Развитие метро не останавливается ни на день: появляются новые линии и станции, открываются участки веток. Еще одну станцию московской подземки построят в составе Кольцевой линии, которая была полностью запущена еще в 1950-е годы. Специалистам предстоит нелегкая работа по встраиванию «Суворовской» с минимальной остановкой движения по ветке. Об особенностях и долгой истории строительства – в новом материале.
«Суворовская» расположится между действующими станциями «кольца» – «Новослободской» и «Проспектом Мира». Выходы ведут к пересечению ул. Дурова и Делегатской.
Название станции неоднократно менялось: среди предыдущих вариантов − «Площадь Коммуны», «Суворовская площадь» и «Площадь Суворова».

Станции получают рабочее название при разработке проекта планировки − в зависимости от месторасположения объекта и привязки выходов к ближайшим улицам. Так, наименование перспективной остановки связано с Суворовской площадью, расположенной поблизости. Там установлен памятник русскому полководцу А.В. Суворову.
«С инженерной и технологической точек зрения строительство «Суворовской» будет очень сложным, однако полностью останавливать движение на действующем кольце метро не планируется. Сейчас мы занимаемся проработкой решений по обходным тоннелям, рассматриваем вопрос по их диаметру и протяженности», –
Андрей Бочкарев
Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства
С «Суворовской» пассажиры смогут перейти на станцию «Достоевская» Люблинско-Дмитровской линии метро, которая была открыта в 2010 году. Почему же пересадочный узел не построили сразу?
Тогда сооружение станции приостановили в связи с трудностями, связанными с размещением ее в составе действующей Кольцевой линии метро, большим объемом работ, выполняемых в ночные «окна», а также высокой стоимостью строительства объекта.
История и особенности строительства
Возможность создания этой станции прорабатывалась еще в 1990-е годы, однако технические сложности так и не позволили воплотить задуманное. Сейчас Москомархитектура ведет разработку проекта планировки территории (ППТ) линейного объекта.
Проект планировки территории: зачем он нужен?
Проект планировки территории (ППТ) – это градостроительный документ, который разрабатывается на небольшой участок – квартал, микрорайон или район. Он уточняет места размещения:
- площадей;
- улиц и проездов;
- набережных;
- парков, скверов;
- бульваров;
- границы общественных зон;
- линейных объектов и их охранные зоны – линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения;
- объектов капитального строительства.
Кроме того, проект планировки территории уточняет последовательность развития территорий.

ППТ детально показывает, какие объекты есть на рассматриваемой территории. Таким образом, в ППТ входят также:
- проект межевания территории (ПМТ). Согласно ему выполняется «нарезка» земельных участков на рассматриваемой территории;
- градостроительные планы на каждый (ГПЗУ).

Назад
Поскольку все документы градостроительного планирования должны соответствовать друг другу, то и ППТ должен соответствовать Генеральному плану и Правилам землепользования и застройки (ПЗЗ).

Поэтому, если в ПЗЗ на территорию, в которую входит участок ППТ, установлены регламенты, например, виды разрешенного использования, максимальные параметры плотности застройки, процент застроенности и предельная высотность размещаемых объектов, то и материалы ППТ должны разрабатываться с учетом этих данных.

Назад
Согласно положениям 42 статьи Градостроительного Кодекса (глава 5), обязательными частями ППТ являются три блока.
Текстовая часть
Иногда ее называют пояснительной запиской. Она содержит информацию о параметрах развития территории на ближайшую перспективу и положение о том, в какой очередности она будет развиваться.
Здесь детально прописывается информация:
- о площадях каждого из вновь образованных земельных участков (с перечислением допустимых вариантов их образования);
- такая же информация о землях, относящихся к группе общего пользования, включая территорию, планируемую в качестве резервной, либо изымаемую для нуждгосударства/муниципалитета;
- о виде разрешения по каждому участку на их возможное использование согласно проекту планировки территории.
Во второй блок входит вся графическая часть, определяющая:
- границы объекта, уже имеющегося либо только планируемого к возведению;
- все красные линии, указанные в утвержденном ППТ. Ими обозначаются все объекты строительства – имеющиеся и перспективные;
- линии отступа, определяющие минимальные расстояния от имеющихся красных линий, задающие разрешенные места для возможного возведения объектов;
- границы публичных территорий.
Два этих блока – основная часть проектной документации. Именно ее нужно утверждать.
Третий блок – материалы, обосновывающие основную часть. Например, положение границ:
- природных земель, являющихся охраняемыми;
- зон, для пользования которыми законодательно заданы особые условия;
- объектов, отнесенных к культурному наследию;
- всех объектов строительства;
- существующих участков земли для данной территории.

