Подводя итоги: российская столица продолжает бить рекорды
Темы в материале:
Строительный комплекс Москвы по итогам прошлого года вновь показал блестящие результаты ввода объектов, начиная от важнейших транспортных сооружений и заканчивая новостройками по реновации и социальными объектами. О главных стройках 2023 года и планах на будущее – в интервью заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрея Бочкарёва журналу «Инженерные сооружения».
– Андрей Юрьевич, что вы считаете главным достижением Строительного комплекса столицы в 2023 году?
– Главным достижением можно считать стабильную работу Стройкомплекса фактически по всем направлениям, сохранение высоких темпов строительства и ввода объектов, выполнение всех намеченных планов и даже их перевыполнение.
Уже к 1 декабря в городе было введено свыше 12,3 млн кв. метров недвижимости, что почти в полтора раза больше запланированного. В том числе сдано почти 5,8 млн кв. метров жилья, что также превышало плановые показатели.
При этом около 80% сданной недвижимости в целом и около 85% жилья построили девелоперы, что свидетельствует о благоприятном инвестиционном климате в столице, несмотря ни на какие экономические трудности и вызовы.
Грандиозный рывок совершили и в развитии транспортной инфраструктуры, фактически приблизившись к завершению формирования единого транспортного каркаса столицы.
– В 2023 году в Москве открылось много транспортных объектов. Какие из них самые крупные и важные для города?
– Год стал по-настоящему рекордным по количеству важных для города введенных транспортных объектов. Завершено строительство Московского скоростного диаметра в пределах МКАД, осенью мы запустили по нему бессветофорное движение, это позволило автомобилистам сократить перепробеги по городу и выбирать более удобные маршруты поездок.
Досрочно сдали развязку на пересечении МКАД с Липецкой улицей. Реализован первый в столице проект автодорожной концессии по сооружению новой магистрали – проспекта Багратиона, являющегося теперь дублером Кутузовского проспекта и переходящего в него Можайского шоссе до МКАД.
Знаковыми событиями для Москвы стали продление метро до международного аэропорта Внуково и до расположенного за МКАД района Северный, а также открытие двух новых сквозных железнодорожных маршрутов – Московских центральных диаметров: МЦД-3 Зеленоград – Раменское и МЦД-4 Апрелевка – Железнодорожный.
Ключевым прорывом в развитии столичной транспортной системы стал запуск движения по всей Большой кольцевой линии метро – самой протяженной в мире. БКЛ соединила 34 района с населением более 3 млн человек.
Пассажиры, пользуясь пересадками с Большого кольца на нужные им радиальные ветки метро, Московского центрального кольца и Московских центральных диаметров, экономят в поездках от 30 до 45 минут, а прилегающие к БКЛ районы получили мощный импульс к дальнейшему градостроительному развитию.
– Транспортный каркас Москвы практически сформирован. Каковы дальнейшие планы города по развитию этой инфраструктуры?
– Более половины средств городской Адресной инвестиционной программы на 2024-2026 годы выделяется на строительство транспортной инфраструктуры, являющейся драйвером развития Москвы.
В течение трех лет планируем ввести еще 35 км линий и 17 станций метро. Уже в 2024 году достроим первый участок новой Троицкой ветки от станции «Новаторская» с пересадкой на БКЛ до «Коммунарки», где можно будет пересесть на одноименную станцию Сокольнической линии. Таким образом, в Троицкий и Новомосковский округа придет еще одна ветка метро.
Достроим в Новой Москве и станцию «Потапово» Сокольнической линии. Кстати, она будет первой отапливаемой наземной станцией столичного метро.
Продолжим строительство станции «Суворовская» Кольцевой линии, новой Рублёво-Архангельской ветки, приступим к сооружению Бирюлёвской линии и продлению Арбатско-Покровской ветки до района Гольяново.
В рамках развития дорожно-транспортной инфраструктуры запланировано строительство 265,5 км дорог, 71 искусственного сооружения, в том числе семи мостов и 60 пешеходных переходов. В частности, завершится формирование Московского скоростного диаметра: достроим южный участок от МКАД до автодороги Солнцево – Бутово – Варшавское шоссе.
Из крупных объектов также будут введены две развязки на МКАД: на пересечении с улицами Верхние Поля и Капотней и с Алтуфьевским шоссе, а также Южная рокада.
