Счастливого Нового года и Рождества!
timelapse
Все темы

Москва: было – стало

Темы в материале

А вы помните Москву 2011 года? Представить себе город без рекламных щитов на главных площадях, стихийных парковок и кабельных проводов над головами прохожих было невозможно. Сегодня вместо разбитых улиц – широкие тротуары, велодорожки и организованные парковки, а почти до любой точки города можно добраться на метро. Российская столица стремительно меняется вместе с москвичами. С 2011 года город вырос почти в 2,5 раза, построены тысячи километров дорог, открыты сотни новых станций метро, МЦК, МЦД. Улучшается качество строительства и продолжается реализация мегапроектов.

Главные метропроекты Москвы

Развитие столичной транспортной системы за последние годы является беспрецедентным для большинства мегаполисов мира. Строительство метрополитена остается приоритетом столичного Стройкомплекса. С 2011 года в эксплуатацию ввели 177 км линий, 90 станций метро и МЦК, а также 11 электродепо.

«Несмотря на все ограничения, связанные с коронавирусом, строительство метро не останавливалось. Это важнейшая стройка для Москвы. Без постоянного развития транспортной системы невозможно представить существование нашего города», – отметил мэр Москвы Сергей Собянин.

 

В Москве реализуется крупнейший в мире проект метростроения – Большая кольцевая линия (БКЛ). Длина БКЛ составит 70 км с 31 станцией и тремя электродепо.

 

Начать просмотр
ВОПРОСЫ   #5
Большая кольцевая линия метро
  • БКЛ (Большая кольцевая линия метро)
Большая кольцевая линия метро

Большая кольцевая линия Московского метрополитена – крупнейший в мире проект метростроения. Длина БКЛ составит 70 км с 31 станцией и тремя электродепо.

БКЛ может стать самой длинной кольцевой линией метро в мире, обогнав нынешнего «чемпиона» среди подземных колец – Вторую кольцевую линию Пекинского метро (57 км).

Первые идеи строительства БКЛ в Москве относятся к 1985 году. Но из-за недостатка ресурсов и других причин к реализации проекта не приступали в течение 25 лет. Решение начать строительство БКЛ принял мэр Москвы Сергей Собянин в 2011 году. Работы стартовали в ноябре того же года.

Назад

Большое кольцо соединит все радиальные ветки на расстоянии до 10 км от существующего кольца.

Со станций БКЛ можно будет сделать:

В ходе строительства БКЛ закладываются технические решения, которые позволят присоединить к ней новые радиусы метро:

Назад

На БКЛ запущены 12 станций метро.

Первые пять станций открыли в феврале 2018 года: «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошёвская», «ЦСКА» и «Петровский парк». Длина участка – 10,5 км. Его запуск улучшил транспортную ситуацию в четырех районах столицы: Хорошёвский, Аэропорт, Тимирязевский, Савёловский и в деловом центре «Москва-Сити».

В декабре 2018 года открылась «Савёловская», одна из самых глубоких и сложных в строительстве станций БКЛ: глубина заложения превышает 65 метров. Метро в шаговой доступности получили почти 240 тыс. жителей районов Беговой, Савёловский, Бутырский, Марьина Роща. Они могут без пересадок добраться от Савёловского вокзала до Новой Москвы (станция метро «Рассказовка»).

29 марта 2020 года открыли еще три станции БКЛ - «Авиамоторную», «Лефортово» и «Нижегородскую». Пока не будет полностью готов восточный радиус Большого кольца, они будут работать в составе Некрасовской линии.

Также в составе розовой линии метро действует открывшаяся в канун нового, 2021 года, «Электрозаводская».

Станции «Мнёвники» и «Народное Ополчение» открыты 1 апреля 2021 года.

Назад

Работы по проектированию и строительству развернуты на всех участках БКЛ.

Замкнуть кольцо планируется к 2022 году.

 

Назад

Вибропути. Поезда ходят по плите, «подвешенной» на вибропружинах. Когда на платформу подъезжает состав, пути амортизируют. Применение этой технологии практически нейтрализует вибрационное воздействие на здания, находящиеся на поверхности.

Колонны дымоудаления. В случае экстренной ситуации они «вытянут» дым с платформы.

