"Москва и область не могут развиваться друг без друга"
Темы в материале:
Кардинальное изменение правительством Москвы градостроительной политики - главное достижение в данной сфере за прошедшие два года. Это с пониманием воспринято и жителями Москвы, и инвестиционно-строительным сообществом. Так считает руководитель департамента градостроительной политики города Москвы Сергей Лёвкин, который ответил на вопросы корреспондента «Московской перспективы» Ксении Величко.
- Сергей Иванович, в чем вы видите главную проблему градостроительной ситуации в Москве?
- Перегруженность ее транспортной инфраструктуры, которая вызвана дисбалансом между местами проживания населения и местами приложения труда. В пределах Третьего транспортного кольца сосредоточена почти половина рабочих мест столицы, а проживает только 8 процентов населения. Остальные 92 процента москвичей живут между Третьим транспортным кольцом и МКАД.
- Каковы в связи с этим новые градостроительные задачи?
- Основные задачи были сформированы после анализа всех принятых ранее программ и решений, влияющих на градостроительное развитие Москвы. Во-первых, стабилизация градостроительного развития в срединной зоне Москвы и комплексное обустройство исторического центра. Во-вторых, сбалансированное строительство на всей территории Москвы и пересмотр подхода к формированию Адресной инвестиционной программы. В-третьих, преодоление дефицита транспортной инфраструктуры. В-четвертых, формирование полицентрической структуры городских центров обслуживания и мест приложения труда. Это позволит перенаправить инвестиции из стабилизирующихся зон на новую перспективную в инвестиционном плане территорию. И, наконец, снижение административных барьеров в градостроительстве.
- Что конкретно делается для снижения административных барьеров?
- Сокращен срок государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношении жилых объектов с 50 до 30 дней. Создан Базовый регистр информации, использование которого позволит не запрашивать у заявителя при предоставлении государственных услуг, в том числе в градостроительной сфере, документы, имеющиеся в распоряжении органов исполнительной власти. Утвержден перечень из 20 видов объектов и 72 видов работ, для которых не будет требоваться разрешение на строительство. Утверждены планы перехода на предоставление государственных услуг в градостроительной сфере в электронном виде. В этом режиме уже работают Мосгосстройнадзор и Москомэкспертиза. Разработаны и утверждены пять административных регламентов, оптимизирующих процедуры, мы планируем в ближайшее время завершить утверждение оставшихся. Кроме того, в ряде процедур отменено взимание платы с заявителей при предоставлении государственных услуг в градостроительной сфере. В частности, за оформление колористических паспортов, что прежде стоило 30 тысяч рублей.
- Первой задачей градостроительного развития Москвы вы назвали стабилизацию застройки срединной зоны и исторического центра. Как это реализуется на практике?
- Принят ряд принципиальных решений. Более 200 зданий-памятников истории и культуры будут сохранены, тогда как ранее они предназначались под снос в рамках реализации коммерческих проектов. Новое строительство в ЦАО, которое ухудшает транспортную ситуацию и существенно увеличивает плотность и этажность существующей застройки, запрещено. Принято решение о реконструкции и реновации центра города, перепрофилировании недвижимости. Кроме того, город утвердил режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Бульварного кольца. Градостроительные регламенты разработаны на 124 квартала. Это расшивает «замороженные» давным-давно вопросы реализации сотен инвестиционных проектов, связанных со строительством и реконструкцией объектов недвижимости в историческом центре Москвы. Утверждена отраслевая схема размещения гостиниц, что создает стартовые условия для инвесторов - схема определяет, где могут разместиться гостиницы, где они востребованы городом. Утверждена схема высотных ограничений строительства по городу.
- Не секрет, что в Москве есть здания, возведенные без оформления соответствующих документов. Какова судьба этих объектов?
- Работа по выявлению и прекращению самовольного строительства на территории Москвы ведется системно. Начиная с 2011 года и по сегодняшний день снесены 173 самовольно построенных здания общей площадью 117 тысяч кв. метров. Среди них есть знаковые объекты, сноса которых давно требовала общественность столицы. Это почти 50 тысяч кв. метров временных построек торгового комплекса «Эмерал», торговый комплекс в районе пересечения 7-го км МКАД и улицы Молдагуловой площадью около 12 тысяч кв. метров. Освобождается территория ООПТ «Природный заказник «Долина реки Сетунь» от самовольно возведенных строений общей площадью 4,407 тысячи кв. метров.
