Счастливого Нового года и Рождества!
timelapse
Планета БКЛ
Все темы

Здоровый город – это реальность

Заместитель директора по внешним коммуникациям АО «Мосинжпроект» Алексей Расходчиков о будущем городов.

Эпидемиологическая обстановка с распространением коронавируса серьезно изменила привычную жизнь людей во всем мире. Старые модели развития пространств могут уйти в прошлое и освободить место новым подходам к строительству. Ориентир будет направлен на устойчивое развитие, формирование привлекательной и безопасной среды. Своим мнением о будущем городов поделился заместитель директора по внешним коммуникациям АО «Мосинжпроект» Алексей Расходчиков.

– Придется ли и градостроителям подстраиваться под новые реалии, стать авторами будущих новаций?

– Пандемия коронавируса COVID-19 заставила жителей мегаполисов во всем мире по-новому взглянуть на городскую среду. Стало очевидным: жилье в 40–60 «квадратах» в многоэтажке – не лучший формат для жизни. Фактически рухнула концепция «третьего места», оказалось, что кафе, клубы и парки не всегда могут компенсировать маленькие квартиры. Глобальный экономический кризис, в который мы только входим, скорее всего приведет к перезагрузке подходов к городскому строительству. Модель «освоения территорий», начавшаяся еще в 2000-х, когда строится то, что выгодно, то, что можно быстро продать, себя давно уже изжила. Такой примитивный подход приносил быстрые деньги, иллюзию экономического роста, но создавал огромные дисбалансы в городской среде – проблемы, которые придется решать годами.

Мало того, что в однотипных спальных районах не создавалось рабочих мест, они совершенно не отвечают современным критериям качества жизни. Если раньше главным мерилом комфорта была возможность иметь парковку у дома, наличие элементарных качелей для детей, то сейчас требование – двор без машин, обустройство современной и безопасной детской площадки, зеленая зона и пешеходные дорожки по соседству, социальные учреждения в шаговой доступности.

«Сколково» – обратный пример. Здесь сформирована прекрасная инновационная инфраструктура, совершенно потрясающие возможности для науки, для работы, но не запланировано строительство жилья. Не говоря уже об инфраструктуре для жизни, которая, как правило, формируется годами – места, где люди проводят время, общаются, ходят за покупками и т.д.

Коронакризис становится своеобразным водоразделом. Как и любой масштабный кризис, он многое разрушит, но в первую очередь уйдут старые, отжившие себя модели, освобождая место для новых подходов к городскому строительству. Эти подходы давно уже сформировались в Европе и некоторых передовых азиатских городах: ориентир на устойчивое развитие, формирование привлекательной и безопасной городской среды, регулирование потребления и миграционных потоков, экологическая устойчивость и восстановление природных территорий. Приходит время по-новому взглянуть на градостроительство, перестать видеть в нем только экономику, понять, что современное градостроительство – это проект прежде всего социальный.

– Люди всегда стремились в города в поисках личных и профессиональных возможностей…

– Да, главным ресурсом городов во все времена были люди. Именно высокая концентрация людей создавала экономику, инновации, возможности для развития торговли, производства, науки. Как следствие, формировался высокий уровень жизни,