Противопожарные «шторы». Так, на станции метро «Петровский парк» они спрятаны на «балконах» у перехода на зеленую ветку. Шторы выдвигаются, если на станции возникнет пожар или задымление. Они сделаны из специальной ткани, и в случае нештатной ситуации смогут отсечь открытые источники огня и не допустить распространения дыма.

Назад

Сегодня на Большом кольце работает 12 станций. В 2021 году открылись «Народное Ополчение» и «Мнёвники», которые входят в западный участок БКЛ. Замкнуть кольцо планируется в следующем году.

 

 

«Метро для Москвы – больше, чем просто транспорт. Это объект жизнеобеспечения, без которого город просто встанет. 70% москвичей предпочитают другим видам транспорта именно метро. Поэтому строительство подземки для столицы приоритетный проект. Даже в текущих эпидемиологических условиях мэром принято решение не только не притормаживать работы, а напротив – ускорить строительство подземки», – отметил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.

Продлевается Люблинско-Дмитровская ветка до поселка Северный, где на новом участке от «Селигерской» до «Физтеха» будут три новые станции: «Улица 800-летия Москвы», «Лианозово» и «Физтех». Все работы планируется закончить в 2022 году.

 

Начать просмотр
ВОПРОСЫ   #6
Как строят тоннели метро и что такое ТПМК
  • тоннелепроходческий щит
  • ТПМК
Как строят тоннели метро и что такое ТПМК

Тоннелепроходческий механизированный комплекс (также тоннелепроходческий щит, ТПМК) – машина для строительства тоннелей метро.

В 1930-е годы первые станции столичной подземки строились вручную: киркой и лопатой. Сегодня в арсенале метростроителей – передовые технологии. Для прокладки тоннелей используют автоматизированную сверхпрочную конструкцию под названием «проходческий щит». Ее можно сравнить со «стальным червем», который сверлит путь в толще породы, оставляя за собой готовый тоннель.

Назад

По легенде, изобретатель первого в мире проходческого щита англичанин Марк Брунель действительно придумал такую конструкцию после того, как во время службы во флоте пригляделся к «работе» корабельного червя. Он заметил, что голова моллюска покрыта жесткой раковиной, с помощью зазубренных краев которой червь буравил дерево, оставляя за собой на стенках хода гладкий защитный слой извести.

Идея машины оформилась в конструкцию в 1817 году, когда русский император Александр I обратился к Брунелю с просьбой спроектировать тоннель под Невой в Санкт-Петербурге. Правда, в России инженеру поработать не удалось – император решил возвести в намеченном месте мост. Однако в 1818 году первый щит Брунеля был запатентован, а в 1825-м с его помощью началось строительство тоннеля под Темзой.

Назад

В нашей стране проходческий щит впервые использовали в 1934 году для проходки сложного участка первой очереди московского метро между Театральной площадью и Лубянкой. А при строительстве второй очереди столичной подземки на трассах одновременно работало уже 42 щита – рекорд по объему используемой техники.

Московские строители первыми в мире с помощью тоннелепроходческих щитов стали прокладывать наклонные тоннели для эскалаторных зон. По заказу Мосметростроя канадская фирма Lovat разработала и изготовила ТПМК с наружным диаметром 11 метров. Именно с его использованием столичные метростроевцы впервые совершили щитовую проходку тоннеля для эскалаторов. Это произошло на станции «Марьина роща» Люблинско-Дмитровской линии метро.

Назад

Тоннели строятся в самых сложных инженерно-геологических условиях, и современные щиты рассчитаны на проходку в различных грунтах, в том числе в неустойчивых. Комплексы работают в два цикла: сначала разрабатывают грунт, затем возводят обделку, производя монтаж блоков. Средняя скорость проходки щитов сегодня составляет 250-300 метров в месяц.

Назад

Тоннелепроходческий комплекс – это целый завод по переработке грунта. В Москве всегда строили метро щитами диаметром 6 метров, теперь проходка ведется и 10-метровыми машинами-гигантами. 

Щиты – «десятки» используют при строительстве двухпутных тоннелей, где в одном тоннеле проходят пути встречных направлений, а платформы находятся по бокам.