Кроме того, продолжим строительство и модернизацию железнодорожной инфраструктуры на МЦД. Эта работа включает сооружение новых и реконструкцию существующих платформ, часть из них станет современными городскими вокзалами с комфортными условиями для пассажиров и удобными пересадками на другие виды транспорта, а также строительство подъездных дорог к платформам, остановок общественного транспорта и удобных переходов.
Серьезных усилий потребует и проектирование МЦД-5 для соединения Ярославского и Павелецкого направлений МЖД.
– В 2023 году исполнилось шесть лет программе реновации. Расскажите, как она реализуется.
– Программа реновации с каждым годом набирает обороты. В рамках ее реализации в эксплуатацию уже введено 296 новостроек, 268 из них передано под заселение. Возводится еще 225 домов и 198 проектируется.
В новые квартиры переселились 122,3 тыс. москвичей, а в целом в процессе переезда находятся 147,4 тыс. человек из 916 старых зданий. Снесено 337 домов, из которых горожане переехали в новостройки.
Программа уже вышла на новый этап: дома возводят не только на стартовых площадках, но и на месте снесенных домов. В ближайшие годы темпы ее реализации ускорим, чтобы москвичи как можно быстрее улучшили свои жилищные условия.
– Реально реализовать программу быстрее заявленных ранее сроков?
– Вполне реально, мы это видим уже сейчас. Ускорить темпы реализации программы позволяет широкое включение в работу стартовых площадок, которых уже более 600. Их градостроительный потенциал составляет порядка 10 млн «квадратов» недвижимости, причем поиск новых площадок продолжается. Таким образом, обеспечивается организация волнового переселения в кварталах.
Кроме того, из бюджета выделяется больше средств, а значит, и проектировать, и строить будем быстрее. Скажем, если в 2023 году планировалось ввести порядка 1,2 млн кв. метров жилья, то в пиковые годы нарастим годовые объемы до 3 млн «квадратов».
Ускорить процесс нам помогает и перевод строек в цифру: применение технологий информационного моделирования позволяет сокращать и стоимость, и сроки проектирования и строительства.
То, как увеличиваются темпы реализации программы реновации, наглядно демонстрирует статистика. Если с 2017 по 2020 год было введено 1,1 млн кв. метров жилья, то в 2021–2023 годах – уже 2,9 млн «квадратов». С 2017 по 2020 год под заселение передали 900 тыс. кв. метров жилых площадей, а в 2021–2023 годах – около 3 млн.
В первые три года реализации программы в новостройки начали переселяться 33,7 тыс. человек, в последние три – более 110 тыс. жителей. В 2017–2020 годах расселили 82 дома, в течение последних трех лет – 470.
– Каких успехов добились в городе в 2023 году в плане развития социальной инфраструктуры?
– Темпы строительства социальной инфраструктуры в Москве в 2023 году по-прежнему высокие. Было сдано более 100 объектов образования, здравоохранения, спорта, культуры. Причем годовой план ввода детских садов и спортивных сооружений был досрочно перевыполнен.
Кроме того, ввели 24 школы и блока начальных классов, пять учебно-образовательных комплексов, включая такой знаковый, как кластер «Ломоносов», 24 объекта здравоохранения и два объекта культурно-просветительского назначения.
Все построенные сооружения расположены в шаговой доступности от жилья и транспортных узлов, что повышает комфортность городской среды.
– Как будет развиваться отрасль в ближайшие годы? Какие знаковые объекты недвижимости планируется построить?
– Уверен, что, несмотря ни на какие трудности, отрасль продолжит динамично развиваться. Объем строительства объектов городского заказа не сократился, все обеспечено материальными ресурсами, поэтому все запланированные проекты будут реализованы.
Не снижается и активность инвесторов. Из общего количества выданных городским и частным застройщикам разрешений на строительство, которых, кстати, в 2023 году было на 8% больше, чем в 2022-м, 67% пришлось на инвесторские проекты.
