по объектам городского заказа. Она составила более 9% от начальной цены, или 8,4 млрд руб. Таким образом, общая сумма экономии составила 27,2 млрд руб. Для сравнения: на эту сумму можно построить по типовым проектам более 90 детских садов или более 50 школ.
Еще пару лет назад, в кризис, о «незавершенке» говорили как о неизбежной ситуации.
Ситуация меняется. В этом году приняты решения, которые позволили «разморозить» площадки 75 проектов долгостроя общей площадью 1,5 млн кв. м и вовлечь их в активное освоение. Среди них есть объекты, которые стояли еще со времен Советского Союза.
Марат Шакирзянович, в Москве принята беспрецедентная программа реконструкции транспортных магистралей города. Расскажите о ней...
В ближайшие годы нам предстоит реконструировать все вылетные магистрали Москвы. Сейчас главные работы ведутся на семи магистралях – Варшавском шоссе, Каширском шоссе, Балаклавском проспекте – Рублевском шоссе от МКАД до Варшавского шоссе, шоссе Энтузиастов от МКАД до Садового кольца, Ярославском шоссе от МКАД до Садового кольца, Ленинградском шоссе, Щелковском.
Как идет в городе строительство парковок?
Что касается парковок, то план этого года – 100 тыс. машино-мест как в отдельно стоящих гаражных комплексах, так и в составе других объектов. Для сравнения могу сказать: в 2011 г. их было введено 72 тысячи.
Много говорят о метро. Планы поистине гигантские, и работы тоже. Но сколько будет длиться этот рывок? Не иссякнут ли средства и возможности?
Программа развития метрополитена рассчитана на девять лет. Нам предстоит увеличить протяженность линий метро в полтора раза: с 300 до 450 км, запланировано строительство 70 новых станций. Это – одно из приоритетных направлений работы. Строительство ведется на 88 строительных площадках. С гордостью могу сказать, что к этому процессу привлечены лучшие силы проектировщиков, архитекторов, метростроителей со всей России и стран СНГ. Но мне кажется, самой красноречивой будет цифра – 18 тыс.! Столько строителей работают сегодня на строительстве метро.
Наиболее крупные объекты метро, по которым ведутся работы – Калининско-Солнцевская линия метрополитена от станции «Деловой центр» до станции «Парк Победы» протяженностью в 2,4 км с одной станцией, Сокольническая линия от «Юго-Западной» до «Солнцево» (7,6 км и 3 станции), Бутовская линия от станции «Ул. Старокачаловская» до «Битцевского парка» (5 км и две станции).
Сколько объектов строительства суммарно в Москве сейчас?
На начало августа в Москве в различной стадии строительства находилось 2899 объектов. А за два года было введено недвижимости общей площадью более 12,5 млн кв. м.
Наталья Зайцева