А вы помните Москву 2011 года? Представить себе город без рекламных щитов на главных площадях, стихийных парковок и кабельных проводов над головами прохожих было невозможно. Сегодня вместо разбитых улиц – широкие тротуары, велодорожки и организованные парковки, а почти до любой точки города можно добраться на метро. Российская столица стремительно меняется вместе с москвичами. С 2011 года город вырос почти в 2,5 раза, построены тысячи километров дорог, открыты сотни новых станций метро, МЦК, МЦД. Улучшается качество строительства и продолжается реализация мегапроектов.
Главные метропроекты Москвы
Развитие столичной транспортной системы за последние годы является беспрецедентным для большинства мегаполисов мира. Строительство метрополитена остается приоритетом столичного Стройкомплекса. С 2011 года в эксплуатацию ввели 177 км линий, 90 станций метро и МЦК, а также 11 электродепо.
«Несмотря на все ограничения, связанные с коронавирусом, строительство метро не останавливалось. Это важнейшая стройка для Москвы. Без постоянного развития транспортной системы невозможно представить существование нашего города», – отметил мэр Москвы Сергей Собянин.
В Москве реализуется крупнейший в мире проект метростроения – Большая кольцевая линия (БКЛ). Длина БКЛ составит 70 км с 31 станцией и тремя электродепо.
Большая кольцевая линия метро
Большая кольцевая линия Московского метрополитена – крупнейший в мире проект метростроения. Длина БКЛ – 70 км, на нем расположены с 31 станция и три электродепо.
БКЛ стала самой длинной кольцевой линией метро в мире, обогнав бывшего «чемпиона» среди подземных колец – Вторую кольцевую линию Пекинского метро (57 км).
Впервые план создания второй кольцевой линии возник в 1947 году, когда еще строилась первая Кольцевая. Различные планы предлагались в 1970-е, 1980-е и 2000-е годы, но проект реализован не был. Решение начать строительство БКЛ принял мэр Москвы Сергей Собянин в 2011 году. Работы стартовали в ноябре того же года.
Назад
Большое кольцо соединило все радиальные ветки на расстоянии до 10 км от существующего кольца.
Со станций БКЛ можно сделать порядка 50 пересадок. В ходе строительства Большого кольца заложены технические решения, которые позволят присоединить к ней новые радиусы метро:

Назад
Первые пять станций открыли в феврале 2018 года: «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошёвская», «ЦСКА» и «Петровский парк». Длина участка – 10,5 км. Его запуск улучшил транспортную ситуацию в четырех районах столицы: Хорошёвский, Аэропорт, Тимирязевский, Савёловский и в деловом центре «Москва-Сити».

В декабре 2018 года открылась «Савёловская», одна из самых глубоких и сложных в строительстве станций БКЛ: глубина заложения превышает 65 метров. Метро в шаговой доступности получили почти 240 тыс. жителей районов Беговой, Савёловский, Бутырский, Марьина Роща.
29 марта 2020 года открыли еще три станции БКЛ - «Авиамоторную», «Лефортово» и «Нижегородскую». В канун нового, 2021 года, была запущена станция «Электрозаводская».
Станции «Мнёвники» и «Народное Ополчение» открыты 1 апреля 2021 года.
7 декабря 2021 года президент России Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли 10 станций метро на новом участке Большой кольцевой линии. Среди них – девять новых станций: Терехово», «Кунцевская», «Давыдково», «Аминьевская», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского», «Новаторская», «Воронцовская», «Зюзино», а также одна реконструированная – «Каховская».

