Собянин отметил значимость МЦК и БКЛ в решении транспортных проблем Москвы
Почти 50% от всей протяженности метро в Москве было построено за последние годы, сообщил мэр столицы Сергей Собянин.
«Несмотря на широкие проспекты, идеологически Москва была рассчитана на преобладание общественного транспорта и недоступность личного. В 90-е годы миллионы машин «вывалились» на московские улицы, которые не были к этому приспособлены. Мы начали думать, что с этим делать. Ведь многие эксперты сомневались, что ситуацию можно исправить. И тогда мы начали двигаться по всем направлениям и видам транспорта – автомобильный, железнодорожный, подземный – и выработали эффективное решение этой проблемы», – сказал Сергей Собянин во время сессии «Города-суперзвезды. Слагаемые успеха» на юбилейном X Московском урбанистическом форуме (МУФ-2021).
Одним из таких решений стало Московское центральное кольцо (МЦК). После ввода оно оказалось невероятно востребованным среди москвичей - полмиллиона пассажиров ежедневно пользуются МЦК.
Сегодня работа над развитием МЦК не прекращается – усиливается частота движение поездов, развиваются транспортно-пересадочные узлы (ТПУ).
Городская электричка – новый вид общественного транспорта, который появился в столице 10 сентября 2016 года с открытием Московского центрального кольца (МЦК). Оно интегрировано в систему Московского метрополитена. По сути, это 14-я наземная линия.
Длина кольца – 54 км, на нем расположена 31 станция. Станции МЦК – это полноценные транспортно-пересадочные узлы. С них можно сделать пересадку на станции метро, МЦД. Они организованы по принципу «сухие ноги» – пассажирам не нужно выходить на улицу, чтобы попасть с одной станции на другую. Пересадки между станциями метро и МЦК занимают не больше 10–12 минут.
Жители и гости столицы совершили 1 млрд поездок по Московскому центральному кольцу за семь лет.
На метро и МЦК в 2023 году совершено более 2,2 млрд поездок.
Московское центральное кольцо работает по графику метрополитена: станции открываются для пассажиров в 05:30 и функционируют до 01:00.
Интервал движения поездов на МЦК в утренние и вечерние часы пик составляет четыре минуты. В остальное время – восемь минут.

Железнодорожное кольцо проходит по 26 районам Москвы, где проживают около 2 млн человек. Запуск пассажирского движения по МЦК улучшил транспортную ситуацию для жителей, у которых не было до этого метро в пешей доступности. Это районы Метрогородок, Бескудниковский, Коптево, Хорошёво-Мнёвники и Нижегородский. Стало удобнее пересаживаться с одного вида транспорта на другой, в том числе за счет единой системы оплаты проезда.

По кольцу ходят скоростные электропоезда «Ласточка», которые двигаются практически бесшумно и могут разгоняться до 120 км в час. Составы оборудованы кондиционерами, биотуалетами, информационными панелями, бесплатным Wi-Fi, розетками и велокреплениями.

Двери вагонов открываются в ручном режиме: для входа или выхода нужно нажать на специальную кнопку, установленную на дверях. Она работает только во время полной остановки состава на платформе. При готовности дверей к открытию загорается зеленый сигнал. В остальное время из-за требований безопасности двери заблокированы.
В отличие от пригородных электричек в «Ласточках» нет тамбуров. Это позволяет пассажирам быстро зайти в салон или покинуть его на нужной остановке.

От холода пассажиров Московского центрального кольца защищает тепловая завеса. Умная система климат-контроля выпускает потоки теплого воздуха перед дверями в вагонах автоматически, защищая от перепада температур. Кроме того, система климат-контроля обеззараживает воздух, уничтожая возможные инфекции и вирусы.
В перспективе планируется запустить по МЦК беспилотные «Ласточки».
НазадПроезд на МЦК можно оплатить с помощью обычных городских билетов («Единый», «Тройка») и банковских карт с бесконтактной оплатой.
В течение 90 минут можно бесплатно пересесть с одного вида транспорта на другой при поездках по следующим маршрутам:
- МЦК - метро;
- Метро - МЦК;
- метро - МЦК - метро;
- МЦК - МЦД;
- МЦД - МЦК.

