Счастливого Нового года и Рождества!
timelapse
Все темы

Княжевская: форсайт-проект «Москва-2050» позволит увидеть перспективы развития столицы

В марте-апреле 2021 года в столице прошли сессии форсайт-проекта «Москва-2050», в рамках которых представители профильных ведомств совместно с архитекторами и урбанистами обсуждали перспективы развития Москвы как мегаполиса. Итоги форсайта «Москва-2050» подведут в рамках деловой программы ежегодной выставки «АРХ Москва» в Гостином дворе 3 июня. О том, как будут использоваться идеи, наработанные в рамках проекта, и о перспективах возможных изменений градостроительной политики в городе в интервью Агентству городских новостей «Москва» рассказала председатель комитета по архитектуре и градостроительству столицы Юлиана Княжевская.

АГН «Москва»: Как будут реализовывать наработки, которые появятся в рамках проекта «Москва-2050»? Возможны ли какие-то изменения в действующие подходы, которые существуют в планировании? Будут ли они обсуждаться с населением?

Юлиана Княжевская (Ю.К.): Сегодня происходят глобальные изменения и в самой структуре градостроительной документации, и в подходах к планированию территорий. Мы ведем активную работу по нормотворчеству, чтобы понять, какой же документ в дальнейшем будет определять развитие городов, и в частности Москвы. Задача такого проекта как форсайт - уловить суть происходящих изменений, увидеть перспективы развития столицы, создать образ Москвы, к которой мы хотим прийти, и начать путь к цели.

При этом важно понимать, что работа участников форсайта - это вовсе не фантазии на тему «города будущего». Такое позволительно художникам, писателям, но никак не градостроителям - людям, от которых будущее напрямую зависит. Работая на форсайт-сессиях, мы «думаем наперед», опираясь на факты, советуясь с профильными специалистами: социологами, транспортниками, экономистами, экологами и другими. Это поможет заметить тренды, которые едва наметились, услышать все «слабые сигналы», понять, что они означают, и с учетом этого понимания обновить, если потребуется, подходы к планированию городского пространства.

Что касается работы с жителями города, то свою эффективность уже показали существующие инструменты, такие как электронные общественные обсуждения на платформе «Активный гражданин». Убеждена, что эти инструменты будут развиваться и совершенствоваться в дальнейшем.

АГН «Москва»: В Москве действует Генплан до 2035 года. Когда, на наш взгляд, нужно будет обсуждать новый? Как вы считаете, стоит ли в будущем сокращать или, наоборот, увеличивать сроки, на который рассчитан Генплан? Возможны ли его корректировки? Если да, насколько они могут быть значительными?

Ю.К.: Говорить о том, что в Москве действует Генплан до 2035 года, не совсем верно, так как до 2035 года действует Генеральный план на присоединенных территориях. По результатам форсайт-сессий мы видим, что многие тренды, о которых говорят эксперты, в действующем Генеральном плане уже учтены. Тем не менее Генеральный план для территории «старой» Москвы будет действовать до 2025 года, а значит, тема обсуждения нового очень актуальна.

Что касается сокращения или увеличения сроков, на которые рассчитан Генплан, то могу сказать одно: город - живой организм, он может меняться вне зависимости от чьих-либо предположений. Задача же Генерального плана - зарезервировать транспортные коридоры, предусмотреть возможность строительства объектов социальной инфраструктуры и магистральных инженерных сетей, опираясь на данные статистики и научные прогнозы, отталкиваясь от существующих городских проблем.

При этом Генплан вовсе не обязывает город строить новые дороги и социальные объекты, прокладывать инженерные сети, если в них нет необходимости. Он лишь определяет зоны строительства объектов. Сроки строительства и введения объектов в эксплуатацию определяются не Генпланом, а региональными программами и проектами планировки территории.

АГН «Москва»: Может быть, что-то в будущем может прийти на смену Генплану? Какой-то новый документ или подход к планированию, который будет принципиально отличаться от действующих подходов? Каковы мировые тенденции в этом направлении?