Назад
До начала работ по планировке территории требуется получить официальное разрешение на выполнение этой работы.
После завершения его разработки планировка должна пройти стадию утверждения на предварительно организованных общественных слушаниях.
В противном случае разработанные проекты планировки и межевания не смогут получить законный статус и будут юридически нелегитимны.
Законодательством допускается два варианта разработки проектов планировки территории и ее межевания.
Первый – подача заявления в местную администрацию. К нему нужно приложить пакет документов:
- свидетельство о том, что заявитель является собственником этого земельного участка;
- выписку из реестра кадастрового учета на участок;
- выписку окапитальных объектах на участке либо об их отсутствии;
- эскиз генплана с приложением схемы инженерных коммуникаций, проложенных по участку;
- топографический план участка с обозначенными коммуникациями.
Далее проводят подготовительные работы, по итогам которых принимается решение.
Если оно положительное, составляется техническое задание и выполняются все необходимые виды работ.
Готовые ППТ согласуются на публичных слушаниях, в которых должны принять участие представители водоканала, газовой службы (при наличии газопровода), электросетей.
Проект разрабатывают в срок до двух месяцев.
Второй – обратиться в специализированную компанию, если местная администрация не оказывает такую услугу.

Назад
Кроме того, идет расконсервация существующих рабочих подходных выработок для возобновления сооружения станции, а также обследование временной крепи (искусственное сооружение, которое предотвращает возможность обрушения окружающих горных пород в тоннеле метро – прим. ред.). Уже проведены дополнительные изыскания для корректировки проекта.
При проектировании и строительстве линий и станций столичного метро обязательно предусматривается комплекс мер организационного, технического и экономического характера, направленных на исключение негативного влияния на окружающую застройку. Как выполнить этот пункт, если ветка − действующая?
Для уменьшения влияния работ на существующие сооружения метро запланирована проходка обходных тоннелей, после переключения движения поездов возможно создание платформенного участка, тягово-понизительной подстанции, блока технических помещений, пересадки на станцию «Достоевская» Люблинско-Дмитровской линии и выхода в город из первого вестибюля.
В технической зоне – в десяти метрах до тоннелей – намечена проходка отбойными молотками без применения буровзрывного способа.
Ранее рассматривался вариант строительства станции без сооружения обходных тоннелей и камер переключения движения, но от него отказались для обеспечения безопасности хода поездов.
Во время сооружения камер переключения движения проектом предусматривается частичная остановка движения на участке Кольцевой линии от «Курской» до «Краснопресненской». На них имеются тупиковые пути для разворота составов поездов.
Для сооружения камер, строительства путей и переключения кабелей управления и связи предусматривается остановка движения сроком примерно на три-четыре месяца. Выполнить такую задачу возможно лишь после того, как Большая кольцевая линия (БКЛ) метро замкнется и будет введена в эксплуатацию в этом году.
Большая кольцевая линия метро
Большая кольцевая линия Московского метрополитена – крупнейший в мире проект метростроения. Длина БКЛ – 70 км, на нем расположены с 31 станция и три электродепо.
БКЛ стала самой длинной кольцевой линией метро в мире, обогнав бывшего «чемпиона» среди подземных колец – Вторую кольцевую линию Пекинского метро (57 км).
Впервые план создания второй кольцевой линии возник в 1947 году, когда еще строилась первая Кольцевая. Различные планы предлагались в 1970-е, 1980-е и 2000-е годы, но проект реализован не был. Решение начать строительство БКЛ принял мэр Москвы Сергей Собянин в 2011 году. Работы стартовали в ноябре того же года.
Назад
Большое кольцо соединило все радиальные ветки на расстоянии до 10 км от существующего кольца.
Со станций БКЛ можно сделать порядка 50 пересадок. В ходе строительства Большого кольца заложены технические решения, которые позволят присоединить к ней новые радиусы метро:

Назад
Первые пять станций открыли в феврале 2018 года: «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошёвская», «ЦСКА» и «Петровский парк». Длина участка – 10,5 км. Его запуск улучшил транспортную ситуацию в четырех районах столицы: Хорошёвский, Аэропорт, Тимирязевский, Савёловский и в деловом центре «Москва-Сити».

В декабре 2018 года открылась «Савёловская», одна из самых глубоких и сложных в строительстве станций БКЛ: глубина заложения превышает 65 метров. Метро в шаговой доступности получили почти 240 тыс. жителей районов Беговой, Савёловский, Бутырский, Марьина Роща.
29 марта 2020 года открыли еще три станции БКЛ - «Авиамоторную», «Лефортово» и «Нижегородскую». В канун нового, 2021 года, была запущена станция «Электрозаводская».
Станции «Мнёвники» и «Народное Ополчение» открыты 1 апреля 2021 года.
7 декабря 2021 года президент России Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли 10 станций метро на новом участке Большой кольцевой линии. Среди них – девять новых станций: Терехово», «Кунцевская», «Давыдково», «Аминьевская», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского», «Новаторская», «Воронцовская», «Зюзино», а также одна реконструированная – «Каховская».

1 марта 2023 года президент Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли последний участок нового кольца, на котором находится девять станций: «Марьина Роща», «Рижская», «Сокольники», «Текстильщики», «Печатники», «Нагатинский Затон», «Кленовый бульвар», «Каширская» и «Варшавская».
Назад
Линия была построена в максимально короткие сроки – в течение 10 лет, при этом со дня открытия первой станции БКЛ в 2018 году и до завершения строительства прошло всего пять лет.
Справиться с трудностями удалось благодаря применению передовых технологий строительства.
Так, при проходке в водоносном слое применялся метод замораживания грунтов. Эту технологию использовали на перегонах «Народное Ополчение» – «Мнёвники», «Воронцовская» – «Зюзино», а также при строительстве пересадки «Петровский парк» – «Динамо».
При строительстве станции «Нижегородская» применили технология top-down, когда подземная часть возводится «сверху-вниз» от уровня земной поверхности. Сначала бетонируют перекрытия и сваи-колонны, а потом работы идут вглубь с возможностью параллельного строительства сооружений на поверхности. Это позволяет работать в условиях плотной застройки и экономит время.
Станция «Деловой центр» была интегрирована в один из нижних этажей центрального ядра делового центра «Москва-Сити». Чтобы исключить влияние метро на прочность сооружения, в основании путей были смонтированы виброгасящие плиты, поглощающие колебания от движения поездов.
На станции «Текстильщики» впервые в истории Московского метро головную часть 10-метрового тоннелепроходческого щита весом 870 тонн опустили в монтажно-щитовую камеру в собранном виде. Уникальная операция выполнялась с помощью портальной системы, которая имеет возможность вести работу с весом порядка 1,2 тыс. тонн.
Ранее щит опускали по частям с помощью кранов-многотонников и монтировали уже в котловане. Применение портальной системы позволило на месяц сократить срок монтажа ТПМК.
В ходе строительства был установлен ряд строительных рекордов:
- на станции БКЛ «Марьина Роща» установлены самые длинные эскалаторы в столичном метро протяженностью 130 метров;
- 33 тоннелепроходческих щита было задействовано при строительстве БКЛ;
- 20 тыс. человек участвовали в строительстве Большого кольца;
- 500 погонных метров за месяц прошел щит «Лилия» при прокладке двухпутного тоннеля на западном участке БКЛ.
БКЛ полностью соответствует высоким стандартам Московского транспорта, которые включают:
- бесстыковой путь – технологию, обеспечивающую комфорт пассажиров, плавность и тишину поездок в метро, увеличение срока службы инфраструктуры;
- датчики на основе RFID-меток – путевые датчики, помогающие машинистам управлять поездами точнее и безопаснее;
- подогрев ступеней в вестибюлях – зимой не образуется наледь и повышается безопасность пассажиров;
- освещение – подобрана оптимальная освещенность на станциях, что позитивно влияет на настроение пассажиров;
- пожаробезопасные зоны для маломобильных пассажиров, куда подается свежий воздух – в случае чрезвычайной ситуации здесь можно укрыться от пожара;
- лифты и тактильную плитку.

