Сегодня состоялся технический пуск юго-западного участка Большой кольцевой линии (БКЛ) метро, который включает станции «Аминьевская», «Мичуринский проспект» и «Проспект Вернадского». Сейчас идет обкатка путей, тестируется оборудование.

Длина участка от станции «Давыдково» до «Проспекта Вернадского» составляет 5,34 км.
«В течение месяца-полутора здесь будет пассажирское движение. В ближайшее время мы должны совершить еще технический пуск южного участка БКЛ», –
Сергей Собянин
Мэр Москвы
Запуска юго-западного участка ждут порядка 340 тысяч горожан. Они живут или работают в районах Очаково-Матвеевское, Раменки и Проспект Вернадского (свыше 100 тыс. человек в пешей доступности от новых станций). Впервые метро рядом с домом получат 28 тыс. москвичей.

Разгрузятся и действующие станции метро: «Проспект Вернадского» Сокольнической линии – на 25%, «Мичуринский проспект» Солнцевской линии – на 35%. Более того: открытие трех станций на 12% сделает свободнее улицу Лобачевского, а проспект Вернадского и Мичуринский проспект – на 5%.
Морская волна на «Аминьевской»
«Аминьевская» – мелкого заложения, она находится на глубине 17,5 метра вдоль Аминьевского шоссе. Есть два подземных вестибюля. В перспективе здесь можно будет сделать пересадку на одноименную станцию будущего Московского центрального диаметра (МЦД-4), которую планируется построить до конца 2021 года. Здесь появится транспортно-пересадочный узел «Аминьевское шоссе».

На «Аминьевской» получился эффектный потолок. На что он похож? Волны-барханы, россыпь звезд, косичка или нитки в ткацком станке? Фантазировать не запрещается: каждый увидит что-то свое. Ярким дополнением стали темно-коричневые прямоугольные колонны.

На платформе вы непременно увидите морскую волну, которая за счет лазурных пикселей будет динамично двигаться по курсу движения поезда…

Китайские орнаменты на «Мичуринском проспекте»
Станция «Мичуринский проспект» находится на глубине 24 метра на пересечении Мичуринского проспекта и улицы Удальцова. У нее два вестибюля – наземный и подземный. «Мичуринский проспект» станет пересадочной на одноименную станцию Солнцевской линии, которую открыли в августе 2018 года.

Платформу украшают красные прямоугольные колонны и уникальный для Московского метрополитена потолок. Вы могли заметить, что он состоит из светящихся панелей, на которых лазерной резкой нанесены китайские орнаменты, символизирующие дружбу народов.

Хай-тек на «Проспекте Вернадского»
Станция построена с двумя подземными вестибюлями на глубине 21,2 метра вдоль улицы Удальцова около пересечения с проспектом Вернадского. Здесь предусмотрена пересадка на Сокольническую линию метро. Станция улучшит транспортное обслуживание территории МГУ имени М.В. Ломоносова, разгрузит центральные узлы московского метро и южный участок Арбатско-Покровской и Сокольнической линий.

Теплый монохром отделки потолка, пола, колонн и яркая оранжевая тема путевой стены… это стиль хай-тек новой станции БКЛ «Проспект Вернадского»!

Потолок и здесь привлекает внимание: в шахматном порядке встроили светильники. Отражаясь на полу, они создают узор.

Стены касс выделены облицовкой оранжевого агломерата (высокопрочный искусственный камень), фоном для которого является светло-серый мрамор стен и серый тон гранитного пола.
Большая кольцевая линия метро – самый масштабный проект в истории метростроения. БКЛ будет включать 31 станцию: 12 уже работают. Для справки: длина действующей Кольцевой линии подземки составляет 19,4 км и включает 12 станций. Это в 3,5 раза меньше БКЛ.
Большая кольцевая линия метро
Большая кольцевая линия Московского метрополитена – крупнейший в мире проект метростроения. Длина БКЛ – 70 км, на нем расположены с 31 станция и три электродепо.
БКЛ стала самой длинной кольцевой линией метро в мире, обогнав бывшего «чемпиона» среди подземных колец – Вторую кольцевую линию Пекинского метро (57 км).
Впервые план создания второй кольцевой линии возник в 1947 году, когда еще строилась первая Кольцевая. Различные планы предлагались в 1970-е, 1980-е и 2000-е годы, но проект реализован не был. Решение начать строительство БКЛ принял мэр Москвы Сергей Собянин в 2011 году. Работы стартовали в ноябре того же года.
Назад
Большое кольцо соединило все радиальные ветки на расстоянии до 10 км от существующего кольца.
Со станций БКЛ можно сделать порядка 50 пересадок. В ходе строительства Большого кольца заложены технические решения, которые позволят присоединить к ней новые радиусы метро:

Назад
Первые пять станций открыли в феврале 2018 года: «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошёвская», «ЦСКА» и «Петровский парк». Длина участка – 10,5 км. Его запуск улучшил транспортную ситуацию в четырех районах столицы: Хорошёвский, Аэропорт, Тимирязевский, Савёловский и в деловом центре «Москва-Сити».

