Решение существует

Темы в материале:

Транспорт

Недвижимость

Группа компаний «Мосинжпроект» участвует в реализации ключевых градостроительных программ в столице. Инжиниринговый холдинг можно назвать уникальным с точки зрения масштаба работ и задействованных ресурсов, и компания намерена удержать позиции флагмана строительной отрасли столицы.

Генеральный директор АО «Мосинжпроект» Юрий Кравцов рассказал о применяемых современных решениях в проектировании и развитии проектного управления в строительстве.

– Юрий Николаевич, вы возглавили ГК «Мосинжпроект» в разгар эпидемии коронавируса в мае 2020 года. И сразу поставили перед собой амбициозную задачу – реорганизовать систему управления холдингом. Расскажите, что удалось сделать? Как оцениваете результат трансформации холдинга?

– Мы ориентировались на опыт крупнейших международных строительных компаний в части выстраивания горизонтального взаимодействия в системе управления, которое позволяет быстро принимать решения и четко выполнять план, соблюдая стандарты качества.

В «Мосинжпроекте» работают 16 тысяч высококвалифицированных специалистов – строителей, инженеров, управленцев. И вся команда должна функционировать как единый механизм. Для этого мы применяем современные методы планирования и управления, позволяющие оптимизировать задействованные на проектах ресурсы и при этом повысить производительность труда.

– В 2021 году в Группе компаний была проведена организационная трансформация – внедрена матричная система управления и изменены подходы к реализации строительных проектов. Расскажите, насколько эффективно проектное управление в строительстве?

– О проектном управлении в строительстве много кто говорит, но мало кто в нем понимает. Команда идеальна тогда, когда она становится универсальной, потому что инженерия – это система, которая отвечает на любой вызов положительным техническим решением. Каждый руководитель проектной группы несет ответственность за результат работы всей команды. Он, как никто другой, понимает важность и сложность стоящих перед ним и его подчиненными задач. Сроки выполнения работ не должны вступать в противоречие с их качеством, а также безопасностью работников, потому что нет ничего важнее человеческой жизни.

Для России проектное управление – понятие очень актуальное и практически нереализованное – созданные в нашей стране проектные команды можно пересчитать по пальцам. К сожалению, для нас мировые лидеры отрасли в части дисциплины или культуры исполнения ушли далеко вперед. Нам стоит позаимствовать их лучшие практики, это приведет к хорошим результатам. Такой подход можно сравнить с чистописанием. Вроде бы зачем его тренировать? А оно формирует внимательность, чистоплотность, аккуратность, культуру.

Любой градостроительный или инфраструктурный проект – это единая задача, которая состоит из трех компонентов: заданный срок, приемлемое для заказчика качество и отсутствие нарушений безопасности в строительстве. Вроде бы просто? Конечно, нет! Но эффективность исполнения этой задачи колоссальная. И одним из приоритетов должно стать внедрение проектного управления в строительстве на федеральном уровне.

На ход строительства влияет много разных факторов, важно внедрить подход, позволяющий минимизировать возможные отклонения по срокам и бюджетам. Для этого в холдинге каждый проект реализуется так называемой интегрированной командой управления проекта, в которой объединены все участники проекта: специалисты «Мосинжпроекта» как представителя генерального подрядчика и сотрудники подрядных организаций.

Назначаемый руководитель команды несет полную ответственность за все параметры проекта, а все оперативные управленческие решения, касающиеся реализации проекта, принимаются внутри его команды.

Такой подход позволяет проектной команде быстро идентифицировать факторы риска и принимать необходимые решения «в тот же день». Таким образом, за счет внедрения интегрированных команд мы существенно повысили дисциплину управления изменениями, что в большей степени позволяет нам удерживать общий срок реализации проекта в заданных рамках.

Мы активно применяем календарно-сетевое планирование, то есть в реальном времени и с постоянной актуализацией всех параметров реализуем детально проработанный график работ по всем видам деятельности в рамках проекта, включая проектирование, строительство и поставки.

При планировании работ в штабе строительства используем информационные модели объектов. Они помогают наглядно представить фронт работ на трехмерной модели и выгрузить из нее всю информацию по проделанным и предстоящим работам, а также по необходимым для их осуществления ресурсам.

К примеру, для некоторых строящихся сейчас станций московского метро разработаны и используются трехмерные цифровые информационные модели, интегрированные с инструментами анализа данных.