Назад
Сейчас проектирование основных сооружений в полном объеме не ведется, так как отсутствуют утвержденное на него задание, актуальные техусловия ГУП «Московский метрополитен» и проект планировки территории.
Более того, срок ввода объекта в эксплуатацию отодвигает решение построить для станции второй вестибюль с подземными подходными коридорами. Он разместится на пересечении Олимпийского проспекта с ул. Дурова.
«В ходе корректировки проектной документации станции «Суворовская» прорабатывается возможность возведения второго вестибюля. Это повысит транспортную доступность прилегающей территории», –
Андрей Бочкарев
Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства
Дизайн станции метро «Суворовская»
Все чаще при строительстве новых станций столичного метро организуются открытые конкурсы на разработку их архитектурного облика. Так был выбран дизайн станций «Мнёвники» и «Терехово» Большой кольцевой линии метро, открытых в 2021 году, а также «Солнцево» и «Новопеределкино» Солнцевской ветки, запущенных в 2018-м.
В ситуации с «Суворовской» проводить состязание не планируется. Предварительные проработки оформления станции выполнялись еще в 2012 - 2013 годах. Однако из-за изменения конфигурации первого вестибюля и необходимости строительства второго архитектурное решение доработают.
Правительством проводятся заседания комиссий постоянно действующего коллегиального и совещательного органа при Москомархитектуре – Архитектурного совета Москвы.
При разработке концепций могут рассматриваться разнообразные стилевые методы и приемы оформления. Особое внимание уделяется качеству архитектурных решений, неординарный характер которых должен быть органично связан с функционально-планировочной структурой станции, обеспечивающей комфортное пребывание пассажиров.
Целесообразность строительства станции
Строительство «Суворовской» позволит значительно улучшить транспортное обслуживание жителей столичного района Мещанский, а также обеспечить пешеходную доступность крупных объектов общегородского значения: театра «Уголок дедушки Дурова», спорткомплекса «Олимпийский» и др.
«Строительство необходимо для снижения загрузки центральных пересадочных узлов метро и городского наземного транспорта. Сейчас Люблинско-Дмитровская линия – единственный диаметр, не имеющий двух пересадок на Кольцевую ветку», –
Юрий Кравцов
Генеральный директор АО «Мосинжпроект»
По подсчетам специалистов, примерный пассажиропоток на станции составит около 250 тыс. человек в сутки.
Напомним, с 2011 года в столице построили более 197 км линий метро, открыли 100 новых станций, три дополнительных вестибюля, а также 11 электродепо для поездов метрополитена и Московского центрального кольца (МЦК).
Московское центральное кольцо
Городская электричка – новый вид общественного транспорта, который появился в столице 10 сентября 2016 года с открытием Московского центрального кольца (МЦК). Оно интегрировано в систему Московского метрополитена. По сути, это 14-я наземная линия.
Длина кольца – 54 км, на нем расположена 31 станция. Станции МЦК – это полноценные транспортно-пересадочные узлы. С них можно сделать пересадку на станции метро, МЦД. Они организованы по принципу «сухие ноги» – пассажирам не нужно выходить на улицу, чтобы попасть с одной станции на другую. Пересадки между станциями метро и МЦК занимают не больше 10–12 минут.
Жители и гости столицы совершили 1 млрд поездок по Московскому центральному кольцу за семь лет.
На метро и МЦК в 2023 году совершено более 2,2 млрд поездок.
Назад
Московское центральное кольцо работает по графику метрополитена: станции открываются для пассажиров в 05:30 и функционируют до 01:00.
Интервал движения поездов на МЦК в утренние и вечерние часы пик составляет четыре минуты. В остальное время – восемь минут.