- Отныне все бюджетное строительство осуществляется на основании Адресной инвестиционной программы. На каких принципах она основана?
- Подход к разработке и реализации Адресной инвестиционной программы был полностью переформатирован. Первый и главный принцип состоит в том, что мы отказались от дорогостоящих и неэффективных решений, при этом существенно сэкономили бюджетные средства. Далее. Впервые после кризисного периода Москва получила трехлетнюю Адресную программу, которая позволяет нормально планировать и организовывать строительный процесс. Программа имеет законченный вид. Чтобы остановить практику, при которой годами копилось незавершенное строительство, мы закладывали в нее объекты, способные через 2-3 года принести конкретный результат и дать ощутимый эффект от вложения средств в строительство. Теперь объекты капитального строительства по всем отраслям и государственным программам взаимоувязаны, что позволяет координировать ввод объектов по срокам. Например, строить жилье вместе с инженерной и социальной инфраструктурой. Третий принцип - значительное увеличение объема финансирования программы - в отличие от предыдущих лет она выполняется. Наконец, программа сформирована исходя из приоритета развития транспортной инфраструктуры. При этом все социальные обязательства сохранены. Более того, в программе заложена возможность развития механизмов частно-государственного партнерства - для строительства и транспортных, и социальных объектов. Таким образом, сделан первый шаг к тому, чтобы Адресная программа превратилась в бюджет развития города.
- За счет чего удалось сэкономить средства бюджета?
- Этот эффект достигается разными путями. В основном благодаря отказу от дорогостоящих и неэффективных решений. Скажем, на стадии предпроектной проработки по метростроению город по возможности отказывается от станций глубокого заложения в пользу станций мелкого заложения. Оптимизируются градостроительные решения. Так, были пересмотрены проекты Северного дублера Кутузовского проспекта, участка Четвертого транспортного кольца и другие. При выставлении на торги снижаются стартовые цены по вновь начинаемым объектам. Снижаются цены и по итогам проведенных торгов - порядка 10 процентов от суммарной стартовой цены торгов. Общая экономия при оптимизации АИП составила более 200 млрд рублей. Кроме того, по заключению Москомэкспертизы на проектную и сметную документацию по объектам горзаказа снижение цены строительства в 2011 году составило 75 млрд рублей, за 9 месяцев 2012 года - 31 миллиард.
- Взят курс на полицентричность, взаимосвязанность развития Москвы и Московской области. Каким образом это укладывается в рамки единой градостроительной политики?
- Объективно присоединение к Москве 148,86 тысячи гектаров новых территорий необходимо не только для того, чтобы разрешить градостроительную ситуацию в столице. Сегодня город и область образуют крупнейшую в Европе агломерацию, охватывающую 48 тысяч кв. км с общим населением около 19 млн человек. Они не могут развиваться отдельно друг от друга. Зона влияния Москвы, где формируется единый рынок жилья, мест приложения труда и центров обслуживания, доходит до 80-100 км от границ столицы. Зона активного влияния включает интенсивно урбанизированный пояс пригорода шириной до 30-50 км, а прилегающие к МКАД города и районы Московской области фактически функционируют как единая Москва. В Московском регионе сложились устойчивые культурно-бытовые связи между людьми. Поэтому правительство Москвы совместно с правительством Московской области прорабатывают вопросы планирования территории и формирования ее инфраструктурного каркаса.
- Что уже сделано в этом направлении?
- Проведен международный конкурс на разработку Концепции развития Московской агломерации. Девять международных авторских коллективов и группа международных экспертов проработали варианты полицентрического развития Московского региона. Эта работа завершена, и до конца года будет сформирован концептуальный документ, который должен лечь в основу разработки документов территориального планирования - актуализированного Генплана Москвы, Правил землепользования и застройки, отраслевых и территориальных схем. Правительство Москвы подготовило проект федерального закона о регулировании градостроительной деятельности на новой территории (в части вопросов регулирования земельных отношений, связанных со строительством объектов федерального и регионального значения). Проект проходит стадию активной доработки совместно с Минэкономразвития России и Минрегионом России. На присоединенной территории определены точки роста: где будут размещаться новые центры финансового, инновационного, административно-делового развития. Сформированы предложения по развитию транспортного каркаса новой территории.
Ксения Величко