Продолжая пользоваться сайтом Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы вы соглашаетесь на обработку файлов cookie для работы метрических программ
Подробнее...
Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей
лого компании

Читайте в Телеграм
Градостроительный комплекс Москвы
Поиск по порталу
✕
Ефимов В.В. Заместитель Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства
  • Карта строек
  • Метро
  • МСД
  • Дороги
  • МЦД
  • Реновация
  • Достройка проблемных объектов
  • СПЕЦПРОЕКТЫ
  • НОВОСТИ
  • О Комплексе
  • Жителям
  • Градостроителям
  • Застройщикам
  • СМИ
  • Обратная связь
  • Деятельность
  • Структура
  • Контакты
  • Законы, постановления, распоряжения, указы
  • Государственные программы
  • Молодежный совет
  • Реновация жилья
  • Все стройки Москвы
  • Строительство жилья
  • Строительство объектов здравоохранения
  • Строительство детских садов
  • Строительство школ
  • Спортивные объекты
  • Уникальная архитектура
  • Фотоленты
  • Парк «Зарядье»
  • Парк «Остров Мечты»
  • Реорганизация Бадаевского пивзавода
  • Национальный космический центр
  • Южный речной вокзал
  • Реконструкция спорткомплекса «Олимпийский»
  • Новый кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана
  • Павильон «Макет Москвы» на ВДНХ
  • ИСОГД
  • МТСК
  • Генеральный план развития Москвы
  • СРО
  • Городские конкурсы
  • Правила размещения информационных вывесок на улицах Москвы
  • Калькулятор процедур
  • Кабинет застройщика
  • Инвестиционный портал Москвы
  • Цифровой контроль ОСС
  • Как КРТ преобразует промзоны Москвы
  • Лучший реализованный проект года
  • Порядок внедрения биометрических СКУД на КПП стройплощадок
  • Порядок применения технических средств объективной фиксации на стройплощадках Москвы
  • Новости
  • Фотогалерея
  • Видеогалерея
  • Инфографика
  • Пресс-служба
  • Статьи
  • Интервью
Архитектура
Станцию метро «Гольяново» оформят в космической тематике
Объекты медицины
Каким будет новый комплекс Склифа
Событие
Новые здания ОВД открылись в районах Южнопортовый и Северный
Инфраструктура
Реконструкция Центрального московского ипподрома
Метро
Как строится Троицкая линия
Производство
Завод модульного домостроения в районе Внуково
Главная Интервью
Все темы
Градостроительная политика
Социальные объекты
ТиНАО
Жилье
Метро
Дороги
Транспорт
Парковки
Спортивные сооружения
Парки и скверы
Объекты образования
Объекты культуры
Памятники архитектуры и истории
Дорожное строительство
Дорожно-транспортное строительство
Железные дороги
BIM-технологии в строительстве
Контроль за строительством
Реновация
Архитектурные конкурсы
Спортивные объекты
Новые технологии в строительстве
Долевое строительство
МЦД
Объекты медицины
МЦК
Недвижимость
Новые технологии
Законы и нормативные акты
Архитектура
ИЖС
Долгострои
Благоустройство
Спорт
Выставки
ТИМ – технология
КРТ
Регионы
Ипотека
Уникальная архитектура
Градостроительный комплекс Москвы
Карта строек Метро МСД Дороги МЦД Реновация Достройка проблемных объектов СПЕЦПРОЕКТЫ НОВОСТИ
Все темы
Градостроительная политика
Социальные объекты
ТиНАО
Жилье
Метро
Дороги
Транспорт
Парковки
Спортивные сооружения
Парки и скверы
Объекты образования
Объекты культуры
Памятники архитектуры и истории
Дорожное строительство
Дорожно-транспортное строительство
Железные дороги
BIM-технологии в строительстве
Контроль за строительством
Реновация
Архитектурные конкурсы
Спортивные объекты
Новые технологии в строительстве
Долевое строительство
МЦД
Объекты медицины
МЦК
Недвижимость
Новые технологии
Законы и нормативные акты
Архитектура
ИЖС
Долгострои
Благоустройство
Спорт
Выставки
ТИМ – технология
КРТ
Регионы
Ипотека
Уникальная архитектура

