На Большой кольцевой линии (БКЛ) метро построили станции «Терехово», «Кунцевская» и «Давыдково». До конца 2021 года участок откроется для пассажиров.
11 сентября состоялся его технический пуск, а это значит – без пассажиров. Сейчас идет обкатка путей, проверяется работа устройств автоматики, телемеханики и управления движением поездов.

90 тысяч человек получат метро у дома
Где находятся станции и для кого их построили? Участок расположен сразу в двух округах – Северо-Западном и Западном. Транспортное обслуживание улучшится более чем для 700 тыс. человек, которые живут или работают в районах Хорошёво-Мнёвники, Кунцево, Можайский, Фили-Давыдково, Очаково-Матвеевское. Метро рядом с домом получат около 90 тыс. москвичей.

Станция «Терехово» находится в Мнёвниковской пойме. Эту территорию сейчас активно развивают: здесь строится жилье, уникальные спортивные объекты.

«Кунцевская» расположена вдоль Рублёвского шоссе, между Молдавской улицей и ж/д путями. Она станет крупным транспортно-пересадочным узлом (ТПУ). Станция объединит БКЛ, Арбатско-Покровскую, Филёвскую линии метро и первый маршрут Московских центральных диаметров (МЦД-1).
«Давыдково» расположена вдоль Аминьевского шоссе, у примыкания к нему Инициативной улицы. Она снизит загрузку центральных пересадочных узлов метро и южных участков Арбатско-Покровской и Сокольнической линий.

С вводом этого участка БКЛ станции «Кунцевская» Арбатско-Покровской и Филёвской линий разгрузятся почти на 30%, а «Славянский бульвар» – на 17%. Аминьевское шоссе станет свободнее на 15%, а Рублёвское – на 5%.
«Терехово»: конкурсный дизайн и кольца-светильники
Станцию построили на глубине 26,6 метра. Есть два вестибюля, лифты. Дизайн «Терехово» выбран в ходе Международного открытого конкурса. Победителем стала архитектурная компания Buromoscow. Станцию украсили силуэты человеческих фигур, которые нанесли на колонны с помощью технологии цифровой печати по бетону.

Для освещения платформы использованы светодиодные светильники в виде колец, подвешенных к потолку на кронштейнах. Реечный потолок на платформе создает узор в виде полукруглых кессонов.

Станцию украсили светодиодные светильники-кольца, которые распределяют свет в разные стороны. Пол выложен гранитом.

«Кунцевская»: «античная» мозаика и светящиеся цилиндры
Станция находится на глубине 37,6 метра. На момент ввода «Кунцевской» будет открыт только южный вестибюль с выходами к улицам Ивана Франко и Красных Зорь, а затем введут и северный.

Оформили станцию в стилистике античной мозаики. Все поверхности – пола, стен и потолков – имитируют античную мозаичную технологию «тераццо» в светло-сером оттенке.

На потолке также использовали глянцевые белые панели, они подобны просветам в скалах. Геометричность и прямые углы станции нивелируются крупногабаритными цилиндрическими светильниками. Они придают интерьеру грандиозность и вместе с тем камерность.

«Давыдково»: дань уважения работникам МЧС
«Давыдково» – тоже мелкого заложения (29,1 м). Это двухуровневая cтанция с одним вестибюлем.


Рядом с ней расположена крупная база МЧС России, поэтому ее оформление – выражение признательности российским спасателям.

В кассовом зале разместилось панно «Звезда спасения». В центре расположена икона Неопалимой Купины, покровительствующая МЧС, на периферии – пожарная каланча.

На панно размещен девиз МЧС: «Предотвращение. Спасение. Помощь». На путевых стенах – барельефы, отражающие задачи МЧС.

Когда ждать открытия новых станций БКЛ метро
Большая кольцевая линия метро – самый масштабный проект в истории метростроения. БКЛ будет включать 31 станцию: 12 уже работают.
«Громадная работа постепенно подходит к концу благодаря умению, таланту, организаторским способностям строителей, спасибо им огромное», –
Сергей Собянин
Мэр Москвы
Так, девять новых станций планируется открыть до конца 2021 года. В их числе «Терехово», «Кунцевская», «Давыдково», «Аминьевская», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского», «Новаторская», «Воронцовская», «Зюзино». После реконструкции также откроется станция «Каховская». В истории Московского метрополитена такой крупный участок линии будет введен одновременно впервые.
Большая кольцевая линия метро
Большая кольцевая линия Московского метрополитена – крупнейший в мире проект метростроения. Длина БКЛ – 70 км, на нем расположены с 31 станция и три электродепо.
БКЛ стала самой длинной кольцевой линией метро в мире, обогнав бывшего «чемпиона» среди подземных колец – Вторую кольцевую линию Пекинского метро (57 км).
Впервые план создания второй кольцевой линии возник в 1947 году, когда еще строилась первая Кольцевая. Различные планы предлагались в 1970-е, 1980-е и 2000-е годы, но проект реализован не был. Решение начать строительство БКЛ принял мэр Москвы Сергей Собянин в 2011 году. Работы стартовали в ноябре того же года.
Назад
Большое кольцо соединило все радиальные ветки на расстоянии до 10 км от существующего кольца.
Со станций БКЛ можно сделать порядка 50 пересадок. В ходе строительства Большого кольца заложены технические решения, которые позволят присоединить к ней новые радиусы метро:

Назад
Первые пять станций открыли в феврале 2018 года: «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошёвская», «ЦСКА» и «Петровский парк». Длина участка – 10,5 км. Его запуск улучшил транспортную ситуацию в четырех районах столицы: Хорошёвский, Аэропорт, Тимирязевский, Савёловский и в деловом центре «Москва-Сити».