МЦК приспособлено для маломобильных граждан. На станциях и в вагонах размещены информационные указатели, пиктограммы, бегущая строка и навигационные элементы с шрифтом Брайля. На 25 транспортно-пересадочных узлах установлены лифты и эскалаторы, еще на пяти ТПУ – специальные подъемники.
Работают сотрудники Центра обеспечения мобильности пассажиров метро.

Собянин также отметил значимость строительства Большой кольцевой линии метро (БКЛ) – самого крупного метрокольца в мире, которое прокладывается среди сложившейся застройки, связывая старые ветки метро и присоединяя новые.
Большая кольцевая линия Московского метрополитена – крупнейший в мире проект метростроения. Длина БКЛ – 70 км, на нем расположены с 31 станция и три электродепо.
БКЛ стала самой длинной кольцевой линией метро в мире, обогнав бывшего «чемпиона» среди подземных колец – Вторую кольцевую линию Пекинского метро (57 км).
Впервые план создания второй кольцевой линии возник в 1947 году, когда еще строилась первая Кольцевая. Различные планы предлагались в 1970-е, 1980-е и 2000-е годы, но проект реализован не был. Решение начать строительство БКЛ принял мэр Москвы Сергей Собянин в 2011 году. Работы стартовали в ноябре того же года.
Назад
Большое кольцо соединило все радиальные ветки на расстоянии до 10 км от существующего кольца.
Со станций БКЛ можно сделать порядка 50 пересадок. В ходе строительства Большого кольца заложены технические решения, которые позволят присоединить к ней новые радиусы метро:
- Рублёво-Архангельскую линию – от станции «Народное Ополчение»;
- Троицкую линию – от станции «Новаторская»;
- Бирюлёвскую линию – от «Кленового бульвара».
Первые пять станций открыли в феврале 2018 года: «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошёвская», «ЦСКА» и «Петровский парк». Длина участка – 10,5 км. Его запуск улучшил транспортную ситуацию в четырех районах столицы: Хорошёвский, Аэропорт, Тимирязевский, Савёловский и в деловом центре «Москва-Сити».

В декабре 2018 года открылась «Савёловская», одна из самых глубоких и сложных в строительстве станций БКЛ: глубина заложения превышает 65 метров. Метро в шаговой доступности получили почти 240 тыс. жителей районов Беговой, Савёловский, Бутырский, Марьина Роща.
29 марта 2020 года открыли еще три станции БКЛ - «Авиамоторную», «Лефортово» и «Нижегородскую». В канун нового, 2021 года, была запущена станция «Электрозаводская».
Станции «Мнёвники» и «Народное Ополчение» открыты 1 апреля 2021 года.
7 декабря 2021 года президент России Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли 10 станций метро на новом участке Большой кольцевой линии. Среди них – девять новых станций: Терехово», «Кунцевская», «Давыдково», «Аминьевская», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского», «Новаторская», «Воронцовская», «Зюзино», а также одна реконструированная – «Каховская».
1 марта 2023 года президент Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли последний участок нового кольца, на котором находится девять станций: «Марьина Роща», «Рижская», «Сокольники», «Текстильщики», «Печатники», «Нагатинский Затон», «Кленовый бульвар», «Каширская» и «Варшавская».
Назад29 декабря 2021 года завершилась проходка всех тоннелей БКЛ метро. В однопутном исчислении было проложено более 148 км подземных линий.