1 марта 2023 года президент Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли последний участок нового кольца, на котором находится девять станций: «Марьина Роща», «Рижская», «Сокольники», «Текстильщики», «Печатники», «Нагатинский Затон», «Кленовый бульвар», «Каширская» и «Варшавская».
Назад
Линия была построена в максимально короткие сроки – в течение 10 лет, при этом со дня открытия первой станции БКЛ в 2018 году и до завершения строительства прошло всего пять лет.
Справиться с трудностями удалось благодаря применению передовых технологий строительства.
Так, при проходке в водоносном слое применялся метод замораживания грунтов. Эту технологию использовали на перегонах «Народное Ополчение» – «Мнёвники», «Воронцовская» – «Зюзино», а также при строительстве пересадки «Петровский парк» – «Динамо».
При строительстве станции «Нижегородская» применили технология top-down, когда подземная часть возводится «сверху-вниз» от уровня земной поверхности. Сначала бетонируют перекрытия и сваи-колонны, а потом работы идут вглубь с возможностью параллельного строительства сооружений на поверхности. Это позволяет работать в условиях плотной застройки и экономит время.
Станция «Деловой центр» была интегрирована в один из нижних этажей центрального ядра делового центра «Москва-Сити». Чтобы исключить влияние метро на прочность сооружения, в основании путей были смонтированы виброгасящие плиты, поглощающие колебания от движения поездов.
На станции «Текстильщики» впервые в истории Московского метро головную часть 10-метрового тоннелепроходческого щита весом 870 тонн опустили в монтажно-щитовую камеру в собранном виде. Уникальная операция выполнялась с помощью портальной системы, которая имеет возможность вести работу с весом порядка 1,2 тыс. тонн.
Ранее щит опускали по частям с помощью кранов-многотонников и монтировали уже в котловане. Применение портальной системы позволило на месяц сократить срок монтажа ТПМК.
В ходе строительства был установлен ряд строительных рекордов:
- на станции БКЛ «Марьина Роща» установлены самые длинные эскалаторы в столичном метро протяженностью 130 метров;
- 33 тоннелепроходческих щита было задействовано при строительстве БКЛ;
- 20 тыс. человек участвовали в строительстве Большого кольца;
- 500 погонных метров за месяц прошел щит «Лилия» при прокладке двухпутного тоннеля на западном участке БКЛ.
БКЛ полностью соответствует высоким стандартам Московского транспорта, которые включают:
- бесстыковой путь – технологию, обеспечивающую комфорт пассажиров, плавность и тишину поездок в метро, увеличение срока службы инфраструктуры;
- датчики на основе RFID-меток – путевые датчики, помогающие машинистам управлять поездами точнее и безопаснее;
- подогрев ступеней в вестибюлях – зимой не образуется наледь и повышается безопасность пассажиров;
- освещение – подобрана оптимальная освещенность на станциях, что позитивно влияет на настроение пассажиров;
- пожаробезопасные зоны для маломобильных пассажиров, куда подается свежий воздух – в случае чрезвычайной ситуации здесь можно укрыться от пожара;
- лифты и тактильную плитку.

Назад
Сегодня на Большом кольце работает 12 станций. В 2021 году открылись «Народное Ополчение» и «Мнёвники», которые входят в западный участок БКЛ. Замкнуть кольцо планируется в следующем году.
«Метро для Москвы – больше, чем просто транспорт. Это объект жизнеобеспечения, без которого город просто встанет. 70% москвичей предпочитают другим видам транспорта именно метро. Поэтому строительство подземки для столицы приоритетный проект. Даже в текущих эпидемиологических условиях мэром принято решение не только не притормаживать работы, а напротив – ускорить строительство подземки», – отметил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.
Продлевается Люблинско-Дмитровская ветка до поселка Северный, где на новом участке от «Селигерской» до «Физтеха» будут три новые станции: «Улица 800-летия Москвы», «Лианозово» и «Физтех». Все работы планируется закончить в 2022 году.
Как строят тоннели метро и что такое ТПМК
Тоннелепроходческий механизированный комплекс (также тоннелепроходческий щит, ТПМК) – машина для строительства тоннелей метро.
В 1930-е годы первые станции столичной подземки строились вручную: киркой и лопатой. Сегодня в арсенале метростроителей – передовые технологии. Для прокладки тоннелей используют автоматизированную сверхпрочную конструкцию под названием «проходческий щит». Ее можно сравнить со «стальным червем», который сверлит путь в толще породы, оставляя за собой готовый тоннель.
Назад
По легенде, изобретатель первого в мире проходческого щита англичанин Марк Брунель действительно придумал такую конструкцию после того, как во время службы во флоте пригляделся к «работе» корабельного червя. Он заметил, что голова моллюска покрыта жесткой раковиной, с помощью зазубренных краев которой червь буравил дерево, оставляя за собой на стенках хода гладкий защитный слой извести.
Идея машины оформилась в конструкцию в 1817 году, когда русский император Александр I обратился к Брунелю с просьбой спроектировать тоннель под Невой в Санкт-Петербурге. Правда, в России инженеру поработать не удалось – император решил возвести в намеченном месте мост. Однако в 1818 году первый щит Брунеля был запатентован, а в 1825-м с его помощью началось строительство тоннеля под Темзой.

