Не «умным домом» единым – какие цифровые технологии используют для управления зданиями

Мы поговорили с заместителем генерального директора компании C&U Вячеславом Мокшиным обо всех аспектах цифрового взаимодействия управляющей компании с девелоперами и собственниками, обсудили вопросы безопасности данных и интеграцию с городскими системами.

— Вячеслав, какие базовые цифровые решения предлагает или применяет сегодня управляющая компания в современном жилом комплексе? Отличаются ли они в зависимости от класса жилья и если да, то чем?

Существует три типа цифровых решений, которые используются в обслуживании жилого дома и его жизнедеятельности.

Первый – решения в проекте дома – технология «умный дом».

Сегодня управляющая компания вместе с девелопером закладывает их еще на этапе проектирования и в дальнейшем поддерживает. Например, в домах классов «бизнес», «премиум» и «элит» всех, попадающих на территорию, необходимо идентифицировать. Это создает контур безопасности ЖК, когда внутрь может попасть только собственник или резидент. При этом управляющая компания должна обеспечить максимально беспрепятственное попадание жителя в дом, чтобы, ему не нужно было открывать множество дверей и бесконечно прикладывать карточку. Поэтому примером, который, с одной стороны сохраняет условие, что в дом может попасть только резидент, но не создает препятствий – является бесконтактная идентификация. Работает она так: у резидента установлено мобильное приложение и в момент, когда тот проходит в лобби дома, специальный считыватель с технологией Bluetooth бесконтактно считывает ключ доступа и определяет попадание конкретного жителя. В этот момент консьержу, за стойкой лобби, даже если он не знаком со всеми лично, поступает информация, что это собственник или резидент. Житель проходит в зону лифта, определяется, в какую сторону он пошел и лифт автоматически вызывается на тот этаж, где у него квартира. Это простой пример распознавания человека без лица, специальных карточек или отпечатков пальцев с помощью мобильного телефона в современных жилых комплексах премиум и элиткласса. С течением времени, когда такие технологии становятся проще и стандартнее, они перемещаются в массовый сегмент.

Другой пример: при заказе пропуска на гостя, нужно, чтобы информация попала и к сотруднику, который выдаст пропуск и на ресепшн, а приехавшему нужен доступ на гостевую парковку. В современных цифровых решениях, когда в мобильном приложении заказывается пропуск, система сразу предлагается указать номер автомобиля гостя. В приложении можно также выбрать, за чей счет будет оплачена парковка и другие опции. Получая пропуск на парковку, гость автоматически идентифицируется и с помощью карточки сразу может получить доступ в соответствующий лифтовой холл, минуя охрану.

Второй тип систем – те, которые применяет управляющая компания для того, чтобы делать свою работу более эффективной, простой, а услуги более доступными для собственников.

 О чем идет речь? В жизни каждого комплекса есть сложный и трудомемкий процесс массовых ремонтов. В современных ЖК, чтобы строители не пересекались с уже заехавшими резидентами, используется специальный технический лифт. Обычно он один в каждой башне. И чтобы синхронизировать процесс доставки в разные квартиры, применяется система бронирования как при записи в парикмахерскую. Это делается также через мобильное приложение. У технического лифта есть администратор, который следит за тем, чтобы погрузка и разгрузка происходили по расписанию. А если происходит отмена – в порядке очереди. Так процесс синхронизации, особенно сложный в первые годы жизни комплекса, сильно упрощается. Такая технология может применяться в объекте любого класса. Еще один пример цифровых решений, связанный с вопросами безопасности. Мы и другие управляющие компании рассматриваем возможность активно применять видеорегистраторы, чтобы полностью контролировать процесс работы службы безопасности совместно с клинингом и техническим персоналом.

И последний класс систем, который помогает работе управляющей компании – «умная квартира».

Это различные сервисы, установленные в квартире собственника: датчики протечки, света, автоматическое управление шторами и т. д. Они при предоставлении определенных услуг со стороны УК, позволяют снять с собственников часть забот. Например, «умный замок» - сегодня существует сервис курьерской доставки до квартиры с защитой «последней мили»: все посылки оставляются в специальной зоне хранения, а сотрудники УК приносят их в квартиру уже, когда удобно резиденту. Раньше доставка осуществлялась до границы квартиры (вешалась на ручку, оставлялась возле входа). Теперь же для собственника, который верифицировал доступ в квартиру, можно оставлять товары внутри. Это удобно, например, если приезжает доставка скоропортящихся продуктов, которые нужно убрать в холодильник. Другой пример – хаускипинг – уборка квартиры. Система «умный замок» позволяет попасть в квартиру в отсутствие владельца.