Назад
Железнодорожное кольцо проходит по 26 районам Москвы, где проживают около 2 млн человек. Запуск пассажирского движения по МЦК улучшил транспортную ситуацию для жителей, у которых не было до этого метро в пешей доступности. Это районы Метрогородок, Бескудниковский, Коптево, Хорошёво-Мнёвники и Нижегородский. Стало удобнее пересаживаться с одного вида транспорта на другой, в том числе за счет единой системы оплаты проезда.

Назад
По кольцу ходят скоростные электропоезда «Ласточка», которые двигаются практически бесшумно и могут разгоняться до 120 км в час. Составы оборудованы кондиционерами, биотуалетами, информационными панелями, бесплатным Wi-Fi, розетками и велокреплениями.

Двери вагонов открываются в ручном режиме: для входа или выхода нужно нажать на специальную кнопку, установленную на дверях. Она работает только во время полной остановки состава на платформе. При готовности дверей к открытию загорается зеленый сигнал. В остальное время из-за требований безопасности двери заблокированы.
В отличие от пригородных электричек в «Ласточках» нет тамбуров. Это позволяет пассажирам быстро зайти в салон или покинуть его на нужной остановке.

От холода пассажиров Московского центрального кольца защищает тепловая завеса. Умная система климат-контроля выпускает потоки теплого воздуха перед дверями в вагонах автоматически, защищая от перепада температур. Кроме того, система климат-контроля обеззараживает воздух, уничтожая возможные инфекции и вирусы.
В перспективе планируется запустить по МЦК беспилотные «Ласточки».
Назад
Проезд на МЦК можно оплатить с помощью обычных городских билетов («Единый», «Тройка») и банковских карт с бесконтактной оплатой.
В течение 90 минут можно бесплатно пересесть с одного вида транспорта на другой при поездках по следующим маршрутам:
- МЦК - метро;
- Метро - МЦК;
- метро - МЦК - метро;
- МЦК - МЦД;
- МЦД - МЦК.

Назад
МЦК приспособлено для маломобильных граждан. На станциях и в вагонах размещены информационные указатели, пиктограммы, бегущая строка и навигационные элементы с шрифтом Брайля. На 25 транспортно-пересадочных узлах установлены лифты и эскалаторы, еще на пяти ТПУ – специальные подъемники.
Работают сотрудники Центра обеспечения мобильности пассажиров метро.

Назад
В планах на ближайшие годы – открытие еще 50 - 60 станций метро. В основном на БКЛ и трех новых линиях метро: Троицкой, Рублёво-Архангельской и Бирюлёвской, а также на третьем и четвертом маршрутах Московских центральных диаметров (МЦД-3 и МЦД-4).
В результате 95% москвичей будут жить рядом со станциями метро. Город станет доступнее для жителей всех районов.
Помимо строительства новых веток, идет продление существующих. Так, Люблинско-Дмитровскую линию метро протягивают в поселок Северный. На новом участке появится три станции: «Яхромская», «Лианозово» и «Физтех». Достроить его планируется в 2023 году.
Также в следующем году Солнцевская линия метро дойдет во Внуково – первый аэропорт в России получит свою станцию подземки. Помимо «Внуково», на этом отрезке появится станция «Пыхтино». Их соединит 12-й по счету метромост в столице – он пройдет над рекой Ликова.
Планируется продление Арбатско-Покровской линии метро в район Гольяново, что позволит на четверть снизить нагрузку на станцию «Щёлковская» и Щёлковское шоссе. В результате улучшится транспортное обслуживание порядка 70 тыс. москвичей.
Все о строительстве метро
Второй вестибюль появится у станции «Суворовская»