Назад
В России проходческий щит впервые использовали в 1934 году для проходки сложного участка первой очереди московского метро между Театральной площадью и Лубянкой.
А при строительстве второй очереди столичной подземки на трассах одновременно работало уже 42 щита – рекорд по объему используемой техники.

Московские строители первыми в мире с помощью тоннелепроходческих щитов стали прокладывать наклонные тоннели для эскалаторных зон. По заказу Мосметростроя канадская фирма Lovat разработала и изготовила ТПМК с наружным диаметром 11 м. Именно с его использованием столичные метростроевцы впервые совершили щитовую проходку тоннеля для эскалаторов. Это произошло на станции «Марьина роща» Люблинско-Дмитровской линии метро.
Назад
Тоннели строятся в самых сложных инженерно-геологических условиях, и современные щиты рассчитаны на проходку в различных грунтах, в том числе в неустойчивых.
Комплексы работают в два цикла: сначала разрабатывают грунт, затем возводят обделку, производя монтаж блоков. Средняя скорость проходки щитов сегодня составляет 250-300 м в месяц.

Назад
Тоннелепроходческий комплекс – это целый завод по переработке грунта. В Москве всегда строили метро щитами диаметром 6 метров, теперь проходка ведется также 10-метровыми машинами-гигантами.

Щиты – «десятки» используют при строительстве двухпутных тоннелей, где в одном тоннеле проходят пути встречных направлений, а платформы находятся по бокам.
Для обслуживания и эксплуатации одного большого щита требуется меньше оборудования для вывоза грунта, сокращается и количество сопутствующей инфраструктуры – это освещение, вентиляция, подвоз тюбингов.
Назад
Метростроители называют проходческие щиты женскими именами. Этот обычай появился благодаря Ричарду Ловату, основателю и владельцу известной канадской фирмы LOVAT, выпускающей ТПМК.
Он решил, что все щиты компании должны носить женские имена в честь покровительницы подземных работ святой Варвары. Традиция распространилась и на машины других производителей.
Назад
Также продолжается строительство участка Солнцевского радиуса от станции метро «Рассказовка» до аэропорта Внуково. Это будет единственная воздушная гавань в нашей стране с «собственной» станцией подземки. Строительство станций «Пыхтино» и «Внуково» и метромоста над руслом реки Ликова планируется завершить в 2023 году.
Строится Троицкая линия, которая пройдет от БКЛ до Коммунарки, а в перспективе дотянется до Троицка. Общая длина всей ветки составит почти 40 км. В зоне притяжения новой линии проживает более 1 млн человек, работают либо учатся еще несколько сотен тысяч. Ежедневно новой веткой смогут пользоваться около 100 тысяч человек.
Будет продлена и Арбатско-Покровская линия – до района Гольяново. В планах – строительство новых станций на действующих линиях метро: «Суворовской» на Кольцевой и «Южного порта» на Люблинско-Дмитровской. Началось строительство Рублёво-Архангельской ветки, закончено проектирование Бирюлёвской линии.
Рублёво-Архангельская линия метро
Рублёво-Архангельская линия метро длиной 27,6 км с 12 станциями протянется от Московского международного делового центра «Москва-Сити» до Рублёво-Архангельского за МКАД и далее в Красногорск.
Линия свяжет деловые кварталы: ММДЦ «Москва-Сити» и «СберСити» в новом микрорайоне Рублёво-Архангельское. На конечной станции «Деловой центр» пассажиры графитовой ветки смогут пользоваться инфраструктурой Москвы-Сити – одного из крупнейших транспортных хабов города.
На новой ветке будут организуют на Московское центральное кольцо, Солнцевскую, Филёвскую, Арбатско-Покровскую и Большую кольцевую линии метро.
Назад
