Знаковые проекты года
Темы в материале:
2023 год начался с грандиозного открытия – в марте в Москве полностью запустили Большую кольцевую линию – самое большое метрокольцо в мире. В сентябре подземка пришла в аэропорт Внуково и расположенный за МКАД район Северный.
Запущено два новых Московских центральных диаметра. Так называемое наземное метро связало столицу с ближайшим Подмосковьем. Завершены крупнейшие дорожные проекты – Московский скоростной диаметр, проспект Багратиона, развязка на пересечении МКАД с Липецкой улицей. Открыты важные объекты медицины, образования и спорта.
Метро
В этом году в столице открылись 14 новых станций метро на трех линиях. Большое кольцо метро (БКЛ) стало неотъемлемой частью транспортной системы столицы и во многом изменило ее, предоставив возможность горожанам выбирать новые, более удобные и быстрые маршруты.
Запуск самого длинного метрокольца в мире – историческое событие для столицы. Только за полгода по БКЛ было совершено 156 млн поездок.
«Уверен, что дальше Большая кольцевая линия будет пользоваться еще большей популярностью у москвичей. К 2025 году горожане станут совершать по ней 2,3 млн поездок в рабочие дни», – подчеркнул Мэр Москвы Сергей Собянин.
«Это действительно уникальный инфраструктурный объект, созданный за рекордные для стройки такого масштаба 10 лет. Над его созданием трудились тысячи специалистов, включая сотрудников холдинга «Мосинжпроект». Важно, что результат общей работы столичного Стройкомплекса получил широкое признание профессионального сообщества», – рассказал генеральный директор АО «Мосинжпроект» Юрий Кравцов.
Проект БКЛ стал победителем десятой национальной премии «Формула движения» в номинации «Лучший инфраструктурный проект регионального значения».
«Среди критериев оценки номинантов – вклад в развитие транспортной инфраструктуры отдельного региона, инновационность разработок и внедрение новых технологий. Большое кольцо полностью отвечает этим требованиям, ведь это десятки пересадок на действующие радиальные линии, Московские центральные диаметры и Московское центральное кольцо, это уникальный облик каждой из 31 станции, использованные впервые в мировом метростроении отделочные материалы, такие как стеклофибробетон, а также построенные с помощью 10-метровых тоннелепроходческих комплексов самые длинные в России двухпутные тоннели подземки», – пояснил исполнительный директор – руководитель Дивизиона по строительству метро АО «Мосинжпроект» Валерий Кивлюк.
Еще одно долгожданное событие произошло в сентябре – Солнцевскую линию метро продлили до аэропорта Внуково. Здесь построили две станции – «Пыхтино» и «Аэропорт Внуково». Сотням тысяч человек теперь удобнее добираться до работы и дома, они могут экономить на дороге до часа в день.
«Впервые в России метро пришло в авиагавань. Это знаковое событие для всей страны. Путь от Внуково до центра столицы теперь экономный и комфортный, а транзитные пассажиры могут быстрее перемещаться между аэропортами. Причем станцию метро интегрировали в аэропорт полностью. Через подземный переход есть выходы в терминал А, а также в подземный терминал Аэроэкспресса, на привокзальную площадь и к 1-й Рейсовой улице», – отметил Мэр Москвы Сергей Собянин.
Благодаря открытию новых станций разгрузились Киевское и Боровское шоссе, свободнее стало на станциях метро «Рассказовка» Солнцевской линии и «Саларьево» на Сокольнической линии.
Открытие трех станций на Люблинско-Дмитровской линии – событие не менее значимое, ведь метро подошло к одному из ведущих вузов России – МФТИ. Рядом с новыми станциями «Яхромская», «Лианозово» и «Физтех» расположены и другие крупные предприятия, а также научно-исследовательские институты.
С открытием новых станций салатовой линии метро более 500 тысяч человек получили быстрые и удобные маршруты, а экономия времени в пути составила до 40 минут в день. Теперь студенты и преподаватели могут доехать на метро до «Физтеха» и сесть на бесплатный шаттл, который довезет прямо до вуза.