который притягивал еще больше людей. Но это не бесконечный процесс. Наступает момент, когда чрезмерная скученность, дороговизна жизни, экономические кризисы и эпидемии гонят людей из городов. Примеры Детройта, Юрмалы показывают, что все небоскребы, производства, концертные залы бессмысленны и ничего не стоят, если города становятся неинтересны, не привлекают жителей и туристов. Так, население Москвы за последние 20 лет увеличилось вдвое, а население московского региона – в три раза. Это очень хорошо для экономики, это дало мощный импульс развитию Московской агломерации. Но это и чудовищная нагрузка на город, на всю его инфраструктуру. За прошедшие 10 лет в Москве было сделано очень многое – создан современный транспортный каркас: введены в строй 87 новых станций метро, новые дорожные магистрали, запущено Московское центральное кольцо, реконструированы железнодорожные вокзалы и терминалы аэропортов. Фактически создан надежный фундамент развития города на долгие годы. Это как в жилом доме – фундамент определяет возможности строительства, надежность и долговечность строения. Так же и транспортная инфраструктура в Москве создала тот каркас, вокруг которого сегодня формируются городское развитие и новые девелоперские активности. Программа «Моя улица» буквально преобразила центр столицы, а сезонные фестивали наполнили Москву интересной, динамичной жизнью. Но преобразование городских районов – это уже более тонкие настройки. Как сделать районы комфортными и многофункциональными? Здесь уже не обойтись без исследований, постоянного взаимодействия с местными жителями. Современное городское развитие требует новых механизмов, способных обеспечить последовательное и органичное развитие районов, через создание «живых лабораторий», регламентов градостроительного развития, коллаборации заинтересованных участников.

– Каковы же решения, которые помогут городу стать еще лучше?

– Москва сейчас переходит к другому типу развития – более экстенсивному. Когда мы сегодня говорим об инфраструктуре, то разговор переходит от инфраструктуры транспортной именно к инфраструктуре для жизни, качественной составляющей городской среды. Эта тенденция началась несколько лет назад. Но после пандемии, когда мы выйдем из кризиса, тема качественного градостроительного развития еще больше актуализируется. Мы будем наблюдать все более пристальное внимание именно к развитию качественной инфраструктуры внутри города. Наши исследования показывают, что многие районы Москвы имеют огромное количество нерешенных инфраструктурных проблем. Где-то не хватает медицинских учреждений, что сегодня особенно актуально. Где-то недостаточное количество образовательных, досуговых учреждений, элементарных кафе, магазинов в шаговой доступности, кинотеатров. Кроме того, миграционная нагрузка в последние годы вызывает все большее раздражение у москвичей. Эти дисбалансы накапливались годами, десятилетиями. Если говорить о новых районах, то будущее, конечно, за многофункциональными проектами. Именно многофункциональные комплексы, которые сочетают в себе рабочие места, качественный ритейл, стрит-фуд, сервисы, жилье, развиваются наиболее динамично и в Москве, и в других регионах. Такие проекты нуждаются в поддержке. Компании, которые не просто строят высотку 100–200 метров, а разрабатывают действительно интересный комплексный проект для людей и для жизни, нуждаются в поддержке со стороны и города, и государства. Нужно поощрять таких застройщиков.

В исторических районах Москвы другая ситуация. Здесь на первое место выходят вопросы реставрации и развития историко-архитектурной среды, сохранения уникальной идентичности местных жителей. Мы с коллегами из МАрхИ недавно запустили исследовательский проект в районах Лефортово и Басманный. Это исторические районы Москвы, сосредоточившие на своей территории более 10 различных вузов, инновационные производства и лаборатории. Сочетание центров инновационного развития, творческой активности, историко- архитектурной среды открывает возможности для формирования уникальной, но в то же время динамичной и экономически активной городской среды. Первые результаты этой интересной работы мы планируем представить на выставке «АрхМосква», которая, надеюсь, все же состоится в августе. Как изменится жизнь в мегаполисах после коронавируса, какие именно решения сегодня наиболее актуальны для городов, сейчас с уверенностью не может сказать никто. Можно, конечно, делать различные футурологические прогнозы, заниматься визионерством, но все это, как правило, звучит красиво, но очень далеко от практики. С коллегами из других стран, нашими экспертами мы сейчас активно дискутируем на эту тему. Пытаемся понять: какие изменения уже происходят в США, Европе и азиатских центрах развития? Что ждет нас завтра, после завершения эпидемии и глобального кризиса? Результаты этих дискуссий будут представлены в августе в очередном аналитическом альманахе Фонда «Московский центр урбанистики «Город».

Инженерные сооружения