Для обслуживания и эксплуатации одного большого щита требуется меньше оборудования для вывоза грунта, сокращается и количество сопутствующей инфраструктуры – это освещение, вентиляция, подвоз тюбингов.

Назад

Метростроители называют проходческие щиты женскими именами. Этот обычай появился благодаря Ричарду Ловату, основателю и владельцу известной канадской фирмы LOVAT, выпускающей ТПМК. Он решил, что все щиты компании должны носить женские имена в честь покровительницы подземных работ святой Барбары. Традиция распространилась и на машины других производителей. Сегодня московское метро строят «Татьяна», «Лилия», «Ольга», «Любовь», «Полина», «Софья», «Наталья»…

Назад

Также продолжается строительство участка Солнцевского радиуса от станции метро «Рассказовка» до аэропорта Внуково. Это будет единственная воздушная гавань в нашей стране с «собственной» станцией подземки. Строительство станций «Пыхтино» и «Внуково» и метромоста над руслом реки Ликова планируется завершить в 2023 году.

 

Строится Троицкая линия, которая пройдет от БКЛ до Коммунарки, а в перспективе дотянется до Троицка. Общая длина всей ветки составит почти 40 км. В зоне притяжения новой линии проживает более 1 млн человек, работают либо учатся еще несколько сотен тысяч. Ежедневно новой веткой смогут пользоваться около 100 тысяч человек.

 

 

Будет продлена и Арбатско-Покровская линия – до района Гольяново. В планах – строительство новых станций на действующих линиях метро: «Суворовской» на Кольцевой и «Южного порта» на Люблинско-Дмитровской. Началось строительство Рублёво-Архангельской ветки, закончено проектирование Бирюлёвской линии.

 

Начать просмотр
ВОПРОСЫ   #3
Рублёво-Архангельская линия метро
  • Рублево-Архангельская линия метро
Рублёво-Архангельская линия метро

Новая линия метро обеспечит транспортное обслуживание территории Рублёво-Архангельское и максимального количества проживающих и работающих на территории районов Митино, Строгино и Хорошёво-Мнёвники. Время в пути для них сократится в 1,5 раза.

Назад

Строительство будет вестись в два этапа. Длина первого участка метро составит 12,65 км. На нем разместятся шесть станций (названия могут быть изменены):

  • «Звенигородская» – в районе Хорошёво-Мнёвники возле пересечения улицы Шеногина, Шелепихинского шоссе и 1-го Силикатного проезда;
  • «Карамышевская» (здесь можно будет сделать пересадку на станцию «Народное Ополчение» Большой кольцевой линии) – вдоль улицы Демьяна Бедного на пересечении с проспектом Маршала Жукова;
  • «Бульвар Карбышева» – параллельно улице Маршала Тухачевского напротив бульвара Генерала Карбышева;

  • «Живописная» – вдоль улицы Паршина рядом с территорией учебного спортивно-оздоровительного комплекса «Октябрь»;

  • «Строгино» (пересадочная на одноименную станцию Арбатско-Покровской линии) – на Строгинском бульваре параллельно существующей станции метро «Строгино»;

  • «Липовая Роща» – на территории Московской области вдоль МКАД, между Новорижским шоссе и территорией жилой и общественной застройки «Спутник».

Трассировка второго этапа строительства находится в разработке. Строительные работы планируется начать в 2023 году.

Назад

Строительство Рублёво-Архангельской линии начнется до конца 2021 года. Трассировка утверждена. 

В перспективе Рублёво-Архангельскую линию метро планируется соединить с Бирюлёвской линией в центральной части города. В результате Москва получит новую диаметральную линию, которая не будет заходить внутрь действующего кольца подземки, охватывая дополнительные районы города. Такой радиус позволит создать большое количество новых маршрутов передвижения и обеспечит скоростным транспортом миллионы людей.

Сейчас проектирование соединительного участка метро не ведется.

Назад

Курс на транспортную доступность

Главным событием 2016 года стало открытие Московского центрального кольца (МЦК). Оно позволило разгрузить Кольцевую линию и железнодорожные вокзалы. Время пассажиров в пути сократилось в среднем на 20 минут. МЦК уже стало неотъемлемой частью транспортного каркаса города и послужило драйвером развития территорий около кольца.