Присоединяйтесь

Марат Хуснуллин: мы строим лучший город Земли

Темы в материале:

Градостроительная политика

6 авг. 2019 г. 17:09

Каждый год во второе воскресенье августа Москва чествует представителей одной из самых благородных профессий на Земле – строителей. Помните известную строчку из песни – «Будем строить – будем жить». О том, как и что строится в Москве, каких успехов достиг наш город благодаря созидательному труду многочисленного столичного стройотряда и как мегаполис будет развиваться дальше, накануне Дня строителя в интервью нашему корреспонденту рассказывает заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.

Москва в мировых рейтингах

- Марат Шакирзянович, недавно в столичном парке «Зарядье» прошел очередной, 9-й по счету, Московский урбанистический форум. Насколько высок был к нему интерес?

– Вне всяких сомнений, Московский урбанфорум-2019 получился самым представительным за всю свою 9-летнюю историю. Его посетили более 8,5 тысячи человек из 69 стран мира. Для работы в мероприятиях МУФ-2019 прибыли 44 делегации – 30 зарубежных и 14 российских. Очень насыщенной была и программа, которая включала 76 панельных дискуссий, круглых столов, обсуждений, брифингов, презентаций и дебатов. И это только деловая программа, а если говорить обо всех мероприятиях, включая городской фестиваль и выставки, то форум посетили свыше 200 тысяч человек.

- Традиционно Москва к урбанфоруму заказывает международные исследования, показывающие, как различные строительные проекты влияют на город и горожан, как выглядит Москва на фоне других мегаполисов мира по различным направлениям развития. Так что говорят эксперты?

– Мы заказали исследования авторитетной компании BCG, являющейся мировым лидером по консалтинговым услугам и аудиту. Исследования проводились на предмет того, как реализованные и реализующиеся в Москве проекты влияют в целом на город, а самое главное – на ощущение и самочувствие москвичей. Анализ показал, что 68% горожан готовы рекомендовать свой район для проживания. По сравнению с другими мегаполисами это очень высокий показатель. А все потому, что мы стараемся комплексно развивать районы, приводить туда необходимую инфраструктуру, включая удобный транспорт, организовывать места досуга. Исследование также показало, что в данный момент школы, детские сады, поликлиники, спорткомплексы и объекты культуры стали ближе к горожанам в 75% столичных районов, а в 90% районов (то есть в большинстве) – 26%-ный рост разнообразия видов досуга. Иными словами, людям нет необходимости ехать в центр, чтобы сходить в кино, фитнес-клуб и так далее. Кроме того, по данным BCG, по сравнению с 2012 годом жители 110 районов Москвы быстрее добираются до объектов социальной инфраструктуры и высвобождают тем самым время для досуга и профессиональной самореализации. В границах старой Москвы улучшилась пешеходная доступность поликлиник, Москва опередила Нью-Йорк и Лондон по показателю пешеходной доступности школ: если в Нью-Йорке среднее время в пути до ближайшей школы составляет 7,5 минуты, в Лондоне 12 минут, то в Москве – 6 минут. За последние 6 лет на 3% улучшилась и пешеходная доступность детских садов: путь до ближайшего садика в среднем занимает 5,7 минуты, тогда как в Нью-Йорке – 10 минут, а в Лондоне – аж 23 минуты.