МЦД
Сегодня столицу трудно представить без Московских центральных диаметров (МЦД). Они помогают пассажирам из пригорода добираться до центра столицы без пересадок и долгого ожидания.
«Первые две линии наземного метро открыли в ноябре 2019 года, спустя четыре года запустили МЦД-3 и МЦД-4. Таким образом, у горожан появилось 74 станции, новые прямые маршруты с бесплатными пересадками на Московское центральное кольцо, метро и другие диаметры», – сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.
По его словам, с их запуском серьезно разгрузились соседние линии метро, а территории у станций МЦД стали привлекательнее для жизни и бизнеса.
«Мы завершили интеграцию железнодорожных направлений с МЦК. Сейчас строим новые московские городские вокзалы МЦД: Митьково и Петровско-Разумовская, реконструируем Беговую, Рижскую, Малино, Курский вокзал. До конца 2024 года полностью обновим подвижной состав третьего диаметра, а к концу 2025 года – и четвертого», – ранее рассказал Сергей Собянин.
МЦД-3 запустили в августе 2023 года. Он связал Зеленоград и подмосковный город Раменское. Раньше такого варианта городского пассажирского ж/д сообщения не было. Например, добираться из Зеленограда на юго-восток столицы было неудобно, приходилось строить маршрут до Ленинградского вокзала и пересаживаться на метро.
Для соединения Казанского и Ленинградского ж/д направлений провели беспрецедентные по масштабу работы. Инфраструктуру центрального участка диаметра создали с нуля. Заново построили Митьковскую соединительную ветвь, московский городской вокзал Зеленоград – Крюково, Русаковский и Николаевский путепроводы, развязку в Малино, парки для экипировки и отстоя поездов в Раменском и Зеленограде.
С запуском МЦД-3 более 3 млн жителей Москвы и Подмосковья получили наземное метро в шаговой доступности. Диаметр связал знаковые для Московского региона кластеры: промышленный – в Зеленограде, авиастроения в – Люберцах и другие.
На МЦД-3 курсируют 122 современных поезда. Более 70% из них – новый подвижной состав: «Иволга», ЭП2Д и «Ласточка». Пассажиры могут не только быстрее, но и дешевле добираться до дома и работы. Стоимость поездок для них снизилась до 3,5 раза.
Четвертый Московский центральный диаметр (МЦД-4) открыли 9 сентября. Он связал Апрелевку с микрорайоном Железнодорожный в Балашихе и более 20 районов Москвы. Четвертый диаметр стал самой протяженной линией МЦД – 86 км. Поэтому на ряде его маршрутов увеличено время бесплатной пересадки с 90 до 120 минут. Стоимость поездки для пассажиров снизилась примерно в три раза.
Сейчас на четвертом диаметре 36 станций. В будущем откроют еще две: Беговую и Рижскую. В итоге МЦД-4 пройдет через семь центральных вокзалов Москвы. К концу 2025 года планируется полностью обновить подвижной состав, в том числе на маршрутах дальнего пригорода.
Дороги
Годовой план по строительству дорог в Москве выполнен досрочно. «С начала 2023 года построили 115 км дорог и 66 искусственных сооружений: тоннелей, путепроводов, эстакад и мостов», – заявил мэр Москвы Сергей Собянин.
Так, завершили строительство Московского скоростного диаметра (МСД), открыли движение по проспекту Багратиона и трассе, связывающей Варшавское и Калужское шоссе в Новой Москве. Закончили реконструкцию развязки МКАД – Липецкая улица.
Новая городская магистраль – МСД – создавалась в несколько этапов. Основной участок длиной 40 км от Бусиновской развязки до Косинской эстакады открыли в 2022 году. 8 сентября 2023 года он был состыкован с федеральной трассой М12 «Восток», а 9 сентября открылось южное направление МСД.
«Участок довольно большой – 28 км. Большая часть этой трассы находится в воздухе – на эстакадах, мостах, это сложнейшее сооружение. Таким образом, вместе с основным участком это будет 68 км, в результате 4,5 млн жителей почувствуют улучшение транспортной ситуации», – сказал Сергей Собянин.
