Подводя итоги: российская столица продолжает бить рекорды

Темы в материале:

КРТ

Строительный комплекс Москвы по итогам прошлого года вновь показал блестящие результаты ввода объектов, начиная от важнейших транспортных сооружений и заканчивая новостройками по реновации и социальными объектами. О главных стройках 2023 года и планах на будущее – в интервью заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрея Бочкарёва журналу «Инженерные сооружения».

– Андрей Юрьевич, что вы считаете главным достижением Строительного комплекса столицы в 2023 году?

– Главным достижением можно считать стабильную работу Стройкомплекса фактически по всем направлениям, сохранение высоких темпов строительства и ввода объектов, выполнение всех намеченных планов и даже их перевыполнение.

Уже к 1 декабря в городе было введено свыше 12,3 млн кв. метров недвижимости, что почти в полтора раза больше запланированного. В том числе сдано почти 5,8 млн кв. метров жилья, что также превышало плановые показатели.

При этом около 80% сданной недвижимости в целом и около 85% жилья построили девелоперы, что свидетельствует о благоприятном инвестиционном климате в столице, несмотря ни на какие экономические трудности и вызовы.

Грандиозный рывок совершили и в развитии транспортной инфраструктуры, фактически приблизившись к завершению формирования единого транспортного каркаса столицы.

– В 2023 году в Москве открылось много транспортных объектов. Какие из них самые крупные и важные для города?

– Год стал по-настоящему рекордным по количеству важных для города введенных транспортных объектов. Завершено строительство Московского скоростного диаметра в пределах МКАД, осенью мы запустили по нему бессветофорное движение, это позволило автомобилистам сократить перепробеги по городу и выбирать более удобные маршруты поездок.

Досрочно сдали развязку на пересечении МКАД с Липецкой улицей. Реализован первый в столице проект автодорожной концессии по сооружению новой магистрали – проспекта Багратиона, являющегося теперь дублером Кутузовского проспекта и переходящего в него Можайского шоссе до МКАД.

Знаковыми событиями для Москвы стали продление метро до международного аэропорта Внуково и до расположенного за МКАД района Северный, а также открытие двух новых сквозных железнодорожных маршрутов – Московских центральных диаметров: МЦД-3 Зеленоград – Раменское и МЦД-4 Апрелевка – Железнодорожный.

Ключевым прорывом в развитии столичной транспортной системы стал запуск движения по всей Большой кольцевой линии метро – самой протяженной в мире. БКЛ соединила 34 района с населением более 3 млн человек.

Пассажиры, пользуясь пересадками с Большого кольца на нужные им радиальные ветки метро, Московского центрального кольца и Московских центральных диаметров, экономят в поездках от 30 до 45 минут, а прилегающие к БКЛ районы получили мощный импульс к дальнейшему градостроительному развитию.

– Транспортный каркас Москвы практически сформирован. Каковы дальнейшие планы города по развитию этой инфраструктуры?

– Более половины средств городской Адресной инвестиционной программы на 2024-2026 годы выделяется на строительство транспортной инфраструктуры, являющейся драйвером развития Москвы.

В течение трех лет планируем ввести еще 35 км линий и 17 станций метро. Уже в 2024 году достроим первый участок новой Троицкой ветки от станции «Новаторская» с пересадкой на БКЛ до «Коммунарки», где можно будет пересесть на одноименную станцию Сокольнической линии. Таким образом, в Троицкий и Новомосковский округа придет еще одна ветка метро.

Вопрос-ответ
Троицкая линия метро
Троицкая линия метро

В столице строится новая радиальная линия – Троицкая. На ней будет 17 станций, а ее длина составит более 43 км. Ветка пройдет от станции ЗИЛ МЦК и дойдет до Троицка. Это будет самый протяженный радиус московского метро и самый большой за МКАД.

Станции «ЗИЛ» и «Крымская» являются пересадочными на одноименные станции МЦК. С «Новаторской» можно пересесть на Большую кольцевую линию метро, с «Академической» – на Калужско-Рижскую.

На станции «Новомосковская» организован пересадочный узел с Сокольнической веткой.

В перспективе на станции «ЗИЛ» планируется организовать пересадку на Бирюлёвскую линию метро.

 

Назад

Строительство Троицкой линии ведется в два этапа. Сейчас завершен первый этап создания нового радиуса метро. 

Четыре станции начали работу в сентябре 2024 года – «Новаторская», «Университет Дружбы Народов», «Генерала Тюленева», «Тютчевская», а 28 декабря открыли второй участок – станции «Корниловская», «Коммунарка» и «Новомосковская». 