– Как участвует Группа компаний в цифровизации строительной отрасли? Какие меры принимают в компании для обеспечения технологической независимости?

– Цифровая трансформация российской строительной отрасли – одна из ключевых и актуальных задач последнего времени как для государственных структур, так и для самих компаний – участников рынка. Федеральные и городские власти инициировали цифровизацию всех процессов, в частности, переход на электронный документооборот и решение задач с использованием ТИМ.

Вопрос-ответ
Что такое ТИМ-технологии
Что такое ТИМ-технологии

ТИМ – это технология информационного моделирования в строительстве, включающая процессы создания, изменения и последующего использования виртуальной копии здания.

ТИМ-технология используется на всех стадиях жизненного цикла объекта — от проектирования, строительства и эксплуатации до реконструкции.

С помощью ТИМ специалисты создают не просто картинку в 3D-формате, а базу данных, где хранится вся информация об объекте: сколько нужно стройматериалов, какова начинка здания, а главное – в модели можно увидеть проблемные участки будущего объекта еще на этапе проекта и исправить их – одним кликом компьютерной мыши.

Назад

Особенность ТИМ в том, что строительный объект проектируется как единое целое. Изменение какого-либо параметра влечет за собой автоматическое изменение связанных с ним параметров и объектов, вплоть до чертежей, визуализаций, спецификаций и календарного графика.

ТИМ позволяет создавать и контролировать не только сам объект на всем его жизненном цикле, но и все, что расположено рядом – дороги, поликлиники, школы и так далее.

Использование технологии информационного моделирования позволило существенно сократить время прохождения экспертизы, минимизировать многократные корректировки проекта. Грамотная проработка и синхронизация разделов проектной документации позволила оптимизировать затраты на строительство.

Назад

Все московские застройщики, работающие с проектами по государственному заказу, должны перейти на ТИМ-технологии. При этом в столице технологии информационного моделирования уже использовались при строительстве таких объектов как:

Москва стала пилотной зоной внедрения технологий информационного моделирования в программу реновации. Апробация ТИМ-технологий на пилотных объектах – один из важных шагов не только к централизованному применению информационного моделирования в Москве, но и к формированию единого информационного городского пространства.

Назад

Использование ТИМ-технологий позволило сократить сроки проектирования инфекционного центра в Новой Москве.

Одним из преимуществ использования ТИМ при проектировании инфекционной больницы стало высокое качество проектной документации в части увязки смежных разделов по архитектурно-строительным и инженерным системам.

К примеру, с помощью ТИМ оперативно выявляли коллизии при разработке проектных решений по системе вентиляции. Это позволило исключить переток воздуха из грязной зоны в чистую, обеспечив полную изоляцию от попадания вируса во внешнюю среду.

Назад

«Мосинжпроект» также принимает активное участие в этой работе – специалисты Группы компаний включены в проекты Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) и Национального объединения организаций в сфере технологий информационного моделирования (НОТИМ).

Уже несколько лет мы применяем технологии информационного моделирования при создании объектов метро, дорог, гражданского строительства и готовы взаимодействовать и делиться опытом с коллегами со всей страны. У нас есть все возможности, чтобы содействовать внедрению технологических инноваций в процесс градостроительного и инфраструктурного развития российских регионов.

Также в Группе компаний продолжается обучение специалистов ТИМ. Идет процесс перехода на отечественное программное обеспечение. Именно технологическая независимость является важной частью стратегии снижения санкционных рисков, принятой в Группе компаний.

Ориентация на отечественных производителей программного обеспечения, оборудования и материалов, разработка и внедрение собственных инноваций позволяет гарантировать стабильную работу холдинга и высокие темпы реализации масштабных градостроительных программ столицы.

– Вы, как руководитель холдинга, какую задачу ставите себе до конца этого года?

– Моя ключевая обязанность – обеспечить безусловные предпосылки для ввода оставшихся станций БКЛ метро, завершить комплексные испытания всех систем без замечаний и провести технический запуск кольца.

Вопрос-ответ
Большая кольцевая линия метро
Большая кольцевая линия метро

Большая кольцевая линия Московского метрополитена – крупнейший в мире проект метростроения. Длина БКЛ – 70 км, на нем расположены с 31 станция и три электродепо.

БКЛ стала самой длинной кольцевой линией метро в мире, обогнав бывшего «чемпиона» среди подземных колец – Вторую кольцевую линию Пекинского метро (57 км).

