Счастливого Нового года и Рождества!
timelapse
Все темы

«Вечерняя Москва»: Марат Хуснуллин: наши приоритеты не меняются, это метро, дороги и социалка

Заместитель Мэра по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин рассказал «ВМ» о задачах, которые будет решать Стройкомплекс в будущем году.

Марат Шакирзянович, несмотря на то что год еще не закончился, можно, наверное, подвести предварительные итоги по сделанному и тому, что еще предстоит успеть?

Безусловно. Сделано очень многое - все, наверное, просто не перечислить, но постараюсь. Первое - градостроительная политика. Здесь основные достижения следующие. Завершен основной этап разработки территориальных схем Троицкого и Новомосковского округов - важнейшие документы, без которых невозможно дальнейшее развитие новых территорий. С Правительством Московской области и с Министерством транспорта проведена огромная работа по актуализации Программы развития Московского транспортного узла до 2020 года.

Проработаны проекты планировки территорий ЗИЛа, Некрасовки, Лужников, Тушина, Рублево-Архангельского, Мневников и других стратегически важных для города территорий. Второе - недвижимость. За восемь прошедших месяцев 2013 года введено объектов недвижимости почти на 4,5 млн квадратных метров, в том числе 1,4 млн квадратных метров жилья - это на 40 процентов больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Третье - метро. Уже проложено более 17 километров новых тоннелей, завершаются работы на станциях «Жулебино» и «Лермонтовский проспект», которые откроются в начале октября.

Всего до конца года сдадим 12,5 километра новых линий и шесть станций. Плюс два электродепо. Четвертое - дороги. В общей сложности сдано 60 километров дорог, из которых 21 километр построен с нуля - их мы ввели в строй в начале сентября.

Социальная недвижимость всегда востребована

Обычно к началу нового учебного года строители стараются ввести в строй и подготовить к заселению школы и детские сады. Что уже сделано в этом году?

Только к 1 сентября заселены 35 детских садов, за восемь месяцев введены в строй 14 детских садиков, до конца года будут построены еще 28. Вообще за последние два года эта программа была форсирована, построены 102 детских садика на более чем 14 тысяч мест, справились и с долгостроями, надеюсь, это позволит Комплексу социального развития города Москвы решить вопрос сокращения очередей в детсады.

Также сданы в эксплуатацию восемь новых школ - это, опять же, больше, чем годом ранее. Построены десять объектов здравоохранения, до конца года достроим и сдадим еще восемь. Вообще в этом году сделаны первые важные шаги по реализации новой программы строительства 58 новых поликлиник. Эта программа предусматривает два этапа, первый - до 2016 года в рамках городской адресной инвестиционной программы будут сданы 23 поликлиники. Уже определены все земельные участки, где такое строительство будет вестись, на четырех уже идет строительство, а один объект - поликлинику в Бутове - готовимся сдать до конца года.

Но, как мне кажется, наиглавнейший итог нашей работы - то, что москвичи видят ее результаты сами.

Приоритеты не меняются

С уходящим годом разобрались. А если говорить о годе 2014-м, то лично для вас какие направления деятельности Стройкомплекса Москвы кажутся самыми важными?

Думаю, что приоритеты не изменятся и в будущем году - объекты социальной инфраструктуры, жилье, дороги, транспорт. Вот разве что на социальной инфраструктуре хотел бы остановиться. Именно строительству социально значимых объектов - детских садов, школ, больничных корпусов, поликлиник и т.д. - уделяет особое внимание Мэр Москвы С. Собянин, и уже внесены соответствующие изменения в адресную инвестиционную программу до 2016 года. И, конечно, будем наращивать темпы строительства метро.

Если уж речь пошла о метро, расскажите, куда в будущем году придут тоннелепроходческие комплексы?

Под Москвой на конец года будут работать более 20 проходческих комплексов, так что лучше я расскажу, какие станции планируется сдать до конца 2014 года. Во-первых, это две станции на Таганско-Краснопресненской линии: «Котельники», которая станет новой конечной станцией, и «Спартак», которую мы расконсервировали и активно ведем там работы. Во-вторых, Сокольническая линия выйдет за пределы МКАД: через год введем в строй здесь сразу три станции - «Тропарево», на пересечении Ленинского проспекта и проспекта Вернадского, «Румянцево», на территории одноименного торгово-офисного центра, и «Саларьево», рядом с которой будет построен мощный транспортно-пересадочный узел. И - это уже в-третьих - в ближайшем будущем сдадим почти целую новую ветку, которая будет называться Люблинско-Дмитровской. Здесь будут станции «Бутырская», «Фонвизинская», «Петровско-Разумовская» - с пересадкой на одноименную станцию Серпуховско-Тимирязевской линии, а также станции «Окружная», «Верхние Лихоборы» и «Селигерская».

Уже сегодня Московский метрополитен каждый день устанавливает мировой рекорд, перевозя около девяти млн пассажиров, - это 60 процентов всех пассажирских перевозок. Наша задача - разгрузить, с одной стороны, действующие линии, вводя новые станции, новые ветки, новые пересадочные узлы. А с другой стороны - мы стремимся к тому, чтобы в шаговой доступности от станций метро жили как можно больше москвичей. Представьте себе: сегодня в среднем москвичи тратят полчаса своего времени только для того, чтобы добраться до метро на общественном транспорте. Итого - час в день. В месяц теряются почти сутки времени.

Ну и плюс расходы на наземный транспорт. Другое дело - когда станция находится под боком.

Правда, пиковым годом будет все-таки 2015-й - там и первые участки Третьего пересадочного контура, и Солнцевская ветка, и многое другое.

