timelapse

Мы планируем завершить программу «Народных гаражей» уже в следующем году

Темы в материале

О том, как сегодня обстоят дела со строительством народных гаражей, в интервью РИА Новости рассказал генеральный директор ГУП «Дирекция гаражного строительства» Дамир Талипов.

С 2009 года в Москве реализуется программа «Народный гараж». При ее запуске, его при прежнем мэре столицы Юрии Лужкове, власти города надеялись с помощью «народных» паркингов решить проблему дефицита парковочных мест. Место в народном гараже стоило 350 тысяч рублей, а люди, купившие его, фактически становились дольщиками.

Однако впоследствии выяснилось, что большая часть площадок под строительство паркингов расположено на удалении от жилых массивов, и машино-места в них спросом в них спросом не пользуются. Еще одной проблемой стало то, что строительство народных гаражей систематически отставало от заявленного графика — то из-за недобросовестных подрядчиков, то из-за нехватки денег на проектах, где не удалось собрать достаточное количество соинвесторов.

Уже при Сергее Собянине стало понятно, что реализовать программу «Народный гараж» в Москве в прежней конструкции не удастся. Продажу паркингов по цене в 350 тысяч рублей прекратили, а количество объектов в рамках программы уменьшили, сосредоточившись на завершении уже начатых проектов. О том, как сегодня обстоят дела со строительством народных гаражей, в интервью РИА Новости рассказал генеральный директор ГУП «Дирекция гаражного строительства» Дамир Талипов.

 

 

- Дамир Акдасович, «Дирекция гаражного строительства», которую вы возглавляете, занимается одним из самых проблемных вопросов — достройкой так называемых народных гаражей. Когда, наконец, эти объекты будут завершены?

— Мы планируем закончить строительство последних народных гаражей в 2017 году. Всего нам осталось сдать 15 объектов. Шесть из них мы планируем достроить в этом году, а еще девять — в следующем. Всего в этих объектах предусмотрено 5,3 тысячи машино-мест.

При этом, согласно графику, в 2016 году один паркинг уже построен и введен в эксплуатацию, речь идет о гараже на улице Пяловская в Западном Дегунино на севере Москвы.

- Сколько дольщиков ждут завершения строительства гаражных объектов?

— 1,2 тысячи человек, и 500 из них должны получить машино-места в 2016 году.

-  Недавно в СМИ прозвучали опасения, что москвичи не смогут дождаться своих гаражей, так как финансовое здоровье ГУПа оставляет желать лучшего.

— Мы абсолютно в силах выполнить все наши обязательства перед москвичами, купившими народные гаражи. Действительно, в свое время у «Дирекции гаражного строительства» были определенные трудности. При прежнем руководстве ГУП зашел одновременно на очень большое число площадок и «распылил» по ним денежные средства, тогда как лучше было сконцентрироваться на нескольких перспективных объектах. Тогда в дирекции надеялись, что на все объекты в качестве соинвесторов придут дольщики, и проблем с финансированием стройки не возникнет. К сожалению, этого не произошло, в том числе и потому, что далеко не каждый народный гараж был на тот момент расположен в удобном для москвичей месте.

- Сколько денег требуется дирекции на завершение строительства народных гаражей?

— Около 2 миллиардов рублей. При этом в 2016 году по нашим планам мы заработаем в результате своей деятельности от реализации гаражей около 1 миллиарда рублей. Все эти средства будут направлены на окончание строительства гаражных объектов, в которые вложили деньги дольщики.

- А из каких источников формируется выручка ГУПа?

— У нас два главных источника: продажа машино-мест на торгах и предоставление услуг паркования для горожан.

- И как много машино-мест сегодня находится в распоряжении «Дирекции гаражного строительства»?

— Всего в нашем управлении находится 429 объектов на 45 тысяч машино-мест,  из них 19 тысяч машино-мест передал нам Департамент городского имущества. Как правило, это машино-места в подземных паркингах под жилыми комплексами, которые город получил как свою долю в рамках инвестконтрактов.

Сама дирекция за свою деятельность построила 152 объекта на 47 тысяч машино-мест, из которых более 21 тысячи были реализованы на стадии строительства. Оставшиеся 26 тысяч машино-мест принадлежат дирекции на праве хозяйственного ведения.

- И каковы цены на машино-места, которые продает дирекция?

— Вполне демократичные. Судите сами: цена машино-места в «народном гараже» колеблется  от 200 до 800 тысяч рублей. Места в подземных паркингах в среднем стоят от 500 тысяч до 3,5 миллиона. Все зависит от района, где расположен паркинг. Правда, бывают и у нас свои ценовые рекорды — машино-место в клубном доме на Андреевской набережной было продано за 5,5 миллиона рублей.