 

 

2019 год подарил горожанам Московские центральные диаметры (МЦД). Запущено движение по МЦД-1 Одинцово – Лобня и МЦД-2 Нахабино – Подольск. Линии, связавшие столицу с Подмосковьем, работают в режиме наземного метро.

 

Начать просмотр
ВОПРОСЫ   #5
Московские центральные диаметры: «наземное» метро
  • МЦД
Московские центральные диаметры: «наземное» метро

Крупнейший транспортный проект Москвы и Московской области - новое «наземное» метро, которое объединяет пригородные электрички и столичное метро.

 

Назад
  • поезда из Подмосковья проезжают Москву насквозь
  • график работы с 5:30 утра до 1:00 ночи
  • интервал движения между поездами 5-6 минут в часы пик
  • отсутствие дневного перерыва
  • удобные платформы и комфортные поезда
  • стоимость проезда как в метро и МЦК
  • бесплатные пересадки на метро и МЦК в течение 90 минут

Назад

21 ноября 2019 года запустили МЦД-1 «Белорусско-Савёловский» и МЦД-2 «Курско-Рижский».

Позже откроют еще три диаметра: МЦД-3 «Ленинградско-Казанский», МЦД-4 «Киевско-Горьковский» и МЦД-5 «Ярославско-Павелецкий».

В дальнейшем могут быть рассмотрены новые маршруты.

Назад

Поездами МЦД являются все электропоезда, которые курсируют по маршруту диаметров (кроме экспрессов). Пассажиров на МЦД-1 также перевозят поезда «Аэроэкспресс», следующие в аэропорт Шереметьево. На участке от Одинцово до Окружной оплата производится по тарифу МЦД, для поездки в аэропорт необходимо приобрести соответствующий билет.

Также по маршрутам МЦД-1 и МЦД-2 курсируют современные поезда «Иволга» российского производства. По техническим параметрам, уровню комфорта и экономической эффективности они соответствуют лучшим зарубежным аналогам, а по некоторым характеристикам превосходят их.

Их ключевые преимущества:

  • Широкие двери ускоряют посадку/высадку пассажиров
  • Плавный ход поезда и низкий уровень шума и вибрации при движении
  • «Теплые» поручни
  • Системы обеззараживания воздуха
  • Предусмотрены крепления для велосипедов, USB-розетки для зарядки гаджетов, бесплатный Wi-Fi, информационное табло
  • Адаптированы для маломобильных пассажиров - надежные крепления для колясок, просторные туалетные комнаты. Для слабовидящих пассажиров информационные таблички дублируются шрифтом Брайля

Назад

Благодаря новой тарифной системе, при поездках по Москве пассажиры будут ежедневно экономить на проезде до 50 процентов, пассажиры, приезжающие из Московской области в границах МЦД, до 75 процентов.

МЦД разделены на 3 тарифные зоны – «Центральная», «Пригород», «Дальняя». Стоимость проезда можно узнать здесь

Оплатить проезд можно картой «Тройка». Бесплатная пересадка действует в течение 90 минут.

Назад

Ранее главной проблемой железнодорожной инфраструктуры столицы была ее разобщенность. Решить эту задачу властям помогло эффективное применение зарубежного опыта.

«Мы посмотрели проект «Большого Парижа» – большое кольцо, метро, железные дороги. Взяли и сделали МЦК, а в Париже построили еще только две станции. Мы посмотрели на Лондон, они над одной линией работают 15 лет, она построена наполовину. Мы построили МЦД-1 и МЦД-2 со схожими параметрами за три года. Еще один МЦД – от Зеленограда до Раменского – будет построен через год-два, и потом запустим еще два МЦД. Это гигантская работа, которая ведется вместе с коллегами из РЖД и Московской областью», – заявил Собянин.

 

Так, МЦД-3 «Ленинградско-Казанский» сократит время в пути для жителей Подмосковья на 43%, для москвичей – на 38%. Открытие МЦД-4 «Киевско-Горьковский» улучшит транспортное обслуживание 23 районов Москвы с населением более 2,5 млн человек. МЦД-5 «Ярославско-Павелецкий» свяжет города Пушкино и Домодедово через Москву.