Трасса южного направления МСД начинается у развязки с шоссе Энтузиастов, пересекает Москву-реку по новому мосту в районе Каширского шоссе и выходит на МКАД в районе Варшавского шоссе и федеральной трассы М2 «Крым».
С открытием южного направления МСД улучшилась транспортная доступность 22 районов Москвы с населением 2,5 млн человек. Трафик за сутки здесь составит порядка 110 тыс. автомобилей.
«На строительстве южного участка в пиковый период было задействовано более 15 тыс. специалистов и более 2 тыс. единиц техники. Стройка шла в крайне сложных стесненных условиях городской среды. Было построено множество искусственных сооружений, проложены десятки километров дорог и инженерных коммуникаций. Объект такой сложности невозможно было бы реализовать в столь короткие сроки без слаженной работы заказчика – городских служб – и строителей, вовлеченных в стройку», – рассказал генеральный директор ОАО «Дороги и мосты» Алексей Крапивин.
Строительство новой вылетной магистрали Москвы – проспекта Багратиона – стало результатом реализации крупнейшего проекта государственно-частного партнерства. Шестиполосная дорога проходит через Молодогвардейскую развязку и полностью интегрирована с северным обходом города Одинцово и далее с Можайским и Минским шоссе.
«Трасса М1 на полсотни километров на подходе к городу платная, она доходила до МКАД, упиралась в нее и создавала массу транспортных проблем. За счет частных инвесторов трассу продлили до делового центра «Москва-Сити». Рядом, буквально в километре, здание Правительства Российской Федерации. Экономия времени в пути – соответственно, от МКАД почти до центра города – в три раза. Примерно 50 тыс. человек ежедневно будут пользоваться этой трассой», – ранее отмечал мэр Москвы Сергей Собянин.
В результате создания альтернативного пути от федеральной трассы М1 «Беларусь» до «Москва-Сити» перепробег автотранспорта сократился на 3 км, а время в дороге – в среднем до 30 минут. Теперь путь от МКАД до «Москва-Сити» стал быстрее в три раза – доехать можно за 15 минут вместо 45. Новая трасса улучшила транспортное обслуживание более 1,5 млн москвичей и жителей Московской области.
Генеральный директор Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев назвал запуск движения по новому проспекту знаковым событием для Москвы. По его словам, совместные внутренние и внешние инвестиции позволяют привлекать средства в инфраструктуру и реализовывать такие комплексные проекты.
«Хочется поблагодарить Сергея Семёновича Собянина за создание очень привлекательных условий для инвестиций. Безусловно, продолжим инвестировать в инфраструктурные, социально значимые проекты Москвы и других городов и регионов России», – подчеркнул Кирилл Дмитриев.
По словам генерального директора АО «НПФ «Газфонд» Юрия Шамалова, проект удалось реализовать на средства негосударственных пенсионных фондов.
«Эксплуатация автодороги принесет пользу и жителям Московской области. Более 7 млн наших клиентов, вкладчиков, участников фонда и пенсионеров, а также застрахованных лиц получат регулярный долгосрочный доход, превышающий инфляцию», – отметил он.
Правительство Москвы выполнило за счет бюджета города работы по освобождению территории и ведет строительство смежных объектов, которые обеспечат связь магистрали с расположенными рядом улицами.
Общая протяженность магистрали со съездами и 17 искусственными сооружениями (включая три эстакады, путепровод через Минскую улицу и мост через Москву-реку) составляет почти 22 км, в том числе основной ход – около 10 км. Для удобства жителей сооружены два подземных пешеходных перехода – в районе станций Рабочий Поселок и Фили МЦД-1.
Чтобы минимизировать влияние на окружающую застройку, магистраль проложена вдоль путей МЦД-1. Около 60% трассы составляют сложные искусственные сооружения. В их числе – одна из крупнейших в Москве эстакада основного пути от МКАД до станции Рабочий Посёлок (1,96 км), эстакада основной дороги через Рублёвское шоссе и железнодорожные пути (700 метров), мост через Москву-реку (330 метров), эстакада на примыкании к основной проезжей части обхода Одинцово (310 метров), путепровод через Минскую улицу (90 метров), эстакады-съезды на сообщении с МКАД и Молодогвардейской транспортной развязкой, Кутузовским проспектом, Северо-Западной хордой, Шелепихинской набережной (более 2,5 км).
