Новая повестка: сделать город комфортным
Темы в материале:
Прошедший 2021 год был юбилейным для Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы. Тематические экскурсии, специализированные стенды на архитектурных выставках, открытие тематической экспозиции «Москва: проектирование будущего», фотогалерея на Никитском бульваре по случаю 30-летия Москомархитектуры – это и многое другое позволило осмыслить работу комитета и его структур-предшественниц за долгие годы строительства столицы. Актуальной же является тема корректировки курса в развитии города, сделанной в последние годы. Об этом корреспондент «МП» побеседовала с председателем Москомархитектуры Юлианой Княжевской.
–Юлиана Владимировна, как рассматривается юбилейная дата вашей структурой? Как бы вы обозначили цели и задачи вашей организации и смену приоритетов, которая происходит с течением времени?
– Безусловно, 30 лет для комитета – это большая дата. Для нас это не просто юбилей, а целая эпоха. Сегодня мы можем подвести итоги, оглядываясь на результаты труда, длившегося долгие годы, отметить колоссальное преображение нашего города. Он стал живым, улицы – уютными, а транспорт – современным и безопасным. И все, что сейчас сделано в городе, во многом произошло благодаря москвичам, их неравнодушию и горячему участию. И стоит сказать, что неизменным в нашей работе всегда будет ориентир на горожан, на их потребности и запросы жить в комфортной среде.
–Реновация, строительство дорог, редевелопмент промзон, реконструкция зданий и сооружений, появление новых транспортных систем в столице – это далеко не полный список магистральных направлений в развитии города. Какие проекты, скажем, в дорожно-транспортной сфере вы могли бы выделить в качестве наиболее важных?
– В работе над проектами по развитию транспортной инфраструктуры в столице для нас приоритетом являются доступность и качество транспортных услуг для жителей Москвы. Если говорить о наиболее важных проектах, то один из таких – формирование хордовых магистралей. Уже сегодня реализована Северо-Западная хорда, а в 2022 году будет достроен самый сложный участок между Ярославским и Дмитровским шоссе. Причем если Северо-Западная хорда включает в себя существующие участки улично-дорожной сети, то Северо-Восточная – новая магистраль, которая позволит перераспределить потоки и снизит нагрузку на основные магистрали.
Также в 2022 году планируется завершение строительства Южной рокады, а в 2024-м – Юго-Восточной хорды. Реализация этих проектов позволит существенно сократить время поездки в часы пик из периферийных районов города.
Кроме того, в этом году будет полностью запущен такой мегапроект, как БКЛ, благодаря которому на 25–30% разгрузятся центральные станции метро. Нельзя не отметить и один из наиболее значимых проектов – МЦД, который даст масштабный положительный эффект. Именно запуск МЦД наряду с МЦК и БКЛ сформирует основу агломерационной системы транспорта в Московском регионе. Уже в 2025 году будет завершено строительство еще двух диаметров.
–В последнее время столица демонстрирует курс, который можно сформулировать как создание города, удобного для жизни человека. Что вы считаете приоритетным для развития сферы городского комфорта?
– Развитие и благоустройство набережных сегодня значительно улучшили облик нашего города, комплексная реорганизация парковых и общественных зон привнесла больше активности в ритм жизни горожан. Многие москвичи осознают пользу прогулок и развлечений на свежем воздухе, становится более ощутимой востребованность городских зон отдыха и открытых спортивных объектов. А значит, власти будут активно работать в направлении их развития. Наша задача – создание комфортных условий для горожан.
–Как вы оцениваете тот общественный диалог, который налаживается между городскими архитектурными структурами и жителями посредством площадки «Активный гражданин»? Как в ходе этого диалога корректируются городские проекты?
– Конечно, проект «Активный гражданин» обеспечивает большую доступность и надежность процедуры голосования и предоставляет больше возможностей для участия и обсуждения деталей проекта. Все больше горожан пользуются этим сервисом – в 2021 году на 15% увеличилось количество пользователей проекта электронных общественных обсуждений градостроительных проектов. А всего за год было представлено 850 проектов на электронных общественных обсуждениях – это рекордная цифра за все годы общественных обсуждений. Также важно отметить, что учитываются не только предложения и замечания людей, поддерживающих проект, но и мнения его противников. Например, в части учтенных предложений в районе Свиблово по просьбам жителей полностью изменена схема транспортного обслуживания, а проезжую часть проектируемой улицы отнесли дальше от окон жилых домов за счет ширины. В Головинском районе снижена этажность планируемых домов и исключено строительство улицы. В Нагорном районе сохранена школа, ранее планировавшаяся к сносу. В Зюзино и Кузьминках сохранены дворовые стадионы. В Покровском-Стрешнево отказались от планов по строительству 72-этажной башни. И таких примеров немало.
– Московские власти неоднократно высказывались за то, что город должен получить новые центры притяжения на периферии. Можете ли вы привести примеры такого развития?
– Сегодня принципы планирования территории формируют не для конкретного участка, а с учетом потребностей всего района, а также соседних территорий. Это необходимо для того, чтобы в перспективе все районы были самодостаточными, имели свои якорные объекты. И этого принципа мы стараемся придерживаться как в крупных мегапроектах, так и в локальных.
Яркий пример – развитие территории ТиНАО. Сегодня территория Новой Москвы имеет сбалансированное наполнение городской среды, которое способно не только решить уже существующие проблемы, но и обеспечить повышение уровня жизни в городе путем создания комфортной среды для жителей. Так, с 2012 года построили 65 детских садов, 29 школ, 12 поликлиник, две многопрофильные больницы, восемь станций метрополитена. Кроме того, разрабатываются проекты создания спортивных и развлекательных кластеров, что, несомненно, станет дополнительной точкой притяжения горожан. Также яркий тому пример и территория бывшей промзоны «ЗИЛ», которая становится одним из самых развитых и красивых районов города с транспортной инфраструктурой, жильем и социальными объектами. Точечно развивая город, важно не допустить перекосов. Например, раньше, чтобы прогуляться в парке, горожанам приходилось ездить в парк Горького или на ВДНХ, потратив на дорогу значительное время. Сегодня почти в каждом районе есть свои парки и культурно-досуговые объекты.
– Что вам, как руководителю такой важной для архитектурного развития города структуры, кажется наиболее важным из того, что появилось на карте Москвы в последнее десятилетие?
– Сегодня мы можем оценивать произошедшие изменения последнего десятилетия с точки зрения комплексного подхода – от транспортной инфраструктуры столицы до социальной, спортивной и др. Если в городе появляется новая станция метро или МЦД, то обязательно обеспечивается все для комфортного подхода к ней, если строится жилой квартал, то без социальных объектов он не будет выполнять свою полноценную функцию. И так с каждым новым объектом. Даже проектирование отдельных проектов, пусть и на первый взгляд незначительных, учитывает множество факторов, включая и потребности будущего. Комплексно решается транспортный вопрос, активно строятся новые магистрали и развязки, открыта Северо-Западная хорда, началось строительство Юго-Восточной и Северо-Восточной хорд. Стремительно строится метро: с 2011 года в городе ввели более 300 км линий и открыли 56 новых станций. Запущены МЦД, которые связали Москву и область, еще два диаметра, как я уже сказала, откроются к 2025 году. Динамична и программа реновации, в ходе реализации которой мы видим, как наш город преображается: серые и однотипные кварталы сменяются индивидуальными комплексами, построенными с учетом потребностей каждого района.
Мы работаем над множеством проектов, все они являются знаковыми и перспективными для города.