— Есть ли у C&U какие-то собственные разработки и если да, то какие?

— Когда речь идет о системах класса «умный дом», в решении интегрируется несколько программно-аппаратных сервисов комплексов (система управления доступом, бесконтактная идентификация, и множество других систем), которые оперативно обмениваются данными и работают синхронно. Для разработки таких систем используются специализированные компании, а C&U в этом процессе разрабатывает техническое задание, контролирует процесс реализации, запуска и наладки и качественного обслуживания. Что касается систем автоматизации работы самой УК, у C&U – гибридный подход: есть вещи, которые мы проектируем нашей командой разработчиков, а есть уже готовые инструменты, которые мы интегрируем.

Кстати, среди них много отечественных продуктов, появившихся в последние годы для отдельных функций. Например, бюро пропусков, когда необходимо записать каждого зашедшего в комплекс и интегрировать информацию с системой управления доступом.

В этом случае мы берем готовое решение и интегрируем в нашу работу. У нас есть партнеры, например, компания Community Update, разрабатывающая для нас систему бронирования лифтов, распределения сервисных потоков и. т. д. Для внедрения «умной квартиры» в комплексах, которыми мы управляем, работаем с ключевыми российскими вендорами, а сама отрасль активно развивается. Причем Россия здесь гораздо продвинутее всего мира, а наши разработчики каждый год предлагают интересные решения.

— Вы сами разрабатываете мобильные приложения для общения с жителями комплекса. Расскажите, как это происходит? Каждый раз – это новое приложение или какой-то шаблон, который адаптируется под тот или иной ЖК?

—  Мы работаем со всеми основными вендорами, которые известны на рынке и всегда двигаемся от запроса компании-девелопера. У нас есть приложение, которое мы привыкли использовать, и оно реализовано в большинстве комплексов. Приложение брендируется под каждый объект, чтобы быть индивидуальным. Но если у девелопера есть предложение на другой платформе, мы тоже с этим работаем. Мы проповедуем принцип омниканальности в работе управляющей компании: работаем в той системе, которая привычнее и удобнее для резидентов.

— Что такое IT-архитектура объекта? Из каких обязательных элементов она состоит? Зачем она нужна?

—  C&U относится к архитектуре объекта неклассическим образом, как к программно-аппаратно-человеческому комплексу. В управлении объекта у C&U участвует десяток классов систем: система контроля управления доступа, автоматическая пожарная сигнализация и система пожаротушения, парковочная система, бюро пропусков, которое взаимодействует с системой контроля управления доступа, видеонаблюдение, распознавание и видеоаналитика, система вызова и распределения лифтами, охранная сигнализация, которая контролирует проникновение на кровли, эвакуационные лестницы и зоны, недоступные для широкого круга резидентов, wi-fi и все сети, присутствующие на объекте, системы коммунальных ресурсов, данные со счетчиков и системы контроля сбора учета.

Множество различных видов и систем, которые существуют и взаимодействуют в комплексе, и загружаются в мобильное приложение называются IT-архитектурой объекта и ее обязательными элементами.

Также у нас есть задача: существуют разные системы, которые нужно объединить и синхронизировать их действия в системе интеграционной шины. Далее информация из шины передается в систему «представления» (конкретным сотрудникам, которые их контролируют). Например, у консьержа со стойки ресепшн должна быть возможность вызвать лифт. Для этого у него есть специальное автоматизированное место, откуда через интеграционную шину отправляется команда вызова лифта. Или вызов охраны через запуск системы быстрого реагирования. Мы воспринимаем IT-архитектуру объекта с учетом действий конечных пользователей: резидентов, сотрудников УК и работников различных сервисов.

— Как и какие цифровые технологии помогают обеспечить безопасность в комплексе? Есть ли среди них какие-то инновационные, а не только уже привычная биометрия?

— Наша компания относится к вопросу биометрии серьезно и с большой настороженностью.

