Коммерсант.ru: Сергей Собянин: «Мы стараемся не привлекать средства, в которых сейчас нет необходимости»
Темы в материале:
Сергей Собянин - о ближайших и долгосрочных планах мэрии Москвы
Как Москва будет помогать Севастополю. Стоит ли столице занимать деньги на рынке. Когда и с какой скоростью будут продаваться ненужные Москве активы. Какой исполнительная власть города хотела бы видеть Мосгордуму. Почему повышаются цены на проезд в общественном транспорте. На эти и другие вопросы редакции «Ъ» ответил мэр Москвы Сергей Собянин.
— Когда вы cтали мэром Москвы, город уже опережал остальные регионы РФ по уровню социально-экономического развития. За два года этот разрыв как минимум не уменьшился. Насколько существенной проблемой для правительства Москвы является это обстоятельство?
— Какая проблема? Это плюс для Москвы. Чем выше уровень экономического развития, тем больше привлекательность города. Но для страны в целом это, конечно, проблема.
Для ее решения в первую очередь необходимо сконцентрироваться на развитии крупных городов. Это даст наибольший эффект для развития страны и создания новых центров роста. Что, собственно, происходит в других странах, особенно в развивающихся. Урбанизация остается мировым трендом развития.
— В результате украинского кризиса этот разрыв, видимо, увеличится — в условиях роста рисков инвестиции в Москву будут предпочтительны, если кто-то готов вкладывать в РФ, он с большой вероятностью будет делать это именно тут?
— Говорить о том, что все инвестиции пойдут теперь в Москву, нельзя. Если вы посмотрите на инвестиции на душу населения, Москва в России находится в четвертом десятке. Конечно, вне Москвы другие точки отсчета. Но объективно после стольких лет бурного привлечения инвестиций наш город просто не может показывать такую же динамику, как не насыщенные инвестициями регионы. В последние годы прослеживается такая тенденция — инвестиции в торговле, в недвижимости, в промышленности все дальше отходят от границ Москвы, двигаясь в область и в другие регионы Центрального федерального округа. Вспомните, как начиналось вхождение торговых сетей в Россию. Сначала сети появились в Москве. Потом в городах-миллионниках. Сейчас дошли до 200–100-тысячных городов. Московская область в этом отношении также чувствует себя прекрасно.
— Сейчас те же проблемы в правительстве РФ обсуждают в связи с развитием Дальнего Востока, Северного Кавказа и Крыма. Кстати, какова вообще роль Москвы, традиционно имевшей особые отношения с Севастополем, в крымских событиях?
— Мой предшественник (Юрий Лужков, мэр Москвы c 1992 по 2010 год.— “Ъ”) активно участвовал в интеграции Севастополя с Россией, Москва строила там много жилья для ветеранов флота, соцкультбыт. Связь между Москвой и Севастополем не прерывалась, мы с ним работали более интенсивно, чем с любым другим городом России. И севастопольцы это чувствовали: у них было постоянное ощущение, что Москва их не бросила, она рядом.
Сейчас мы развернули там широкую программу, связанную с обновлением медицинского оборудования, поставляем оборудование для школ, коммунальную технику, троллейбусы, о чем подписано новое соглашение. В течение месяцев двух мы создадим план работы на перспективу. Сейчас Севастополю нужно время на настройку межбюджетных отношений внутри России. После того как они выстроят свой бюджет, мы поймем, где и что им еще необходимо.
— А есть ли у Москвы коммерческие, экономические проекты, имущественные интересы в Крыму?
— В Севастополе у нас экономических проектов нет. В Крыму есть три санатория, которым требуется дополнительная реновация, привлечение инвесторов. И это все. Но мне кажется, сам факт патронирования Севастополя Москвой дает больше уверенности для потенциальных инвесторов.
— Тем не менее, вы полагаете, что такой подход — концентрацию усилий без стремления к равномерному развитию территории — можно использовать в других регионах, например на том же Дальнем Востоке?
— Дальний Восток нужно рассматривать с двух точек зрения — с административной и экономической. Раздробленность на небольшие субъекты — вспомните, например, что на Дальнем Востоке есть самостоятельный Биробиджан! — ничего хорошего не дает. Необходимы два-три центра — Хабаровск, Владивосток, Петропавловск-Камчатский, Сахалин,— на которых надо концентрировать все ресурсы, как федеральные, так и региональные. Развивать все одновременно не получится. При концентрации усилий можно ожидать большего экономического роста и позитивной динамики.