В рамках празднования Дня города 13 сентября 2025 года в столице открылись еще четыре станции «изумрудной» ветки – «Вавиловская», «Академическая», «Крымская» и «ЗИЛ».

Сейчас готовится проектная документация второго этапа строительства ветки – участка длиной 16,8 км с шестью станциями от «Новомосковской» до Троицка.

Для обслуживания поездов «изумрудной» линии в этом году ввели электродепо «Столбово». В 2029-м планируется завершить строительство депо «Троицкое».

Назад

Линия улучшит транспортное обслуживание около 2 млн горожан, которые получат десятки вариантов новых маршрутов и смогут значительно экономить время в пути.

Открытие метро также будет стимулировать строительство жилой и коммерческой недвижимости, создание десятков тысяч рабочих мест.

Троицкая линия уменьшит нагрузку на южные участки Сокольнической и Калужско-Рижской веток, а также на Бутовскую. Ее запуск позволит снизить интенсивность движения автотранспорта по прилегающей улично-дорожной сети, что улучшит экологическую ситуацию.

 

Назад

Достроим в Новой Москве и станцию «Потапово» Сокольнической линии. Кстати, она будет первой отапливаемой наземной станцией столичного метро.

Продолжим строительство станции «Суворовская» Кольцевой линии, новой Рублёво-Архангельской ветки, приступим к сооружению Бирюлёвской линии и продлению Арбатско-Покровской ветки до района Гольяново.

В рамках развития дорожно-транспортной инфраструктуры запланировано строительство 265,5 км дорог, 71 искусственного сооружения, в том числе семи мостов и 60 пешеходных переходов. В частности, завершится формирование Московского скоростного диаметра: достроим южный участок от МКАД до автодороги Солнцево – Бутово – Варшавское шоссе.

Вопрос-ответ
Дорога Солнцево – Бутово – Варшавское шоссе
Дорога Солнцево – Бутово – Варшавское шоссе

В Новой Москве строится 8-полосная магистраль Солнцево - Бутово - Варшавское шоссе, которая свяжет четыре вылетные магистрали – Боровское, Киевское, Калужское и Варшавское шоссе и станет дублером МКАД на юго-западе столицы.

 

Назад

Новая дорога сооружается участками, всего их пять: 

  • от Боровского до Киевского шоссе – ВВЕДЕН;
  • от Киевского шоссе до Калужского шоссе – ВВЕДЕН;
  • от Калужского шоссе до станции метро «Новомосковская» – ВВЕДЕН;
  • от станции метро «Новомосковская» до ул. Поляны – СТРОИТСЯ;
  • от ул. Поляны до Варшавского шоссе – СТРОИТСЯ.
     

Назад

Участок дороги от Киевского до Калужского шоссе интегрирован с Сокольнической линией метро от станции «Саларьево» до «Прокшино».

Это первый опыт строительства совмещенной автотрассы и линии метро в Москве:

  • пути метро проходят посередине дороги;
  • выходы из станций расположены на обеих сторонах автомагистрали.

Назад

Из крупных объектов также будут введены две развязки на МКАД: на пересечении с улицами Верхние Поля и Капотней и с Алтуфьевским шоссе, а также Южная рокада.

Кроме того, продолжим строительство и модернизацию железнодорожной инфраструктуры на МЦД. Эта работа включает сооружение новых и реконструкцию существующих платформ, часть из них станет современными городскими вокзалами с комфортными условиями для пассажиров и удобными пересадками на другие виды транспорта, а также строительство подъездных дорог к платформам, остановок общественного транспорта и удобных переходов.

Вопрос-ответ
Московские центральные диаметры: «наземное» метро
Московские центральные диаметры: «наземное» метро

Крупнейший транспортный проект Москвы и Московской области – новое «наземное» метро, которое объединяет пригородные электрички и столичное метро.

 

Назад
  • поезда из Подмосковья проезжают Москву насквозь
  • график работы с 5:30 утра до 1:00 ночи
  • интервал движения между поездами 5-6 минут в часы пик
  • отсутствие дневного перерыва
  • удобные платформы и комфортные поезда

Назад

21 ноября 2019 года запустили МЦД-1 «Белорусско-Савёловский» и МЦД-2 «Курско-Рижский».

17 августа 2023 года открыли движение по МЦД-3 «Ленинградско-Казанский». А 9 сентября запущен МЦД-4 «Калужско-Нижегородский».