На Киевском направлении МЖД уже построено 5 из 14 станций – это Победа, Санино, Мичуринец, Крёкшино, Внуково, которые войдут в МЦД-4. В 2021 году запланировано открытие еще шести станций, две из них – новые.

Дороги и общественный транспорт

Дороги в Москве – это сложные инженерные сооружения с тоннелями, развязками, мостами, путепроводами. Благодаря интенсивному дорожному строительству и реконструкции доля перегруженных участков на магистральной сети с 2011 года сократилась на 20%. Так, за это время введено свыше 1000 км дорог, 310 мостов, эстакад и тоннелей, а также 262 пешеходных перехода.

 

Начать просмотр
ВОПРОСЫ   #7
Реконструкция «клеверных» развязок на МКАД
  • дорожное строительство
  • развязки на МКАД
Реконструкция «клеверных» развязок на МКАД

Развязки клеверного типа строились на МКАД в 1990-х годах, когда поток транспорта на кольцевой автодороге был небольшой. В 2000-х количество машин в городе выросло в разы и «клеверные листы» перестали справляться с нагрузкой. Такие развязки имеют свойство самозапираться: когда блокируется один въезд, практически сразу же встают остальные.

В 2011 году началась масштабная реконструкция развязок на МКАД. Вместо нерезультативных «клеверов» возводят многоуровневые развязки с направленными съездами – эстакадами и тоннелями. Они эффективнее справляются с плотным трафиком, не допуская пересечения транспортных потоков. После реконструкции пропускная способность развязки увеличивается до 30%.

Назад

В рамках первого этапа реконструкции МКАД заменили 16 развязок клеверного типа на пересечении с крупными вылетными магистралями.

Это Косинская, Бусиновская и Молодогвардейская развязки, развязки на пересечении с Бесединским, Дмитровским, Каширским, Ленинградским, Можайским шоссе, проспектами Волгоградский, Ленинский, Мичуринский, Рязанский, Маршала Жукова, с улицами Профсоюзная, Генерала Дорохова и Подольских Курсантов.

 

Назад

Сейчас идет реконструкция развязки на пересечении МКАД с Волоколамским шоссе. Запустить движение по ней планируется раньше срока – до конца 2020 года.

К реконструкции развязок на пересечении московской кольцевой с Алтуфьевским и Осташковским шоссе планируется приступить до конца 2020 года. Сейчас там ведутся проектно-изыскательские работы.

По развязкам на пересечении с улицами Верхние Поля, Капотня и Липецкая ведется проектирование.

Назад

Также идет реконструкция участков МКАД – строятся переходно-скоростные полосы, боковые проезды и развязки на пересечении с магистральными улицами и улицами районного значения.

Кроме того, ведется работа по закрытию несанкционированных съездов на МКАД. Рабочая группа по оценке градостроительной деятельности обследовала 298 съездов с кольцевой, в основном они ведут к объектам торговли. Часть из них эксперты признали небезопасными, потому что они примыкают к МКАД «под углом 90 градусов» и не оборудованы нормативными разгонными полосами. 25 из них могут закрыть, другие потребуют серьезной реконструкции.

Назад

Проведена масштабная реконструкция дорожной сети, в том числе развязок на МКАД и вылетных магистралей. Построена ЦКАД.

 

 

«Развитие транспортной инфраструктуры – ключевое направление работы Стройкомплекса. При этом огромное внимание уделяется дорожному строительству. В планах на этот год – ввести около 74 км дорог, 18 мостов, эстакад и тоннелей, 16 пешеходных переходов», – сказал Андрей Бочкарёв.

Москвичи стали чаще делать выбор в пользу общественного транспорта – метро, МЦК и МЦД, а также такси, каршеринга и даже велосипедов. Добраться до любой точки города теперь не составляет труда.

В 2015 году в столице заработал каршеринг. Горожане могут взять автомобиль в аренду с поминутной тарификацией, доехать до места назначения и вернуть машину в любом из пунктов обслуживания поблизости. Такая услуга работает и во многих европейских городах, что значительно снижает перепробег машин и нагрузку на городские улицы.