- Насколько велика наценка ГУПа на машино-места?

— Цена машино-места определяется независимой оценочной компанией в соответствие со своей текущей рыночной стоимостью.

Откровенно говоря, реализация «народных гаражей» для нас неприбыльна, в связи с длительными сроками строительства. Отдельные гаражи строились 5-6 лет вместо года, следовательно, накладные расходы получились высокими, а их текущая рыночная стоимость намного ниже затраченных на строительство средств.

- Как много машино-мест вы планируете продать в 2016 году?

— Порядка 600-т. Для сравнения, в прошлом году мы реализовали порядка 200 машино-мест.

- То есть вы рассчитываете на рост спроса?

— Да. Дело в том, что в связи с рыночной ситуацией цена объектов уменьшилась где-то на 20-25%. Результат уже виден: активность покупателей в этом году намного выше. В первом квартале 2016 года мы продали столько же, сколько за весь 2015 год.

Плюс мы увеличиваем количество объектов на продажу. В прошлом году в реализацию поступило 2,7 тысячи машино-мест, в этом году выставится на продажу 6,6 тысячи.

- Получается, что не все машино-места, находящиеся в управлении «Дирекции гаражного строительства», продаются в данный момент?

— Сейчас в реализации находится 1,6 тысячи машино-мест. Дело в том, что в российском законодательстве с 1 января 2013 года возникла правовая коллизия. Тогда из нормативных актов исчезло понятие машино-места. Поэтому мы можем продавать только машино-места, которые были получены на баланс и оформлены в собственность до этой даты. Надеюсь, что в этом году все же будут приняты поправки в закон, которые снова легализуют отдельные машино-места.

Еще одна причина, по которой мы не выставляем сразу на продажу все машино-места, связана с тем, что на подготовку мест в паркингах к реализации нам нужно потратить определенные средства на оценку, рекламу и так далее. Естественно, мы в первую очередь выставляем на продажу наиболее ликвидные машино-места, а менее перспективные придерживаем до улучшения рыночной ситуации или до того момента, как в районе расположения наших объектов не появятся новые жилые массивы.

- Скажите, а машино-место можно купить в ипотеку?

— Да, у нас есть партнерская программа с КБ «МИА», но она не пользуется особым спросом. Сегодня люди не слишком охотно идут на кредиты, плюс ставка кусается — 16% все же дороговато.

- Как используются непроданные машино-места?

— Большую часть мы предоставляем москвичам на услугах паркования, в аренду.

- И сколько стоит аренда?

— От 3 до 12 тысяч рублей в месяц, средний диапазон  - 5-6 тысяч. Цена варьируется в зависимости от расположения паркинга, размеров машино-места и прочее. Сегодня коэффициент заполняемости наших объектов равен 56%, то есть больше 25 тысяч машино-мест используется москвичами и не простаивает. В центре Москвы заполняемость вообще составляет 100%. На программу продаж и сдачи паркингов в аренду в Центральном округе весьма позитивное влияние оказало расширение зоны платной парковки

- Дамир Акдасович, давайте поговорим с вами о будущем. Чем планирует заниматься «Дирекция гаражного строительства» после того, как будут построены последние паркинги, начатые по программе «Народный гараж»?

— В настоящее время на рассмотрении в правительстве Москвы находится наша перспективная инвестиционная программа. В ее рамках мы собираемся отобрать интересные участки для размещения гаражных объектов и предложить их инвесторам на условиях соинвестирования. Мы учли уроки «Народного гаража», и новые паркинги будут проектироваться уже с помещениями под коммерческие услуги вроде автосервиса или шиномонтажа на первом этаже. Мы также намерены проработать внешний вид таких объектов, чтобы они выглядели интересно и вписывались в городской ландшафт.

- Скажите, а есть ли возможность строить в столице компактные паркинги внутри плотно застроенных городских районов?

— Один из пилотных проектов механизированной парковки уже реализован в районе ВДНХ на улице Башировская. Сейчас вместе с ООО «Транспортная миссия» мы работаем над реализацией еще одного подобного проекта на небольшом земельном участке на улице Гиляровского, владение 64, в центре Москвы. Там на пристройке к дому можно будет разместить примерно 100 машин. Оборудование под мехпарковку уже есть — инвестор закупил его еще по старому курсу доллара в Германии. Но пока не получено одобрение муниципальных депутатов. Именно они должны согласовать строительство механизированной парковки на площадке, выделенной под объект гаражного назначения.

Беседовала Ольга Набатникова