В декабре 2018 года открылась «Савёловская», одна из самых глубоких и сложных в строительстве станций БКЛ: глубина заложения превышает 65 метров. Метро в шаговой доступности получили почти 240 тыс. жителей районов Беговой, Савёловский, Бутырский, Марьина Роща.
29 марта 2020 года открыли еще три станции БКЛ - «Авиамоторную», «Лефортово» и «Нижегородскую». В канун нового, 2021 года, была запущена станция «Электрозаводская».
Станции «Мнёвники» и «Народное Ополчение» открыты 1 апреля 2021 года.
7 декабря 2021 года президент России Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли 10 станций метро на новом участке Большой кольцевой линии. Среди них – девять новых станций: Терехово», «Кунцевская», «Давыдково», «Аминьевская», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского», «Новаторская», «Воронцовская», «Зюзино», а также одна реконструированная – «Каховская».

1 марта 2023 года президент Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли последний участок нового кольца, на котором находится девять станций: «Марьина Роща», «Рижская», «Сокольники», «Текстильщики», «Печатники», «Нагатинский Затон», «Кленовый бульвар», «Каширская» и «Варшавская».
Назад
Линия была построена в максимально короткие сроки – в течение 10 лет, при этом со дня открытия первой станции БКЛ в 2018 году и до завершения строительства прошло всего пять лет.
Справиться с трудностями удалось благодаря применению передовых технологий строительства.
Так, при проходке в водоносном слое применялся метод замораживания грунтов. Эту технологию использовали на перегонах «Народное Ополчение» – «Мнёвники», «Воронцовская» – «Зюзино», а также при строительстве пересадки «Петровский парк» – «Динамо».
При строительстве станции «Нижегородская» применили технология top-down, когда подземная часть возводится «сверху-вниз» от уровня земной поверхности. Сначала бетонируют перекрытия и сваи-колонны, а потом работы идут вглубь с возможностью параллельного строительства сооружений на поверхности. Это позволяет работать в условиях плотной застройки и экономит время.
Станция «Деловой центр» была интегрирована в один из нижних этажей центрального ядра делового центра «Москва-Сити». Чтобы исключить влияние метро на прочность сооружения, в основании путей были смонтированы виброгасящие плиты, поглощающие колебания от движения поездов.
На станции «Текстильщики» впервые в истории Московского метро головную часть 10-метрового тоннелепроходческого щита весом 870 тонн опустили в монтажно-щитовую камеру в собранном виде. Уникальная операция выполнялась с помощью портальной системы, которая имеет возможность вести работу с весом порядка 1,2 тыс. тонн.
Ранее щит опускали по частям с помощью кранов-многотонников и монтировали уже в котловане. Применение портальной системы позволило на месяц сократить срок монтажа ТПМК.
В ходе строительства был установлен ряд строительных рекордов:
- на станции БКЛ «Марьина Роща» установлены самые длинные эскалаторы в столичном метро протяженностью 130 метров;
- 33 тоннелепроходческих щита было задействовано при строительстве БКЛ;
- 20 тыс. человек участвовали в строительстве Большого кольца;
- 500 погонных метров за месяц прошел щит «Лилия» при прокладке двухпутного тоннеля на западном участке БКЛ.
БКЛ полностью соответствует высоким стандартам Московского транспорта, которые включают:
- бесстыковой путь – технологию, обеспечивающую комфорт пассажиров, плавность и тишину поездок в метро, увеличение срока службы инфраструктуры;
- датчики на основе RFID-меток – путевые датчики, помогающие машинистам управлять поездами точнее и безопаснее;
- подогрев ступеней в вестибюлях – зимой не образуется наледь и повышается безопасность пассажиров;
- освещение – подобрана оптимальная освещенность на станциях, что позитивно влияет на настроение пассажиров;
- пожаробезопасные зоны для маломобильных пассажиров, куда подается свежий воздух – в случае чрезвычайной ситуации здесь можно укрыться от пожара;
- лифты и тактильную плитку.

Назад
С открытием участка «Мнёвники – Каховская» количество действующих станций БКЛ увеличится с 12-ти до 22-х.
«Строительная готовность всей БКЛ метро составляет 88%, в том числе завершена проходка 97% тоннелей», –
Андрей Бочкарев
Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства
Техпуск участка БКЛ метро от «Мнёвников» до «Давыдково»
Большая кольцевая линия метро готова на 88%
Перспективная карта метро до 2027 года