Сергей Остроух: «Школа – это уменьшенная модель города»
Темы в материале:
Согласно Стратегии реализации молодежной политики в России до 2030 года, создание благоприятных условий для профессионального развития, научной и творческой деятельности является приоритетом. В стране разрабатываются более совершенные методики преподавания, внедряются новые форматы обучения. При этом меняются и школьные здания, которые адаптируют под запросы времени.
О принципах проектирования новых учебных пространств в столице в интервью порталу Градостроительного комплекса рассказал основатель архитектурного бюро ИМАГО, специализирующегося на создании качественных объектов образования, Сергей Остроух.
– Какие задачи ставятся сегодня при проектировании школ?
– Как известно, в 2022 году в столице утвердили дизайн-код объектов образования, содержащий рекомендации для прилегающих к школам и детским садам территорий, а также стандарты инженерной инфраструктуры. Это тщательно проработанные указания, позволяющие застройщикам упростить выбор архитектурно-планировочных решений и самих отделочных материалов.
При этом в документе особое внимание уделяется необходимости сформировать яркий и запоминающийся образ объекта образования и создать в нем особый психоэмоциональный фон. Это касается и школы, ведь именно там ребенок проводит большую часть времени в будние дни, она коренным образом влияет на то, каким он выйдет из ее стен.
При проектировании образовательных пространств специалисты стараются соблюсти баланс между функциональностью, стоимостью реализации проекта и эстетикой. При этом архитекторы и градостроители ставят цель сформировать в школах максимально комфортную, дружелюбную среду, которая поможет развивать все заложенные в детях таланты.
В последнее время существенно изменилось мнение о том, какое место в городе должна занимать школа как социальный объект. Концепция ее восприятия как уменьшенной модели города позволяет по-новому взглянуть на параметры, которые нужно принимать во внимание при проектировании объекта как комплекса зданий и помещений.
– Какой, на ваш взгляд, один из самых важных принцип организации общественных пространств?
– Это, безусловно, сомасштабность человеку. Нужно учитывать, что дети по-разному воспринимают пространство и объемы. Дошкольники и воспитанники младшего школьного возраста взаимодействуют с объектами, прежде всего, зрительно.
Чем ребенок младше, тем важнее для него именно визуальное восприятие, нежели, например, звуковое. Войдя в школу и сразу попав в многосветное пространство, он может испугаться и почувствовать дискомфорт.
В том числе и по этой причине при проектировании школы мы опираемся на концепцию создания нейтральной среды. Важно, чтобы ребенку было максимально комфортно, а значит, и учебный процесс будет намного эффективнее, ведь школьник не будет тратить силы на адаптацию в новом пространстве.
Не менее важен и вопрос пожарной безопасности. Когда ребенок пугается, он не бежит к выходу, а прячется. Поэтому в задачи архитекторов и дизайнеров входит создание понятных и визуально акцентированных путей эвакуации, которые помогут максимально безопасно вывести ребенка из помещения. Светлый фон стен школьных пространств позволяет правильно расставить цветовые акценты, проложить маршруты и выделить важную информацию.
Школа – это среда для активного социального взаимодействия, поэтому здесь создаются многосветные многофункциональные пространства, где старшие могут помогать младшим, а также места для уединения – библиотеки или зоны рекреации между учебными корпусами и кабинетами.
– Какими, на ваш взгляд, должны быть пространства для занятий спортом в школах?
– Если в помещениях для отдыха не должно быть множества визуальных раздражителей, то на спортивной площадке или в спортзале они уместны.
Стимулирование активности архитектурными средствами помогает в выработке нейротрофического фактора головного мозга – белка, важного для роста и сохранения нейронов. В школах это обеспечивается регулярностью занятий в спортзалах, а также проведением уроков на открытом воздухе, в саду-лектории или в оранжерее, как в школе МИР в Доброграде.
Подобные нестандартные условия способствуют лучшему усвоению информации и подкрепляются не только визуальными стимулами, но и практическим участием.
– Какие еще параметры нужно соблюдать при проектировании школ?
– По моему мнению, также крайне важен уровень шума. Его надо учитывать при размещении школы относительно главных городских источников шума, чтобы обеспечить соблюдение официальных норм в 35 дБ.
Необходимо правильно спланировать расположение потенциально шумных помещений для проведения спортивных, общешкольных мероприятий и обеспечить им хорошую звукоизоляцию, чтобы не мешать учебному процессу в классах.
Ну и, конечно же, нельзя забывать о доступности пространства: понятная навигация важна не только с точки зрения безопасности, но и психологии. Удобное расположение важных элементов школьного пространства – например, санузлов, столовой, медицинского блока – снижают уровень стресса и помогают комфортному ведению учебного процесса.
Все это требует особо тщательной проработки в образовательных проектах. Если учесть все эти параметры, то мы сможем сформировать комфортное пространство, снизить уровень стресса и для учеников, и для учителей, а значит, помочь всем участникам образовательного процесса достичь его целей быстрее и эффективнее.
– Может ли школа выйти за рамки образовательного процесса и стать точкой притяжения жителей района?
– Вообще, хорошая школа имеет все предпосылки к тому, чтобы стать точкой притяжения. Если еще на этапе ее создания продумать, как в здании будут распределяться потоки учеников и горожан, выделить время для проведения спортивных и семейных мероприятий, лекций, дополнительных занятий для всех жителей района, то школа станет центром общественной жизни.
Здесь сходятся интересы города, жителей и застройщиков, ведь хорошая школа не просто повышает внимание потенциальных покупателей к новому жилому комплексу, но и может даже стать определяющим фактором при выборе жилья.
По данным опроса, 22% россиян при покупке квартиры обращают особое внимание именно на рейтинги находящихся в районе объектов образования. А 44% родителей готовы сменить место жительства, чтобы дать своим детям возможность учиться в школе более высокого уровня.
Строительство современных школ – один из показателей правильного вектора развития городских территорий и способ повышения привлекательности уже сложившихся районов, оживления их социальной активности и повышения качества жизни в городе в целом.