Впервые план создания второй кольцевой линии возник в 1947 году, когда еще строилась первая Кольцевая. Различные планы предлагались в 1970-е, 1980-е и 2000-е годы, но проект реализован не был. Решение начать строительство БКЛ принял мэр Москвы Сергей Собянин в 2011 году. Работы стартовали в ноябре того же года. 

 

Назад

Большое кольцо соединило все радиальные ветки на расстоянии до 10 км от существующего кольца.

Со станций БКЛ можно сделать порядка 50 пересадок. ​В ходе строительства Большого кольца заложены технические решения, которые позволят присоединить к ней новые радиусы метро:

Назад

Первые пять станций открыли в феврале 2018 года: «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошёвская», «ЦСКА» и «Петровский парк». Длина участка – 10,5 км. Его запуск улучшил транспортную ситуацию в четырех районах столицы: Хорошёвский, Аэропорт, Тимирязевский, Савёловский и в деловом центре «Москва-Сити».

В декабре 2018 года открылась «Савёловская», одна из самых глубоких и сложных в строительстве станций БКЛ: глубина заложения превышает 65 метров. Метро в шаговой доступности получили почти 240 тыс. жителей районов Беговой, Савёловский, Бутырский, Марьина Роща

29 марта 2020 года открыли еще три станции БКЛ - «Авиамоторную», «Лефортово» и «Нижегородскую». В канун нового, 2021 года, была запущена станция «Электрозаводская».

Станции «Мнёвники» и «Народное Ополчение» открыты 1 апреля 2021 года.

7 декабря 2021 года президент России Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли 10 станций метро на новом участке Большой кольцевой линии. Среди них – девять новых станций: Терехово», «Кунцевская», «Давыдково»«Аминьевская»«Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского»«Новаторская», «Воронцовская», «Зюзино», а также одна реконструированная – «Каховская». 

1 марта 2023 года президент Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли последний участок нового кольца, на котором находится девять станций: «Марьина Роща», «Рижская», «Сокольники», «Текстильщики», «Печатники», «Нагатинский Затон», «Кленовый бульвар», «Каширская» и «Варшавская». 

Назад

29 декабря 2021 года завершилась проходка всех тоннелей БКЛ метро. В однопутном исчислении было проложено более 148 км подземных линий.


Подробнее: https://stroi.mos.ru/news/sobianin-zaviershiena-prokhodka-vsiekh-tonnieliei-bkl-mietro?from=cl

 

Назад

Линия была построена в максимально короткие сроки – в течение 10 лет, при этом со дня открытия первой станции БКЛ в 2018 году и до завершения строительства прошло всего пять лет.

Справиться с трудностями удалось благодаря применению передовых технологий строительства.

Так, при проходке в водоносном слое применялся метод замораживания грунтов. Эту технологию использовали на перегонах «Народное Ополчение»«Мнёвники», «Воронцовская»«Зюзино», а также при строительстве пересадки «Петровский парк» – «Динамо».

При строительстве станции «Нижегородская» применили технология top-down, когда подземная часть возводится «сверху-вниз» от уровня земной поверхности. Сначала бетонируют перекрытия и сваи-колонны, а потом работы идут вглубь с возможностью параллельного строительства сооружений на поверхности. Это позволяет работать в условиях плотной застройки и экономит время.

Станция «Деловой центр» была интегрирована в один из нижних этажей центрального ядра делового центра «Москва-Сити». Чтобы исключить влияние метро на прочность сооружения, в основании путей были смонтированы виброгасящие плиты, поглощающие колебания от движения поездов.

На станции «Текстильщики» впервые в истории Московского метро головную часть 10-метрового тоннелепроходческого щита весом 870 тонн опустили в монтажно-щитовую камеру в собранном виде. Уникальная операция выполнялась с помощью портальной системы, которая имеет возможность вести работу с весом порядка 1,2 тыс. тонн. 

Ранее щит опускали по частям с помощью кранов-многотонников и монтировали уже в котловане. Применение портальной системы позволило на месяц сократить срок монтажа ТПМК.

В ходе строительства был установлен ряд строительных рекордов:

  • на станции БКЛ «Марьина Роща» установлены самые длинные эскалаторы в столичном метро протяженностью 130 метров;
  • 33 тоннелепроходческих щита было задействовано при строительстве БКЛ;
  • 20 тыс. человек участвовали в строительстве Большого кольца;
  • 500 погонных метров за месяц прошел щит «Лилия» при прокладке двухпутного тоннеля на западном участке БКЛ.