Первые две станции графитовой ветки – «Деловой центр» и «Шелепиха» – открылись в 2018 году в составе БКЛ. Сейчас их временно закрыли для интеграции с Рублёво-Архангельской линией.
В 2021-м стартовали первый и второй этапы строительства новой ветки от «Шелепихи» до «Липовой Рощи». Длина участка составит 12,7 км, на нем появится шесть станций:
- «Звенигородская» – возле пересечения ул. Шеногина, Шелепихинского шоссе и 1-го Силикатного проезда;
- «Народное Ополчение» (пересадочная на одноименную станцию БКЛ) – вдоль ул. Демьяна Бедного на пересечении с просп. Маршала Жукова;
- «Бульвар Генерала Карбышева» – вдоль ул. Маршала Тухачевского на пересечении с б-р. Генерала Карбышева;
- «Серебряный Бор» – вдоль ул. Паршина рядом с пересечением с ул. Живописная;
- «Строгино» (пересадочная на одноименную станцию Арбатско-Покровской линии) – вдоль Строгинского бульвара;
- «Липовая Роща» – на территории Московской области вдоль МКАД, между Новорижским шоссе и участком жилой и общественной застройки «Спутник».
В 2024-2025 годах стартовало строительство третьего пускового комплекса от станции «Липовая Роща» до «Ильинской» длиной 6 км. Здесь появятся две станции:
- «Рублёво-Архангельское» – на территории одноименного микрорайона в районе Кунцево между Проектируемыми проездами № 7120 и № 7101;
- «Ильинская» – в районе Кунцево между Ильинским шоссе и 23-м км Новорижского шоссе.
Также планируется продление линии в Красногорск с двумя станциями с рабочими названиями «Красногорск» и «Изумрудные холмы».
На начальном этапе линию будет обслуживать электродепо «Солнцево», в планах – создание депо «Ильинское».
Назад
По прогнозам, в первые годы работы веткой смогут пользоваться порядка 170 тыс. человек в сутки, а в перспективе – до 250 тыс.
Открытие новой ветки метро улучшит транспортное обслуживание около 1 млн (нынешних и будущих) жителей семи районов Москвы: Пресненский, Дорогомилово, Филёвский Парк, Щукино, Строгино, Хорошёво-Мнёвники и Кунцево, в том числе возводимых кварталов по реновации и территорий комплексной застройки.
Улучшится транспортная ситуация и более чем для 200 тыс. жителей Московской области. На предприятиях, расположенных на прилегающих к новой линии территориях, к 2031 году будет насчитываться около 850 тыс. мест приложения труда, в том числе – 300 тыс. новых.
Москвичи и гости столицы получат новые варианты поездок по городу с удобными пересадками на БКЛ, Солнцевскую, Филёвскую, Арбатско-Покровскую линии метро и МЦК.
Подробнее: https://stroi.mos.ru/photo_lines/stantsiia-narodnoie-opolchieniie-ghotova-bolieie-chiem-na-60-kak-stroiat-piervyi-uchastok-rubliovo-arkhanghiel-skoi-linii-mietro?from=cl
Назад
Курс на транспортную доступность
Главным событием 2016 года стало открытие Московского центрального кольца (МЦК). Оно позволило разгрузить Кольцевую линию и железнодорожные вокзалы. Время пассажиров в пути сократилось в среднем на 20 минут. МЦК уже стало неотъемлемой частью транспортного каркаса города и послужило драйвером развития территорий около кольца.
2019 год подарил горожанам Московские центральные диаметры (МЦД). Запущено движение по МЦД-1 Одинцово – Лобня и МЦД-2 Нахабино – Подольск. Линии, связавшие столицу с Подмосковьем, работают в режиме наземного метро.
Московские центральные диаметры: «наземное» метро
Крупнейший транспортный проект Москвы и Московской области – новое «наземное» метро, которое объединяет пригородные электрички и столичное метро.
Назад
- поезда из Подмосковья проезжают Москву насквозь
- график работы с 5:30 утра до 1:00 ночи
- интервал движения между поездами 5-6 минут в часы пик
- отсутствие дневного перерыва
- удобные платформы и комфортные поезда