Если говорить о конкретных планах, то в течение трех лет город планирует ввести 6,5 млн кв. метров жилья, в том числе по программе реновации, а также завершить совместно с инвесторами строительство 307 объектов социальной инфраструктуры. Среди крупнейших – школы-гиганты в районах Обручевский, Гольяново, Измайлово и в Коммунарке, лучевой корпус больницы в Коммунарке и лечебный комплекс детской больницы святого Владимира, спорткомплекс на улице Москворечье и кампус МГТУ им. Баумана.
Будут реконструированы Дворец спорта «Лужники» и кинотеатр «Полярный». Завершим строительство Национального космического центра, который будет иметь огромное значение для страны.
– Москва комплексно развивает территории. Почему это важно?
– Стратегия полицентрического развития мегаполиса с упором на комплексное освоение территорий была определена мэром Москвы Сергеем Собяниным еще в 2010 году и с тех пор не менялась. Комплексный подход позволяет создавать качественную городскую среду, удобную для жизни, работы и отдыха москвичей. Сводится к минимуму точечная застройка, освоение территорий идет вблизи транспортных узлов, а там, где их дефицит, город активно строит метро, железнодорожную инфраструктуру и дороги.
При реализации любого проекта в городе в шаговой доступности от жилья обязательно возводится социальная инфраструктура, чтобы рядом с домом у людей были и садик, и школа, и поликлиника, и места для занятий физкультурой и спортом, а строительство коммерческой недвижимости позволяет создавать рабочие места, что сокращает маятниковую миграцию.
Когда у жителей рядом есть все необходимое, они экономят время, меньше используют транспорт – в результате разгружаются дороги, становится меньше пробок, улучшается экология. Таким образом, добиться изменения качества жизни в городе можно исключительно путем комплексного подхода к проектированию и строительству.
Принцип комплексной застройки лежит и в основе программы реновации, и редевелопмента промзон, и развития прибрежных территорий Москвы-реки и Яузы, и прилегающих районов к МЦК, МЦД, и в Новой Москве.
– Какой бы вы хотели видеть Москву в 2030 году?
– Москва за последние годы изменилась в лучшую сторону практически по всем показателям. Самые смелые идеи, которые в начале этого пути казались фантазиями, уже воплощены. И немалая заслуга в этом принадлежит строителям, проектировщикам, архитекторам и всему столичному Стройкомплексу.
По темпам транспортного и жилищного строительства Москва служит ориентиром не только для других регионов страны, она также входит в число мировых лидеров.
Мы придерживаемся долгосрочной градостроительной стратегии развития мегаполиса, ключевая цель которой – создание еще более качественной инфраструктуры: цифровой, экологически безопасной, отвечающей передовым мировым тенденциям и реализующей концепцию 15-минутного города, то есть доступность всех необходимых товаров и услуг в пределах 15 минут ходьбы.
Это подразумевает сбалансированное пространственное планирование, дальнейшее строительство современной социальной и инженерной инфраструктуры, качественного доступного жилья и коммерческой недвижимости для создания рабочих мест в шаговой доступности, формирование новых транспортных связей, внедрение зеленых технологий возведения и эксплуатации зданий.
Таким образом, я уверен, что к 2030 году Москва превратится в еще более удобный, комфортный, открытый и привлекательный инновационный город, который будет удерживать лидирующие позиции на мировом уровне.
Здесь будут внедрены технологии будущего. В частности, получат повсеместное распространение системы «умного города» – Smart City. Уйдут в прошлое каменные джунгли, уступив место квартальной застройке, что обеспечивает проницаемость среды.
95% жителей города получат в шаговой доступности скоростной рельсовый транспорт. В разы увеличатся площади парков, зеленых зон и общественных пространств. В результате активно развивающегося процесса цифровизации отрасли будет создан цифровой двойник Москвы, представляющий собой виртуальную 3D-модель с пятью аналитическими слоями, данными об инфраструктуре, зданиях и коммуникациях на 2500 кв. километрах городской территории.
После создания этой модели реализация строительных проектов в столице ускорится, потому что данная модель позволит нам получать и предоставлять необходимую для строительства информацию всем заинтересованным лицам – и строителям, и жителям – намного быстрее.
В целом внедрение новых технологий снизит трудозатраты в отрасли минимум вдвое и сократит сроки строительства примерно на четверть. Реализация всех этих мер позволит достичь итоговой цели: обеспечить москвичам благополучную жизнь в современном мегаполисе.








