Зашифрованные смыслы

Темы в материале:

Архитектура

Интервью с Юлией Аксеновой, куратором выставки «Мыслящий ландшафт» в Музее Москвы.

До 21 августа в Музее Москвы открыта совместная с галереей «Триумф» выставка «Мыслящий ландшафт», посвященная художественному исследованию окружающего пространства и поиску новых форм взаимодействия с ним – через живопись, архитектуру, скульптуру, фотографию, видеоарт. Об устройстве выставки и главных работах рассказывает куратор Юлия Аксенова.

– Главная тема выставки – окружающее пространство. Это достаточно широкое понятие, можете ли вы рассказать подробнее, с какими темами работали художники?

– Важной темой стала археология ландшафта, помогающая нам ощутить его многослойность, увидеть складки времени, отпечатки ушедших эпох и идеологий. Другая часть работ обращается к вопросу о том, как зависит ландшафт от культуры и природы и как культура и природа зависят от него. Одной из главных проблематик выставки является идея создания современного памятника, своеобразного временного монумента, осмысляющего поворотные точки истории. В своих высказываниях художники размышляют о его идеалах и формах, говорят о том, как важно для каждого из нас найти свое место в бесчисленном множестве смысловых миров и обрести почву под ногами.

– Как вы отбирали художников для этой выставки?

– Для нас важно было вписать работы в новое выставочное пространство Музея Москвы, которое открылось после ремонта в прошлом году. Подчеркнуть характер архитектуры, протяженность трех нефов, которые отсылают к традиционной средневековой византийской архитектуре – базилике. Именно поэтому в центре экспозиции мы поместили рамы от иконостаса, найденные художником Василием Кононовым-Грединым в заброшенной деревне Кировской области. А рядом сайт-специфическую работу «Апостолы» Николая Рындина. Два апостола были замечены нами в живописной открытой кладке на столбе, а два других художник Николай Рындин высверлил в старых советских дверях.

– В экспозиции представлены работы художников разных поколений, что их объединяет и отличает в подходе к теме ландшафта?

– Этот проект, скорее, о связи поколений, об общности мыслей, культурного кода. Многие художники работают в традиционных медиа и словно продолжают, комментируют идеи друг друга. Так, проект Александра Бродского, сделанный специально для выставки, представляет собой минималистичный объект разворачивающийся в пространстве на несколько метров в форму параллелепипеда, который наполнен сотней шаров, скомканных из плотной черной бумаги.  Впереди виднеется работа Николая Полисского «Русская античность» – руины словно когда-то существовавшего русского античного храма. Объект Бродского рядом с колоннами Николая Полисского еще острее начинает ассоциироваться с ручным трудом, вспаханным полем, плодородной землею.

– На какие объекты выставки вы бы посоветовали посетителям обратить особое внимание?

– Экспозиция открывается проектом Ольги Чернышевской под названием «Ноосфера», отсылая к концепции Владимира Вернадского о высшей стадии развития разумной деятельности человека.

Проект состоит из серии фотографий, которые фиксируют билборды по краям дорог с портретами писателей XIX- XX веков. Большая часть изображения занимает небо, где, по словам художницы, сконцентрированы «проекции человеческого сознания», «центры человеческого духа». Оставляют ли эти проекции, идеи здесь, на земле? Следует ли за ними человечество?

Новости дня

Все новости