БКЛ полностью соответствует высоким стандартам Московского транспорта, которые включают:

  • бесстыковой путь – технологию, обеспечивающую комфорт пассажиров, плавность и тишину поездок в метро, увеличение срока службы инфраструктуры;
  • датчики на основе RFID-меток – путевые датчики, помогающие машинистам управлять поездами точнее и безопаснее;
  • подогрев ступеней в вестибюлях – зимой не образуется наледь и повышается безопасность пассажиров;
  • освещение – подобрана оптимальная освещенность на станциях, что позитивно влияет на настроение пассажиров;
  • пожаробезопасные зоны для маломобильных пассажиров, куда подается свежий воздух – в случае чрезвычайной ситуации здесь можно укрыться от пожара;
  • лифты и тактильную плитку.

 

Назад

Например, именно оптимизация ресурсов за счет цифровых систем позволила в период пандемии соблюсти сроки строительства Большой кольцевой линии метро. В результате в 2021 году было введено 12 станций, из них 10 – единовременно. Сейчас БКЛ находится на завершающей стадии строительства. Уже принимают пассажиров 22 из 31 станции. Еще семь станций строятся и две реконструируются.

– На строительстве БКЛ было задействовано колоссальное количество профессионального ресурса холдинга. Каковы дальнейшие планы «Мосинжпроекта» по строительству объектов метрополитена в Москве?

– Костяк специалистов-метростроителей продолжит работу над пятью радиальными линиями метро в столице. Речь идет об участке продления Солнцевской линии, где сейчас строятся станции «Пыхтино» и «Аэропорт Внуково», благодаря этому впервые в России аэропорт будет иметь свою станцию метро.

Также в стройке находятся три станции участка продления Люблинско-Дмитровской линии – ветка дойдет до поселка Северный. Активно строятся девять станций Троицкой линии метро – там продолжается тоннелепроходка на центральном участке.

Вопрос-ответ
Троицкая линия метро
Троицкая линия метро

В столице строится новая радиальная линия – Троицкая. На ней будет 17 станций, а ее длина составит более 43 км. Ветка пройдет от станции ЗИЛ МЦК и дойдет до Троицка. Это будет самый протяженный радиус московского метро и самый большой за МКАД.

Станции «ЗИЛ» и «Крымская» являются пересадочными на одноименные станции МЦК. С «Новаторской» можно пересесть на Большую кольцевую линию метро, с «Академической» – на Калужско-Рижскую.

На станции «Новомосковская» организован пересадочный узел с Сокольнической веткой.

В перспективе на станции «ЗИЛ» планируется организовать пересадку на Бирюлёвскую линию метро.

 

Назад

Строительство Троицкой линии ведется в два этапа. Сейчас завершен первый этап создания нового радиуса метро. 

Четыре станции начали работу в сентябре 2024 года – «Новаторская», «Университет Дружбы Народов», «Генерала Тюленева», «Тютчевская», а 28 декабря открыли второй участок – станции «Корниловская», «Коммунарка» и «Новомосковская». 

В рамках празднования Дня города 13 сентября 2025 года в столице открылись еще четыре станции «изумрудной» ветки – «Вавиловская», «Академическая», «Крымская» и «ЗИЛ».

Сейчас готовится проектная документация второго этапа строительства ветки – участка длиной 16,8 км с шестью станциями от «Новомосковской» до Троицка.

Для обслуживания поездов «изумрудной» линии в этом году ввели электродепо «Столбово». В 2029-м планируется завершить строительство депо «Троицкое».

Назад

Линия улучшит транспортное обслуживание около 2 млн горожан, которые получат десятки вариантов новых маршрутов и смогут значительно экономить время в пути.

Открытие метро также будет стимулировать строительство жилой и коммерческой недвижимости, создание десятков тысяч рабочих мест.

Троицкая линия уменьшит нагрузку на южные участки Сокольнической и Калужско-Рижской веток, а также на Бутовскую. Ее запуск позволит снизить интенсивность движения автотранспорта по прилегающей улично-дорожной сети, что улучшит экологическую ситуацию.

 

Назад

В этом году начато строительство Рублёво-Архангельской линии на северо-западе столицы. Проектируется перспективная Бирюлёвская линия. Отмечу, что на ближайшие пять-шесть лет потребности московского метростроения в части ТПМК – тоннелепроходческих механизированных комплексов – удовлетворены полностью.