В 2018 году открыто регулярное движение электробусов. Они отличаются от автобусов отсутствием выбросов в атмосферу и движением без шума. Каждый электробус оснащен медиаэкранами и Wi-Fi. Затраты на эксплуатацию электробуса на 10% ниже, чем троллейбуса.

«Правительство Москвы первым из мировых мегаполисов четко определило стратегию полного перехода с дизельных автобусов на самые современные электробусы. Столицу нужно избавлять от выбросов городского транспорта», – отмечал мэр.

Кстати, зарядки для электробусов и электромобилей планируется размещать в составе новых транспортно-пересадочных узлов (ТПУ).

 

Начать просмотр
ВОПРОСЫ   #3
Транспортно-пересадочные узлы: что это и зачем они нужны городу?
  • ТПУ
Транспортно-пересадочные узлы: что это и зачем они нужны городу?

ТПУ – транспортно-пересадочный узел, который объединит в единую систему все виды общественного транспорта: метро, железную дорогу, Московское центральное кольцо (МЦК) и наземный городской транспорт. Это позволит пассажирам сократить время в пути. В некоторых ТПУ создадут комфортную пересадку «сухие ноги» – пересесть с одного вида транспорта на другой можно будет с помощью теплых надземных и подземных переходов. Они защитят от дождя и холода.

 

Назад

Это многофункциональное здание, которое предназначено не только для пересадок, но и для организации торговли, досуга, точек питания. Также в ТПУ можно разместить коммерческие, социальные, спортивные объекты и создать рабочие места.

Для комфортного пребывания ТПУ оборудуют лифтами, подъемниками и специализированными кассами для маломобильных людей. Автомобилисты смогут оставить машину на перехватывающей парковке и пересесть на общественный транспорт.

 

Назад

Основная задача перехватывающих парковок – принять транзитный личный транспорт жителей столичного региона, которые едут на работу в Москву.

Такие парковки уже появились на отдаленных от центра станциях метро на месте стихийных ларьков и хаотичной парковки. Также там оборудовали удобные пешеходные дорожки и зоны ожидания пассажирского транспорта, сделали понятную навигацию.

Стоянка автомобилей на перехватывающей парковке бесплатна с 5:30 до 02:00. Плата не взимается при совершении не менее двух поездок в метро с момента постановки автомобиля на парковку по одному проездному документу, действующему в метро. Последний вход в подземку должен быть осуществлен на станции, отличной от той, вблизи которой располагается перехватывающая парковка.

Назад

На данный момент:

В Москве реализуется 96 ТПУ. Из них 26 строят на строящихся станциях метро (16 на БКЛ) и 30 на построенных.

 

Назад

В апреле 2019 года открылся один из крупных ТПУ - «Саларьево». Он находится в поселении Московский, на пересечении Киевского шоссе и строящейся магистрали Солнцево – Бутово – Варшавское шоссе.

Площадь ТПУ - 15,5 га, пассажиропоток - 115 тыс. человек в сутки. В состав узла вошли:

ТПУ включает торгово-развлекательный центр «Саларис», где создано более 6 тыс. рабочих мест.

В Северном округе ТПУ «Ховрино» объединил метро, международный автовокзал и новую станцию будущего третьего маршрута Московских центральных диаметров «Ленинградско-Казанский» (МЦД-3).

Назад

В 2016 году в Нью-Йорке открыли самый дорогой в мире ТПУ – World Trade Center. На его строительство ушло 12 лет и 4 млрд долларов. Сложный многоуровневый подземный комплекс объединяет между собой несколько линий метро и подземной железной дороги (PATH).

Растянувшийся между небоскребами 100-метровый павильон из стальных криволинейных ребер задумывался архитектором как «белоснежный голубь, выпущенный на волю». На уровне хаба соединяются строящиеся башни на площадке Всемирного торгового центра, размещены магазины. Главный элемент проекта – световой фонарь, накрывающий собой площадь.

Назад

Настоящий прорыв был сделан в развитии такси. Сегодня в Москве один из самых лучших рынков этого вида транспорта, на котором работают только городские перевозчики. Качество работы такси улучшилось и в связи с упорядочением парковочного пространства в центре и вводом выделенных полос для общественного транспорта.

