Счастливого Нового года и Рождества!
timelapse
Все темы

Время перемен

Темы в материале

Архитектор Сергей Никешкин о том, как пандемия изменит город.

Распространение коронавируса и меры индивидуальной защиты, принятые в связи с этим, могут кардинальным образом изменить жизнь в мегаполисе, сказаться на ее правилах и ритме. Такие перемены найдут свое отражение и в обустройстве городских пространств, жилья, офисов, и на транспорте. Своим видением новой реальности большого города поделился партнер и главный архитектор бюро «Крупный план» Сергей Никешкин.

– Скажется ли пандемия коронавируса на градостроительном развитии, может ли она отразиться на обустройстве и планировке территорий?

– Действительно, коронакризис и связанные с ним ограничительные меры помогли переосмыслить векторы развития города. Если раньше все усилия градостроителей были направлены на социализацию жителей города, то теперь мы все больше говорим об атомизации, о возникновении и применении в жизни людей так называемой социальной дистанции. В новых условиях актуальной для городского планирования становится возможность «автономного» существования горожан. Исходя из этого, вероятным направлением развития городов станет децентрализация медицинских сервисов – от больниц до лабораторий. Наряду с этим получат импульс локальные культурные и образовательные институции – развиваться и развлекаться горожане тоже захотят неподалеку от дома. И со временем эта тенденция будет только усиливаться.

Вместе с тем мы увидим еще более активное смещение в сторону формата mixed- usedevelopment – смешанной застройки. Общепризнано, что доступности сервисов способствует многофункциональность городской среды, которая закладывается в строительные проекты на этапе концепций – уже ни один новый объект не обходится без общественных пространств, объектов розничной торговли, сервисов. Новая городская единица – живой кластер, где сочетаются жилье и объекты с досуговыми, коммерческими, деловыми функциями. Такие объекты с выверенным балансом частной и общественной жизни и всеми необходимыми для жизни сервисами вполне могут стать альтернативой жилым комплексам «старого» формата.

Вырастет, по моему мнению, и популярность мало- и среднеэтажных районов, которые становятся не просто комфортными, но и безопасными для проживания. Низкая плотность и большие площади, отданные общественным пространствам, позволяют свести контакты их жителей к минимуму и при этом дают им возможность бывать на свежем воздухе, поддерживать физическую форму, соблюдая социальную дистанцию.

– А могут ли какие-то архитектурные или дизайнерские решения повысить защиту от вирусов внутри помещений?

– Такие решения уже применяются. Например, антибактериальную защиту может обеспечить использование бесконтактных технологий – со временем привычным станет вызов лифта со смартфона, а автоматические двери будут устанавливаться повсеместно.

Так, для штаб-квартиры одной из арабских компаний в ОАЭ архитекторы бюро Захи Хадид все эти новинки предложили еще в 2015 году. Там сотрудникам для передвижения по зданию не приходится касаться ни дверных ручек, ни кнопок лифтов – двери оборудованы системами распознавания лиц и датчиками движения, лифты приезжают по вызову смартфона.

– Скажется ли эта ситуация на планировке жилья или общественных зданий?

– «Эксперимент», участниками которого мы поневоле оказались, обнажил массу проблем: выяснилось, например, что суперкомпактные квартиры-студии не всегда приспособлены для полноценной жизни. Жилые помещения даже небольшой площади в скором будущем станут «мультипространствами» – более многофункциональными за счет использования мебельных трансформеров, мобильных перегородок и других приспособлений. Работа на удаленке формирует запрос на новые планировки – чтобы в домашних условиях можно было обустроить комфортное рабочее место, а в элитных и премиальных объектах – рабочий кабинет.

Если же говорить о многофункциональных и жилых комплексах в целом, то здесь будет больше открытых пространств – внутренние дворики-патио, озелененные площадки на различных уровнях, на крышах. В зависимости от климата это могут быть озелененные террасы, спортивные площадки и даже компактные парки, сады или общественные огороды, а также аквариумы с аквакультурой, как, например, в Сингапуре. А распределение таких открытых пространств по разным уровням комплекса позволит развести потоки желающих побыть на свежем воздухе.

Чтобы сохранить здоровье при длительном пребывании в помещениях, на первый план выходит масштабное остекление для инсоляции и балконы для «прогулок». Особое значение также приобретает вопрос наличия собственной подземной или наземной стоянки – во время эпидемии личный автомобиль безопаснее, чем общественный транспорт.

– Кстати, сегодня, чтобы проехать в автобусе и вагоне метро, надо соблюдать особые правила. Изменятся ли в связи с этим подходы к организации общественного транспорта в Москве?

– Дело здесь не просто в соблюдении правил проезда, а в отношении к общественному транспорту в целом. В последние десятилетия одним из главных урбанистических трендов было развитие общественного транспорта и стимуляция отказа от личного. Сегодня же ситуация заставляет вектор развернуться в обратную сторону. Во время пандемии люди предпочитают перемещение на собственном авто, считая этот способ наиболее безопасным. В то же время общественный транспорт в этой ситуации воспринимается как угроза, поэтому идея «пешеходного города», где все необходимое находится в шаговой доступности, становится еще более актуальной. С поправкой на климат можно прогнозировать, что горожане во всем мире будут активнее пересаживаться на велосипеды, нет сомнений, что и Москва прирастет новыми километрами велотрасс. И все-таки для всех очевидно, что для такого гигаполиса, как Москва, велосипед не станет круглогодичным общеприменимым видом транспорта.

Учитывая, что сейчас карантинные меры постепенно снимаются, возрастает и нагрузка на традиционный общественный транспорт. Так, за первые дни июня, когда в городе были частично сняты изоляционные ограничения, пассажиропоток в метро увеличился на 20%, а значит, необходимо искать решения для повышения антикоронавирусной безопасности в подземке.

Во всем мире эффективным решением этой проблемы служит дезинфекция, которая проводится на станциях и в вагонах с помощью антимикробных средств и ультрафиолетового излучения. Подобные процедуры вполне могут стать постоянными, а значит, скажутся и на проектировании станций метро – в отделке будут использоваться антибактериальные материалы, самоочищающиеся поверхности, в вагонах – легко моющиеся пластиковые сиденья, не исключено также использование обеззараживающих ламп. При этом скругленные углы, отсутствие сложных форм в дизайне вестибюлей станций и надземных павильонов облегчат процесс уборки и дезинфекции.

Другим важнейшим аспектом организации общественного транспорта является планирование и разделение пассажирского трафика. Возможно, решением здесь станут использование «умных» технологий для контроля количества пассажиров, анализ пассажиропотока на маршрутах, адаптация пропускной способности станций, а сбор и оцифровка данных существующей инфраструктуры обеспечат более оперативное и гибкое реагирование на возможные чрезвычайные ситуации.

Инженерные сооружения