Эксплуатируют дорогу на платной основе. Новая магистраль оборудована безбарьерной системой взимания платы. Стоимость проезда автоматически списывается с предоплаченных транспондеров. Если транспондера нет, оплатить проезд можно через мобильные приложения «Парковки России», «Главная дорога», а также на сайтах mos.ru и m-road.ru. Такая система обеспечивает более высокую скорость движения и исключает скопление машин на пунктах оплаты.
Реконструкцию развязки МКАД – Липецкая улица удалось завершить на 16 месяцев раньше срока. Она обеспечила беспрепятственный выезд на федеральную трассу М4 «Дон». Проект предусматривал замену устаревшего сооружения современной развязкой с направленными съездами, а также реконструкцию МКАД между 26-м и 31-м км (участок от МСД до Каширского шоссе). Всего по проекту построено 6,8 км дорог.
«Очень масштабный и важный объект – новая развязка на пересечении Липецкой улицы и МКАД. По сути, это новые южные ворота Москвы с выходом на трассу М4 «Дон». Развязка улучшила транспортную доступность районов Бирюлёво Западное и Восточное, близлежащих районов Подмосковья с населением примерно полмиллиона человек. Кроме того, улучшилась ситуация на МКАД в этом районе», – отметил мэр Москвы Сергей Собянин.
Реорганизация бывшей промзоны «ЗИЛ» – важный градостроительный проект Москвы. Это одна из крупнейших площадок комплексного развития города.
«Помимо строительства социально значимых объектов, жилых кварталов и деловых центров, здесь формируются новые транспортные системы, включая автодороги, мосты и набережные, то есть создается принципиально новая сбалансированная городская среда, обеспеченная всей необходимой инфраструктурой», – рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.
Через затон Новинки построили автодорожный мост, который стал ключевым элементом формирующегося здесь участка магистральной улично-дорожной сети длиной почти 11 км.
«Мост связал набережную Марка Шагала с районом Южнопортовый, улучшив транспортное обслуживание свыше 200 тыс. жителей новых кварталов «полуострова ЗИЛ» и прилегающих территорий. Чтобы интегрировать участок новой магистрали во внутриквартальную дорожную сеть и при этом увязать две набережные, применили специальные подходы к строительству мостового сооружения», – добавил Бочкарёв.
Как пояснил генеральный директор «МИПСТРОЙ 1» (строительное подразделение холдинга «Мосинжпроект» – генерального подрядчика по строительству объекта) Константин Маслаков, дорожно-мостовое строительство в условиях мегаполиса требует от инженеров высокого профессионализма: каждое искусственное сооружение нужно деликатно вписать в городскую застройку с минимальным влиянием на действующие транспортные системы.
«При строительстве моста через затон Новинки перед нами стояла задача обеспечить непрерывную навигацию по Москве-реке на весь период строительства. Для этого установка главного пролета мостового сооружения велась методом продольной надвижки – элементы пролетного строения собирались на набережной, а затем поэтапно надвигались по специальным накаточным устройствам. Это позволило нам смонтировать пролетное строение без возведения промежуточных опор и без влияния на движение речных судов», – сказал Константин Маслаков.
Руководитель компании «МИПСТРОЙ 1» добавил, что центральное пролетное строение выполнено из металлоконструкций с ортотропной плитой проезжей части. Это позволило обеспечить необходимые габариты для свободного движения судов, избежав ограничений для речной навигации.
Объекты медицины
Тринадцать лет назад мэр Москвы Сергей Собянин поставил амбициозную задачу – создать в столице лучшую медицину. Главным принципом сделали комплексный подход, то есть одновременное развитие всех сфер здравоохранения.
Внедрили новый стандарт онкологической помощи, создав пять якорных центров с полным спектром диагностики, лечения и наблюдения.