Назад
21 ноября 2019 года запустили МЦД-1 «Белорусско-Савёловский» и МЦД-2 «Курско-Рижский».
17 августа 2023 года открыли движение по МЦД-3 «Ленинградско-Казанский». А 9 сентября запущен МЦД-4 «Калужско-Нижегородский».

Назад
Поездами МЦД являются все электропоезда, которые курсируют по маршруту диаметров (кроме экспрессов).
По маршрутам МЦД-1 и МЦД-2 курсируют современные поезда «Иволга» российского производства. По техническим параметрам, уровню комфорта и экономической эффективности они соответствуют лучшим зарубежным аналогам, а по некоторым характеристикам превосходят их.
Их ключевые преимущества:
- широкие двери ускоряют посадку/высадку пассажиров;
- плавный ход поезда и низкий уровень шума и вибрации при движении;
- «теплые» поручни;
- системы обеззараживания воздуха;
- предусмотрены крепления для велосипедов, USB-розетки для зарядки гаджетов, бесплатный Wi-Fi, информационное табло;
- адаптированы для маломобильных пассажиров - надежные крепления для колясок, просторные туалетные комнаты. Для слабовидящих пассажиров информационные таблички дублируются шрифтом Брайля.

Назад
Благодаря новой тарифной системе, при поездках по Москве пассажиры смогут ежедневно экономить на проезде до 50%, а пассажиры, приезжающие из Московской области в границах МЦД, до 75%.
МЦД разделены на три тарифные зоны – «Центральная», «Пригород», «Дальняя».
Оплатить проезд можно картой «Тройка». Бесплатная пересадка действует в течение 90 минут.
Назад
Ранее главной проблемой железнодорожной инфраструктуры столицы была ее разобщенность. Решить эту задачу властям помогло эффективное применение зарубежного опыта.
«Мы посмотрели проект «Большого Парижа» – большое кольцо, метро, железные дороги. Взяли и сделали МЦК, а в Париже построили еще только две станции. Мы посмотрели на Лондон, они над одной линией работают 15 лет, она построена наполовину. Мы построили МЦД-1 и МЦД-2 со схожими параметрами за три года. Еще один МЦД – от Зеленограда до Раменского – будет построен через год-два, и потом запустим еще два МЦД. Это гигантская работа, которая ведется вместе с коллегами из РЖД и Московской областью», – заявил Собянин.
Так, МЦД-3 «Ленинградско-Казанский» сократит время в пути для жителей Подмосковья на 43%, для москвичей – на 38%. Открытие МЦД-4 «Киевско-Горьковский» улучшит транспортное обслуживание 23 районов Москвы с населением более 2,5 млн человек. МЦД-5 «Ярославско-Павелецкий» свяжет города Пушкино и Домодедово через Москву.
На Киевском направлении МЖД уже построено 5 из 14 станций – это Победа, Санино, Мичуринец, Крёкшино, Внуково, которые войдут в МЦД-4. В 2021 году запланировано открытие еще шести станций, две из них – новые.
Дороги и общественный транспорт
Дороги в Москве – это сложные инженерные сооружения с тоннелями, развязками, мостами, путепроводами. Благодаря интенсивному дорожному строительству и реконструкции доля перегруженных участков на магистральной сети с 2011 года сократилась на 20%. Так, за это время введено свыше 1000 км дорог, 310 мостов, эстакад и тоннелей, а также 262 пешеходных перехода.
Реконструкция клеверных развязок на МКАД
Развязки клеверного типа строились на МКАД в 1990-х годах, когда поток транспорта на кольцевой автодороге был небольшой. В 2000-х количество машин в городе выросло в разы и «клеверные листы» перестали справляться с нагрузкой. Такие развязки имеют свойство самозапираться: когда блокируется один въезд, практически сразу же встают остальные.
В 2011 году был дан старт масштабной реконструкции развязок на МКАД. На место нерезультативных «клеверов» пришли многоуровневые развязки с направленными съездами – эстакадами и тоннелями. Они эффективнее справляются с плотным трафиком, не допуская пересечения транспортных потоков. После реконструкции пропускная способность развязки увеличивается до 30%.