Проанализировала в динамике развитие 11 крупных мегаполисов мира и компания PricewaterhouseCoopers (PwC). Помимо Москвы исследовали Нью-Йорк, Лондон, Сингапур, Сан-Паулу, Берлин, Шанхай и другие мегаполисы. По целому ряду показателей Москва занимает топовые места. Так, мы на 2-м месте в мире по вводу дорог. Обогнали Нью-Йорк и уступаем только Пекину. Но Москва, в отличие от Пекина и большинства других городов, стабильно наращивала темпы ввода дорог в течение последних пяти лет. Наш мегаполис вошел также в топ-5 городов мира с самой доступной арендой офисов. Российская столица стала мировым лидером по площади озелененных и рекреационных территорий на душу населения. При этом 90% москвичей живут в шаговой доступности от таких территорий. Свыше 60% горожан проживают в радиусе 500 метров от объектов культуры и досуга – по этому показателю мы на 5-м месте среди крупнейших мегаполисов мира. Пока отстаем от других по протяженности обустроенных велодорожек – на 11-м месте. Но при этом их протяженность в Москве с 2011 по 2018 год выросла в 9 раз. И по ходу реализации программы «Мой район» эту сеть мы расширим в разы.

Очень серьезное достижение – выход в топ мировых лидеров по плотности сети рельсового транспорта. По числу линий и станций метро мы на 3-м месте. Но это пока. Учитывая нашу масштабную программу дальнейшего развития метрополитена, а главное – интеграцию всех видов рельсового транспорта (включая новый проект – МЦД) в единую городскую транспортную сеть, в будущем протяженность линий достигнет 1000 км,
и Москва станет мировым лидером. Считаю, что в этом огромная заслуга лично мэра города, который уделяет приоритетное внимание развитию транспортной инфраструктуры, каждому проекту и, конечно, благодаря труду огромного отряда наших строителей, архитекторов, проектировщиков, инженеров, железнодорожников.

Рельсы в приоритете

- Транспортное строительство по-прежнему в приоритете. Сколько станций метро в этом году уже ввели и каковы планы на ближайшие годы?

– Транспортное строительство – главный драйвер развития города, поэтому оно и дальше будет в приоритете. На каждый бюджетный рубль, вложенный в транспортную инфраструктуру в пешеходной доступности, приходится по 3 рубля внебюджетных инвестиций. Основное внимание уделяется скоростному рельсовому транспорту – метро, его интеграции с МЦК и МЦД – еще одним проектом, реализуемым совместно с ОАО «РЖД». Что касается подземки, то в этом году для пассажиров уже открыли 8 станций: 4 – на новой Некрасовской ветке и 4 на Сокольнической. В результате подземка пришла в крупнейшую точку экономического роста Новой Москвы – в Коммунарку. То есть задачу этого года – ввести 33 км линий и 14 станций – мы выполнили уже более чем наполовину. Более полумиллиона москвичей получили подземку в шаговой доступности, сократив время в поездках по Москве. Кстати, четырьмя открывшимися станциями Сокольнической линии пользуются теперь и более 10 тысяч дачников, так как в пешеходной доступности от метро находится около 30 садовых товариществ, а это примерно 2,5 тысячи домовладений. До конца года мы как минимум обеспечим полную строительную готовность двух станций БКЛ – «Лефортово» и «Авиамоторной», а задача максимум – открыть их до 2020 года для пассажиров. К тому же введем второй участок Некрасовской линии, а это еще 4 новые станции.

- Каковы планы по строительству метро на будущее?

– В планах на будущий год открыть 9 станций, в 2021-м – 12 станций, в 2022-м – 18. А главное – завершить ключевой и самый масштабный проект за всю историю московского метро: полностью замкнуть БКЛ. Таким образом, в 2023 году столичная подземка по протяженности станет в два раза больше, чем была в 2010-м.

К настоящему времени эту задачу мы уже выполнили на 65%. Шаговой доступностью к метро будет обеспечено 90% населения, то есть мы достигнем цели, поставленной мэром города Сергеем Семеновичем Собяниным. Подземка потянется дальше в ТиНАО – через район Бирюлево в Щербинку, в Рублево-Архангельское. Мы приступили к прокладке второй абсолютно новой линии метро в Коммунарку, от которой оно пойдет в Троицк. Солнцевский радиус дотянем до «Внуково», этот международный аэропорт станет единственным в стране, у которого будет собственная станция метро. В планах – продление Арбатско-Покровской линии до Гольянова, крупного района Москвы, где до сих пор нет своего метро.