Назад

Поездами МЦД являются все электропоезда, которые курсируют по маршруту диаметров (кроме экспрессов). 

По маршрутам МЦД-1 и МЦД-2 курсируют современные поезда «Иволга» российского производства. По техническим параметрам, уровню комфорта и экономической эффективности они соответствуют лучшим зарубежным аналогам, а по некоторым характеристикам превосходят их.

Их ключевые преимущества:

  • широкие двери ускоряют посадку/высадку пассажиров;
  • плавный ход поезда и низкий уровень шума и вибрации при движении;
  • «теплые» поручни;
  • системы обеззараживания воздуха;
  • предусмотрены крепления для велосипедов, USB-розетки для зарядки гаджетов, бесплатный Wi-Fi, информационное табло;
  • адаптированы для маломобильных пассажиров - надежные крепления для колясок, просторные туалетные комнаты. Для слабовидящих пассажиров информационные таблички дублируются шрифтом Брайля.

Назад

Благодаря новой тарифной системе, при поездках по Москве пассажиры смогут ежедневно экономить на проезде до 50%, а пассажиры, приезжающие из Московской области в границах МЦД, до 75%.

МЦД разделены на три тарифные зоны – «Центральная», «Пригород», «Дальняя». 

Оплатить проезд можно картой «Тройка». Бесплатная пересадка действует в течение 90 минут.     

Назад

Серьезных усилий потребует и проектирование МЦД-5 для соединения Ярославского и Павелецкого направлений МЖД.

– В 2023 году исполнилось шесть лет программе реновации. Расскажите, как она реализуется.

– Программа реновации с каждым годом набирает обороты. В рамках ее реализации в эксплуатацию уже введено 296 новостроек, 268 из них передано под заселение. Возводится еще 225 домов и 198 проектируется.

Вопрос-ответ
Реновация жилья в Москве
Реновация жилья в Москве

Программу реновации жилья утвердил мэр Москвы Сергей Собянин 1 августа 2017 года. Она предусматривает расселение более 350 тыс. квартир. 

Это не просто снос ветхого жилищного фонда, но и переселение москвичей в новые дома, в квартиры с качественной отделкой.

Жители переезжают в новостройки в том же районе, за исключением ТиНАО и ЗелАО, где переселение ведется в пределах округов. За дополнительную плату можно получить квартиру большей площади. 

В программу включено 5176 домов. Список стартовых площадок состоит из 837 адресов.

Назад

Переселение проходит в три этапа (в зависимости от хода работ сроки могут меняться):

  • 1 этап – 2020-2024;
  • 2 этап – 2025-2028;
  • 3 этап – 2029-2032. 

 

Назад

Город делает все возможное, чтобы участники программы смогли как можно быстрее переехать в новые квартиры, поэтому список стартовых площадок регулярно пополняется. Некоторые участки под застройку предлагают сами жители. 

Жилье по реновации возводят как на специально подобранных территориях и на месте сноса ранее расселенных домов, так и на участках, реорганизуемых по программе комплексного развития территорий (КРТ).

Назад

Размеры жилых комнат – не меньше, чем в старых домах, при этом площади кухни, санузла, прихожей и балкона, как правило, больше.

В каждой квартире предусмотрены изолированные комнаты, просторный коридор, большая кухня и раздельные санузлы.

Улучшенная отделка «под ключ», выполненная по единому стандарту,  включает:

  •  деревянные межкомнатные двери в спальню, гостиную и кухню;
  •  металлическую входную дверь;
  •  деревянные окна (или из ПВХ) с москитной сеткой;
  •  отделку стен комнат, кухни, прихожей и коридора обоями под покраску;
  •  покраску потолков латексными акриловыми красками;
  •  полы из ламината со звукоизоляционной подложкой в жилых комнатах и прихожей, на кухне - керамогранит или ламинат;
  •  напольный ПВХ плинтус с кабель-каналом;
  •  на кухне – «фартук» во всю длину рабочей зоны, раковину из нержавеющей стали;
  •  люстры и розетки в комнатах, кухне, коридоре, санузлах;
  •  в санузлах подвесной потолок, керамическую плитку, белую стальную ванну, белую керамическую сантехнику (раковину и унитаз), полотенцесушитель, водостойкий светильник;
  •  застекленный балкон.

Назад

Дворы превращаются в удобные для жизни пространства с палисадниками и скверами, велодорожками, подземными парковками.

В прогулочных зонах устанавливают фонари, лавочки и урны, разбивают клумбы, высаживают деревья и кустарники. В новых кварталах найдется место и для тихого отдыха, и для активных занятий спортом.