Назад
С 2012 года в столице реконструировали и построили 22 развязки клеверного типа общей протяженностью более 180 км дорог:

Назад
После модернизации 22-й – на пересечении МКАД с Алтуфьевским шоссе –масштабный проект по реконструкции развязок завершился.

Назад
Также реконструировали участки МКАД – построили переходно-скоростные полосы, боковые проезды и развязки на пересечении с магистральными улицами и улицами районного значения.
Кроме того, была проведена работа по закрытию несанкционированных съездов на МКАД.
Назад
Проведена масштабная реконструкция дорожной сети, в том числе развязок на МКАД и вылетных магистралей. Построена ЦКАД.

«Развитие транспортной инфраструктуры – ключевое направление работы Стройкомплекса. При этом огромное внимание уделяется дорожному строительству. В планах на этот год – ввести около 74 км дорог, 18 мостов, эстакад и тоннелей, 16 пешеходных переходов», – сказал Андрей Бочкарёв.
Москвичи стали чаще делать выбор в пользу общественного транспорта – метро, МЦК и МЦД, а также такси, каршеринга и даже велосипедов. Добраться до любой точки города теперь не составляет труда.
В 2015 году в столице заработал каршеринг. Горожане могут взять автомобиль в аренду с поминутной тарификацией, доехать до места назначения и вернуть машину в любом из пунктов обслуживания поблизости. Такая услуга работает и во многих европейских городах, что значительно снижает перепробег машин и нагрузку на городские улицы.
В 2018 году открыто регулярное движение электробусов. Они отличаются от автобусов отсутствием выбросов в атмосферу и движением без шума. Каждый электробус оснащен медиаэкранами и Wi-Fi. Затраты на эксплуатацию электробуса на 10% ниже, чем троллейбуса.
«Правительство Москвы первым из мировых мегаполисов четко определило стратегию полного перехода с дизельных автобусов на самые современные электробусы. Столицу нужно избавлять от выбросов городского транспорта», – отмечал мэр.
Кстати, зарядки для электробусов и электромобилей планируется размещать в составе новых транспортно-пересадочных узлов (ТПУ).
Настоящий прорыв был сделан в развитии такси. Сегодня в Москве один из самых лучших рынков этого вида транспорта, на котором работают только городские перевозчики. Качество работы такси улучшилось и в связи с упорядочением парковочного пространства в центре и вводом выделенных полос для общественного транспорта.
Чистое небо над «Моей улицей»
Гигантские баннеры, кислотные вывески на исторических фасадах зданий... Кто еще помнит такую Москву? Весь центр города раньше напоминал большую рыночную площадь: везде реклама и нависающие над головами провода. Архитектурную справедливость восстановили и вернули зданиям их первоначальный облик.