В конце августа начался прием пациентов в новом лечебно-диагностическом комплексе Московского клинического научного центра (МКНЦ) им. А.С. Логинова.
«Комплекс оснащен по последнему слову техники. В распоряжении врачей – 40 тысяч единиц медицинского оборудования, в том числе магнитно-резонансные и компьютерные томографы, рентген-комплексы, ангиографические установки, рентген-установки типа «C-дуга», УЗИ-аппараты, эндоскопическое и лабораторное оборудование, оборудование для лучевой терапии и многое другое», – рассказал Сергей Собянин.
В новом центре можно пройти полный цикл лечения – от диагностики до диспансерного наблюдения. С помощью патоморфологической лаборатории здесь подбирают таргетную и иммунную терапию. В молекулярно-генетической лаборатории диагностируют пациентов с риском наследственных форм рака.
«При проектировании комплекса предусмотрели все, чтобы обеспечить максимально комфортные условия для пациентов, родственников и медперсонала: безбарьерная среда, широкие двери, специальные лифты. Санузлы оборудованы поручнями и сиденьями для душа, организованы отдельные въезды для кресел-каталок», – отметил Сергей Собянин.
В клинике обустроили маломестные палаты с кондиционерами, где пациенты могут находиться вместе с родственниками. В них установлены кровати с электроприводом и кнопками вызова персонала. В специальных комнатах можно поговорить с врачами и психологами.
«С открытием нового комплекса МКНЦ имени Логинова формирование нового каркаса онкологической помощи вышло на финишную прямую. Мы продолжаем наращивать мощности: скоро в Коммунарке закончат строительство лучевого корпуса, а в Московской городской онкологической больнице № 62 – многофункционального комплекса. Продолжим закупать и обновлять оборудование», – подчеркнул мэр Москвы.
Реализуется новый стандарт экстренной медицинской помощи – создается сеть из шести флагманских центров. Четыре из них уже работают – в НИИ Склифосовского, больнице им. Вересаева, в ГКБ № 15 им. Филатова и ГКБ им. Боткина.
Открылись детский стационар больницы в Коммунарке и подстанция скорой помощи в районе Южное Бутово, патолого-анатомический корпус ГКБ № 13 в районе Южнопортовый и восемь поликлиник в разных районах города.
В декабре крупнейшая в стране инфекционная клиническая больница (ИКБ) № 1 приняла первых пациентов.
«С ее открытием мы завершили модернизацию инфекционной службы города – это важнейший этап формирования нового медицинского каркаса столицы. Врачи отмечают своевременность запуска больницы именно сейчас, в традиционный для инфекционных заболеваний зимний сезон», – подчеркнул мэр Москвы.
Новый комплекс ИКБ № 1 построили на месте старых корпусов и оснастили передовым оборудованием. Мощность стационара увеличилась почти в 1,5 раза. Лечение здесь могут проходить одновременно около 1 тыс. пациентов.
В ИКБ № 1 теперь есть обособленные блоки для оказания помощи взрослым и детям, отделение для пациентов с особо опасными инфекциями, клиническая лаборатория, где смогут проводить до 15 тыс. исследований в сутки, уникальный гепатологический центр с дневным стационаром.
Скоро заработают четыре современные операционные и инфекционная акушерско-гинекологическая служба, где мамы и дети смогут получать лечение в одном месте без транспортировки в другие стационары.
Спорт
Еще в сентябре в городе выполнили годовой план по строительству спортивных сооружений. Это 14 новых объектов, в том числе такие крупные, как Ледовый дворец «Кристалл» в «Лужниках», Академия спорта «Динамо» в Петровском парке, ледовый каток «Сталкер» в районе Куркино, Дворец спорта в Некрасовке, физкультурно-оздоровительный комплекс с бассейном «Качаловский» в районе Северное Бутово и др.
«В Петровском парке, родном месте для спортивного общества «Динамо», мы открыли еще один первоклассный объект – Академию спорта. Это спортивный манеж для всесезонных занятий физкультурой и спортом. По своим масштабам он стоит в одном ряду с крупнейшими спортивными сооружениями Москвы, построенными в последние годы», – пояснил Сергей Собянин.