На детских площадках для безопасности укладывают резиновое покрытие, устанавливают игровые комплексы, качели, песочницы, горки, лабиринты.

В спортивных зонах размещают гимнастические комплексы и тренажеры. Для выгула собак предусмотрены отдельные площадки.

Назад

Общественный штаб по контролю за реализацией программы реновации:

  • консультирует граждан по вопросам программы реновации;
  • организует тематические приемы жителей, проводимые совместно с органами исполнительной власти города Москвы и Фондом реновации;
  • отвечает на вопросы горожан по телефону горячей линии;
  • проводит независимую проверку проблемных ситуаций и вопросов в рамках общественного контроля;
  • оказывает поддержку гражданам по вопросам реализации программы  при взаимодействии с органами исполнительной власти Москвы.

Прием граждан ведется по адресу: Лихов пер., д. 3, стр. 1 еженедельно по вторникам и четвергам с 9.00 до 20.00 по предварительной записи.  

Телефон для записи на прием: +7 (495) 548-20-80 (вход в здание осуществляется по паспортам).

Телефон горячей линии: +7 (495) 548-20-80, 09:00 - 20:00, пн-пт, без перерыва.

E-mail: renovation@shtab.opmoscow.ru

Назад

В новые квартиры переселились 122,3 тыс. москвичей, а в целом в процессе переезда находятся 147,4 тыс. человек из 916 старых зданий. Снесено 337 домов, из которых горожане переехали в новостройки.

Программа уже вышла на новый этап: дома возводят не только на стартовых площадках, но и на месте снесенных домов. В ближайшие годы темпы ее реализации ускорим, чтобы москвичи как можно быстрее улучшили свои жилищные условия.

– Реально реализовать программу быстрее заявленных ранее сроков?

– Вполне реально, мы это видим уже сейчас. Ускорить темпы реализации программы позволяет широкое включение в работу стартовых площадок, которых уже более 600. Их градостроительный потенциал составляет порядка 10 млн «квадратов» недвижимости, причем поиск новых площадок продолжается. Таким образом, обеспечивается организация волнового переселения в кварталах.

Кроме того, из бюджета выделяется больше средств, а значит, и проектировать, и строить будем быстрее. Скажем, если в 2023 году планировалось ввести порядка 1,2 млн кв. метров жилья, то в пиковые годы нарастим годовые объемы до 3 млн «квадратов».

Ускорить процесс нам помогает и перевод строек в цифру: применение технологий информационного моделирования позволяет сокращать и стоимость, и сроки проектирования и строительства.

То, как увеличиваются темпы реализации программы реновации, наглядно демонстрирует статистика. Если с 2017 по 2020 год было введено 1,1 млн кв. метров жилья, то в 2021–2023 годах – уже 2,9 млн «квадратов». С 2017 по 2020 год под заселение передали 900 тыс. кв. метров жилых площадей, а в 2021–2023 годах – около 3 млн.

В первые три года реализации программы в новостройки начали переселяться 33,7 тыс. человек, в последние три – более 110 тыс. жителей. В 2017–2020 годах расселили 82 дома, в течение последних трех лет – 470.

– Каких успехов добились в городе в 2023 году в плане развития социальной инфраструктуры?

– Темпы строительства социальной инфраструктуры в Москве в 2023 году по-прежнему высокие. Было сдано более 100 объектов образования, здравоохранения, спорта, культуры. Причем годовой план ввода детских садов и спортивных сооружений был досрочно перевыполнен.

Кроме того, ввели 24 школы и блока начальных классов, пять учебно-образовательных комплексов, включая такой знаковый, как кластер «Ломоносов», 24 объекта здравоохранения и два объекта культурно-просветительского назначения.

Все построенные сооружения расположены в шаговой доступности от жилья и транспортных узлов, что повышает комфортность городской среды.

– Как будет развиваться отрасль в ближайшие годы? Какие знаковые объекты недвижимости планируется построить?

– Уверен, что, несмотря ни на какие трудности, отрасль продолжит динамично развиваться. Объем строительства объектов городского заказа не сократился, все обеспечено материальными ресурсами, поэтому все запланированные проекты будут реализованы.

Не снижается и активность инвесторов. Из общего количества выданных городским и частным застройщикам разрешений на строительство, которых, кстати, в 2023 году было на 8% больше, чем в 2022-м, 67% пришлось на инвесторские проекты.