— С вашей точки зрения, в Московском регионе — Москве и области — продолжит расти численность населения?
— Да. Мы видим, что идет прирост по 50, 60, 80 тысяч населения в год даже без учета присоединения к Москве новых территорий. С учетом новых территорий эта динамика даже усилится. Это не означает, что на новые территории будут массово въезжать жители из других регионов. В первую очередь речь идет о расселении жителей Московского региона, ближайшего Подмосковья и Москвы.
Ситуация не такая плохая, чтобы от активов избавляться
— Два года назад вы говорили о дыре в бюджете Москвы после отставки Юрия Лужкова в 300 млрд руб. Сейчас этой проблемы нет?
— Да, 300 млрд руб.— это был неприятный долг: и объем сам по себе значителен, и цели, под которые он был взят — а это текущие расходы, проедание, — неприемлемы для оплаты из заимствований. Если бы это было взято под строительство метрополитена, дорог — совсем другой вопрос. Теперь же это все нам приходится нивелировать, эта работа продолжается.
— От каких активов город планирует избавляться в этом году?
— Ситуация не такая плохая, чтобы от активов избавляться. Мы ставим перед собой задачу постепенно приватизировать непрофильные для города предприятия. В настоящий момент на продажу выставлены СК «Олимпийский» и ряд других компаний.
Крупных земельных площадок на продажу в ближайшее время выставлять не предполагается. Еще остаются активы, которые теоретически можно рассматривать как привлекательные для приватизации. Но мы не спешим ничего продавать. У нас нет критической ситуации, будем смотреть на предложения, на цены. Напомню, территории ЗиЛа мы продали из расчета порядка 32–34 тыс. руб. за квадратный метр жилья, которое там будет возводиться,— это самая высокая цена такого рода сделок.
— Рассматривает ли сейчас Москва как альтернативу приватизации новые займы?
— В бюджете Москвы на 2014 год заложено привлечение порядка 140 млрд руб. для покрытия дефицита. Мы стараемся не привлекать средств, в которых сейчас нет необходимости. Уровень долга Москвы снизился с 20% собственных доходов до 12–16%, и это вполне приемлемо.
— Эту цифру, кажется, можно было бы легко поднять до 25% — нет такого соблазна?
— Не совсем. Заимствовать на рынке в таких объемах быстро не получится. В прошлом году мы размещались на 29 млрд руб.— и это было непросто. Одномоментно привлечь больше 100 млрд руб. очень сложно даже Москве. Можно, но за крайне высокую цену. Мы будем стараться в этой ситуации вообще не занимать. Мы не наращиваем текущие затраты. Инвестиционные затраты сохраняем примерно в таких же объемах, может, чуть меньше, чем в предыдущие годы. Но за счет более эффективных проектов физический объем инвестиций не уменьшается.
— Москва, кажется, единственный субъект федерации, у которого нет проблем с исполнением майских указов президента?
— Это не совсем так. При росте обязательств отсутствует адекватный рост доходов — это во-первых. Во-вторых, в Москве самая большая бюджетная сеть и самая высокая средняя зарплата в стране. Тем не менее, указы будут исполнены.
— Перенаселение Москвы уже отчетливо ощущается в больницах и поликлиниках. Планируется ли строительство новых объектов здравоохранения в городе?
— Прежде всего, мы приступим к расширению Морозовской больницы — это одна из крупнейших в России детских клиник. Этот проект будет реализовываться совместно с Российской Федерацией на паритетных началах. Для города это мегапроект.
Принята программа строительства дополнительных городских поликлиник в дефицитных районах. Внедряются новые медицинские и информационные технологии вроде электронной записи и электронной карты, которые разгружают врачей от заполнения разных бланков и дают им больше времени для работы с пациентами. Кроме того, рядом с городскими учреждениями появляется все больше проектов с частными инвестициями или пожертвованиями в здравоохранение.
В «новой Москве» мы уже смонтировали четыре модульные амбулатории, полученные в качестве благотворительного дара «Транснефти». Заключена концессия на создание суперсовременной многопрофильной клиники на базе горбольницы №63. Неплохо развивается сеть мини-поликлиник шаговой доступности «Доктор рядом». Все эти проекты объединяет то, что инвесторы будут оказывать часть услуг по программам ОМС, то есть бесплатно для москвичей, и работать в единой технологической цепочке с городскими учреждениями.