Вообще, хочу сказать, что сегодня по темпам и объемам метростроения в мировых рейтингах мы уверенно обгоняем Пекин и Стамбул, Мехико и Берлин, Нью-Йорк, Париж и другие мегаполисы. В Европе так мы вообще являемся абсолютными лидерами. Темпы и объемы метростроения за последние 8 лет в 5 раз превышают те, что были в советские времена, когда столичное метро строила вся страна. Кстати, нашим размахом метростроения впечатлены даже специалисты китайской корпорации CRCC, которые работают на участках БКЛ и Коммунарской линии. А эта компания, между прочим, признана ведущей в мире в области транспортного строительства. С 2011 года протяженность линий метро выросла в 1,5 раза, станции метро в пешеходной доступности получили жители почти 50 столичных районов, во многих из них его ждали 20 и более лет. Более миллиона москвичей сократили время в поездках по городу: кто-то стал добираться на полчаса быстрее, а кто-то и вовсе теперь экономит целый час времени, который прежде простаивал в дорожных пробках.

Учитывая тот колоссальный задел, что у нас есть, 2023 год станет годом транспортного прорыва: протяженность линий наземного и подземного метро в сумме достигнет 1000 км, что выведет Москву в мировые лидеры по плотности сети и станций рельсового транспорта, а согласно исследованиям международной компании McKinsey, российская столица войдет в число мегаполисов-лидеров по доступности рельсового транспорта наравне с Парижем, Мадридом, Нью-Йорком и Токио.

Альтернатива подземке

- Вы упомянули об интеграции всех видов рельсового транспорта в единую сеть, в том числе МЦД. На какой стадии этот проект? Когда пассажиры смогут воспользоваться первыми маршрутами?

– МЦД – это прорывной проект, который имеет громадное градостроительное значение не только для столицы, но и всей агломерации. Благодаря ему будет создана новая транспортная система. Прорубая сквозные коридоры через Москву, мы превращаем железную дорогу в полноценный городской транспорт, чего прежде никогда не было. Похожие проекты, реализованные во многих городах (в Берлине, Вене, Мюнхене и др.), дали ощутимый эффект, при этом они не только обеспечили максимальные удобства и комфорт пассажирам, но и дороги разгрузили, и стали катализаторами развития прилегающих территорий. Кстати, во многом нас вдохновил и успех собственного проекта – МЦК. По факту МЦД, как и железнодорожное кольцо, станет еще одним наземным метро Москвы. Этот проект даст импульс к развитию прилегающих территорий, многие из которых были выключены из городской жизни. Туда потекут инвестиции, районы преобразятся.

Только первые два диаметра МЦД-1 – Одинцово – Лобня и МЦД-2 – Нахабино – Подольск, которые мы запустим к концу года, свяжут между собой 46 городских районов. К тому же очень важно, что остановочные пункты первых двух диаметров появятся в тех районах, где на сегодняшний день нет станций метро. Они станут отличной альтернативой подземке. Например, в районах Северный, Дмитровский, Восточное Дегунино, Можайский и Щербинка, где в совокупности проживает свыше 400 тысяч человек, метро пока еще нет. И жители смогут воспользоваться Московскими центральными диаметрами, чтобы быстро и удобно передвигаться по городу.

Кроме того, улучшится транспортная доступность и тех районов, где станции метро и МЦК имеются, но расположены вдалеке от жилых массивов. Запуск МЦД-1 и МЦД-2 обеспечит доступ к скоростному транспорту более чем для 1,1 млн москвичей. Протяженность диаметра Лобня – Одинцово составит 52 км, на нем будет 28 остановок и 12 пересадок. А на 80-километровом МЦД-2, который свяжет Нахабино с Подольском, появится 38 остановок и 15 пересадок. Поезда с сокращенным интервалом по первым двум диаметрам планируем запустить в конце года. На каждом направлении железных дорог строятся сейчас дополнительные пути для поездов МЦД. Они позволят поездам курсировать с интервалом не более трех минут.

- Сколько всего будет таких диаметров и на сколько сократится для пассажиров время в пути?