Если говорить о конкретных планах, то в течение трех лет город планирует ввести 6,5 млн кв. метров жилья, в том числе по программе реновации, а также завершить совместно с инвесторами строительство 307 объектов социальной инфраструктуры. Среди крупнейших – школы-гиганты в районах Обручевский, Гольяново, Измайлово и в Коммунарке, лучевой корпус больницы в Коммунарке и лечебный комплекс детской больницы святого Владимира, спорткомплекс на улице Москворечье и кампус МГТУ им. Баумана.

Будут реконструированы Дворец спорта «Лужники» и кинотеатр «Полярный». Завершим строительство Национального космического центра, который будет иметь огромное значение для страны.

– Москва комплексно развивает территории. Почему это важно?

– Стратегия полицентрического развития мегаполиса с упором на комплексное освоение территорий была определена мэром Москвы Сергеем Собяниным еще в 2010 году и с тех пор не менялась. Комплексный подход позволяет создавать качественную городскую среду, удобную для жизни, работы и отдыха москвичей. Сводится к минимуму точечная застройка, освоение территорий идет вблизи транспортных узлов, а там, где их дефицит, город активно строит метро, железнодорожную инфраструктуру и дороги.

При реализации любого проекта в городе в шаговой доступности от жилья обязательно возводится социальная инфраструктура, чтобы рядом с домом у людей были и садик, и школа, и поликлиника, и места для занятий физкультурой и спортом, а строительство коммерческой недвижимости позволяет создавать рабочие места, что сокращает маятниковую миграцию.

Когда у жителей рядом есть все необходимое, они экономят время, меньше используют транспорт – в результате разгружаются дороги, становится меньше пробок, улучшается экология. Таким образом, добиться изменения качества жизни в городе можно исключительно путем комплексного подхода к проектированию и строительству.

Принцип комплексной застройки лежит и в основе программы реновации, и редевелопмента промзон, и развития прибрежных территорий Москвы-реки и Яузы, и прилегающих районов к МЦК, МЦД, и в Новой Москве.

– Какой бы вы хотели видеть Москву в 2030 году?

– Москва за последние годы изменилась в лучшую сторону практически по всем показателям. Самые смелые идеи, которые в начале этого пути казались фантазиями, уже воплощены. И немалая заслуга в этом принадлежит строителям, проектировщикам, архитекторам и всему столичному Стройкомплексу.

По темпам транспортного и жилищного строительства Москва служит ориентиром не только для других регионов страны, она также входит в число мировых лидеров.

Мы придерживаемся долгосрочной градостроительной стратегии развития мегаполиса, ключевая цель которой – создание еще более качественной инфраструктуры: цифровой, экологически безопасной, отвечающей передовым мировым тенденциям и реализующей концепцию 15-минутного города, то есть доступность всех необходимых товаров и услуг в пределах 15 минут ходьбы.

Это подразумевает сбалансированное пространственное планирование, дальнейшее строительство современной социальной и инженерной инфраструктуры, качественного доступного жилья и коммерческой недвижимости для создания рабочих мест в шаговой доступности, формирование новых транспортных связей, внедрение зеленых технологий возведения и эксплуатации зданий.

Таким образом, я уверен, что к 2030 году Москва превратится в еще более удобный, комфортный, открытый и привлекательный инновационный город, который будет удерживать лидирующие позиции на мировом уровне.

Здесь будут внедрены технологии будущего. В частности, получат повсеместное распространение системы «умного города» – Smart City. Уйдут в прошлое каменные джунгли, уступив место квартальной застройке, что обеспечивает проницаемость среды.

95% жителей города получат в шаговой доступности скоростной рельсовый транспорт. В разы увеличатся площади парков, зеленых зон и общественных пространств. В результате активно развивающегося процесса цифровизации отрасли будет создан цифровой двойник Москвы, представляющий собой виртуальную 3D-модель с пятью аналитическими слоями, данными об инфраструктуре, зданиях и коммуникациях на 2500 кв. километрах городской территории.

После создания этой модели реализация строительных проектов в столице ускорится, потому что данная модель позволит нам получать и предоставлять необходимую для строительства информацию всем заинтересованным лицам – и строителям, и жителям – намного быстрее.

В целом внедрение новых технологий снизит трудозатраты в отрасли минимум вдвое и сократит сроки строительства примерно на четверть. Реализация всех этих мер позволит достичь итоговой цели: обеспечить москвичам благополучную жизнь в современном мегаполисе.

 

Сеть наземного метро в Москве удвоилась в 2023 году

Ника Булгакова Инженерные сооружения

Новости дня

Все новости