Новая повестка: сделать город комфортным

Темы в материале:

Градостроительная политика

Прошедший 2021 год был юбилейным для Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы. Тематические экскурсии, специализированные стенды на архитектурных выставках, открытие тематической экспозиции «Москва: проектирование будущего», фотогалерея на Никитском бульваре по случаю 30-летия Москомархитектуры – это и многое другое позволило осмыслить работу комитета и его структур-предшественниц за долгие годы строительства столицы. Актуальной же является тема корректировки курса в развитии города, сделанной в последние годы. Об этом корреспондент «МП» побеседовала с председателем Москомархитектуры Юлианой Княжевской.

Юлиана Владимировна, как рассматривается юбилейная дата вашей структурой? Как бы вы обозначили цели и задачи вашей организации и смену приоритетов, которая происходит с течением времени?

– Безусловно, 30 лет для комитета – это большая дата. Для нас это не просто юбилей, а целая эпоха. Сегодня мы можем подвести итоги, оглядываясь на результаты труда, длившегося долгие годы, отметить колоссальное преображение нашего города. Он стал живым, улицы – уютными, а транспорт – современным и безопасным. И все, что сейчас сделано в городе, во многом произошло благодаря москвичам, их неравнодушию и горячему участию. И стоит сказать, что неизменным в нашей работе всегда будет ориентир на горожан, на их потребности и запросы жить в комфортной среде.

Реновация, строительство дорог, редевелопмент промзон, реконструкция зданий и сооружений, появление новых транспортных систем в столице – это далеко не полный список магистральных направлений в развитии города. Какие проекты, скажем, в дорожно-транспортной сфере вы могли бы выделить в качестве наиболее важных?

– В работе над проектами по развитию транспортной инфраструктуры в столице для нас приоритетом являются доступность и качество транспортных услуг для жителей Москвы. Если говорить о наиболее важных проектах, то один из таких – формирование хордовых магистралей. Уже сегодня реализована Северо-Западная хорда, а в 2022 году будет достроен самый сложный участок между Ярославским и Дмитровским шоссе. Причем если Северо-Западная хорда включает в себя существующие участки улично-дорожной сети, то Северо-Восточная – новая магистраль, которая позволит перераспределить потоки и снизит нагрузку на основные магистрали.

Также в 2022 году планируется завершение строительства Южной рокады, а в 2024-м – Юго-Восточной хорды. Реализация этих проектов позволит существенно сократить время поездки в часы пик из периферийных районов города.

Кроме того, в этом году будет полностью запущен такой мегапроект, как БКЛ, благодаря которому на 25–30% разгрузятся центральные станции метро. Нельзя не отметить и один из наиболее значимых проектов – МЦД, который даст масштабный положительный эффект. Именно запуск МЦД наряду с МЦК и БКЛ сформирует основу агломерационной системы транспорта в Московском регионе. Уже в 2025 году будет завершено строительство еще двух диаметров.

В последнее время столица демонстрирует курс, который можно сформулировать как создание города, удобного для жизни человека. Что вы считаете приоритетным для развития сферы городского комфорта?

– Развитие и благоустройство набережных сегодня значительно улучшили облик нашего города, комплексная реорганизация парковых и общественных зон привнесла больше активности в ритм жизни горожан. Многие москвичи осознают пользу прогулок и развлечений на свежем воздухе, становится более ощутимой востребованность городских зон отдыха и открытых спортивных объектов. А значит, власти будут активно работать в направлении их развития. Наша задача – создание комфортных условий для горожан.

Как вы оцениваете тот общественный диалог, который налаживается между городскими архитектурными структурами и жителями посредством площадки «Активный гражданин»? Как в ходе этого диалога корректируются городские проекты?

– Конечно, проект «Активный гражданин» обеспечивает большую доступность и надежность процедуры голосования и предоставляет больше возможностей для участия и обсуждения деталей проекта. Все больше горожан пользуются этим сервисом – в 2021 году на 15% увеличилось количество пользователей проекта электронных общественных обсуждений градостроительных проектов. А всего за год было представлено 850 проектов на электронных общественных обсуждениях – это рекордная цифра за все годы общественных обсуждений. Также важно отметить, что учитываются не только предложения и замечания людей, поддерживающих проект, но и мнения его противников. Например, в части учтенных предложений в районе Свиблово по просьбам жителей полностью изменена схема транспортного обслуживания, а проезжую часть проектируемой улицы отнесли дальше от окон жилых домов за счет ширины. В Головинском районе снижена этажность планируемых домов и исключено строительство улицы. В Нагорном районе сохранена школа, ранее планировавшаяся к сносу. В Зюзино и Кузьминках сохранены дворовые стадионы. В Покровском-Стрешнево отказались от планов по строительству 72-этажной башни. И таких примеров немало.

– Московские власти неоднократно высказывались за то, что город должен получить новые центры притяжения на периферии. Можете ли вы привести примеры такого развития?

– Сегодня принципы планирования территории формируют не для конкретного участка, а с учетом потребностей всего района, а также соседних территорий. Это необходимо для того, чтобы в перспективе все районы были самодостаточными, имели свои якорные объекты. И этого принципа мы стараемся придерживаться как в крупных мегапроектах, так и в локальных.

Яркий пример – развитие территории ТиНАО. Сегодня территория Новой Москвы имеет сбалансированное наполнение городской среды, которое способно не только решить уже существующие проблемы, но и обеспечить повышение уровня жизни в городе путем создания комфортной среды для жителей. Так, с 2012 года построили 65 детских садов, 29 школ, 12 поликлиник, две многопрофильные больницы, восемь станций метрополитена. Кроме того, разрабатываются проекты создания спортивных и развлекательных кластеров, что, несомненно, станет дополнительной точкой притяжения горожан. Также яркий тому пример и территория бывшей промзоны «ЗИЛ», которая становится одним из самых развитых и красивых районов города с транспортной инфраструктурой, жильем и социальными объектами. Точечно развивая город, важно не допустить перекосов. Например, раньше, чтобы прогуляться в парке, горожанам приходилось ездить в парк Горького или на ВДНХ, потратив на дорогу значительное время. Сегодня почти в каждом районе есть свои парки и культурно-досуговые объекты.

– Что вам, как руководителю такой важной для архитектурного развития города структуры, кажется наиболее важным из того, что появилось на карте Москвы в последнее десятилетие?

– Сегодня мы можем оценивать произошедшие изменения последнего десятилетия с точки зрения комплексного подхода – от транспортной инфраструктуры столицы до социальной, спортивной и др. Если в городе появляется новая станция метро или МЦД, то обязательно обеспечивается все для комфортного подхода к ней, если строится жилой квартал, то без социальных объектов он не будет выполнять свою полноценную функцию. И так с каждым новым объектом. Даже проектирование отдельных проектов, пусть и на первый взгляд незначительных, учитывает множество факторов, включая и потребности будущего. Комплексно решается транспортный вопрос, активно строятся новые магистрали и развязки, открыта Северо-Западная хорда, началось строительство Юго-Восточной и Северо-Восточной хорд. Стремительно строится метро: с 2011 года в городе ввели более 300 км линий и открыли 56 новых станций. Запущены МЦД, которые связали Москву и область, еще два диаметра, как я уже сказала, откроются к 2025 году. Динамична и программа реновации, в ходе реализации которой мы видим, как наш город преображается: серые и однотипные кварталы сменяются индивидуальными комплексами, построенными с учетом потребностей каждого района.

Мы работаем над множеством проектов, все они являются знаковыми и перспективными для города.

Новости дня

Все новости