– Всего будет пять диаметров. Помимо тех, которые я уже упомянул, это МЦД-3, который свяжет Зеленоград и Раменское, МЦД-4 – от Железнодорожного до Апрелевки и МЦД-5 от Пушкина до Домодедова.

Общая протяженность пяти диаметров составит 446 км, на которых появятся более 200 станций, 123 удобные и комфортные пересадки на метро и МЦК. В результате общая длина линий рельсового транспорта Москвы увеличится по сравнению с 2010 годом в 3,5 раза и достигнет более чем 1000 км (в 2010-м было 294 км).

Самое главное, что МЦД дадут существенную экономию времени. В зависимости от маршрута пересечь столицу по диагонали без пересадки можно будет за 40 минут – максимум час. Таким образом, для 6 млн пассажиров, половина из которых москвичи, а половина – жители Подмосковья, время в пути с одного конца Москвы на другой сократится в 2–2,5 раза. Эффект, соизмеримый с запуском поездов «Сапсан» между Москвой и Санкт-Петербургом.

Советуясь с москвичами

- Марат Шакирзянович, в Москве набирает обороты программа реновации. На каком она этапе и сколько людей уже переселяются в новые дома?

– Эта программа не имеет аналогов в мире ни по масштабам, ни по своему социальному посылу. Напомню, что речь идет об улучшении жилищных условий миллиона (!) москвичей. Программа предполагает снос 5173 морально устаревших жилых зданий и переселение людей в новое более комфортабельное и просторное жилье. Программа набрала очень хорошие темпы, подобрано 338 стартовых площадок с потенциалом строительства около 5 млн «квадратов», и их поиск активно продолжается. Но самое главное, что люди уже справляют новоселья. В данный момент в рамках программы уже переехали и переедут до конца года 13 тысяч москвичей, для них построены или находятся на завершающей стадии строительства 159 жилых домов.

Хочу сказать и о том, что этот проект в целом призван кардинально улучшить качество жизни в большом городе. Люди ведь не только получат новое жилье в «умных домах» со всеми необходимыми удобствами. В кварталах реновации создадут благоустроенную, зеленую и открытую, удобную, проницаемую и дружелюбную человеку среду абсолютно нового качества со всей необходимой социалкой и шаговой доступностью к скоростному общественному транспорту. Так что выгоду от программы реновации получат не только ее непосредственные участники, но и остальные жители микрорайонов, а это еще сотни тысяч москвичей. Площадь публичных открытых пространств в микрорайонах увеличится вдвое: с 17 до 34%. Разрабатываются проекты планировок территорий, по которым проводятся публичные слушания. Нам очень важно услышать мнение москвичей, потому что именно от обсуждения с ними зависит то, сколько домов и в какие сроки будем строить, в какие квартиры кто и когда переедет. К началу будущего года назовем даты и место переезда для каждого дома. Хочу также обратить особое внимание на еще один существенный аспект, связанный с программой: число рабочих мест в кварталах реновации и прилегающих районах за счет возможностей для малого и среднего бизнеса (а это и нежилые первые этажи, и создаваемая в пешеходной доступности инфраструктура) возрастет на 52%. А это значит, у многих отпадет необходимость ездить в центр города, что повлияет на разгрузку метро, дорог и на экологию.

- Что в целом происходит в этом году на рынке недвижимости? Сколько «квадратов» уже ввели в первом полугодии? Не снизятся ли объемы жилья в связи с переходом на эскроу-счета?

– Начну с ответа на последний вопрос. Переход на эскроу-счета – мера, направленная на защиту прав граждан – участников долевого строительства. Задача государства и города – не допустить появления новых обманутых дольщиков. Но, конечно же, застройщикам придется работать по новым правилам. Для такого мегаполиса, как Москва, ничего особо критичного не произошло. У подавляющего большинства компаний, работающих на столичном рынке, хороший запас прочности. По данным на конец июня Москомстройинвест выдал девелоперам 122 заключения о соответствии критериям (ЗОСК). Это позволит достраивать объекты по старой схеме, без открытия эскроу-счетов. Выданные ЗОСК коснутся недвижимости общей площадью более 8,2 млн кв. метров. Это практически годовой объем ввода. Жилье в этих новостройках предназначено более чем для 60 тыс. дольщиков. Всего в Москомстройинвест поступило свыше 300 обращений на получение ЗОСК. И большинство застройщиков, желающих достраивать объекты по старой схеме, предоставило необходимую документацию.