Новые требования к размещению информационных конструкций магазинов, ресторанов, банков на фасадах зданий были утверждены в Москве в конце 2013 года. Теперь нельзя использовать оконные пленки, полностью закрывать витрины плакатами, устанавливать световые короба и размещать вывески на глухих торцах зданий.

«Раньше к вывескам не предъявляли специальных требований. Они перебивали друг друга, были слишком большими или яркими, не подходили по цвету, форме или стилю. Мы разработали и утвердили стандарт оформления таких конструкций. Благодаря обновленным, стилистически выдержанным вывескам открылся вид на прекрасную архитектуру города. Больше вы нигде не встретите неоновые буквы, загораживающие фасад особняка XIX века», – сказал главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.

Вспомним также гирлянды из проводов и кабелей, которые висели по всему центру Москвы. Некомфортно и небезопасно. Поэтому правительство города приняло решение запустить проект «Чистое небо» в рамках программы «Моя улица».
Напомним, программа «Моя улица» – крупнейший проект благоустройства в современной истории Москвы. С 2015 года от «визуального мусора» очистили более 300 улиц, которые стали гораздо безопаснее – спрятанным под землю сетям не страшен снег, ледяной дождь и ветер.
На Тверской улице в 2017 году строители проделали большую работу по прокладке подземных коммуникаций: в тоннелях уложено 28 тыс. метров труб для кабельных линий и 7 тыс. метров новых кабелей. Также установлено 95 коллекторных колодцев.
Здесь появились энергосберегающие фонари. Для пассажиров общественного транспорта обустроили удобные современные остановки и электронными табло с расписанием. На Тверской высадили деревья, сделали удобные пешеходные дорожки, заменили асфальт.
«Деревья появляются на исторических улицах, на которых их не было десятилетиями. На Тверской улице в центре Москвы воссоздали историческую липовую аллею, которую вырубили в 90-е годы прошлого века», – сказал Сергей Собянин.
Москва спортивная
Москва меняется вместе с горожанами. Столица становится удобнее и комфортнее для жизни. Появляются новые парки и скверы, велодорожки, благоустроенные набережные. Тренд последних лет – здоровый образ жизни и создание спортивной инфраструктуры – только подстегивает горожан еще больше заниматься своим здоровьем.

В столице насчитывается самое большое в мире количество футбольных стадионов высокого уровня. В 2014 году открылся стадион футбольного клуба «Спартак», в 2016 году – «ЦСКА», который сейчас называется «ВЭБ Арена».
В 2017 году после реконструкции заработал легендарный стадион «Лужники», а годом позднее – домашний стадион футбольного клуба «Динамо». В 2018 году Россия впервые стала хозяйкой Чемпионата мира по футболу.
Работы по строительству объектов спорта в столице продолжаются. В 2021 году планируется сдать еще 13. До конца года должны ввести Международный центр самбо и бокса на территории Олимпийского комплекса «Лужники», многофункциональный спортивный комплекс на территории Мнёвниковской поймы, два футбольных поля, пять физкультурно-оздоровительных комплексов, ВМХ-велодром, легкоатлетический манеж. Также будут завершены работы по развитию территории спортивного комплекса «Воробьёвы горы».
«За последние десять лет в Москве построили свыше 140 крупных объектов спорта. Это футбольные поля, физкультурно-оздоровительные комплексы, бассейны, стадионы и дворцы спорта. Разумеется, на всех новых объектах создается доступная среда, чтобы ими могли пользоваться и маломобильные жители», – рассказал руководитель Департамента строительства Москвы Рафик Загрутдинов.
Строительство дорог в Москве
Все о развитии железных дорог
Развитие метрополитена