Решение существует
Группа компаний «Мосинжпроект» участвует в реализации ключевых градостроительных программ в столице. Инжиниринговый холдинг можно назвать уникальным с точки зрения масштаба работ и задействованных ресурсов, и компания намерена удержать позиции флагмана строительной отрасли столицы.
Генеральный директор АО «Мосинжпроект» Юрий Кравцов рассказал о применяемых современных решениях в проектировании и развитии проектного управления в строительстве.
– Юрий Николаевич, вы возглавили ГК «Мосинжпроект» в разгар эпидемии коронавируса в мае 2020 года. И сразу поставили перед собой амбициозную задачу – реорганизовать систему управления холдингом. Расскажите, что удалось сделать? Как оцениваете результат трансформации холдинга?
– Мы ориентировались на опыт крупнейших международных строительных компаний в части выстраивания горизонтального взаимодействия в системе управления, которое позволяет быстро принимать решения и четко выполнять план, соблюдая стандарты качества.
В «Мосинжпроекте» работают 16 тысяч высококвалифицированных специалистов – строителей, инженеров, управленцев. И вся команда должна функционировать как единый механизм. Для этого мы применяем современные методы планирования и управления, позволяющие оптимизировать задействованные на проектах ресурсы и при этом повысить производительность труда.
– В 2021 году в Группе компаний была проведена организационная трансформация – внедрена матричная система управления и изменены подходы к реализации строительных проектов. Расскажите, насколько эффективно проектное управление в строительстве?
– О проектном управлении в строительстве много кто говорит, но мало кто в нем понимает. Команда идеальна тогда, когда она становится универсальной, потому что инженерия – это система, которая отвечает на любой вызов положительным техническим решением. Каждый руководитель проектной группы несет ответственность за результат работы всей команды. Он, как никто другой, понимает важность и сложность стоящих перед ним и его подчиненными задач. Сроки выполнения работ не должны вступать в противоречие с их качеством, а также безопасностью работников, потому что нет ничего важнее человеческой жизни.
Для России проектное управление – понятие очень актуальное и практически нереализованное – созданные в нашей стране проектные команды можно пересчитать по пальцам. К сожалению, для нас мировые лидеры отрасли в части дисциплины или культуры исполнения ушли далеко вперед. Нам стоит позаимствовать их лучшие практики, это приведет к хорошим результатам. Такой подход можно сравнить с чистописанием. Вроде бы зачем его тренировать? А оно формирует внимательность, чистоплотность, аккуратность, культуру.
Любой градостроительный или инфраструктурный проект – это единая задача, которая состоит из трех компонентов: заданный срок, приемлемое для заказчика качество и отсутствие нарушений безопасности в строительстве. Вроде бы просто? Конечно, нет! Но эффективность исполнения этой задачи колоссальная. И одним из приоритетов должно стать внедрение проектного управления в строительстве на федеральном уровне.
На ход строительства влияет много разных факторов, важно внедрить подход, позволяющий минимизировать возможные отклонения по срокам и бюджетам. Для этого в холдинге каждый проект реализуется так называемой интегрированной командой управления проекта, в которой объединены все участники проекта: специалисты «Мосинжпроекта» как представителя генерального подрядчика и сотрудники подрядных организаций.
Назначаемый руководитель команды несет полную ответственность за все параметры проекта, а все оперативные управленческие решения, касающиеся реализации проекта, принимаются внутри его команды.
Такой подход позволяет проектной команде быстро идентифицировать факторы риска и принимать необходимые решения «в тот же день». Таким образом, за счет внедрения интегрированных команд мы существенно повысили дисциплину управления изменениями, что в большей степени позволяет нам удерживать общий срок реализации проекта в заданных рамках.
Мы активно применяем календарно-сетевое планирование, то есть в реальном времени и с постоянной актуализацией всех параметров реализуем детально проработанный график работ по всем видам деятельности в рамках проекта, включая проектирование, строительство и поставки.
При планировании работ в штабе строительства используем информационные модели объектов. Они помогают наглядно представить фронт работ на трехмерной модели и выгрузить из нее всю информацию по проделанным и предстоящим работам, а также по необходимым для их осуществления ресурсам.
К примеру, для некоторых строящихся сейчас станций московского метро разработаны и используются трехмерные цифровые информационные модели, интегрированные с инструментами анализа данных.
– Как участвует Группа компаний в цифровизации строительной отрасли? Какие меры принимают в компании для обеспечения технологической независимости?
– Цифровая трансформация российской строительной отрасли – одна из ключевых и актуальных задач последнего времени как для государственных структур, так и для самих компаний – участников рынка. Федеральные и городские власти инициировали цифровизацию всех процессов, в частности, переход на электронный документооборот и решение задач с использованием ТИМ.
«Мосинжпроект» также принимает активное участие в этой работе – специалисты Группы компаний включены в проекты Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) и Национального объединения организаций в сфере технологий информационного моделирования (НОТИМ).
Уже несколько лет мы применяем технологии информационного моделирования при создании объектов метро, дорог, гражданского строительства и готовы взаимодействовать и делиться опытом с коллегами со всей страны. У нас есть все возможности, чтобы содействовать внедрению технологических инноваций в процесс градостроительного и инфраструктурного развития российских регионов.
Также в Группе компаний продолжается обучение специалистов ТИМ. Идет процесс перехода на отечественное программное обеспечение. Именно технологическая независимость является важной частью стратегии снижения санкционных рисков, принятой в Группе компаний.
Ориентация на отечественных производителей программного обеспечения, оборудования и материалов, разработка и внедрение собственных инноваций позволяет гарантировать стабильную работу холдинга и высокие темпы реализации масштабных градостроительных программ столицы.
– Вы, как руководитель холдинга, какую задачу ставите себе до конца этого года?