Подробнее: https://stroi.mos.ru/news/sobianin-zaviershiena-prokhodka-vsiekh-tonnieliei-bkl-mietro?from=cl
Назад
Линия была построена в максимально короткие сроки – в течение 10 лет, при этом со дня открытия первой станции БКЛ в 2018 году и до завершения строительства прошло всего пять лет.
Справиться с трудностями удалось благодаря применению передовых технологий строительства.
Так, при проходке в водоносном слое применялся метод замораживания грунтов. Эту технологию использовали на перегонах «Народное Ополчение» – «Мнёвники», «Воронцовская» – «Зюзино», а также при строительстве пересадки «Петровский парк» – «Динамо».
При строительстве станции «Нижегородская» применили технология top-down, когда подземная часть возводится «сверху-вниз» от уровня земной поверхности. Сначала бетонируют перекрытия и сваи-колонны, а потом работы идут вглубь с возможностью параллельного строительства сооружений на поверхности. Это позволяет работать в условиях плотной застройки и экономит время.
Станция «Деловой центр» была интегрирована в один из нижних этажей центрального ядра делового центра «Москва-Сити». Чтобы исключить влияние метро на прочность сооружения, в основании путей были смонтированы виброгасящие плиты, поглощающие колебания от движения поездов.
На станции «Текстильщики» впервые в истории Московского метро головную часть 10-метрового тоннелепроходческого щита весом 870 тонн опустили в монтажно-щитовую камеру в собранном виде. Уникальная операция выполнялась с помощью портальной системы, которая имеет возможность вести работу с весом порядка 1,2 тыс. тонн.
Ранее щит опускали по частям с помощью кранов-многотонников и монтировали уже в котловане. Применение портальной системы позволило на месяц сократить срок монтажа ТПМК.
В ходе строительства был установлен ряд строительных рекордов:
- на станции БКЛ «Марьина Роща» установлены самые длинные эскалаторы в столичном метро протяженностью 130 метров;
- 33 тоннелепроходческих щита было задействовано при строительстве БКЛ;
- 20 тыс. человек участвовали в строительстве Большого кольца;
- 500 погонных метров за месяц прошел щит «Лилия» при прокладке двухпутного тоннеля на западном участке БКЛ.
БКЛ полностью соответствует высоким стандартам Московского транспорта, которые включают:
- бесстыковой путь – технологию, обеспечивающую комфорт пассажиров, плавность и тишину поездок в метро, увеличение срока службы инфраструктуры;
- датчики на основе RFID-меток – путевые датчики, помогающие машинистам управлять поездами точнее и безопаснее;
- подогрев ступеней в вестибюлях – зимой не образуется наледь и повышается безопасность пассажиров;
- освещение – подобрана оптимальная освещенность на станциях, что позитивно влияет на настроение пассажиров;
- пожаробезопасные зоны для маломобильных пассажиров, куда подается свежий воздух – в случае чрезвычайной ситуации здесь можно укрыться от пожара;
- лифты и тактильную плитку.
Назад
Длина БКЛ составит 70 км с 31 станцией и тремя электродепо. Сегодня на Большом кольце работают 12 станций. В 2021 году открылись станции «Народное Ополчение» и «Мнёвники», которые входят в западный участок БКЛ. Замкнуть кольцо планируется в следующем году.
В Москве также продлевается Люблинско-Дмитровская ветка метро до поселка Северный, где на новом участке от «Селигерской» до «Физтеха» строят три новые станции: «Улица 800-летия Москвы», «Лианозово» и «Физтех». Все работы планируется закончить в 2022 году.
Также продолжается строительство участка Солнцевского радиуса от станции метро «Рассказовка» до аэропорта Внуково. Это будет единственная воздушная гавань в нашей стране с «собственной» станцией подземки. Строительство станций «Пыхтино» и «Внуково» и метромоста над руслом реки Ликова планируется завершить в 2023 году.
Строится и первый участок Троицкой линии, которая пройдет от БКЛ до Коммунарки, а в перспективе дотянется до Троицка. Будет продлена и Арбатско-Покровская линия – до района Гольяново. В планах и строительство новых станций на действующих линиях метро: «Суворовской» – на Кольцевой и «Южного порта» на Люблинско-Дмитровской. Началось строительство Рублёво-Архангельской ветки, закончено проектирование Бирюлёвской линии.
В столице строится новая радиальная линия – Троицкая. На ней будет 17 станций, а ее длина составит более 43 км. Ветка пройдет от станции ЗИЛ МЦК и дойдет до Троицка. Это будет самый протяженный радиус московского метро и самый большой за МКАД.
Станции «ЗИЛ» и «Крымская» являются пересадочными на одноименные станции МЦК. С «Новаторской» можно пересесть на Большую кольцевую линию метро, с «Академической» – на Калужско-Рижскую.
На станции «Новомосковская» организован пересадочный узел с Сокольнической веткой.
В перспективе на станции «ЗИЛ» планируется организовать пересадку на Бирюлёвскую линию метро.
Назад
Строительство Троицкой линии ведется в два этапа. Сейчас завершен первый этап создания нового радиуса метро.
Четыре станции начали работу в сентябре 2024 года – «Новаторская», «Университет Дружбы Народов», «Генерала Тюленева», «Тютчевская», а 28 декабря открыли второй участок – станции «Корниловская», «Коммунарка» и «Новомосковская».
В рамках празднования Дня города 13 сентября 2025 года в столице открылись еще четыре станции «изумрудной» ветки – «Вавиловская», «Академическая», «Крымская» и «ЗИЛ».
Сейчас готовится проектная документация второго этапа строительства ветки – участка длиной 16,8 км с шестью станциями от «Новомосковской» до Троицка.
Для обслуживания поездов «изумрудной» линии в этом году ввели электродепо «Столбово». В 2029-м планируется завершить строительство депо «Троицкое».
НазадЛиния улучшит транспортное обслуживание около 2 млн горожан, которые получат десятки вариантов новых маршрутов и смогут значительно экономить время в пути.
Открытие метро также будет стимулировать строительство жилой и коммерческой недвижимости, создание десятков тысяч рабочих мест.
Троицкая линия уменьшит нагрузку на южные участки Сокольнической и Калужско-Рижской веток, а также на Бутовскую. Ее запуск позволит снизить интенсивность движения автотранспорта по прилегающей улично-дорожной сети, что улучшит экологическую ситуацию.
Назад
Напомним, в 2021 году МУФ проходит с 1-го по 4 июля в парке «Зарядье». Тема форума – «Города-суперзвезды. Уроки успешной трансформации». В мероприятии принимают участие более 450 спикеров, из них более половины встречаются в очном формате в специально оборудованных залах деловой программы, а еще 191 иностранного спикера подключат к дискуссиям в режиме телемоста.
Московский урбанистический форум (МУФ) – ежегодный крупнейший международный форум. Он посвящен проблемам развития больших городов.
Форум объединяет специалистов разных профессий из России и других стран – архитекторов, градостроителей, застройщиков, инвесторов, финансистов, журналистов, глав городов. На этой площадке они сообща ищут решение проблем мегаполисов: борьба с пробками, сохранение экологии, строительство жилья, дорог, метро и др.
Назад
Первый форум прошел 4-5 декабря 2011 года в гостинице Swissotel. Его организовала компания IRP Group. В 2012 году Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы создал некоммерческую организацию «Московский урбанистический форум». С тех пор она ежегодно отвечает за подготовку этого масштабного мероприятия.
В 2012-2016 годах форум проходил в московском Манеже, а в 2017-м его площадкой стал 75-й павильон на ВДНХ.
В 2018, 2019 и 2021 годах МУФ проходил в концертном зале «Зарядье», в 2023-м впервые мероприятия форума были организованы сразу на четырех городских площадках.