Тоннелепроходку сейчас ведем с высокой скоростью. Конечно, это заслуга наших высококлассных специалистов – проектировщиков, геодезистов и операторов ТПМК.

– Насколько востребован опыт «Мосинжпроекта» у российских регионов?

– По опыту сотрудничества последнего времени могу сказать, что российские регионы интересуют прежде всего проекты комплексного развития территорий и создания мультимодальной транспортной инфраструктуры. В том числе – опыт создания на базе станций метро транспортно-пересадочных узлов – сочетание логистических функций с общественными пространствами и центрами деловой активности. В марте объекты Группы компаний посетила делегация администрации Екатеринбурга, в том числе осмотрела ТПУ «Нижегородская» – крупнейший хаб в Европе.

Недавно в его составе открылось объединенное здание эксплуатационного персонала. Таким образом, была завершена технологическая часть ТПУ – в столице фактически появился новый вокзал.

Холдинг ведет переговоры об участии в крупных проектах территориального развития в Ленинградской, Волгоградской и Мурманской областях, а также продолжает проектирование круглогодичного многофункционального общественного пространства «Притяжение» в Челябинской области. Мы готовы и дальше делиться опытом и включаться в реализацию проектов градостроительного развития в субъектах Российской Федерации.

– Есть ли у «Мосинжпроекта» кадровый дефицит в каких-то направлениях, какие специалисты потребуются компании в ближайшей перспективе?

– Будучи развивающейся компанией с растущим числом проектов, мы продолжаем привлекать как профессионалов, так и молодых специалистов. В компании организован непрерывный цикл обучения и повышения квалификации, который позволяет осуществлять профессиональное развитие как новичкам, так и опытным сотрудникам.

Активно проводится обучение, в том числе рабочего персонала подрядчиков. На всех стройплощадках Группы компаний «Мосинжпроект» до конца года появятся учебные полигоны для подрядных организаций по программе «Безопасность на высоте». Это обучение безопасным работам даст возможность применить на практике полученные теоретические знания и избежать травматизма.

Подобные полигоны уже действуют на стройплощадках станций «Академическая» и «Тютчевская» строящейся Троицкой линии метро; «Пыхтино» на новом участке Солнцевского радиуса подземки; «Народное Ополчение» перспективной Рублёво-Архангельской линии метро; в электродепо «Южное» и на площадке Национального космического центра (НКЦ).

– Стройплощадка НКЦ стала для холдинга полигоном по внедрению передового опыта в организацию строительного производства. Расскажите об этом опыте.

– «Мосинжпроект» первым в России взялся реализовать проект высотного строительства без иностранных консультантов, проектировщиков и строителей. Не секрет, что обычно высотки в Москве проектируются и строятся зарубежными компаниями.

На проекте Национального космического центра холдинг разработал и реализовывает собственные «аутентичные» инженерные решения, которые мы планируем запатентовать.

Строительство НКЦ ведется в штатном режиме. Уже больше половины высотной части выполнено в монолите, в этом году планируем выйти на строительство 41-го этажа.

Это колоссальная скорость работы – быстрее, чем на любом другом строящемся небоскребе в Москве. В низкоэтажной части НКЦ продолжается монтаж кровли и модульных светопрозрачных фасадных конструкций, завершено устройство монолитных конструкций в трехэтажном здании конгрессно-делового центра и паркинга. Все материалы и оборудование поставляют на стройплощадку своевременно.

– Какие направления деятельности ГК «Мосинжпроект» планируется развивать в ближайшее десятилетие?

– В настоящее время «Мосинжпроект» готов решать любые инжиниринговые задачи – разработать градостроительную концепцию развития территории, подготовить проект, обеспечить управление проектом и закупками, контролировать строительство. И мы намерены удерживать лидерство среди инжиниринговых компаний России.

В планах – реализовывать градостроительные проекты и проекты создания транспортной инфраструктуры, создавать новые объекты гражданского и промышленного строительства.

Мы и дальше нацелены развивать цифровые технологии и добиваться максимальной автоматизации и роботизации производственных процессов. Группа компаний «Мосинжпроект» активно создает собственные цифровые инновации и, будучи одним из флагманов строительной индустрии, будет предлагать их на рынке.

Алёна Терновая Инженерные сооружения