 

Чистое небо над «Моей улицей»

Гигантские баннеры, кислотные вывески на исторических фасадах зданий... Кто еще помнит такую Москву? Весь центр города раньше напоминал  большую рыночную площадь: везде реклама и нависающие над головами провода. Архитектурную справедливость восстановили и вернули зданиям их первоначальный облик.

 

 

Новые требования к размещению информационных конструкций магазинов, ресторанов, банков на фасадах зданий были утверждены в Москве в конце 2013 года. Теперь нельзя использовать оконные пленки, полностью закрывать витрины плакатами, устанавливать световые короба и размещать вывески на глухих торцах зданий.

 

 

«Раньше к вывескам не предъявляли специальных требований. Они перебивали друг друга, были слишком большими или яркими, не подходили по цвету, форме или стилю. Мы разработали и утвердили стандарт оформления таких конструкций. Благодаря обновленным, стилистически выдержанным вывескам открылся вид на прекрасную архитектуру города. Больше вы нигде не встретите неоновые буквы, загораживающие фасад особняка XIX века», – сказал главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.

 

 

Вспомним также гирлянды из проводов и кабелей, которые висели по всему центру Москвы. Некомфортно и небезопасно. Поэтому правительство города приняло решение запустить проект «Чистое небо» в рамках программы «Моя улица».

Напомним, программа «Моя улица» – крупнейший проект благоустройства в современной истории Москвы. С 2015 года от «визуального мусора» очистили более 300 улиц, которые стали гораздо безопаснее – спрятанным под землю сетям не страшен снег, ледяной дождь и ветер.

На Тверской улице в 2017 году строители проделали большую работу по прокладке подземных коммуникаций: в тоннелях уложено 28 тыс. метров труб для кабельных линий и 7 тыс. метров новых кабелей. Также установлено 95 коллекторных колодцев.

Здесь появились энергосберегающие фонари. Для пассажиров общественного транспорта обустроили удобные современные остановки и электронными табло с расписанием. На Тверской высадили деревья, сделали удобные пешеходные дорожки, заменили асфальт.

«Деревья появляются на исторических улицах, на которых их не было десятилетиями. На Тверской улице в центре Москвы воссоздали историческую липовую аллею, которую вырубили в 90-е годы прошлого века», – сказал Сергей Собянин.

 

Москва спортивная

Москва меняется вместе с горожанами. Столица становится удобнее и комфортнее для жизни. Появляются новые парки и скверы, велодорожки, благоустроенные набережные. Тренд последних лет – здоровый образ жизни и создание спортивной инфраструктуры – только подстегивает горожан еще больше заниматься своим здоровьем.

 

 

В столице насчитывается самое большое в мире количество футбольных стадионов высокого уровня. В 2014 году открылся стадион футбольного клуба «Спартак», в 2016 году – «ЦСКА», который сейчас называется «ВЭБ Арена».

В 2017 году после реконструкции заработал легендарный стадион «Лужники», а годом позднее – домашний стадион футбольного клуба «Динамо». В 2018 году Россия впервые стала хозяйкой Чемпионата мира по футболу.

 

Работы по строительству объектов спорта в столице продолжаются. В 2021 году планируется сдать еще 13. До конца года должны ввести Международный центр самбо и бокса на территории Олимпийского комплекса «Лужники», многофункциональный спортивный комплекс на территории Мнёвниковской поймы, два футбольных поля, пять физкультурно-оздоровительных комплексов, ВМХ-велодром, легкоатлетический манеж. Также будут завершены работы по развитию территории спортивного комплекса «Воробьёвы горы».

 

«За последние десять лет в Москве построили свыше 140 крупных объектов спорта. Это футбольные поля, физкультурно-оздоровительные комплексы, бассейны, стадионы и дворцы спорта. Разумеется, на всех новых объектах создается доступная среда, чтобы ими могли пользоваться и маломобильные жители», – рассказал руководитель Департамента строительства Москвы Рафик Загрутдинов.

 

Строительство дорог в Москве

 

Все о развитии железных дорог

 

Развитие метрополитена

Ольга Зеневич Инженерные сооружения