У нас вообще очень серьезный багаж выданных разрешений на строительство – более 600. На конец июня по 471 из них применима старая схема, учитывая текущую готовность проектов. Таким образом, по старым правилам может быть завершено почти 80% московских строек. Готовность же других объектов пока слишком низкая, они в целях защиты покупателей будут строить с использованием счетов эскроу.

Что касается объемов ввода, то в этом году в Москве они беспрецедентны. Переход на эскроу-счета подтолкнул многих инвесторов к увеличению портфелей. Плюс городские стройки, а это и жилье, и социалка, и другая инфраструктура. Только по итогам первого полугодия в столице ввели 5,5 млн кв. метров недвижимости, включая 2,2 млн кв. метров жилья. Это в два с лишним раза выше, чем в прошлом году. Колоссальный объем! Так что к концу года, думаю, выйдем на цифру примерно 9 млн «квадратов», включая не менее 3,5 млн кв. метров жилья. Объемы будут и дальше высокими. Для потребителя это означает, что цены на недвижимость ожидаются достаточно стабильные. Последние годы наш анализ показывает, что стоимость жилья остается практически неизменной, поднимаясь в год на 1–1,5% в зависимости от сегмента. Более того, серьезно повысилось качество жилья: если 10 лет назад из-за дисбаланса спроса и предложения продавалось все, что строили, то теперь наступило время покупателя, когда девелоперы уделяют особое внимание качеству жилья – планировке, благоустройству. Обратите внимание: к жилищному строительству стали привлекать много иностранных архитекторов, теперь девелоперы борются за покупателя. Это позитивный момент.

Строители на марше

- Метро, дороги, жилье, школы и садики, поликлиники, театры, спорткомплексы, крупные инфраструктурные объекты и многое другое, что появляется в Москве ежегодно и украшает ее, – за всем этим стоит труд наших строителей. Сколько москвичей сегодня занимаются в этой сфере и насколько велик вклад стройкомплекса в общее развитие столицы?

– Вклад строительного комплекса в валовый региональный продукт Москвы составляет 16,9%, а совокупный вклад строительной отрасли в бюджетную систему города – 364,2 млрд рублей. Это очень высокие цифры, за которыми стоит труд сотен тысяч специалистов, а в строительной сфере и смежных отраслях работают 11% москвичей. И каждое рабочее место в этой сфере формирует до 8 мест приложения труда в смежных отраслях. А это сотни тысяч рабочих мест! По темпам и объемам всего, что строится сегодня в Москве, столица уверенно входит в топ мировых лидеров. Усилиями московских строителей наш город день ото дня становится более современным, удобным, комфортным, здоровым и дружелюбным для каждого человека. Мы очень благодарны мэру Москвы Сергею Семеновичу Собянину за постоянную поддержку нашей отрасли и приоритетное внимание к ней. Свою работу столичный стройкомплекс и дальше будет строить исходя из интересов москвичей. Наша цель – добиться того, чтобы Москва стала еще более комфортной, открытой, удобной, современной и привлекательной, чтобы москвичи не захотели променять свою малую родину ни на какой другой город на свете, а посещающие столицу туристы рассказывали о ней своим родным, друзьям и знакомым как об одном из самых лучших городов на планете.