С 2013 года в программу форума входит Московский урбанистический фестиваль (Moscow Urban Fest), где жители и гости столицы могут посетить лекции, экспертные дискуссии и кинопоказы.

В 2019 году в программу форума был включен Конгресс Urban Health. Это конференция, посвященная здоровью городов и горожан. Основными темами стали улучшение экологии, увеличение количества парков и скверов, использование эко-материалов в строительстве, переработка мусора и др.

В 2023 году впервые мероприятия МУФа были организованы сразу на четырех городских площадках: в Зарядье, Гостином Дворе, выставочном зале «Манеж» и Лужниках. За время работы МУФ-2023 посетили свыше 7,5 млн человек.
В «Лужниках» проходило порядка 350 культурных, спортивных и развлекательных мероприятий ежедневно. Среди ключевых событий – концерты, приуроченные ко Дню Государственного флага и Дню города. Визитной карточкой площадки были ночные дискотеки по выходным.
Гостиный Двор на шесть недель превратился в интерактивное мультимедийное пространство с уникальной экспозицией, посвященной развитию здравоохранения, образования, социальной защиты и других отраслей социальной сферы.
Более 800 мероприятий было организовано в парке и концертном зале «Зарядье». Ключевым событием стала деловая программа форума, включавшая пленарные заседания, круглые столы и выступления экспертов. Всего в ее рамках состоялось 42 сессии, которые посетили более 27 тыс. человек.
Выставка «Станция Манеж», прошедшая в рамках МУФ в ЦВЗ «Манеж», побила рекорды и стала самой популярной за всю историю площадки. За 23 дня ее посетили 226 тыс. человек. Она продемонстрировала, как открытие новых транспортных магистралей улучшило движение в московской агломерации.
Назад
Собянин открыл Московский урбанистический форум
Все о Московском урбанистическом форуме
Александра Копелян