Ю.К.: Проблема состава и содержания генерального плана как важнейшего градостроительного документа активно обсуждается в профессиональных кругах на различных форумах, конференциях и семинарах. Звучат и предложения вовсе отказаться от такого долгосрочного документа, как Генплан, заменив его мастер-планом. Совместно с коллегами из Института Генплана Москвы мы анализируем мировой опыт в поисках оптимальной для столицы системы градостроительной документации. И, учитывая этот опыт, вероятно, следует расширить стратегическую направленность Генерального плана. Это позволит добавить гибкости и маневренности градостроительной деятельности.

АГН «Москва»: Привлечение экспертов - правильный шаг, но какое место в будущих масштабных проектах займут рядовые граждане? Будет ли у них возможность доносить свое мнение о том, как должна выглядеть столица?

Ю.К.: Если говорить о градостроительном проектировании будущего, то, очевидно, мы все больше будем ориентироваться на потребности населения, а значит, без соучастного проектирования не обойтись.

Участие жителей в вопросах городского развития давно стало реальностью, и в будущем эта тенденция сохранится. Нами проделана колоссальная работа по переводу публичных слушаний в онлайн-формат. В результате на текущий момент в электронных общественных обсуждениях приняли участие в шесть раз больше горожан, чем в очных слушаниях. Это говорит об эффективности взаимодействия москвичей с градостроителями в онлайн-формате, а значит, оно продолжится и будет еще более активным.

Как показывают результаты форсайт-сессий, сообщества горожан будут принимать в развитии столицы самое активное участие, формировать среду «под себя». Нужно будет планировать город не под абстрактного человека, а учитывая интересы этих конкретных людей. С увеличением продолжительности жизни в городе число пожилых горожан будет возрастать, и запросы этой группы также надо будет обязательно учитывать.

АГН «Москва»: Как, по-вашему, в условиях роста цифровизации изменится городской транспорт? Останутся ли актуальными к 2050 году современные транспортные средства, или появятся радикально новые способы доставки людей и грузов? Сейчас уже тестируют специальные дроны-такси и беспилотные дроны для доставки грузов. Развитие технологий, в том числе на стыке «цифры» и транспорта, окажет влияние на планирование будущих проектов в столице?

Ю.К.: Мы живем в очень интересные времена - изменения происходят быстрее, чем когда-либо в истории человечества. Темпы современной жизни настолько велики, что требуют кардинальных, быстрых и даже провокационных перемен, которые необходимы сейчас для создания лучшего будущего. Однако и сегодня, и в будущем мы должны заботиться о том, чтобы жители могли максимально быстро и комфортно передвигаться по городу. Согласно результатам предфорсайтного исследования, в перспективном развитии до 2050 года наибольшее число респондентов делают ставку на развитие всех видов общественного транспорта. Развитие общественного городского транспорта - мировой тренд. Важным направлением развития транспортной системы столицы названо строительство метрополитена, а также переход на электротранспорт.

Кроме того, в рамках форсайта высказывались весьма смелые предположения о том, как будет развиваться транспортная система в столице. Говоря о технологиях будущего, эксперты отмечали, что новый транспорт будет низкоуглеродным, безотходным, построенным на принципах циркулярной экономики. Также, согласно ряду мнений, прежде чем роботы начнут управлять транспортом на дорогах, они начнут управлять воздушным транспортом. Еще один из возможных трендов, который обсуждался на форсайте, - платформенное управление всеми транспортными потоками города: цифровая модель в режиме реального времени будет отслеживать перемещения.

Оправдаются ли эти предположения, сейчас сказать сложно. Но задача участников форсайта и состоит в том, чтобы продумать и создать образ будущего, который мы еще не можем себе представить.

АГН «Москва»: Москва сочетает в себе множество архитектурных стилей, начиная с барокко, заканчивая постмодернизмом. Какой облик, по вашему мнению, может приобрести Москва к 2050 году? Будет ли создан новый единый стиль, или столица сохранит свою многогранность?