Московская перспектива

Все о московских стройках — в Телеграм

Присоединяйтесь

Теги

  • градостроительная политика

Другие материалы по теме

Политика комфорта. Как построить лучший город Земли
Политика комфорта. Как построить лучший город Земли
21 авг. 2019 г.
Росреестр Москвы начал отслеживать самозахват земли с квадрокоптеров
Росреестр Москвы начал отслеживать самозахват земли с квадрокоптеров
12 авг. 2019 г.
Стройкомплекс Москвы работает стабильно и ритмично – Собянин
Стройкомплекс Москвы работает стабильно и ритмично – Собянин
12 авг. 2019 г.
Сергей Собянин: профессия строителя всегда будет в почете
Сергей Собянин: профессия строителя всегда будет в почете
11 авг. 2019 г.
В Лужниках в 30-й раз стартовал спортивный праздник строителей Москвы
В Лужниках в 30-й раз стартовал спортивный праздник строителей Москвы
9 авг. 2019 г.
Строительная отрасль дает 17% валового регионального продукта столицы
Строительная отрасль дает 17% валового регионального продукта столицы
8 авг. 2019 г.
В Лужниках пройдет спортивный праздник в честь Дня строителя
В Лужниках пройдет спортивный праздник в честь Дня строителя
6 авг. 2019 г.
Строитель – мирная профессия
Строитель – мирная профессия

Новости дня

Все новости
3 дек. 2025 г. 14:30
Владимир Ефимов: новое общественное пространство с читальней и спортивными площадками появится в Западном Дегунине
3 дек. 2025 г. 11:30
Владимир Ефимов: облик наземных павильонов станции метро «ЗИЛ» напомнит о прошлом завода
3 дек. 2025 г. 11:25
Стартовал прием заявок на премию города Москвы в области архитектуры и градостроительства – мэр
3 дек. 2025 г. 11:00
На западе Москвы появится новый арт-объект
3 дек. 2025 г. 10:00
Внесены изменения в граддокументацию для реконструкции подстанции в Отрадном
3 дек. 2025 г. 09:20
Около двух тысяч маломобильных граждан и членов их семей получили адаптированные квартиры по программе реновации
3 дек. 2025 г. 09:00
Владимир Ефимов: в Можайском районе реорганизуют четыре участка по проекту КРТ
3 дек. 2025 г. 09:00
В Нижегородском районе началось строительство бизнес-центра со спортивным парком

Просмотренные материалы

У ЖК «Резиденции композиторов» благоустроили Павелецкую набережную
На контроле Мосгосстройнадзора находится почти 100 объектов метро
Получить ГПЗУ в Москве можно будет только в электронном виде
За МКАД сыграют дублеры
Новости
Пресс-релизы
Интервью
Видео

Рассылка новостей

Получайте ежедневную подборку актуальных публикаций о строительстве в Москве

Метро

  • Перспективная карта метро с линиями МЦД
  • Большая кольцевая линия
  • Рублёво-Архангельская линия
  • Бирюлёвская линия
  • Троицкая линия

Дороги

  • Дороги районного значения
  • Реконструкция МКАД
  • Южная рокада
  • Московский скоростной диаметр

МЦД

  • МЦД-1 «Белорусско-Савеловский»
  • МЦД-2 «Курско-Рижский»
  • МЦД-3 «Ленинградско-Казанский»
  • МЦД-4 «Калужско-Нижегородский»

Реновация

  • Снос пятиэтажек
  • Стандарт отделки квартир
  • Часто задаваемые вопросы

Спецпроекты

  • Больница в Вороновском
  • Парк «Зарядье»
  • Спорткомплекс «Лужники»
  • БКЛ метро

Онлайн-сервисы

  • Все стройки Москвы
  • Контакт-центр

Жителям

  • Жильё
  • Здравоохранение
  • Детские сады
  • Школы
  • Спортивные объекты
  • Парк «Остров Мечты»
  • Реорганизация Бадаевского завода

Программы

  • Жилище
  • Градостроительная политика
  • Адресная инвестиционная программа

СМИ

    • Новости
    • Фотоленты
    • Статьи
    • Интервью
    • Инфографика
    • Фотогалерея
    • Видеогалерея
    • Пресс-служба

О Комплексе

    • Структура
    • Условия использования информации
    • Документы
    • Политика в отношении обработки персональных данных на сайте
Градостроителный комплекс Москвы
Яндекс.Метрика