(….)
— Утверждена ли окончательная концепция Московского транспортного узла?
— Концепция подготовлена и согласована со всеми субъектами, участвующими в ней, она одобрена на координационном совете Минтранса, внесена в правительство, но пока не утверждена по техническим причинам. Никаких фундаментальных изменений она не претерпела, речь идет об уточненном графике инвестиций. Самый большой объем — это вложения в метро, в региональные и федеральные автодороги. Вторая по стоимости — это программа ОАО РЖД, в том числе развитие пассажирских пригородных перевозок, она оценивается в 280 млрд руб. И третье — это развитие Московского авиационного узла. С каждым годом нарастает объем частных инвестиций, которые на ближайшие три года составляют около 700 млрд руб. за счет привлечения денег в развитие транспортных узлов, закупку подвижного состава, в строительство частных дорог и прочее.
(….)
— А что с проектом реконструкции Московской кольцевой железной дороги (МКЖД)?
— Он двигается. Пока в графике, но есть проблемы. Требуется дополнительно порядка 20 млрд руб. для путепроводов. И есть дополнительные расходы, которые возникли уже в ходе проектирования МКЖД. Тем не менее, думаю, что в 2015 году все основные работы будут закончены, и в 2016 году начнем регулярное пассажирское движение.
— Но у ОАО РЖД на это дополнительных денег явно нет. Они есть у Москвы?
— Основные деньги предусмотрены в федеральном бюджете. От ОАО РЖД — 40 млрд руб. на весь проект пригородной железной дороги, 50 млрд руб. дает Москва и где-то порядка 150–180 млрд руб., не считая дополнительных расходов,— это средства РФ.
— На днях с поста главы управления делами президента ушел Владимир Кожин. Вы разрабатывали с ним проект строительства правительственного квартала рядом с Кремлем. Какова теперь будет судьба этого проекта?
— Сложно сказать, такие проекты, конечно, во многом зависят от инициативы конкретных чиновников. Насколько интересно это будет новому управляющему делами, посмотрим. Теоретически проект может быть продолжен. Но он не критичный ни для Москвы, ни для правительственных учреждений.
— С Владимиром Кожиным вы обсуждали и вопрос о переносе правительственных учреждений в Новую Москву. Что-то с его уходом изменится?
— Новая Москва пока не имеет никакого отношения к управлению делами президента. Мы развиваем этот район самостоятельно. Причем очень часто наша работа заключается не в ускорении, а в сдерживании развития в силу того, что объем инвестиций слишком велик и эта территория пока не готова их принять с инфраструктурной точки зрения.
(….)
— Недавно мэрия стала единоличным владельцем ВДНХ. Будет ли она передана в подчинение департаменту культуры?
— Нет, не будет. ВДНХ — это, прежде всего, выставочный центр и только потом культурные мероприятия. Более того, на ВДНХ непростая ситуация (с износом инженерных коммуникаций и со сторонними землепользователями.— “Ъ”), и с этой задачей один департамент культуры не справится. Это совместная задача для всех городских служб.
(…)
— У московских властей был велосипедный проект с Банком Москвы. Какова его судьба?
— В прошлом году в рамках проекта можно было взять напрокат около 500 велосипедов, в этом году мы запланировали уже 2,5 тыс. Для одного банка это накладно и обременительно, поэтому мы привлекаем Сбербанк. Пока в проекте два банка, при этом доля Банка Москвы — 50%, доля Сбербанка — 25%, доля городских властей — 25%.
Но мы рассматриваем дальнейшие варианты и открыты для других коммерческих структур.
(….)
— Программа строительства 200 православных храмов идет ударными темпами. Планируете подключать к ней, помимо РПЦ, другие конфессии?
— В Москве православные составляют подавляющее большинство верующих, а количество церквей относительно небольшое. Что касается мусульман, то количество мечетей для них, на мой взгляд, в Москве достаточно.
Интервью подготовили: Рената Ямбаева, Дмитрий Бутрин, Мария-Луиза Тирмастэ, Дмитрий Степанов, Елена Ковалева, Иван Буранов
С полной версией интервью можно ознакомиться здесь.