В декабре 2018 года открылась «Савёловская», одна из самых глубоких и сложных в строительстве станций БКЛ: глубина заложения превышает 65 метров. Метро в шаговой доступности получили почти 240 тыс. жителей районов Беговой, Савёловский, Бутырский, Марьина Роща.
29 марта 2020 года открыли еще три станции БКЛ - «Авиамоторную», «Лефортово» и «Нижегородскую». В канун нового, 2021 года, была запущена станция «Электрозаводская».
Станции «Мнёвники» и «Народное Ополчение» открыты 1 апреля 2021 года.
7 декабря 2021 года президент России Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли 10 станций метро на новом участке Большой кольцевой линии. Среди них – девять новых станций: Терехово», «Кунцевская», «Давыдково», «Аминьевская», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского», «Новаторская», «Воронцовская», «Зюзино», а также одна реконструированная – «Каховская».

1 марта 2023 года президент Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли последний участок нового кольца, на котором находится девять станций: «Марьина Роща», «Рижская», «Сокольники», «Текстильщики», «Печатники», «Нагатинский Затон», «Кленовый бульвар», «Каширская» и «Варшавская».
Назад
Линия была построена в максимально короткие сроки – в течение 10 лет, при этом со дня открытия первой станции БКЛ в 2018 году и до завершения строительства прошло всего пять лет.
Справиться с трудностями удалось благодаря применению передовых технологий строительства.
Так, при проходке в водоносном слое применялся метод замораживания грунтов. Эту технологию использовали на перегонах «Народное Ополчение» – «Мнёвники», «Воронцовская» – «Зюзино», а также при строительстве пересадки «Петровский парк» – «Динамо».
При строительстве станции «Нижегородская» применили технология top-down, когда подземная часть возводится «сверху-вниз» от уровня земной поверхности. Сначала бетонируют перекрытия и сваи-колонны, а потом работы идут вглубь с возможностью параллельного строительства сооружений на поверхности. Это позволяет работать в условиях плотной застройки и экономит время.
Станция «Деловой центр» была интегрирована в один из нижних этажей центрального ядра делового центра «Москва-Сити». Чтобы исключить влияние метро на прочность сооружения, в основании путей были смонтированы виброгасящие плиты, поглощающие колебания от движения поездов.
На станции «Текстильщики» впервые в истории Московского метро головную часть 10-метрового тоннелепроходческого щита весом 870 тонн опустили в монтажно-щитовую камеру в собранном виде. Уникальная операция выполнялась с помощью портальной системы, которая имеет возможность вести работу с весом порядка 1,2 тыс. тонн.
Ранее щит опускали по частям с помощью кранов-многотонников и монтировали уже в котловане. Применение портальной системы позволило на месяц сократить срок монтажа ТПМК.
В ходе строительства был установлен ряд строительных рекордов:
- на станции БКЛ «Марьина Роща» установлены самые длинные эскалаторы в столичном метро протяженностью 130 метров;
- 33 тоннелепроходческих щита было задействовано при строительстве БКЛ;
- 20 тыс. человек участвовали в строительстве Большого кольца;
- 500 погонных метров за месяц прошел щит «Лилия» при прокладке двухпутного тоннеля на западном участке БКЛ.
БКЛ полностью соответствует высоким стандартам Московского транспорта, которые включают:
- бесстыковой путь – технологию, обеспечивающую комфорт пассажиров, плавность и тишину поездок в метро, увеличение срока службы инфраструктуры;
- датчики на основе RFID-меток – путевые датчики, помогающие машинистам управлять поездами точнее и безопаснее;
- подогрев ступеней в вестибюлях – зимой не образуется наледь и повышается безопасность пассажиров;
- освещение – подобрана оптимальная освещенность на станциях, что позитивно влияет на настроение пассажиров;
- пожаробезопасные зоны для маломобильных пассажиров, куда подается свежий воздух – в случае чрезвычайной ситуации здесь можно укрыться от пожара;
- лифты и тактильную плитку.

Назад
Девять новых станций планируется открыть до конца 2021 года. В их числе «Терехово», «Кунцевская», «Давыдково», «Аминьевская», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского», «Новаторская», «Воронцовская», «Зюзино». После реконструкции откроется станция «Каховская». В истории Московского метрополитена такой крупный участок линии впервые будет введен одновременно.
Напомним, 11 сентября 2021 года состоялся технический пуск участка БКЛ метро, в который входят станции «Терехово», «Кунцевская» и «Давыдково». С их вводом метро рядом с домом получат около 90 тыс. москвичей. До конца 2021 года участок откроется для пассажиров. Фоторепортаж с техпуска смотрите на портале Стройкомплекса.
Ожидается технический пуск еще одного участка Большого кольца метро, который включает станции «Новаторская», «Воронцовская», «Зюзино» и реконструируемую «Каховскую».
Общая строительная готовность БКЛ составляет 88%, в том числе завершена проходка 97% тоннелей.
«С открытием всех станций БКЛ появятся более удобные маршруты к 16 объектам спорта, более чем к 40 паркам, зеленым и прогулочным зонам, к 27 корпусам разных учебных заведений, к 38 объектам культуры и досуга», –
Андрей Бочкарев
Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства
Техпуск от «Давыдково» до «Проспекта Вернадского»
Техпуск участка БКЛ метро от «Мнёвников» до «Давыдково»
Перспективная карта метро до 2027 года