На наш взгляд, сбор биометрических данных – серьезное нарушение приватности. Такая функция сейчас закреплена за государством и специальными операторами, и мы не считаем возможным для себя, как для управляющей компании, очень смело собирать и управлять данными. Вопрос биометрии – очень тонкий и сложный, особенно в сегментах «бизнес», «премиум» и «элит».

Фокус разработок C&U вместе с девелоперами и вендорами не придумать еще более инновационный сервис, а реализовать тот сценарий, который необходим резиденту в его повседневной жизни. Мы раскладываем термин безопасность на составляющие «приватность», «порядок» и «предсказуемость» и реализуем сценарии, которые резиденты проходят каждый день, сохраняя простоту и не собирая лишних данных.

— Что такое цифровые чек-листы и как они работают?

— «Цифровые чек-листы» -- это технология, которую мы подсмотрели в ритейле у ключевых игроков. Она позволяет контролировать, как выглядят десятки тысяч магазинов и насколько эффективно они функционируют. Чтобы эту систему автоматизировать, упростить и, главное, масштабировать на десятки магазинов, разработана система цифровых чек-листов. У C&U – похожая задача, ведь одни и те же процессы (такие как уборка мусора и клининг, различные проверки) повторяются ежедневно. Чтобы избежать бумаг, где подписи расставлены заранее, мы и внедрили систему электронных чек-листов.

Это простой алгоритм проверки с вопросом «да/нет», и если «нет», фотографий с недочетами. Чек-лист – опросник из 300-400 вопросов, с которым человек проходит по маршруту комплекса и проверяет по нему состояние всех сервисов. Весь процесс занимает около часа. Все, что не соответствует чек-листу фотографируется и направляется в соответствующие службы.

В автоматизированном отчете учитывается процент ошибок, а недочеты исправляются. Чек-листы также применяются российскими вендорами (подчеркну, все разработки только российские) и позволяют автоматизировать процесс проверки.

Еще одна отрасль применения электронных чек-листов – техническое обслуживание. Любой комплекс обслуживает инженер (однако он не может пройти и проверить все приборы) и техник, который в режиме ежедневного осмотра контролирует, что все в порядке. Осмотр проходит по очень строгому алгоритму, а результаты фиксируются в цифровом чек-листе и поступают высококвалифицированному инженеру, который видит процент несоответствий, сравнивает с чек-листом и получает полную картину по обслуживанию объекта.

— Помогают ли как-то цифровые решения в управлении домом городу, например, оптимизируют потоки горожан, позволяя уменьшить пробки или позволяют сократить выбросы углекислого газа и вредных веществ в и атмосферу?

—  Москва, и это признано мировым сообществом, является лидером в реализации концепции «умного города». Количество внедренных Москвой цифровых решений от управления транспортом, вопросов безопасности до коммунальных услуг впечатляет и город постоянно развивает эти технологии. На сегодняшний день часть домов в Москве интегрирована в систему «безопасный город»: информация с камер видеонаблюдения, которые находятся на фасаде зданий и не смотрят на частную внутреннюю территорию, поступают не только в службу безопасности ЖК, но и попадают в систему «безопасный город» и доступны правоохранительным органам. На наших объектах возникали ситуации, разбираться в которых должна полиция, и такая видеосъемка по периметру комплекса позволяла очень быстро найти с помощью городской системы видеонаблюдения и системы распознавания лиц злоумышленников и пресечь их противоправные действия.

Еще одно направление – работа общественного транспорта. Сейчас разрабатывается и готовится к внедрению система, когда собственник вызывает такси, которое может попасть на подземную парковку комплекса, а собственник может не выходить на улицу. Для чего нужно цифровое решение? Классически такси на подземную парковку не спускаются. Однако в новых, готовящихся к вводу домах реализуется система, которая интегрируется с городскими сервисами и в случае заказа такси дает им возможность попадания в паркинг с усиленной сотовой связью для определения местоположения водителя. Это позволяет разгрузить прилегающие к комплексу дороги, что особенно важно в часы пик. Город уже добился в этом направлении больших успехов: технология реализована в аэропортах, а недавно была анонсирована в Москва-Сити. Такие реализованные, а также готовящиеся к запуску сценарии и технологии делают город комфортнее и безопаснее.

Информационная служба портала Строим просто