Строительство спортивного объекта в районе Аэропорт на ул. Юрия Никулина, д. 3, стартовало в июне 2021 года и завершилось в марте 2023-го. Работы проводили на средства инвесторов.
В трехэтажном здании разместились футбольное поле с искусственным покрытием, ледовая арена для хоккея по стандарту НХЛ и фигурного катания с трибунами до 100 мест, гимнастический зал с трибунами до 400 мест, универсальный спортзал для баскетбола, волейбола и гандбола и др.
Также завершено строительство трехэтажного Дворца спорта в районе Некрасовка. В здании оборудовали плавательные бассейны для взрослых и детей, ледовую арену, тренажерный и гимнастический залы и др.
«Это долгожданный дворец и один из самых больших. Некрасовка была сложным районом, мы хотели вдохнуть в нее жизнь, поэтому в центре организовали такой кластер, фестивальную ярмарку», – пояснил Собянин.
В районе Ясенево построили Центр фигурного катания Этери Тутберидзе. Там оборудованы две многофункциональные арены: соревновательная с трибуной на 500 мест и тренировочная, которые могут трансформироваться в хоккейное поле.
Технические решения холодильных систем, вентиляции и кондиционирования арены проработаны в соответствии с мировыми стандартами. Например, холодильные установки позволяют в режиме реального времени с помощью датчиков контролировать качество и температуру поверхности льда.
Во Дворце созданы все условия для комплексных тренировок. Спортсменам доступно 10 хореографических, акробатический и два тренажерных зала, а также тренировочный – с покрытием из искусственного льда.
Образование и наука
На территории Инновационного научно-технологического центра МГУ «Воробьёвы горы» планируется разместить девять кластеров общей площадью 479 тыс. кв. метров.
Флагманский кластер «Ломоносов» площадью 65 тыс. кв. м спроектирован и построен за два года. Сегодня это один из лучших в стране научно-технологических центров.
Среди его архитектурных особенностей – витражное остекление, обеспечивающее свободный доступ естественного света, озелененная кровля, где можно проводить разные мероприятия.
Внутри кластера – лаборатории с «чистыми комнатами» и коворкингом для инноваторов, конференц-залы, выставочные пространства, сервисные компании.
Доступность объекта обеспечена тремя станциями метро – «Раменки», «Ломоносовской проспект» и «Университет».
В МГТУ им. Баумана открыли многофункциональный научно-образовательный корпус и Дворец технологий.
В первом расположено семь кафедр университета. Во второй переехало управление аспирантуры, ученый совет, приемная комиссия, профессорский клуб и клуб выпускников. В парадных помещениях Дворца технологий будут проходить научно-образовательные форумы.
Планируется достроить еще 10 корпусов, среди них – исследовательский центр, многофункциональный библиотечный корпус, центральный кластер, «Квантум-парк» и комплекс общежитий.
«В 2023 году в районе вуза привели в порядок 14 улиц и переулков. Также обновили стадион «Металлург» и запланировали строительство моста через Яузу», – добавил Сергей Собянин.
Культура
На ВДНХ открылся павильон «Атом» – уникальный выставочный комплекс, посвященный истории освоения атомной энергии. Выставка беспрецедентна по своему масштабу. Здесь представлены ядерный реактор Ф-1, бомба РДС-1, «Царь-бомба», модели подземной лодки, дирижабль «Атомный властитель неба» и атомный автомобиль «Волга-атом». Посетители также могут побывать внутри капитанской рубки первого атомного ледокола «Ленин».
Все эти экспонаты невозможно было разместить в исторических павильонах ВДНХ. Поэтому на месте павильона № 19 – типового здания из алюминия и стекла, находившегося в плохом техническом состоянии, – построили семиэтажный павильон, три этажа из них – подземные.
Выставочный комплекс будет интересен и специалистам атомной энергетики, и всем посетителям ВДНХ. Одновременно в павильоне «Атом» могут находиться порядка 2 тыс. человек.