Дороги, которые нужны

В этом году вы часто выезжали на объекты, которые в будущем станут частями Северо-Западной и Северо-Восточной хорд. А что еще планируется построить для разгрузки дорожной сети города?

Во время моего визита в редакцию «Вечерней Москвы» мы уже говорили о судьбе Четвертого транспортного кольца: от него решили отказаться, поскольку хорды будут на 20 процентов эффективнее, чем замкнутая кольцевая магистраль. Помимо хорд, планируется построить еще и Южную рокаду - она начнется на Рублевском шоссе, пройдет через Рублево-Архангельское, Новую Ригу и Аминьевское шоссе. Этот вопрос сейчас прорабатывается. Городу вообще необходимы новые поперечные связи, которые соединяли бы между собой спальные районы, лежащие буквально друг напротив друга. А ведь пока, чтобы попасть из одного в другой, приходится проделывать лишний путь не в один километр. Мы планируем построить участки улично-дорожной сети, которые соединят Элеваторную улицу, улицу Подольских Курсантов и улицу Красного Маяка, появится новая связка Мичуринского проспекта с проспектом Вернадского у МГУ.

Прощание с долгостроем

Есть ли какие-то строительные объекты, по которым вам хотелось бы ускорить темп работ?

Это в равной степени относится ко всем объектам: работа над минимизацией сроков строительства ведется постоянно, мы стремимся к тому, чтобы любой объект строился не более двух лет. В целом на сегодняшний день сроки строительства уже сокращены на 30 процентов.

А как обстоят дела с долгостроем?

Есть перечень объектов, по которым есть разрешение на строительство и где работы были прекращены до 2008 года. Этот перечень был готов еще в 2011 году, в него попали 320 объектов, большая часть - это проекты инвестиционные. 45 замороженных строек находились в центре Москвы - кстати, больше, чем в любом другом округе. На начало этого года на контроле Стройкомплекса находились 169 объектов, в том числе 16 объектов городского заказа, 115 инвестиционных объектов и 38 федеральных. Уже за прошедший период этого года завершено 25 долгостроев.

Какова судьба суперпроектов начала 2000-х годов? Из них, по-моему, сдан только Алабяно-Балтийский тоннель.

Да, движение по тоннелю полностью откроем до конца года. Если говорить о других проектах, то на площади Тверской Заставы завершены работы по выносу и перекладке коммуникаций, сейчас ведется подготовка документации для проведения тендера - будем искать подрядчика, который построит здесь транспортную развязку и паркинги. Планируем завершить строительство в 2015 году - затягивать такой важный объект уже просто нет возможности.

Новые объекты - Новой Москве

Давайте теперь поговорим о Новой Москве. Там 2014 год связывают с программой дорожного строительства, с тем, что вы называете транспортным каркасом. Чего ждать новым москвичам?

Транспортный каркас новых территорий - это метро, железнодорожный транспорт и дорожное строительство. По железным дорогам, вы знаете, недавно было принято решение о реконструкции Киевского направления МЖД. На очереди - реконструкция Курского направления для увеличения пропускной способности, и строительство новой железнодорожной ветки между Киевским и Курским направлениями МЖД. Будет проведена и реконструкция железнодорожных переездов - в Крекшине, Кокошкине и Рассудове.

Про метро я уже упоминал - это станции «Румянцево» и «Саларьево», которые как раз появятся на присоединенных территориях в конце 2014 года. Кроме того, до 2019 года будет построена линия метро из пяти станций до Коммунарки. Плюс южный участок Третьего пересадочного контура от станции «Хорошевская» до станции «Каховская». И, наконец, Калининско-Солнцевская линия метро, которая придет через центр города в Ново-Переделкино и Рассказовку в 2017 году.

Если говорить о дорогах, то Киевское и Калужское шоссе - от Румянцева до Мамырей - свяжет пятикилометровая дорога, имеющая четыре полосы движения - по две в каждую сторону. Работы на этой магистрали будут начаты в самое ближайшее время. А вообще, в ближайшие три года нами запланирована реконструкция 11 объектов дорожной сети новых территорий.

Бутовскую линию достроят до Нового года

В минувшую субботу заместитель Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин побывал сразу на нескольких транспортных объектах, пуска которых с нетерпением ждут жители юго-запада столицы.

Сперва чиновник посетил станцию метро «Лесопарковая» Бутовской линии метро. Особенность этой станции не только в ее расположении - рядом с МКАД, но и в короткой - всего на пять вагонов - платформе. Сама линия из трех станций будет сдана 25 декабря этого года, ее задача - связать район Бутово с Калужско-Рижской линией метрополитена: пересадочная станция «Битцевский парк» в настоящее время достраивается.

Следующим пунктом субботнего объезда стала левоповоротная эстакада, строящаяся в настоящее время на пересечении Профсоюзной улицы с улицей Генерала Тюленева. - По нормативам строительство таких объектов длится 24 месяца, - сказал Хуснуллин, - а мы заключаем контракты на выполнение работ в течение 18 месяцев. По возможности, исходя из погодных условий, стараемся сдавать объекты еще раньше.

Эстакаду строители планируют сдать уже в конце октября, одновременно с другой транспортной развязкой - у станции метро «Теплый Стан». После этого движение по Профсоюзной улице от МКАД до улицы Академика Капицы будет бессветофорным.

Мы стремимся к тому, чтобы уже в ближайшем будущем в шаговой доступности от станций метро жили как можно больше москвичей.

Принято решение о реконструкции Киевского направления МЖД. На очереди - реконструкция Курского направления.

Дмитрий Семенов

«Вечерняя Москва»