Ю.К.: Мне очень нравится Москва, которой она стала за последние 10 с лишним лет. Благоустройство столичных площадей, дворов, улиц, осуществляемое московским правительством, сделало город эстетически более цельным. Создаются новые автомобильные и пешеходные связи, запущено движение пассажирских поездов по Московскому центральному кольцу, поехали поезда по первым диаметральным маршрутам; столица «собирается» не только эстетически, но и инфраструктурно.

На одной из форсайт-сессий был сформулирован тренд на увеличение роли локальной идентичности у москвичей будущего. Архитектура будет вносить немалый вклад в ее формирование. Так, важный тренд, о котором говорили участники форсайта - синглизм. Люди все чаще живут в одиночку и чаще предпочитают арендное жилье. Возможно, этот тренд повлечет за собой ответ со стороны архитектуры - капсульное жилье, например, но будет ли так - покажет время.

Сегодня перед нами стоит задача уйти от безликой типовой застройки, помочь московским районам стать узнаваемыми, обрести запоминающееся, привлекательное лицо. Чтобы решить эту задачу, был запущен беспрецедентный в истории города архитектурно-градостроительный конкурс «Облик реновации». Открытый международный конкурс на разработку концепций архитектурных решений домов затрагивает все районы реновации и посвящен поиску идентичности каждого из них.

Лучшие российские и зарубежные архитектурные бюро создают образы новых районов, «сочиняют» архитектурные решения зданий. Победители конкурса будут привлечены к дальнейшей разработке архитектурной концепции и авторскому сопровождению проектов. Также мы рассчитываем, что по итогам конкурса город получит библиотеку разнообразных концепций, которые в перспективе смогут применяться не только в рамках программы реновации.

АГН «Москва»: Отразится ли, по вашему мнению, пандемия коронавируса на планировке городов? Москва 2050 года будет построена с учетом того, что может произойти новая пандемия? Будут ли архитекторы в будущем, например, стремиться предотвращать возможность появления больших скоплений людей?

Ю.К.: Пандемия и локдаун - это временные явления, едва ли они отразятся на планировке городов. Тем не менее они позволили четче проявиться тренду на развитие «15-минутного города». Согласно этому тренду, горожане стремятся к тому, чтобы все, что нужно для полноценной жизни (места работы или учебы, кафе и магазины, парки и спортивные площадки) находилось в 15-минутной доступности. Уже сейчас мы видим, что жители новых районов обеспечены всем необходимым в рамках одной территории. В домах, возведенных по программе реновации, на первых этажах размещаются не квартиры, а инфраструктурные объекты, то есть создаются дополнительные рабочие места.

Пандемия показала, что многие из нас могут эффективно работать «из дома», и в дальнейшем число специалистов, работающих удаленно, будет только увеличиваться. При этом в ряде стран Европы все большей популярностью пользуются микроофисы рядом с домом. С градостроительной точки зрения это означает, что у городской среды появятся новые функции, которые нужно будет размещать в составе застройки. Еще один важный тренд - повышение требований жителей столицы к окружающей среде в районах проживания. Все больше горожан осознают пользу прогулок и развлечений на свежем воздухе. Становится более ощутимой востребованность городских зон отдыха и новых комфортных пространств, а значит, город будет активно работать в направлении их развития.

АГН «Москва»: Ряд европейских стран и компаний обсуждают в настоящее время долгосрочные планы полного перехода на электромобили до 2025-2040 годов; Москва - один из передовых городов Европы. Закладываются ли на перспективу градостроительные решения, которые позволили бы реализовать в том числе такие идеи, как переход на электромобили? Или такие идеи в целом не влияют на планирование будущего города?

Ю.К.: Развитие инновационных видов транспорта для Москвы жизненно важно. Но вне зависимости от того, каким именно будет новый вид транспорта, очевидно, что он будет отвечать запросам горожан на экологичность. При этом появление нового вида транспорта возможно, прежде всего, в рамках развития общественного транспорта столицы. Именно город может создать необходимую инфраструктуру для эксплуатации водородных электробусов, которые значительно эффективнее, чем электробусы на литий-ионных аккумуляторах.