– Моя ключевая обязанность – обеспечить безусловные предпосылки для ввода оставшихся станций БКЛ метро, завершить комплексные испытания всех систем без замечаний и провести технический запуск кольца.
Например, именно оптимизация ресурсов за счет цифровых систем позволила в период пандемии соблюсти сроки строительства Большой кольцевой линии метро. В результате в 2021 году было введено 12 станций, из них 10 – единовременно. Сейчас БКЛ находится на завершающей стадии строительства. Уже принимают пассажиров 22 из 31 станции. Еще семь станций строятся и две реконструируются.
– На строительстве БКЛ было задействовано колоссальное количество профессионального ресурса холдинга. Каковы дальнейшие планы «Мосинжпроекта» по строительству объектов метрополитена в Москве?
– Костяк специалистов-метростроителей продолжит работу над пятью радиальными линиями метро в столице. Речь идет об участке продления Солнцевской линии, где сейчас строятся станции «Пыхтино» и «Аэропорт Внуково», благодаря этому впервые в России аэропорт будет иметь свою станцию метро.
Также в стройке находятся три станции участка продления Люблинско-Дмитровской линии – ветка дойдет до поселка Северный. Активно строятся девять станций Троицкой линии метро – там продолжается тоннелепроходка на центральном участке.
В этом году начато строительство Рублёво-Архангельской линии на северо-западе столицы. Проектируется перспективная Бирюлёвская линия. Отмечу, что на ближайшие пять-шесть лет потребности московского метростроения в части ТПМК – тоннелепроходческих механизированных комплексов – удовлетворены полностью.
Тоннелепроходку сейчас ведем с высокой скоростью. Конечно, это заслуга наших высококлассных специалистов – проектировщиков, геодезистов и операторов ТПМК.
– Насколько востребован опыт «Мосинжпроекта» у российских регионов?
– По опыту сотрудничества последнего времени могу сказать, что российские регионы интересуют прежде всего проекты комплексного развития территорий и создания мультимодальной транспортной инфраструктуры. В том числе – опыт создания на базе станций метро транспортно-пересадочных узлов – сочетание логистических функций с общественными пространствами и центрами деловой активности. В марте объекты Группы компаний посетила делегация администрации Екатеринбурга, в том числе осмотрела ТПУ «Нижегородская» – крупнейший хаб в Европе.
Недавно в его составе открылось объединенное здание эксплуатационного персонала. Таким образом, была завершена технологическая часть ТПУ – в столице фактически появился новый вокзал.
Холдинг ведет переговоры об участии в крупных проектах территориального развития в Ленинградской, Волгоградской и Мурманской областях, а также продолжает проектирование круглогодичного многофункционального общественного пространства «Притяжение» в Челябинской области. Мы готовы и дальше делиться опытом и включаться в реализацию проектов градостроительного развития в субъектах Российской Федерации.
– Есть ли у «Мосинжпроекта» кадровый дефицит в каких-то направлениях, какие специалисты потребуются компании в ближайшей перспективе?
– Будучи развивающейся компанией с растущим числом проектов, мы продолжаем привлекать как профессионалов, так и молодых специалистов. В компании организован непрерывный цикл обучения и повышения квалификации, который позволяет осуществлять профессиональное развитие как новичкам, так и опытным сотрудникам.
Активно проводится обучение, в том числе рабочего персонала подрядчиков. На всех стройплощадках Группы компаний «Мосинжпроект» до конца года появятся учебные полигоны для подрядных организаций по программе «Безопасность на высоте». Это обучение безопасным работам даст возможность применить на практике полученные теоретические знания и избежать травматизма.
Подобные полигоны уже действуют на стройплощадках станций «Академическая» и «Тютчевская» строящейся Троицкой линии метро; «Пыхтино» на новом участке Солнцевского радиуса подземки; «Народное Ополчение» перспективной Рублёво-Архангельской линии метро; в электродепо «Южное» и на площадке Национального космического центра (НКЦ).
– Стройплощадка НКЦ стала для холдинга полигоном по внедрению передового опыта в организацию строительного производства. Расскажите об этом опыте.
– «Мосинжпроект» первым в России взялся реализовать проект высотного строительства без иностранных консультантов, проектировщиков и строителей. Не секрет, что обычно высотки в Москве проектируются и строятся зарубежными компаниями.
На проекте Национального космического центра холдинг разработал и реализовывает собственные «аутентичные» инженерные решения, которые мы планируем запатентовать.
Строительство НКЦ ведется в штатном режиме. Уже больше половины высотной части выполнено в монолите, в этом году планируем выйти на строительство 41-го этажа.
Это колоссальная скорость работы – быстрее, чем на любом другом строящемся небоскребе в Москве. В низкоэтажной части НКЦ продолжается монтаж кровли и модульных светопрозрачных фасадных конструкций, завершено устройство монолитных конструкций в трехэтажном здании конгрессно-делового центра и паркинга. Все материалы и оборудование поставляют на стройплощадку своевременно.
– Какие направления деятельности ГК «Мосинжпроект» планируется развивать в ближайшее десятилетие?
– В настоящее время «Мосинжпроект» готов решать любые инжиниринговые задачи – разработать градостроительную концепцию развития территории, подготовить проект, обеспечить управление проектом и закупками, контролировать строительство. И мы намерены удерживать лидерство среди инжиниринговых компаний России.
В планах – реализовывать градостроительные проекты и проекты создания транспортной инфраструктуры, создавать новые объекты гражданского и промышленного строительства.
Мы и дальше нацелены развивать цифровые технологии и добиваться максимальной автоматизации и роботизации производственных процессов. Группа компаний «Мосинжпроект» активно создает собственные цифровые инновации и, будучи одним из флагманов строительной индустрии, будет предлагать их на рынке.








